Практические достижения профессиональной деятельности

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 03.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад написан на тему : "Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе изучения русского языка". В этом докладе я рассказала о разных методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках русского языка. Привела примеры нетрадиционных форм урока и дифференцированном обучении.
Иконка файла материала Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе изучения русского языка.doc
Развитие творческого потенциала младших школьников  в процессе изучения русского языка Выполнила  Колесникова В. Ф. учитель начальных классов МБОУ «Школа №2» г.о. Семёновский Нижегородской области  1Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе изучения  русского языка. На сегодняшний день формирование и развитие творческих способностей детей  младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов,  решаемых в начальной школе. Так как именно они помогают раскрыться ребёнку в  полной мере, создавать  новое, необычное ­ будь это предмет внешнего мира или  построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее  новое отношение к действительности. 2. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.   (3 слайд) В основе ФГОС НОО лежит системно­деятельностный подход, который  предполагает:        разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей  каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала,  познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и  взрослыми в познавательной деятельности.  Каждый учитель ставит перед собой задачу, которая направлена на создание условий  для развития творческого потенциала обучающихся.  Если посмотреть на современное состояние образования в России, когда наиболее  остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно,  по­новому разрешать возникшие трудности, когда быстрым темпом внедряется новый  Федеральный Государственный образовательный стандарт, то можно увидеть, что оно  характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое  направлено именно на развитие творческого мышления учащихся. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной  творческой личности. Важность развития связной речи заключается в том, что она  затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает  школьник. 2. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.     (4 слайд) Для того чтобы действительно достичь желаемого результата деятельность учителя  отвечает определенной системе требований:  творческое развитие доступно каждому ребенку; 2    создание атмосферы общей культуры в школе; доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности  неявная, наводящая; высокий уровень познавательных интересов среди обучающихся, игровые  методики ; внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его  способностям. 3. Теоретические обоснования (5 слайд) Творческие способности ­ далеко не новый предмет исследования. Проблема  человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ  проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем  содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными  работниками (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А.  Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д.  Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан­Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю.  Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.). Их психолого ­ педагогические  исследования дают нам основание считать, что определяющим качеством творческой  личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной,  мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности.     Л.С. Выготский пишет: «задолго до школы ребенок практически владеет всей  грамматикой родного языка, но он не знает, что …владеет. Эти операции неосознанны.  Так пусть ученик на уроках русского языка удивится, порадуется, начнет уважать себя  за знания и умения, которые, как выясняется, уже есть. Тогда он с большей охотой,  более уверенно двинется вперед, за новыми открытиями, постепенно станет  «произвольно» оперировать своими собственными умениями. Так они перейдут «из  бессознательного, автоматического плана в план произвольный, намеренный,  сознательный». Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский,  определял, что «творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что­то новое. Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг  обязано своим происхождением творческому процессу человека».  . К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им было сформулировано так: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а   учитель руководил этим самостоятельным   трудом   и   давал   для   него   материал».   Такое   требование   является единственно верным. Оно не утратило своего значения и в настоящее время. 3Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей­практиков (В.  Сухомлинский, В. Шаталов, Ш. Амонашвили и др.). Например, В. Сухомлинский  определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения,  когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка. [2] Как   же   научить   ребенка   мыслить   творчески?   Прислушаемся   к   советам   известного педагога   В.   А.   Сухомлинского:   «   Не   обрушивайте   на   ребенка   лавину   знаний,   не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, ­ под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком   в   окружающем   мире   что­то   одно,   но   открыть   так,   чтобы   кусочек   жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что­то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он сказал». Проанализировав представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих  творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие  подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое  воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты  творческих способностей. Таким образом, творческие способности ­ это умение творчески мыслить; гибкость,  точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление);  нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования,  предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить  исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация,  активность, интерес, увлеченность творческим делом. Выделенные компоненты  наиболее полно отражают особенности творческой личности. 4. Цель и задачи (6 слайд) Цель  моей   деятельности   –   создание   педагогических   условий   для   развития творческой   мыслящей   личности,   способной   к   самовыражению,   самоопределению   и успешной социализации. Задачи: • • развитие   творческих   способностей   обучающихся   в   процессе   освоения     основ знаний по русскому языку, принципов и закономерностей их функционирования и коммуникативной компетентности    осмысление   ребенком   своего   творческого   потенциала;   развитие   мотивации   в познании языка и передачи опыта творческой деятельности; создание системы форм , методов   и приемов работы по развитию творческих способностей обучающихся при изучении русского языка. • 4Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки русского  языка. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. 5.Ведущая педагогическая идея (7 слайд) Основной педагогической идеей  опыта является педагогика сотрудничества,  которая включает личность школьника  в активную творческую деятельность в  процессе изучения русского языка.       Создание на уроках русского языка и во внеурочной деятельности  условий для  формирования у младших школьников опыта творческой деятельности и  достижения поставленной цели. 6. Деятельностный аспект личного вклада (8 слайд) Система опыта  Диапазон опыта определяю как единую систему "урок ­ внеклассная работа". Не секрет, что русский язык  считается одними из самых трудных школьных  предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он  овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложные  дисциплины, требующие большого труда. Воспитать любовь к языку – это значит  воспитать интерес к нему. Русский язык  в начальной школе остаются инструментами  познания, мышления, развития, они обладают богатыми возможностями творческого  обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию  познавательных интересов, к развитию любознательности.   Метод проектов     Одним из  этапов работы над развитием творческого потенциала стала организация проектной   деятельности  учащихся   на   уроках   русского   языка   и   во   внеурочное время.  Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого­либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала.            УМК   «Планета   знаний»,  по   которому   я   работаю,     предлагает   учащимся выполнение проектной деятельности. Составление проектов способствует расширению кругозора учащихся по темам, близким к учебным,  формирует у них умение работать с информацией,   развивает   творчески.   В   первом   классе   работа   над   проектами   носила исключительно   добровольный   характер,   во   втором   классе   дети   уже   сами   с удовольствием   берутся   за   проекты.   Моя   роль     ­   консультировать,   координировать работу учащихся, стимулировать их деятельность. Роль родителей ­ оказание помощи детям. 5В   ходе   проектной   деятельности     учу   детей   самостоятельно   мыслить   и   находить необходимую  информацию, планировать варианты решения проблемы, делать выводы. Дети   формируют  по «кирпичикам» новое знание и приобретают жизненный опыт. Дети выполняют проекты   не только из учебника, но и свои. Например в 1 классе проект «Веселая азбука», «Мои увлечения», «Моё любимое время года» и дригие.    Итогом проектов стали интересные работы учащихся: рисунки, книжки­самоделки, словари, рекламные вывески,  коллекции. В нашем классе организована выставка проектных работ.   Организация учебного сотрудничества при обучении младших школьников,  создает условия для развития творческого потенциала и коммуникативных УУД. На   уроках   и   во   внеурочной   деятельности   я   использую   разные   варианты сотрудничества: ученик и учитель, ученик и ученик, ученик и родитель. В учебном процессе  я провожу работу как  с гомогенными (одинаковыми    по уровню   знаний), так и с гетерогенными (разными по уровню   знаний) группами. В зависимости от целей, задач, содержания и типа урока мы делили учащихся по тому или   иному   признаку   на   группы.   Так   на   уроках   с   введением   нового   материала   или формирования новых умений и навыков лучше использовать гетерогенные группы, в которых сильные учащиеся помогают овладеть новыми знаниями и умениями более слабым.     На   уроках   закрепления   материала   или   обобщения   знаний   целесообразнее делить класс на  гомогенные группы, предлагая разноуровневые (дифференцированные) задания для более сильных групп и более слабых. Использую следующие варианты  работы в парах: «Статистическая   пара»,   в   ней   обучающиеся   регулярно   общаются   друг   с другом на уроке. Такую работу используем для повышения речевой и мыслительной активности каждого обучающегося. «Динамическая пара»,  в ней общее задание делится между микрогруппами. Каждый   спрашивает   каждого   и   каждый   отвечает   каждому.   В   микрогруппу объединяются учащихся  двух соседних парт. Дается 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта   плана.   Половина   учащихся   говорят,   остальные   целенаправленно   слушают. Динамическая пара это школа повышения адаптации учащихся друг к другу. 6«Вариационная пара»  Это вид коллективного обучения. Отрабатываются разные   материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно. В текстовом документе приведены примеры учебного сотрудничества на разных  фрагментах урока. В учебниках Т. М. Андриановой и В. А. Ильюхиной представлены разные уровни  дифференциации. • первый уровень реализуется через деление  учебного материала во всех  • учебниках и рабочих тетрадях на инвариантную и вариативную части;  второй уровень ­ в вариативной части представлена система разнообразных  заданий по  видам деятельности (творческой, интеллектуальной и поисковой);  третий уровень ­ мини­блок дифференцированных заданий;  четвертый уровень ­ проверочные и тренинговые   задания; • • • пятый уровень ­ проектная деятельность.  Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом  индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые  задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность  дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более  эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё  стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё  отставание от сильных.  Дифференцированный   подход   к   обучающимся   я   использую   на   разных этапах   урока:   при   объяснении   нового   материала,   при   закреплении изученного материала или на этапе проверки ЗУН учащихся.  В своей работе я применяю следующие способы дифференциации: 1) Дифференциацию содержания учебных заданий:   по   уровню   творчества   (установление   аналогии,   сравнение   и  поиск закономерностей, исключение лишнего, группировка);    по   уровню   трудности   (усложнение   за   счёт   увеличения количества   материала,   использование   обратного   задания   вместо прямого, сравнение в дополнение к основному заданию);   по объёму. 2) Использование разных способов организации деятельности учащихся, где работа дифференцируется:  по степени помощи;  по степени самостоятельности. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом. 7Примеры дифференцированных заданий даны в текстовом документе. Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально­ психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к  предмету, способствует коммуникативной активности, развивает  творческие   способности.              Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка   новыми   сведениями,   активирует   мыслительную   деятельность,   внимание,   а главное ­ стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.      Игра  проводится на разных этапах урока. В начале урока цель игры ­ организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу   усвоения темы. В конце урока игра   носит поисковый характер, используется для закрепления материала. «Игра в слова». Участники игры работают в группах. Ведущий определяет тему, например: весёлые неодушевлённые слова. Первый игрок произносит «Цирк», второй «радость», третий «Смех» и т.д. игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Примерные темы для игры: зелёные неодушевлённые слова, рычащие одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, крылатые одушевлённые слова и т.д.  Игра «Снежинка».Работа в парах. На парте у учащихся лежат ёлочки, на которых  написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой.  Нужно вставить  пропущенные буквы в словах: к.лючая, б.льшая, з..лёная, ч..десная, пуш..стая.     “Анаграммы”. Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом  порядке: адрес (среда), салат (атлас); расшифруй слово и запиши его: екар (река),  кащу (щука) и др.  “Неполные слова”. На доске записывается столбик букв, с точками на месте  согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным. .о..а..а .о..а. .е.е.и.о. (комната, вокзал, телевизор).  “Ступеньки”. На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно  больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву  больше предыдущего. МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН и т. д.  “Цепочка слов”. Составить цепочку слов, чтобы каждое слово в ней начиналось  на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее. Аромат, телефон, набережная, якорь и т.д.   “Укрась слова”. К существительному подобрать как можно больше  прилагательных. “Кто что делает”. 8  “Угадай подлежащее”. “Игра­фантазия “Жители предложения”. Распределяются роли: 1­подлежащее, 2­сказуемое, 3­определение, 4­дополнение, 5­ обстоятельство. Кроме этого, могут быть знаки препинания и части речи. Каждому  участнику прикрепляется табличка с его ролью. После прочтения фразы ведущим,  участники выстраивают ее, чётко выполняя отведённую роль. После этого каждый  произносит по очереди своё слово из данной фразы­предложения. Не участвующие в  работе дети проверяют правильность выполнения задания.  “Эстафета­рассказ”. Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время и многие другие       Уроки   русского   языка   провожу   с   использованием   ИКТ   с   целью   активизации познавательной   деятельности   учащихся.  Моя   задача  ­   помочь   маленькому   человеку услышать и увидеть  прекрасное, доброе. А, познав добро, он будет творить его сам.     Компьютерные технологии  на уроках приводят к повышению уровня мотивации учащихся,   что   является   гарантом   формирования   познавательной   активности, необходимым   условием   для   развития   мышления   и   получения   знаний   для   успешной деятельности личности. Использование мультимедиа целесообразно на любом этапе урока.  Система тестирования является важной частью моих   уроков. Особенно повышается его эффективность с использованием интерактивных мультимедийных средств.         Применяю не только свой опыт использования компьютерных технологий, но изучают и творчески  перерабатывают  опыт  учителей других школ.  С  этой целью  использую обучающие электронные ресурсы «Русский язык в начальной школе» и ресурсы сети Интернет.   При   использовании   подобных   анимационных,   красочных   тестов   дети проявляют   огромный   интерес   и   желание   ответить   на   вопросы.   Компьютерные технологии  заняли одно из главных мест и на  уроках  и во внеклассной работе.      Результатом   использования   новых   информационных   технологий   является осуществление   более   легкого,   свободного   и   быстрого   протекания   учебной деятельности учащихся. Они становятся ищущими, жаждущими  знаний, неутомимыми,   легче   и   быстрее   усваивают   материал, творческими,   инициативными.   Ученики   проявляют   готовность   и   стремление   к   совершенствованию.     Успешная   учебно­ познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку учащихся в коллективе.       Таким   образом,   учебный   процесс   с   поддержкой   компьютерных   технологий, повышает   качество   знаний,     помогает   учащимся   преодолевать   трудности,   создает благоприятные   условия   для   лучшего   взаимопонимания   учителя   и   учащихся,   их сотрудничества в учебном процессе. Поэтому, я считаю, применение   компьютерных технологий необходимо для того, «чтобы детям  было интересно учиться, а учителям интересно учить».  9.  Большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческого  потенциала и формированию коммуникативной компетентности. Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность  детского  сочинения  определяется  по тому, насколько  в  нем нашли отражение мысли ребенка,  свежесть  восприятия  им каких­ либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Сочинения мы пишем  разных видов. По источникам(по картине, по наблюдениям, по книге, на материале опыта: «Самый интересный день в школе», «Зимние забавы детей»,  «Моё любимое произведение», «Прогулка по осеннему лесу» По жанру(повествовательные, описание, рассуждение) «Зимний гость», «Почему птицам трудно зимой», «Моя школа» «В чем красота русской зимы» Сочинение­письмо(письмо маме, другу, ветерану и др.) Сочинение­фантазия(сказка, загадка, от имени животного или предмета) По степени самостоятельности:(коллективные, самостоятельные) Сочинение по началу «Вот так снеговик», по плану «Мои увлечения» По стилю(эмоционально­образные «Золотая осень», сочинение типа деловой  статьи)    Нетрадиционные формы урока (9 слайд)   Анализ, проводимых мною уроков, показал, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их   средств,   что   имеются   в   расположении   учителя.   На   уроках   закрепления   или повторения   материала   обычно   интерес   учащихся   падает,   поэтому   необходимо отыскивать   для   их   проведения   нестандартные   виды   работ.   На   помощь   учителю приходят нетрадиционные формы уроков: 1)урок­соревнование; 2) урок – игра; 3) урок – викторина; 4) урок – конкурс; 5) урок творчества; 6)урок–путешествия; 7)   интегрированный урок 8)урок–творческий отчет; 9)уроки взаимообучения; 10) урок­ зачёт; 11) урок­ турнир; 12) аукцион знаний; 13) урок ­ сказка; 14)волшебный  конверт;      Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод,   что   такие   уроки   повышают   эффективность   обучения,   предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.  В гиперссылке приведены примеры нетрадиционных уроков. Внеурочная деятельность (10 слайд) 10Во внеурочное время я продолжаю работу над развитием творческого потенциала младших школьников. • предметные недели по русскому языку • выпуск тематических газет по итогам предметной недели • олимпиады по русскому языку  • участие в школьных театрализованных мероприятиях • выставка творческих работ обучающихся   7. Диапазон лично вклада педагога в развитие образования и степень его  новизны. (11 слайд) • ориентацию учителя на индивидуальные творческий потенциал  • обучающегося;  выявление индивидуальных  способностей и интересов обучающихся к  русскому языку  • мониторинг развития параметров творческого мышления и коммуникативной компетентности • максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его  реального опыта творческой деятельности  • создание системы форм , методов  и приемов работы по развитию творческих способностей обучающихся при изучении русского языка на уроках и во  внеурочное время. 8. Результативность профессиональной педагогической деятельности и  достигнутые эффекты. (12 – 13 слайды) Такая система работы позволила научить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, многие стали прекрасными  рассказчиками, научились правильно ставить вопросы собеседнику, проявились  способности писать сочинения, что в свою очередь позволило повысить качество  знаний не только по русскому языку, но и по остальным предметам. У школьников намечается дифференциация видов мышления и склонностей,  выступающая далее в качестве индивидуальных особенностей личности, повышение интеллектуального уровня. Динамика роста качества знаний свидетельствует о продуктивности данного опыта. Мои ученики продолжают учиться и в среднем звене, не снижая уровня  11обученности. Участвуют в школьных, окружных и всероссийских олимпиадах.  Благодаря развитию творческого мышления и речи на основе и моей системы  работы мои учащиеся владеют творческими и интеллектуальными умениями:      умеют работать самостоятельно с любой информацией, исследуя, анализируя ее, и делают выводы; ведут поиск нужного материала к уроку или внеклассному мероприятию; умеют находить альтернативные варианты решения проблем; учатся работать с разными справочными материалами; умеют отстаивать свою точку зрения. Продолжая совершенствовать систему своей работы, я активно изучаю все  методические новинки, новые педагогические технологии, передовой  педагогический опыт. Адресная направленность. Данный   опыт   работы   может   быть   использован   педагогами   школы   любого общеобразовательного   учреждения   на   уроках   русского   языка   педагогическая деятельность которых направлена на развитие творческого потенциала учащихся. Считаю, что девизом работы любого учителя должны стать слова Г.Лихтенберга  “Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они  должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения” и надеюсь, что мой опыт  способствует педагогизации окружающей среды и новому взгляду на личность как  на цель образования.   Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная  радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши  ученики. 12

Посмотрите также