Использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами
Оценка 5

Использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами

Оценка 5
Повышение квалификации
pptx
русский язык
8 кл—11 кл
30.10.2023
Использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами
описание опыта самообразования педагога
использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами.pptx

Использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы

Использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы







Использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы


Подготовила Кулаева О.М.
учитель русского языка и литературы
МАОУ « СШ№2г.Перевоза»
2022г.

Презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя

Презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя

Презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя Русского языка и литературы МАОУ «СШ №2 г. Перевоза» Кулаевой Ольги Михайловны

Педагогический стаж - 31год
Квалификационная категория - первая
e-mail [email protected]
Педагогическое кредо: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им по возможности обходиться без нас» (К.О.Конради).
2018 год

Использование художественных текстов на уроках русского языка и литературы в целях языкового и нравственного развития учащихся»

Использование художественных текстов на уроках русского языка и литературы в целях языкового и нравственного развития учащихся»

«Использование художественных текстов на уроках русского языка и литературы в целях языкового и нравственного развития учащихся»

Учителя несут большую ответственность: выпустить из школы сформировавшегося человека не только с определенной базой знаний, но обогащенного внутренней духовно-нравственной культурой

Научно-исследовательские условия

Научно-исследовательские условия

Научно-исследовательские условия
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом ,Ч. Темплом, С.Уолтером, Д.Клустером).

Организационно-педагогические условия
Транслирование опыта через сетевые сообщества учителей

Методические условия
Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта : С.И.Заир-Бека, И.О.Загашева, М.В.Кларина, И.В.Муштавинской и др.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической и нравственной компетенции учащихся

Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической и нравственной компетенции учащихся

Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической и нравственной компетенции учащихся.
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал еще в детстве. И поэтому школа, которая становится вторым домом ученика, должна дать ему представление о сути таких этических и нравственных понятий, как добро, милосердие.
Позиция полезного для общества действия складывается у школьника постепенно, она во многом зависит от того, какими нравственными качествами обладает личность.

Актуальность опыта

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Объём информационного потока
Недостаточный уровень сформированности общелогических умений(анализ. синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование и т.п.)
Фронтальная форма обучения

Отсутствие навыков критической обработки поступающей информации
Потребность современной личности в саморазвитии, самореализации
Индивидуальный характер познавательной деятельности учащихся

Технология развития критического мышления – один из путей выхода современного образования на новую ступень развития, т.к. учитывает все изменения, происходящие в обществе

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать…

Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать…

Можно выделить главное противоречие между общим снижением
уровня культуры
речи учащихся

и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание, применять результаты интеллектуальной деятельности на практике, быть нравственно развитой личностью.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

ТРКМЧП:

Авторы -  американские педагоги Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит. В России реализуется с середины 90-х годов.  
 В  основе технологии лежит:
диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера, психологические исследования  Л.Выготского, Ж. Пиаже и др., педагогика сотрудничества  Ш. Амонашвили

Требования ФГОС –
формирование у учащихся ключевых компетенций

Стандарт образования - формирование личностных и метапредметных
результатов

Активизация познавательной деятельности - необходимое условие достижения нового качества образования–


Самообразование
C. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, М. В. Кларин, И. В. Муштавинская,

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

…….данные педагоги предлагают… «научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,  а затем и с другими источниками информации»

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Вовлечение учащихся в процесс критического мышления, охватывает как предмет, так и надпредметную область. Возможно широкое использование полученного опыта во внеурочной деятельности.
Результаты деятельности учителя представлены на заседаниях , РМО, ШМО

Применение приемов технологии критического мышления в рамках предметов русский язык , литературав ысокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета

ЦЕЛЬ Создание условий для развития общелогических действий учащимися на уроках русского языка и литературы, используя технологию критического мышления

ЦЕЛЬ Создание условий для развития общелогических действий учащимися на уроках русского языка и литературы, используя технологию критического мышления

ЦЕЛЬ
Создание условий для развития общелогических действий учащимися на уроках русского языка и литературы, используя технологию критического мышления

ЗАДАЧИ
▪ Проанализировать научно-методическую литературу и педагогический опыт по теме
▪ Выявить педагогические условия формирования и развития общелогических действий
▪ Разработать критерии определения сформированности критического мышления школьников
▪ Провести апробацию данной технологии применительно к урокам химии
▪ Выявить преимущества данной технологии, проанализировать результаты деятельности учащихся 

Ведущая педагогическая идея Достижение обучающимися метапредметных результатов

Ведущая педагогическая идея Достижение обучающимися метапредметных результатов

Ведущая педагогическая идея

Достижение обучающимися метапредметных результатов

Успешный, компетентностный, коммуникабельный человек

Формирование критического мышления

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала

 .

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала

Период выработки мировоззрения, характера и жизненного самоопределения

Способность к самостоятельной и ответственной деятельности

Критическое отношение к себе. Правильная оценка своих способностей и особенностей.

Ведущей является учебно-профессиональная деятельность. Желание овладеть знаниями, нужными для будущей профессии.

Старший школьный возраст

Стадии технологии критического мышления

Стадии технологии критического мышления

Стадии технологии критического мышления

Стадия осмысления

Краткое обобщение имеющихся знаний

Вдумчивая работа с новыми понятиями

Интеграция новых
и имеющихся знаний

Приемы развития критического мышления

Приемы развития критического мышления

Приемы развития критического мышления

Ассоциация

Инструкции

Ключевые слова

Толстые и тонкие вопросы

Дерево предсказаний

Перепутанные логические цепочки

Синквейн

Кластер

ЗХУ

Шест шляп мышления


Пометки на полях (Insert)

Фишбоун

Верно - Неверно

Маркировочная
таблица

Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования

Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования

Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Приёмы технологии РКМЧП реализуемые в рамках урока литературы в 11 классе

Тема «К.Г.Паустовский рассказ «Телеграмма»»

Синквейн
Кластер
Ключевые слова

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Что даёт ТКМЧС для обучающихся? Социологический опрос в 9 - 11 классах, где практикуется технология критического мышления
(было опрошено 62 учащихся)

1.Повысилась самооценка, уверенность в себе

46

2. Стал «по – другому» смотреть на «привычные» вещи

34

3. Нравится работа в команде

52

4. Можно творчески подойти к делу

26

5. Повысился интерес к предмету

58

6. Знания стали более прочными

42

7. Полученные знания можно применить на практике

28

8. Урок проходит интереснее

54

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

 
 
Класс

Учебный год

2015/2016

2016/2017

2017/2018

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

5«А»

72

100%

 

-

56

100%

5«Б»

50

 

6 «А»

-

73

100%

-

6 «Б»

 

51

7 «А»

52

100%

 

74

100%

7 «Б»

-

 

-

51

8 «А»

54

100%

-

 

8 «Б»

-

9 «А»

-

55

100%

9 «Б»

63

100%

 

 

10 «А»

-

 

84

100%

-

11 «А»

 

 

85

100%

 

 

 

 

СР

59

100%

62

100%

64

100%

Результаты мониторинга успеваемости и качества знаний
По русскому языку
Учитель: Кулаева Ольга Михайловна

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Диагностика сформированности мыслительных навыков
методика М.Ступницкой

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности Методика Г.А.Карповой

Анализ мотивационной деятельности учащихся за 2016-2017 уч.г.

Результаты диагностики "Определение понятийного мышления за 2016-2017 уч.г."

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты 70,5 % выпускников поступили в

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты 70,5 % выпускников поступили в

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

70,5 % выпускников поступили в ВУЗы
29,5% в средние учебные заведения

Транслируемость практических достижений

Транслируемость практических достижений

Транслируемость практических достижений

ТРАНСЛЯЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА: выступления на заседаниях РМО учителей русского языка и литературы, участие в конкурсах и олимпиадах
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: урок, система уроков, внеурочная деятельность и внеклассные мероприятия
ТРУДНОСТИ И РИСКИ: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить больше времени на подготовку, потому, что нет готовых методических разработок

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В современном обществе негативной тенденцией является снижение интереса к чтению и, как следствие, уровня читательской компетенции.
Вместе с тем в мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в её отборе, понимании, хранении и передаче. Поэтому создание условий для развития читательской грамотности обучающихся, формирование речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений обучающихся, повышение уровня их речевой культуры — это перспективная цель современного учителя, который формирует у учащихся умение работать с текстами на бумажных и электронных носителях.
Чтение — это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС. Навык чтения — явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая: − способ чтения, − темп чтения, − правильность чтения, − выразительность. Смысловая: − понимание содержания и смысла читаемого, − умение оценивать и интерпретировать прочитанное. У начинающего чтеца преобладает техническая сторона, а у опытного — смысловая. Формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию — это задача не только учителя русского языка и литературы, но и всех преподавателей, потому что от этого зависит успех обучающегося по любому предмету, даже по изобразительному искусству и физкультуре. Чтение — это фундамент всех УУД и предметных действий, так как формирование читательской компетентности происходит на всех учебных предметах.

ЛИТЕРАТУРА Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ -

ЛИТЕРАТУРА Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ -


ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ - М.: Педагогика, 2009. – №4. – с. 18-22
2.Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
6. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. Статья. Журнал “Химия в школе” №6, 2011.
7. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
8.Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
9. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
10.http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/teoriya_tehnologii_km.doc

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2023