использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами

  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 30.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

описание опыта самообразования педагога
Иконка файла материала использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами.pptx







Использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы


Подготовила Кулаева О.М.
учитель русского языка и литературы
МАОУ « СШ№2г.Перевоза»
2022г.

Презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя Русского языка и литературы МАОУ «СШ №2 г. Перевоза» Кулаевой Ольги Михайловны

Педагогический стаж - 31год
Квалификационная категория - первая
e-mail kulaeva_om@mail.ru
Педагогическое кредо: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им по возможности обходиться без нас» (К.О.Конради).
2018 год

«Использование художественных текстов на уроках русского языка и литературы в целях языкового и нравственного развития учащихся»

Учителя несут большую ответственность: выпустить из школы сформировавшегося человека не только с определенной базой знаний, но обогащенного внутренней духовно-нравственной культурой

Научно-исследовательские условия
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом ,Ч. Темплом, С.Уолтером, Д.Клустером).

Организационно-педагогические условия
Транслирование опыта через сетевые сообщества учителей

Методические условия
Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта : С.И.Заир-Бека, И.О.Загашева, М.В.Кларина, И.В.Муштавинской и др.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической и нравственной компетенции учащихся.
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал еще в детстве. И поэтому школа, которая становится вторым домом ученика, должна дать ему представление о сути таких этических и нравственных понятий, как добро, милосердие.
Позиция полезного для общества действия складывается у школьника постепенно, она во многом зависит от того, какими нравственными качествами обладает личность.

Актуальность опыта

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Объём информационного потока
Недостаточный уровень сформированности общелогических умений(анализ. синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование и т.п.)
Фронтальная форма обучения

Отсутствие навыков критической обработки поступающей информации
Потребность современной личности в саморазвитии, самореализации
Индивидуальный характер познавательной деятельности учащихся

Технология развития критического мышления – один из путей выхода современного образования на новую ступень развития, т.к. учитывает все изменения, происходящие в обществе

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Можно выделить главное противоречие между общим снижением
уровня культуры
речи учащихся

и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание, применять результаты интеллектуальной деятельности на практике, быть нравственно развитой личностью.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

ТРКМЧП:

Авторы -  американские педагоги Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит. В России реализуется с середины 90-х годов.  
 В  основе технологии лежит:
диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера, психологические исследования  Л.Выготского, Ж. Пиаже и др., педагогика сотрудничества  Ш. Амонашвили

Требования ФГОС –
формирование у учащихся ключевых компетенций

Стандарт образования - формирование личностных и метапредметных
результатов

Активизация познавательной деятельности - необходимое условие достижения нового качества образования–


Самообразование
C. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, М. В. Кларин, И. В. Муштавинская,

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

…….данные педагоги предлагают… «научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,  а затем и с другими источниками информации»

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Вовлечение учащихся в процесс критического мышления, охватывает как предмет, так и надпредметную область. Возможно широкое использование полученного опыта во внеурочной деятельности.
Результаты деятельности учителя представлены на заседаниях , РМО, ШМО

Применение приемов технологии критического мышления в рамках предметов русский язык , литературав ысокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета

ЦЕЛЬ
Создание условий для развития общелогических действий учащимися на уроках русского языка и литературы, используя технологию критического мышления

ЗАДАЧИ
▪ Проанализировать научно-методическую литературу и педагогический опыт по теме
▪ Выявить педагогические условия формирования и развития общелогических действий
▪ Разработать критерии определения сформированности критического мышления школьников
▪ Провести апробацию данной технологии применительно к урокам химии
▪ Выявить преимущества данной технологии, проанализировать результаты деятельности учащихся 

Ведущая педагогическая идея

Достижение обучающимися метапредметных результатов

Успешный, компетентностный, коммуникабельный человек

Формирование критического мышления

 .

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала

Период выработки мировоззрения, характера и жизненного самоопределения

Способность к самостоятельной и ответственной деятельности

Критическое отношение к себе. Правильная оценка своих способностей и особенностей.

Ведущей является учебно-профессиональная деятельность. Желание овладеть знаниями, нужными для будущей профессии.

Старший школьный возраст

Стадии технологии критического мышления

Стадия осмысления

Краткое обобщение имеющихся знаний

Вдумчивая работа с новыми понятиями

Интеграция новых
и имеющихся знаний

Приемы развития критического мышления

Ассоциация

Инструкции

Ключевые слова

Толстые и тонкие вопросы

Дерево предсказаний

Перепутанные логические цепочки

Синквейн

Кластер

ЗХУ

Шест шляп мышления


Пометки на полях (Insert)

Фишбоун

Верно - Неверно

Маркировочная
таблица

Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Приёмы технологии РКМЧП реализуемые в рамках урока литературы в 11 классе

Тема «К.Г.Паустовский рассказ «Телеграмма»»

Синквейн
Кластер
Ключевые слова

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Что даёт ТКМЧС для обучающихся? Социологический опрос в 9 - 11 классах, где практикуется технология критического мышления
(было опрошено 62 учащихся)

1.Повысилась самооценка, уверенность в себе

46

2. Стал «по – другому» смотреть на «привычные» вещи

34

3. Нравится работа в команде

52

4. Можно творчески подойти к делу

26

5. Повысился интерес к предмету

58

6. Знания стали более прочными

42

7. Полученные знания можно применить на практике

28

8. Урок проходит интереснее

54

Результативность профессиональной педагогической деятельности

 
 
Класс

Учебный год

2015/2016

2016/2017

2017/2018

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

5«А»

72

100%

 

-

56

100%

5«Б»

50

 

6 «А»

-

73

100%

-

6 «Б»

 

51

7 «А»

52

100%

 

74

100%

7 «Б»

-

 

-

51

8 «А»

54

100%

-

 

8 «Б»

-

9 «А»

-

55

100%

9 «Б»

63

100%

 

 

10 «А»

-

 

84

100%

-

11 «А»

 

 

85

100%

 

 

 

 

СР

59

100%

62

100%

64

100%

Результаты мониторинга успеваемости и качества знаний
По русскому языку
Учитель: Кулаева Ольга Михайловна

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Диагностика сформированности мыслительных навыков
методика М.Ступницкой

Результативность профессиональной педагогической деятельности Методика Г.А.Карповой

Анализ мотивационной деятельности учащихся за 2016-2017 уч.г.

Результаты диагностики "Определение понятийного мышления за 2016-2017 уч.г."

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

70,5 % выпускников поступили в ВУЗы
29,5% в средние учебные заведения

Транслируемость практических достижений

ТРАНСЛЯЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА: выступления на заседаниях РМО учителей русского языка и литературы, участие в конкурсах и олимпиадах
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: урок, система уроков, внеурочная деятельность и внеклассные мероприятия
ТРУДНОСТИ И РИСКИ: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить больше времени на подготовку, потому, что нет готовых методических разработок

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В современном обществе негативной тенденцией является снижение интереса к чтению и, как следствие, уровня читательской компетенции.
Вместе с тем в мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в её отборе, понимании, хранении и передаче. Поэтому создание условий для развития читательской грамотности обучающихся, формирование речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений обучающихся, повышение уровня их речевой культуры — это перспективная цель современного учителя, который формирует у учащихся умение работать с текстами на бумажных и электронных носителях.
Чтение — это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС. Навык чтения — явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая: − способ чтения, − темп чтения, − правильность чтения, − выразительность. Смысловая: − понимание содержания и смысла читаемого, − умение оценивать и интерпретировать прочитанное. У начинающего чтеца преобладает техническая сторона, а у опытного — смысловая. Формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию — это задача не только учителя русского языка и литературы, но и всех преподавателей, потому что от этого зависит успех обучающегося по любому предмету, даже по изобразительному искусству и физкультуре. Чтение — это фундамент всех УУД и предметных действий, так как формирование читательской компетентности происходит на всех учебных предметах.


ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ - М.: Педагогика, 2009. – №4. – с. 18-22
2.Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
6. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. Статья. Журнал “Химия в школе” №6, 2011.
7. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
8.Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
9. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
10.http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/teoriya_tehnologii_km.doc

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

Посмотрите также