Использование технологии критического мышления при работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы
Подготовила Кулаева О.М.
учитель русского языка и литературы
МАОУ « СШ№2г.Перевоза»
2022г.
Презентация практических достижений профессиональной деятельности(личного вклада в развитие образования) учителя Русского языка и литературыМАОУ «СШ №2 г. Перевоза»Кулаевой Ольги Михайловны
Педагогический стаж - 31год
Квалификационная категория - первая
e-mail kulaeva_om@mail.ru
Педагогическое кредо: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им по возможности обходиться без нас» (К.О.Конради).
2018 год
«Использование художественных текстов на уроках русского языка и литературы в целях языкового и нравственного развития учащихся»
Учителя несут большую ответственность: выпустить из школы сформировавшегося человека не только с определенной базой знаний, но обогащенного внутренней духовно-нравственной культурой
Научно-исследовательские условия
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом ,Ч. Темплом, С.Уолтером, Д.Клустером).
Организационно-педагогические условия
Транслирование опыта через сетевые сообщества учителей
Методические условия
Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта : С.И.Заир-Бека, И.О.Загашева, М.В.Кларина, И.В.Муштавинской и др.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической и нравственной компетенции учащихся.
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал еще в детстве. И поэтому школа, которая становится вторым домом ученика, должна дать ему представление о сути таких этических и нравственных понятий, как добро, милосердие.
Позиция полезного для общества действия складывается у школьника постепенно, она во многом зависит от того, какими нравственными качествами обладает личность.
Актуальность опыта
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Объём информационного потока
Недостаточный уровень сформированности общелогических умений(анализ. синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование и т.п.)
Фронтальная форма обучения
Отсутствие навыков критической обработки поступающей информации
Потребность современной личности в саморазвитии, самореализации
Индивидуальный характер познавательной деятельности учащихся
Технология развития критического мышления – один из путей выхода современного образования на новую ступень развития, т.к. учитывает все изменения, происходящие в обществе
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Можно выделить главное противоречие между общим снижением
уровня культуры
речи учащихся
и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание, применять результаты интеллектуальной деятельности на практике, быть нравственно развитой личностью.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
ТРКМЧП:
Авторы - американские педагоги Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит. В России реализуется с середины 90-х годов.
В основе технологии лежит:
диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера, психологические исследования Л.Выготского, Ж. Пиаже и др., педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили
Требования ФГОС –
формирование у учащихся ключевых компетенций
Стандарт образования - формирование личностных и метапредметных
результатов
Активизация познавательной деятельности - необходимое условие достижения нового качества образования–
Самообразование
C. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, М. В. Кларин, И. В. Муштавинская,
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
…….данные педагоги предлагают… «научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации»
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Вовлечение учащихся в процесс критического мышления, охватывает как предмет, так и надпредметную область. Возможно широкое использование полученного опыта во внеурочной деятельности.
Результаты деятельности учителя представлены на заседаниях , РМО, ШМО
Применение приемов технологии критического мышления в рамках предметов русский язык , литературав ысокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета
ЦЕЛЬ
Создание условий для развития общелогических действий учащимися на уроках русского языка и литературы, используя технологию критического мышления
ЗАДАЧИ
▪ Проанализировать научно-методическую литературу и педагогический опыт по теме
▪ Выявить педагогические условия формирования и развития общелогических действий
▪ Разработать критерии определения сформированности критического мышления школьников
▪ Провести апробацию данной технологии применительно к урокам химии
▪ Выявить преимущества данной технологии, проанализировать результаты деятельности учащихся
.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала
Период выработки мировоззрения, характера и жизненного самоопределения
Способность к самостоятельной и ответственной деятельности
Критическое отношение к себе. Правильная оценка своих способностей и особенностей.
Ведущей является учебно-профессиональная деятельность. Желание овладеть знаниями, нужными для будущей профессии.
Старший школьный возраст
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Что даёт ТКМЧС для обучающихся? Социологический опрос в 9 - 11 классах, где практикуется технология критического мышления | |
1.Повысилась самооценка, уверенность в себе | 46 |
2. Стал «по – другому» смотреть на «привычные» вещи | 34 |
3. Нравится работа в команде | 52 |
4. Можно творчески подойти к делу | 26 |
5. Повысился интерес к предмету | 58 |
6. Знания стали более прочными | 42 |
7. Полученные знания можно применить на практике | 28 |
8. Урок проходит интереснее | 54 |
Результативность профессиональной педагогической деятельности
| Учебный год | |||||
2015/2016 | 2016/2017 | 2017/2018 | ||||
Качество знаний | Успеваемость | Качество знаний | Успеваемость | Качество знаний | Успеваемость | |
5«А» | 72 | 100% |
| - | 56 | 100% |
5«Б» | 50 |
| ||||
6 «А» | - | 73 | 100% | - | ||
6 «Б» |
| 51 | ||||
7 «А» | 52 | 100% |
| 74 | 100% | |
7 «Б» | - |
| - | 51 | ||
8 «А» | 54 | 100% | - |
| ||
8 «Б» | - | |||||
9 «А» | - | 55 | 100% | |||
9 «Б» | 63 | 100% |
|
| ||
10 «А» | - |
| 84 | 100% | - | |
11 «А» |
|
| 85 | 100% | ||
|
|
|
| |||
СР | 59 | 100% | 62 | 100% | 64 | 100% |
Результаты мониторинга успеваемости и качества знаний
По русскому языку
Учитель: Кулаева Ольга Михайловна
Транслируемость практических достижений
ТРАНСЛЯЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА: выступления на заседаниях РМО учителей русского языка и литературы, участие в конкурсах и олимпиадах
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: урок, система уроков, внеурочная деятельность и внеклассные мероприятия
ТРУДНОСТИ И РИСКИ: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить больше времени на подготовку, потому, что нет готовых методических разработок
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В современном обществе негативной тенденцией является снижение интереса к чтению и, как следствие, уровня читательской компетенции.
Вместе с тем в мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в её отборе, понимании, хранении и передаче. Поэтому создание условий для развития читательской грамотности обучающихся, формирование речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений обучающихся, повышение уровня их речевой культуры — это перспективная цель современного учителя, который формирует у учащихся умение работать с текстами на бумажных и электронных носителях.
Чтение — это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС. Навык чтения — явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая: − способ чтения, − темп чтения, − правильность чтения, − выразительность. Смысловая: − понимание содержания и смысла читаемого, − умение оценивать и интерпретировать прочитанное. У начинающего чтеца преобладает техническая сторона, а у опытного — смысловая. Формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию — это задача не только учителя русского языка и литературы, но и всех преподавателей, потому что от этого зависит успех обучающегося по любому предмету, даже по изобразительному искусству и физкультуре. Чтение — это фундамент всех УУД и предметных действий, так как формирование читательской компетентности происходит на всех учебных предметах.
ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ - М.: Педагогика, 2009. – №4. – с. 18-22
2.Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
6. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. Статья. Журнал “Химия в школе” №6, 2011.
7. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
8.Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
9. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
10.http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/teoriya_tehnologii_km.doc
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.