Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
русская литература +1
Взрослым
22.01.2018
Практика показывает, что дети
• с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
• более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
• формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
• расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Использование ИКТ .doc
Выступление
на заседании школьного методического объединения
учителей русского языка и литературы
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с.Федоровка
Пирогова Ольга Ивановна
Использование
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
на уроках русского языка и литературы.
2016 г.
1 Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
на уроках русского языка и литературы.
(Слайд №2) В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех
ступенях, повышения значимости тех из них, которые формируют практические навыки
получения и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную
работу учащихся, формируют опыт выбора и деятельности. Таким образом, возникла
необходимость в новой модели обучения, построенной на основе использования
современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-
ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как
один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к
знаниям, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее
индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать
взаимодействие всех субъектов обучения, когда ученик – активный и равноправный
участник образовательной деятельности.
Многие педагоги до сих пор скептически относятся к применению ИКТ на
уроках, считая, что они умаляют роль учителя. Но в моей практике чаще оказывается
так, что компьютер являтся советчиком и помощником.
Использование компьютерных дидактических материалов как средства работы в
классе предполагает наличие в распоряжении учителя компьютера и проектора. Но
опыт показывает, что, если в классе меньше 10 учащихся (как это часто бывает в
условиях сельской школы), можно для этой цели использовать и экран монитора
компьютера, контролируя шрифт текста, при необходимости увеличивать его.
(Слайд №3) Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным
предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает,
что дети
с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и
эстетического развития обучающихся;
формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику
для его будущей социологизации;
расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Минимальная оснащённость кабинетов, да и вообще устаревшая материально-
техническая база многих школ не позволяет в полной мере реализовывать современные
технологии. Практика показывает, что из оборудования чаще всего бывают на уроке –
тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной
работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к
художественным произведениям. Как хочется, чтобы всё это ушло в прошлое. ИКТ
2 действительно дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше
усвоить материал.
(Слайд №4). Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке,
учителю необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств
ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный
уровень.
Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:
1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в ИРО РБ по теме
«Применение ИКТ в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
3. Участие в работе интерактивного Интернет - семинара по данной теме.
4. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая
подготовка). Изучение специальной литературы.
(Слайд №5) Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:
1. Повышение мотивации обучения.
2. Развитие познавательной активности учащихся.
3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи:
Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с
дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем
использовать на уроке.
Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
(Слайд №6) Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют мне
реализовывать идею развивающего обучения,
повышать темп урока,
сокращать потери рабочего времени до минимума,
увеличивать объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке
домашних заданий,
делать урок более ярким и увлекательным.
(Слайд №7) ИКТ в обучении я применяю на различных этапах:
3 во вступительном слове учителя или учащихся;
на этапе предъявления учебной информации;
на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного
взаимодействия с компьютером;
на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых
результатов обучения;
во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках,
при подготовке к внеклассным мероприятиям.
Именно ИКТ позволяют мне вместе с моими учениками погружаться в другой
мир, видеть языковые и литературные процессы другими глазами, становиться их
участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания
благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и
пунктуационного правила. Часто распечатываю каждому ученику слайды для работы на
уроке, т.к. количество учеников в моих классах, к сожалению, невелико - от 5 до 7
ребят. После выполнения заданий предлагаю сравнить свой результат со слайдом на
компьютере. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют
внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость.
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих
тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок насыщеннее.
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую
разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов (Слайд
№8-18), предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из
недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме того,
я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления
в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления»
иллюстраций.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более
эстетично оформлять учебный материал.
В свои уроки литературы, чаще по внеклассному чтению, я вставляю фрагменты
для прослушивания текста из аудиокниг, видеоролики из электронных учебников,
музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество
которых изучается в школе. («Слепой музыкант» В.Г.Короленко).
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же
познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на
помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени
посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать
4 и сопоставлять с авторским текстом, тем самым включать в анализ литературного
произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят,
предложив фильм для домашнего просмотра. Так, во время изучения «Жития
Александра Невского», ребята 8 класса (почти у всех есть дома ПК) с удовольствием
посмотрели на диске современную экранизацию фильма об Александре Невском -
«Александр. Невская битва» (слайд №19), к сожалению немногие заинтересовались
вариантом Сергея Эйзенштейна.
Таким образом, в течение нескольких лет пополняется моя домашняя видеотека.
Увидев в презентации один из эпизодов фильма, у ребят проявляются интерес не
только просто к его просмотру, но и заинтересованность в дальнейшем знакомстве с
творчеством автора.
ИКТ может прийти на помощь на урок литературы при изучении творчества
Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова и т. д. У наших ребят нет возможности
посещать театр. Несколько сцен из комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя нам удалось
посмотреть в классе.
При объяснении нового материала презентации использую для фиксации
внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д.
В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в
Интернете, составить презентацию (в старших классах). Чаще эту работу ребята
проделывают по результатам выполнения индивидуальных и групповых заданий,
презентации для сопровождения собственного доклада. Так было при изучении
рассказа Куприна А.И. «Куст сирени». Кстати, текст небольшой, а найти 8 экземпляров
оказалось сложно, да и следует отметить, что в 8 классе, работая по УМК под
редакцией Коровиной, сложно с текстами, учебников нужных нет. Палочкой-
выручалочкой снова становился Интернет. Итак, первый урок я провела по готовой
презентации (слайды №20-24), где в основном говорили о творчестве автора, а ко
второму уроку учащиеся должны были дочитать произведение и подобрать фотографии,
репродукции картин, рисунки из Интернета для того, чтобы продолжить презентацию
непосредственно уже по произведению. В споре решали выбор цвета сирени. Одна
ученица все же нашла в информации к художественному фильму (кадр из фильма был в
презентации), что он основывается на легенде из жизни Сергея Рахманинова. Якобы
после каждого концерта он получал от незнакомки ветку белой сирени. Так
продолжалось до самой его эмиграции в Америку. А через некоторое время и в Штатах
опять возникла сирень... Презентация была завершена с чувством полного
удовлетворения. (Слайды № 25-29).
При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении
темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных
моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях
обязательно должны делать пометки, выписки, цитаты, составлять конспект
5 излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-
информационные умения и навыки.
В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с
использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования (слайд №30):
в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в
письменном виде
предложены сайты, рекомендованные для выполнения
данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу (слайд №31),
чаще всего на сайте сетевого объединения методистов (СОМ) или ввожу фразу
поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это
просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия
предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и
необходимое –«отделить зёрна от плевел»;
прежде чем предлагать задание ученикам, связанное с использованием не
только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы
эскизно нужно представлять, что в результате он должен получить;
нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о
неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;
обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его
предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда
больше);
предупредить учеников о критериях оценивания работы:
показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о
том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в
других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после
того, как ученик сдал работу, прошу разрешения для её использования;
список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед
изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было
право выбора;
программа реализации задания Word, Power Point;
объём работы.
Предлагаю несколько видов работ (слайд №32), которые могут выполнить
ученики с использованием средств сети Интернет:
1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта
или писателя определённого литературного направления.
6 2. Создание мультимедийной презентации по теме. Сразу отмечаю, что
создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать
только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами
лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта
работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не
всем ученикам.
3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов,
творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные
словари, справочники, энциклопедии. Можно, предложить сделать подборку
терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть
понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их.
6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид
работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада,
сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может
заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель –
ученик»: доклад ученика+презентация учителя, часто находим готовые
презентации к урокам в Интернете и используем их. Обращаемся в своей
. ru,
работе к таким сайтам:
www.edu.doal.ru.
www . openklass
www . rusedu
. ru,
(Слайд № 33-38) Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского
языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике
своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», «Кирилл и
Мефодий», «Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», диски MP3 c
записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов,
М.Ю.Лермонтов, Бажова П.П. и др.) и многие другие. При контроле знаний уч-ся
в конце учебного года пользуюсь разделом «Тесты».
Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я
использую на своих уроках тоже не только для того, чтобы ознакомить уч-ся с
текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное
чтение в исполнении профессиональных артистов.
Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» часто применяю на
уроке контроля знаний обучающихся.
Компьютер фактически на подобных
уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем
сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного
ученика. Задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному».
Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально»,
«вундеркинд», «ещё подумай» и т.д. По завершению компьютер оценивает
7 ученика баллами – 100 %-«5», 90 % -«4», 80 % -3. В награду за хорошие
результаты откроется страница «Перемена», где можно прочитать школьный
анекдот или интересную историю из жизни знаменитых людей. Урок
заканчивается, а желание поработать с учебником остаётся – дети приходят для
этого в компьютерный класс после уроков.
(Слайд №39) Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при
помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне
кажется, объясняется следующим:
ученик работает активно и самостоятельно;
изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер,
тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные
виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая
другим, развивается его коммуникативная культура;
формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения
учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в
случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке,
конечно, не реально, да и не нужно. (Слайд №40). Компьютер не может заменить
учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в
комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими
средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку
продуктивно, уместно и интересно. А также хочу пожелать улучшения
материально-технической базы наших школ.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми
средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших
прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя,
касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это
постоянное стремление вперёд…»
8 Библиография:
1. Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы
XIV Международной конференции «Применение новых технологий в
образовании". – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003.
– с.68-70.
2.
Леведь И.Н. «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12, 34.
3. Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома на
компьютере (+ CD)»: Санкт-Петербург: «Питер». 2008. с. 43-44, 51.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /
Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
9
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.