Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
Семинары
doc
русская литература +1
Взрослым
22.01.2018
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Обобщение опытом по использования современных технологий на уроках русского языка и литературы. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации; расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.Обобщен опыт работы по русскому языку и литературе
Семинар .doc
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с.Федоровка Пирогова Ольга Ивановна Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы. 2016 г. 1 Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы. (Слайд №2) В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения значимости тех из них, которые формируют практические навыки получения и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт выбора и деятельности. Таким образом, возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе использования современных информационных технологий, реализующей принципы личностно- ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к знаниям, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, когда ученик – активный и равноправный участник образовательной деятельности. Многие педагоги до сих пор скептически относятся к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя. Но в моей практике чаще оказывается так, что компьютер являтся советчиком и помощником. Использование компьютерных дидактических материалов как средства работы в классе предполагает наличие в распоряжении учителя компьютера и проектора. Но опыт показывает, что, если в классе меньше 10 учащихся (как это часто бывает в условиях сельской школы), можно для этой цели использовать и экран монитора компьютера, контролируя шрифт текста, при необходимости увеличивать его. (Слайд №3) Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети   с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;  формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;  расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей. Минимальная оснащённость кабинетов, да и вообще устаревшая материально- техническая база многих школ не позволяет в полной мере реализовывать современные технологии. Практика показывает, что из оборудования чаще всего бывают на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как хочется, чтобы всё это ушло в прошлое. ИКТ 2 действительно дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. (Слайд №4). Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке, учителю необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов: 1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование). 2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в ИРО РБ по теме «Применение ИКТ в условиях внедрения ФГОС второго поколения» 3. Участие в работе интерактивного Интернет - семинара по данной теме. 4. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы. (Слайд №5) Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала: 1. Повышение мотивации обучения. 2. Развитие познавательной активности учащихся. 3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам. Задачи:  Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.  Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.  Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ. (Слайд №6) Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют мне реализовывать идею развивающего обучения, повышать темп урока, сокращать потери рабочего времени до минимума, увеличивать объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, делать урок более ярким и увлекательным. (Слайд №7) ИКТ в обучении я применяю на различных этапах: 3  во вступительном слове учителя или учащихся;  на этапе предъявления учебной информации;  на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;  на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);  на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;  во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках, при подготовке к внеклассным мероприятиям. Именно ИКТ позволяют мне вместе с моими учениками погружаться в другой мир, видеть языковые и литературные процессы другими глазами, становиться их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Часто распечатываю каждому ученику слайды для работы на уроке, т.к. количество учеников в моих классах, к сожалению, невелико - от 5 до 7 ребят. После выполнения заданий предлагаю сравнить свой результат со слайдом на компьютере. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок насыщеннее. В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов (Слайд №8-18), предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. В свои уроки литературы, чаще по внеклассному чтению, я вставляю фрагменты для прослушивания текста из аудиокниг, видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается в школе. («Слепой музыкант» В.Г.Короленко). Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать 4 и сопоставлять с авторским текстом, тем самым включать в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, во время изучения «Жития Александра Невского», ребята 8 класса (почти у всех есть дома ПК) с удовольствием посмотрели на диске современную экранизацию фильма об Александре Невском - «Александр. Невская битва» (слайд №19), к сожалению немногие заинтересовались вариантом Сергея Эйзенштейна. Таким образом, в течение нескольких лет пополняется моя домашняя видеотека. Увидев в презентации один из эпизодов фильма, у ребят проявляются интерес не только просто к его просмотру, но и заинтересованность в дальнейшем знакомстве с творчеством автора. ИКТ может прийти на помощь на урок литературы при изучении творчества Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова и т. д. У наших ребят нет возможности посещать театр. Несколько сцен из комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя нам удалось посмотреть в классе. При объяснении нового материала презентации использую для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию (в старших классах). Чаще эту работу ребята проделывают по результатам выполнения индивидуальных и групповых заданий, презентации для сопровождения собственного доклада. Так было при изучении рассказа Куприна А.И. «Куст сирени». Кстати, текст небольшой, а найти 8 экземпляров оказалось сложно, да и следует отметить, что в 8 классе, работая по УМК под редакцией Коровиной, сложно с текстами, учебников нужных нет. Палочкой- выручалочкой снова становился Интернет. Итак, первый урок я провела по готовой презентации (слайды №20-24), где в основном говорили о творчестве автора, а ко второму уроку учащиеся должны были дочитать произведение и подобрать фотографии, репродукции картин, рисунки из Интернета для того, чтобы продолжить презентацию непосредственно уже по произведению. В споре решали выбор цвета сирени. Одна ученица все же нашла в информации к художественному фильму (кадр из фильма был в презентации), что он основывается на легенде из жизни Сергея Рахманинова. Якобы после каждого концерта он получал от незнакомки ветку белой сирени. Так продолжалось до самой его эмиграции в Америку. А через некоторое время и в Штатах опять возникла сирень... Презентация была завершена с чувством полного удовлетворения. (Слайды № 25-29). При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях обязательно должны делать пометки, выписки, цитаты, составлять конспект 5 излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно- информационные умения и навыки. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования (слайд №30):          в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу (слайд №31), чаще всего на сайте сетевого объединения методистов (СОМ) или ввожу фразу поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от плевел»; прежде чем предлагать задание ученикам, связанное с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно нужно представлять, что в результате он должен получить; нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним; обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше); предупредить учеников о критериях оценивания работы: показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу, прошу разрешения для её использования; список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора; программа реализации задания Word, Power Point; объём работы. Предлагаю несколько видов работ (слайд №32), которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: 1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. 6 2. Создание мультимедийной презентации по теме. Сразу отмечаю, что создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам. 3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. 4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. 5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их. 6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика+презентация учителя, часто находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их. Обращаемся в своей . ru, работе к таким сайтам: www.edu.doal.ru. www . openklass www . rusedu . ru, (Слайд № 33-38) Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», «Кирилл и Мефодий», «Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов, Бажова П.П. и др.) и многие другие. При контроле знаний уч-ся в конце учебного года пользуюсь разделом «Тесты». Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже не только для того, чтобы ознакомить уч-ся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» часто применяю на уроке контроля знаний обучающихся. Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика. Задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному». Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «ещё подумай» и т.д. По завершению компьютер оценивает 7 ученика баллами – 100 %-«5», 90 % -«4», 80 % -3. В награду за хорошие результаты откроется страница «Перемена», где можно прочитать школьный анекдот или интересную историю из жизни знаменитых людей. Урок заканчивается, а желание поработать с учебником остаётся – дети приходят для этого в компьютерный класс после уроков. (Слайд №39) Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:     ученик работает активно и самостоятельно; изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу; применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными; у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;  формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей. В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. (Слайд №40). Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. А также хочу пожелать улучшения материально-технической базы наших школ. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…» 8 Библиография: 1. Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании". – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – с.68-70. 2. Леведь И.Н. «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12, 34. 3. Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома на компьютере (+ CD)»: Санкт-Петербург: «Питер». 2008. с. 43-44, 51. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000. 9

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018