Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Оценка 5
Особые потребности
docx
русский язык
9 кл
01.12.2017
В статье рассматриваются методы и приемы подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ. Изучив структуру работы ГВЭ по русскому языку, критерии оценивания работ, пришли к выводу, что обучающиеся лучше справляются с написанием сочинения-рассуждения. далее предлагаю материал из опыта работы при обучении написанию сочинения детей с ОВЗСтатья
сообщение ГВЭ.docx
Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации
в форме ГВЭ.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в
работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую
очередь, с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются
практически в каждой школе.
Количество обучающихся, сдающих ГИА в форме ГВЭ в МАОУ «СОШ №8».
Год обучения
20132014
20142015
20152016
20162017
Количество обучающихся
13 человек
1 человек
8 человек
6 человек
Школа играет особую роль в нашей жизни и судьбе. Поэтому на педагогов ложится
главный и сложный труд подготовить учащихся к самостоятельной жизни в меняющемся
обществе, дать им необходимые знания, особенно, если – это ребёнок с ОВЗ.
Школа главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь
они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. У них имеется
одно или несколько отклонений в развитии, связанных с изменением нервной системы
ребёнка, различных болезненных состояний нервной системы – неврозов, перенапряжением.
В связи с дефектами речи, с нарушением развития речи, особенностями психической
мыслительной деятельности, у детей с ограниченными возможностями отмечаются
затруднения в изучении и усвоении программного материала.
В ст.79, п.4 говорится, что обучение детей с ОВЗ может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах. Чтобы обучать детей с
ОВЗ, в нашей школе открываются классы коррекционноразвивающего обучения,
создаются специальные условия обучения,
разрабатываются адаптированные
образовательные программы.
В 9м классе обучающимся предстоит сдача ГИА по
русскому языку. По решению ПМПК учащиеся с ОВЗ проходят государственную итоговую
аттестацию в форме ГВЭ. Независимо от формы проведения экзамена, обучающиеся
должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка,
основами культуры устной и письменной речи.
Особенности экзаменационной работы ГВЭ – 9 по русскому языку.
Для участников ГВЭ9 с ОВЗ разрабатываются различные виды экзаменационных
материалов. Вид экзаменационного материала выбирается индивидуально с учётом особых
образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Экзаменационные материалы содержат помету «А» – обучающиеся с нарушениями
опорнодвигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся –
изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника.
Экзаменационные материалы содержат помету «С» – слепые обучающиеся, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля – изложение (сжатое) с
творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы
содержат помету «К» – глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического
развития, с тяжёлыми нарушениями речи – изложение (сжатое или подробное) с
творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Для глухих обучающихся и
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания
грамотности. Экзаменационные материалы содержат помету «Д» – обучающиеся с
расстройствами аутистического спектра – диктант с особыми критериями оценивания.
Дети, обучающиеся в классах КРО, сдают ГВЭ по материалам с пометой «К».
Обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной
работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Для подготовки к ГИА из
школьного компонента выделен 1 час. Мы предлагаем учащимся попробовать свои силы в
написании обеих форм.
Особенности изложения (сжатого или подробного)
с творческим заданием с пометой «К»
Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику.
При этом тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным
содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не
содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не
используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и
тропов, диалектной, архаичной лексики. Экзаменуемые должны написать изложение,
передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Наличие
плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием.
Устанавливается минимально необходимый объём письменной работы в форме изложения
с творческим заданием:
•изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все
слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
•объём подробного изложения не регламентирован;
•творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт
слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов.
При написании изложения обучающиеся испытывали трудности, связанные, прежде
всего, с кратковременной памятью, незрелостью эмоциональноволевой сферы. Иначе
говоря, таким детям очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя
выполнить чтолибо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его
неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения
внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Обучающиеся не справлялись с написанием изложения, а ко второй части – сочинению не
приступали вообще.
Содержание экзаменационной работы (сочинение) ГВЭ9 по русскому языку
(письменная форма) пометой «К» Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные
в соответствии с определённой структурой. Комплект тем сочинений предполагает
написание сочинения на свободную тему по философской или этиконравственной
проблематике. Тематика отражает разные аспекты и проблемы человеческого
существования. Темы сочинений могут быть сформулированы в форме проблемного
вопроса, проблемного утверждения, цитаты. При написании сочинениярассуждения на
одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание
художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные
впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).
Тематика сочинений в 9 классе:
1. Человек и окружающий его мир (взаимодействие человека и природы; влияние человека
на природу и природы на человека; бережное отношение человека к окружающему его
миру, сохранение природных богатств и ценностей).
2. Человек среди людей: отношения и поступки (вопросы этико нравственного
существования человека, вечных моральных ценностей (любовь, дружба); проявление таких
качеств, как честь, совесть, милосердие, сострадание и т.п.; готовность и способность
человека к определённому поступку).
3. Человек в мире Знания и Искусства (освоение новых знаний, влияние технического
прогресса на существование человека, на жизнь людей; роль знаний, прогресса, искусства в
жизни человека; влияние, воздействие искусства на человека).
4. Человек в мире профессий (вопросы определения будущего жизненного пути,
профессии; отношения человека и общества в профессиональной сфере).
На сайте ФИПИ в методических рекомендациях
сочинений:
1. Благодарность – одно из лучших нравственных качеств человека.
2. Почему люди дорожат дружбой?
3. Чем опасен эгоизм?
4. Почему важно задумываться о смысле жизни?
5. Как следует относиться к живой природе?
6. Почему важно формировать в себе силу воли?
7. Какую роль в судьбе человека играет мечта?
8. Почему гордость относится к тяжким человеческим порокам?
9. Искренность – одно из лучших нравственных качеств человека.
10. Нет ничего более прекрасного и удивительного, чем природа.
11. Что значит поступать по совести?
12. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать,
никогда не будет одинок?
13. Какого человека можно назвать преданным своему делу?
14. Чем и кем богата российская земля?
15. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (П. Сир)
16. Чтение
прекрасный способ проведения досуга.
17. «Все профессии нужны, все профессии важны…»
Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по
более простым формулировкам тем сочинений, а также по инструкции для обучающихся, в
представлены примерные темы
‒ которой указаны другие требования к объёму сочинений. Объём сочинения обучающихся,
пишущих сочинение из комплекта с пометой «К», может быть сокращён: сочинение – от
100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том
числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
Анализируя пробные работы по материалам ГВЭ по русскому языку у обучающихся
выявили следующие проблемы:
1. Недостаточная сформированность слухового восприятия;
2.Слабая концентрация внимания;
4.Низкий уровень развития логических операций;
5.Несформированность приемов самоконтроля;
6. Недостаточное развитие нагляднообразного и словеснологического мышления
7. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения
действовать по правилу);
8. Низкий уровень объема и распределения зрительного внимания;
9. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
Опираясь на диагностику выявленных проблем, мы совместно с обучающимися уже 4
ый год выбираем как форму сдачи ГВЭ по русскому языку – сочинение.
Из опыта работы подготовки учащихся с ОВЗ к написанию сочинения.
На первом этапе подготовки к написанию сочинениярассуждения очень важно,
чтобы обучающиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении задания. Для
этого в самом начале подготовительной работы мы изучаем и анализируем критерии
оценивания, а в дальнейшем учимся анализировать написанные сочинения в соответсвии с
критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями весьма важен, потому что
потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует
требованиям.
Критерии оценивания сочинения на свободную тему.
1 критерий. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений.
2 критерий. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения
3 критерий. Композиционная цельность и логичность сочинения
К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинениярассуждения, надо только ещё
раз напомнить структуру (алгоритм) написания:
1. Вступление тезис.
2. Основная часть доказательства (аргументы).
3. Заключение – вывод.
На втором этапе начинаем работать над вступлением к сочинению, учимся выдвигать
тезис. У обучающихся с ОВЗ не вызывает трудности найти в предложенной теме сочинения
ключевое слово. Но в силу того, что у таких детей, как правило, наблюдается бедность
словарного запаса, неточность в употреблении слов, трудность актуализации словаря,
несформированность структуры значения слова, им сложно дать определение ключевого
слова и выдвинуть тезис. Чаще всего, из основных способов толкования лексического значения, учащиеся с ОВЗ выбирают описательный способ. Вся необходимая информация
выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами
(добро – это все положительное, хорошее, полезное). На практике оказывается, что
многие понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Но есть среди
детей с ОВЗ и те, которые имеют языковой барьер и, порой, даже не понимают на уровне
описания, что означает то или иное слово.
Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны
быть насыщены лексическими заданиями – это напрямую влияет на формирование
различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять
простые предложения, а далее и сложные, сочинять диалоги, монологи. Начинаю урок по
подготовке к сочинению всегда с притчи, тексты которых находятся у учащихся на столе,
поскольку у детей с ОВЗ наиболее развито нагляднообразное мышление. Темы притч
разные, и всегда можно найти ту, которая подойдет к определенной теме сочинения:
мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед
животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное
пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей,
сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность,
непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье и так далее.
После обсуждения, выделяем понятие и начинаем словарную работу. Работа над понятием
проводится в группах. Обучающиеся составляют кластер к предложенному слову
самостоятельно или же, используя словарные статьи, подбирают синонимы, антонимы,
составляют словосочетания. Также предлагаю подобрать изречения, высказывания,
афоризмы, цитаты, слова стихотворений с анализируемым словом, над которым работают
учащиеся (распечатаны и находятся на столах у учащихся).
После проделанной работы учащимся легче сформулировать свое определение понятия,
тезис и записать его.
При работе над основной частью обучающимся с ОВЗ сложно привести пример из
жизненного опыта. Это связано с низким уровнем познавательной деятельности,
ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, несформированностью
интересов, снижению потребности в контакте. Чаще всего мы обращаемся к
художественной литературе, историческим примерам, СМИ, обсуждаем личные примеры.
В течение года обучающиеся ведут своего рода дневник аргументов, куда в табличной
форме записывают этиконравственное понятие и аргументы, характеризующие его.
Работая над сочинением, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно
неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся – одна из
главных причин их трудностей в школьном обучении. При выполнении заданий учащиеся
пользуются раздаточным материалом: схемами, карточками, инструкциями. Готовлю
шаблоны написания сочинений, при работе с которыми использую разные приемы: написать
по шаблону, вставить слова, исправить ошибки, выделить абзацы.
Результаты обучающихся за последние четыре года представлены в таблице.
Год сдачи
ГВЭ по
Количество
участников
«5»
«4»
«3»
«2»
%
успеваемости
%
качества ГВЭ
13
1
8
6
русскому
языку
20132014
20142015
20152016
20162017
0
0
0
1
0
0
2
3
13
1
6
2
0
0
0
0
100
100
100
100
0
0
25
67
Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.