Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Оценка 5

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Оценка 5
Особые потребности
docx
русский язык
9 кл
01.12.2017
Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
В статье рассматриваются методы и приемы подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ. Изучив структуру работы ГВЭ по русскому языку, критерии оценивания работ, пришли к выводу, что обучающиеся лучше справляются с написанием сочинения-рассуждения. далее предлагаю материал из опыта работы при обучении написанию сочинения детей с ОВЗСтатья
сообщение ГВЭ.docx
Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.      Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую очередь,   с   тем,   что  дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья  обучаются практически в каждой школе.  Количество обучающихся, сдающих ГИА в форме ГВЭ в МАОУ «СОШ №8». Год обучения 2013­2014 2014­2015 2015­2016 2016­2017 Количество обучающихся 13 человек 1 человек 8 человек 6 человек          Школа играет особую роль в нашей жизни и судьбе. Поэтому на педагогов ложится главный и сложный труд ­ подготовить учащихся к самостоятельной жизни в меняющемся обществе, дать им необходимые знания, особенно, если – это ребёнок с ОВЗ.     Школа ­ главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. У них имеется одно   или   несколько   отклонений   в   развитии,   связанных   с   изменением   нервной   системы ребёнка, различных болезненных состояний нервной системы – неврозов, перенапряжением. В   связи   с   дефектами   речи,   с   нарушением   развития   речи,   особенностями   психической мыслительной   деятельности,   у   детей   с   ограниченными   возможностями   отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала.         В   ст.79,   п.4   говорится,   что   обучение   детей   с   ОВЗ   может   быть   организовано   как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах. Чтобы обучать детей с ОВЗ,   в   нашей   школе   открываются   классы   коррекционно­развивающего   обучения, создаются   специальные   условия   обучения,   разрабатываются   адаптированные образовательные   программы.    В   9­м   классе   обучающимся   предстоит   сдача   ГИА   по русскому языку. По решению ПМПК учащиеся с ОВЗ проходят государственную итоговую аттестацию   в   форме   ГВЭ.   Независимо   от   формы   проведения   экзамена,   обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Особенности экзаменационной работы ГВЭ – 9 по русскому языку.           Для   участников   ГВЭ­9  с   ОВЗ  разрабатываются   различные   виды   экзаменационных материалов. Вид экзаменационного материала выбирается индивидуально с учётом особых образовательных   потребностей   обучающихся   и   индивидуальной   ситуации   развития. Экзаменационные   материалы   содержат  помету   «А»  –   обучающиеся   с   нарушениями опорно­двигательного   аппарата,   слабослышащие   и   позднооглохшие   обучающиеся   – изложение   (сжатое)   с   творческим   заданием   или   сочинение   по   выбору   выпускника. Экзаменационные материалы содержат помету «С» – слепые обучающиеся, слабовидящие и   поздноослепшие   обучающиеся,   владеющие   шрифтом   Брайля   –   изложение   (сжатое)   с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника.  Экзаменационные материалы содержат  помету «К»  – глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития,   с   тяжёлыми   нарушениями   речи   –   изложение   (сжатое   или   подробное)   с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника.   Для глухих обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания грамотности.   Экзаменационные   материалы   содержат  помету   «Д»  –   обучающиеся   с расстройствами аутистического спектра – диктант с особыми критериями оценивания.           Дети,   обучающиеся   в   классах   КРО,   сдают   ГВЭ   по   материалам   с   пометой   «К». Обучающемуся   предоставляется   возможность   выбора   одной   из   форм   экзаменационной работы:   сочинение   или   изложение   с   творческим   заданием.   Для   подготовки   к   ГИА   из школьного компонента выделен 1 час. Мы предлагаем учащимся попробовать свои силы в написании обеих форм. Особенности изложения (сжатого или подробного)  с творческим заданием с пометой «К»       Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. При   этом   тексты   для   изложения   подбираются   повествовательного   характера   с   ясным содержанием   и   сюжетной   линией,   чётким   изложением   последовательности   событий,   не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов,   диалектной,   архаичной   лексики.   Экзаменуемые   должны   написать   изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Наличие плана   письменной   экзаменационной   работы   не   является   обязательным   требованием. Устанавливается минимально необходимый объём письменной работы в форме изложения с творческим заданием: •изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов); •объём подробного изложения не регламентирован; •творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов.          При написании изложения обучающиеся испытывали трудности, связанные, прежде всего,   с   кратковременной   памятью,   незрелостью   эмоционально­волевой   сферы.   Иначе говоря,   таким   детям   очень   сложно   сделать   над   собой   волевое   усилие,   заставить   себя выполнить   что­либо.   А   отсюда   неизбежно   появляются   нарушения   внимания:   его неустойчивость,   сниженная   концентрация,   повышенная   отвлекаемость.   Нарушения внимания   могут   сопровождаться   повышенной   двигательной   и   речевой   активностью. Обучающиеся не справлялись с написанием изложения, а ко второй части – сочинению ­  не приступали вообще.  Содержание экзаменационной работы (сочинение)  ГВЭ­9 по русскому языку (письменная форма) пометой «К» Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в   соответствии   с   определённой   структурой.   Комплект   тем   сочинений   предполагает написание   сочинения   на   свободную   тему   по   философской   или   этико­нравственной проблематике.   Тематика   отражает   разные   аспекты   и   проблемы   человеческого существования.   Темы   сочинений   могут   быть   сформулированы   в   форме   проблемного вопроса,   проблемного   утверждения,   цитаты.   При   написании   сочинения­рассуждения   на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных   произведений,   так   и   на   жизненный   опыт   обучающегося   (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Тематика сочинений в 9 классе: 1. Человек и окружающий его мир (взаимодействие человека и природы; влияние человека на природу и природы на человека; бережное отношение человека к окружающему его миру, сохранение природных богатств и ценностей). 2.   Человек   среди   людей:   отношения   и   поступки   (вопросы   этико­   нравственного существования человека, вечных моральных ценностей (любовь, дружба); проявление таких качеств,   как   честь,   совесть,   милосердие,   сострадание   и   т.п.;   готовность   и   способность человека к определённому поступку).  3. Человек  в  мире  Знания  и  Искусства  (освоение  новых  знаний,  влияние  технического прогресса на существование человека, на жизнь людей; роль знаний, прогресса, искусства в жизни человека; влияние, воздействие искусства на человека). 4.   Человек   в   мире   профессий   (вопросы   определения   будущего   жизненного   пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной сфере).  На   сайте   ФИПИ   в   методических   рекомендациях   сочинений: 1. Благодарность – одно из лучших нравственных качеств человека. 2. Почему люди дорожат дружбой? 3. Чем опасен эгоизм? 4. Почему важно задумываться о смысле жизни? 5. Как следует относиться к живой природе? 6. Почему важно формировать в себе силу воли? 7. Какую роль в судьбе человека играет мечта? 8. Почему гордость относится к тяжким человеческим порокам? 9. Искренность – одно из лучших нравственных качеств человека. 10. Нет ничего более прекрасного и удивительного, чем природа. 11. Что значит поступать по совести? 12. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок? 13. Какого человека можно назвать преданным своему делу? 14. Чем и кем богата российская земля? 15. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (П. Сир) 16. Чтение   прекрасный способ проведения досуга. 17. «Все профессии нужны, все профессии важны…»       Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по более простым формулировкам тем сочинений, а также по инструкции для обучающихся, в   представлены   примерные   темы ‒ которой указаны другие требования к объёму сочинений. Объём сочинения обучающихся, пишущих сочинение из комплекта с пометой «К», может быть сокращён: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).          Анализируя пробные работы по материалам ГВЭ по русскому языку у обучающихся выявили следующие проблемы: 1. Недостаточная сформированность слухового восприятия; 2.Слабая концентрация внимания; 4.Низкий уровень развития логических операций; 5.Несформированность приемов самоконтроля; 6.  Недостаточное развитие наглядно­образного и словесно­логического мышления 7.   Несформированность   приемов   учебной   деятельности   (самоконтроля,   умения действовать по правилу); 8. Низкий уровень объема и распределения зрительного внимания; 9. Низкий уровень развития кратковременной памяти.      Опираясь на диагностику выявленных проблем, мы совместно с обучающимися уже 4­ ый год выбираем как форму сдачи ГВЭ по русскому языку – сочинение. Из опыта работы подготовки учащихся с ОВЗ к написанию сочинения.                    На первом этапе  подготовки к написанию сочинения­рассуждения очень важно, чтобы обучающиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении задания. Для этого   в   самом   начале   подготовительной   работы   мы   изучаем   и   анализируем   критерии оценивания, а в дальнейшем учимся анализировать написанные сочинения в соответсвии с критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями весьма важен, потому что потом   учащиеся   сами   могут   определять,   насколько   их   сочинение   соответствует требованиям. Критерии оценивания сочинения на свободную тему. 1 критерий. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений. 2 критерий. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения 3 критерий.  Композиционная цельность и логичность сочинения                 К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинения­рассуждения, надо только ещё  раз напомнить структуру (алгоритм) написания:  1.  Вступление ­ тезис.  2.  Основная часть ­ доказательства (аргументы).  3.  Заключение – вывод.       На втором этапе начинаем работать над вступлением к сочинению, учимся выдвигать тезис. У обучающихся с ОВЗ не вызывает трудности найти в предложенной теме сочинения ключевое слово. Но в силу того, что у таких детей, как правило, наблюдается бедность словарного   запаса,   неточность   в   употреблении   слов,   трудность   актуализации   словаря, несформированность структуры значения слова, им сложно дать определение ключевого слова   и   выдвинуть   тезис.   Чаще   всего,   из   основных   способов   толкования   лексического значения, учащиеся с ОВЗ выбирают  описательный способ. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами (добро – это все положительное, хорошее, полезное).           На практике оказывается, что многие понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Но есть среди детей с ОВЗ и те, которые имеют языковой барьер и, порой, даже не понимают на уровне описания, что означает то или иное слово.             Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть   насыщены   лексическими   заданиями   –   это   напрямую   влияет   на   формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые предложения, а далее и сложные, сочинять диалоги, монологи. Начинаю урок по подготовке к сочинению всегда с притчи, тексты которых находятся у учащихся на столе, поскольку у детей с ОВЗ наиболее развито наглядно­образное мышление.   Темы притч разные,   и   всегда   можно   найти   ту,   которая   подойдет   к   определенной   теме   сочинения: мудрость,   долголетие,   праведность,   знание,   любовь   к   ближнему,   страх   перед животворными   силами   природы,   воздержание,   усердие,   самообладание,   разумное пользование   богатством,   сочувствие   к   бедным,   семейные   устои   и   воспитание   детей, сдержанность   в   наслаждениях,   милосердие,   выбор   друзей,   трудолюбие,   честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье и так далее. После обсуждения, выделяем понятие и начинаем словарную работу. Работа над понятием проводится   в   группах.   Обучающиеся   составляют   кластер   к   предложенному   слову самостоятельно   или   же,   используя   словарные   статьи,   подбирают   синонимы,   антонимы, составляют   словосочетания.   Также   предлагаю   подобрать   изречения,   высказывания, афоризмы, цитаты, слова стихотворений с анализируемым словом, над которым работают учащиеся (распечатаны и находятся на столах у учащихся).      После проделанной работы учащимся легче сформулировать свое  определение понятия, тезис и записать его.           При работе над основной частью обучающимся с ОВЗ сложно привести пример из жизненного   опыта.   Это   связано   с   низким   уровнем   познавательной   деятельности, ограниченностью   представлений   и   знаний   об   окружающем   мире,   несформированностью интересов,   снижению   потребности   в   контакте.   Чаще   всего   мы   обращаемся   к художественной литературе, историческим примерам, СМИ, обсуждаем личные примеры. В течение года обучающиеся ведут своего рода дневник аргументов, куда в табличной форме   записывают   этико­нравственное   понятие   и   аргументы,   характеризующие   его. Работая над сочинением, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся – одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. При выполнении заданий учащиеся пользуются   раздаточным   материалом:   схемами,   карточками,   инструкциями.   Готовлю шаблоны написания сочинений, при работе с которыми использую разные приемы: написать по шаблону, вставить слова, исправить ошибки, выделить абзацы. Результаты обучающихся за последние четыре года представлены в таблице. Год сдачи ГВЭ по Количество участников «5» «4» «3» «2» % успеваемости % качества ГВЭ 13 1 8 6 русскому языку 2013­2014 2014­2015 2015­2016 2016­2017       0 0 0 1 0 0 2 3 13 1 6 2 0 0 0 0 100 100 100 100 0 0 25 67

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.

Статья. Подготовка обучающихся по русскому языку к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2017