Тематическое планирование программы спецкурса для подготовки к ОГЭ по русскому языку "Раз, ступенька, два, ступенька..."
Оценка 4.6

Тематическое планирование программы спецкурса для подготовки к ОГЭ по русскому языку "Раз, ступенька, два, ступенька..."

Оценка 4.6
Документация
docx
русский язык
9 кл
24.02.2020
Тематическое планирование программы спецкурса для подготовки к ОГЭ по русскому языку "Раз, ступенька, два, ступенька..."
Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и демонстрационных тестов ГИА 2020 года на основе разнообразной методической литературы, предназначенной для более глубокой и систематической подготовки выпускников к итоговой аттестации.
содержание, планирование.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования

г.Усолье-Сибирское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

 

 

Авторская педагогическая разработка

 

«Раз, ступенька, два, ступенька…»

(адаптационная, комбинаторная, радикальная)

 

Учебная программа специального курса по русскому языку

для учащихся 9 классов

 

 

 

Автор разработки:

Калашникова Римма Ависовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№12»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г

г.Усолье-Сибирское

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность создания данного курса.  Государственная итоговая аттестация - это важный стимул для более глубокого изучения русского языка. В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию, аргументировать и грамотно строить собственные высказывания – важные умения, постоянно используемые в современной жизни. Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 9 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ГИА и сделать ещё один важный шаг к успешному будущему.

Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и демонстрационных тестов ГИА 2019 года  на основе разнообразной методической литературы, предназначенной для более глубокой и систематической подготовки выпускников к итоговой аттестации. В работе над планированием курса я использовала пособие Егораевой Г.Т. «Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме)»; курс лекций Борисенко Н.А. , Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий в итоговой аттестации в 9-11 классах»; «Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс» Ивановой С.Ю.; методические рекомендации Шапиро Н.А по подготовке к написанию изложения и сочинения; Материалы сайта ФИПИ и другие интернет-ресурсы. 

«Доминирующей идеей Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся». В соответствии с этой задачей задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют уровень овладения учащимися необходимыми компетенциями:

ü лингвистическая компетенция (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом);

ü языковая компетенция, т.е. практическое владение русским языком, словарём и грамматическим строем; соблюдение языковых (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) норм;

ü коммуникативная компетенция, т.е. уровень владения разными видами речевой деятельности, умение вдумчиво и осмысленно читать текст, понимать смысл прочитанного, выделять основную и второстепенную информацию; воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания на основе прочитанного;.

Структура заданий ГИА такова, что, кроме заданий по лексике и фразеологии, орфографии,   синтаксису и пунктуации, они содержат задания, связанные с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, письменно воспроизводить его с заданной степенью свёрнутости, а также создавать свой текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Подготовка к экзамену в форме ГИА требует особого подхода. Прежде всего - это систематическое целенаправленное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении различных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с материалами экзамена.

Недостаточное количество часов, отведённых в девятых классах на повторение всех разделов русского языка, отсутствие специальных программ и пособий по планомерной подготовке к экзамену обусловили создание предлагаемого курса.

Специальный курс «Раз, ступенька, два, ступенька…» рассчитан на учащихся 9 классов.

Новизна разработки в том, что с учётом  изменений в заданиях ГИА 2019 года, на занятиях предполагается  планомерная  последовательная работа по повторению теоретических сведений разделов языкознания, отработке навыков решения тестовых задач (с выбором ответа в виде слова, цифры или последовательности цифр) с использованием практических рекомендаций, необходимых для качественного выполнения заданий 2- 8, комплексная работа с текстом, направленная на успешное выполнение заданий первой и третьей частей  ГИА.  Учащимся будут предложены не изучаемые в полном объёме на уроках русского языка справочные лингвистические материалы, дополнительная литература, позволяющая систематизировать знания по данному предмету, методы определения микротем и способы компрессии текстов.  В качестве тренажёров будут использоваться тексты различного уровня сложности с обучающими языковыми заданиями, система разнообразных упражнений, образцы типовых тестовых заданий, самостоятельно разработанные мной практические и проверочные работы по всем разделам языкознания. Специальные упражнения научат школьников опознавать средства выразительности русской речи. На занятиях будут применены специально подготовленные в течение нескольких лет информационно-коммуникационные технологии: аудио-тексты для изложений, презентации с использованием мультимедиа, различные интерактивные тесты, программы-репетиторы, тесты в формате  Excel, Power Point, занятия и зачёты с использованием электронных носителей, интерактивной доски.

Предлагаемый курс подготовки к ГИА позволит девятиклассникам систематизировать знания, восполнить пробелы в них, соотнести с ними свои практические навыки, а также снять эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно подготовиться к экзаменационным испытаниям.

Также в учебную программу в связи с последними изменениями внесены занятия по подготовке к устному собеседованию,  включающему 4 задания: чтение текста, пересказ, монолог и диалог.

Цели спецкурса:

    - используя разработанную систему занятий, углубить знания учащихся о  

     системе языка;

 -совершенствовать их учебно-языковые и коммуникативные умения;

- подготовить выпускников к итоговому экзаменационному испытанию.

         Программа направлена на достижение следующих задач:

- выполнение разноуровневых заданий, направленных на повторение теории  

  языкознания;

- обобщение знаний по изученным темам и закрепление умений применять их в практике правописания во время проведения итоговой аттестации;

- создание собственных речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами.

 

 

 

 

 

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:

ü  владеть различными видами анализа языковых единиц;

ü  использовать основные приёмы информационной переработки текста (план, пересказ, компрессия, изложение);

ü применять знания по языкознанию в практике правописания во время проведения итоговой аттестации;

ü пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм и выразительными средствами родного языка при создании собственного текста;

ü осуществлять речевой самоконтроль: оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и содержание программы

1.     Введение. Требования к ГИА по русскому языку как объективному виду контроля знаний выпускников. Форма проведения и содержание выпускного экзамена. Уровень сложности заданий ГИА. Знакомство с тестовыми материалами (демоверсии). Обучение заполнению бланков.

2.     Работа с текстом. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность текста. Информационная обработка текста.

3.     Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения. Понятие о микротеме. Способы компрессии текста.

4.     Подготовка к выполнению тестовых заданий. Разделы языкознания:

1)    Лексика и фразеология. Лексические нормы употребления слова. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы. Фразеологический оборот. Лексический анализ.

2)    Орфография. Орфограммы. Орфографический разбор слова.

3)    Виды тропов и способы их определения

4)    Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Синтаксический анализ простого предложения.

5)    Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами. Обособление определений, приложений и обстоятельств. Знаки препинания в сложном предложении. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Трудные вопросы постановки знаков препинания.

5.     Подготовка к устному итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе. Устный экзамен по русскому языку включает 4 задания: чтение текста, пересказ, монолог и диалог.

6.     Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Композиция сочинения. Анализ написанной работы. Корректировка текста.

7.     Контроль знаний. Репетиционный экзамен в формате ГИА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Тематическое планирование

Тема урока

КЭС

КПУ

1

Современные подходы к написанию изложения.

Основные требования к изложению. Особенности изложения как жанра. Виды изложений

8.6

 

3.1

2

Подробное и сжатое изложение

 

6.1

3.1

3.3

 

3

Оценивание изложения.

Критерии оценивания. Виды ошибок

8.1

8.6

3.3

3.1

4-5

Сжатое изложение (2 часа)

 

8.1

8.6

3.3

3.1

3.8

3.10

 

6

Анализ изложений

5.1

1.1

3.10

 

7

Задание 2. Синтаксический анализ предложений текста. Грамматическая основа предложения.

5.2

5.12

5.13

2.4

 

8

Задание 2. Синтаксический анализ предложений текста. Грамматическая основа предложения.

5.2

5.12

5.13

2.4

 

9

Задание 3. Пунктуационный анализ предложения.

7.1-

7.19

1.1

3.8

 

10

Задание 3. Пунктуационный анализ предложения.

7.1-

7.19

1.1

3.8

 

11

Задание 3. Пунктуационный анализ предложения.

7.1-

7.19

1.1

3.8

 

12

 Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания

5.1

1.1

 

13

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания

5.1

1.1

 

14

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания

5.1

1.1

 

15

Задание 5. Орфографический анализ слова.

 

6.8

3.8

 

16

Задание 5. Орфографический анализ слова

 

6.8

3.8

 

17

Подготовка к устному собеседованию. Работа с текстом (выразительное чтение вслух).  Задание 1

 

8.1

8.3

9.1

2.2

2.3

 

18

Подготовка к устному собеседованию. Задание 2. Пересказ текста

 

8.1

8.3

9.1

2.1

2.4

 

19

Подготовка к устному собеседованию. Задание 2. Пересказ текста

8.1

8.3

9.1

2.1

2.4

 

20

Подготовка к устному собеседованию. Задание 3. Монологическое высказывание (описание, повествование рассуждение)

8.1

8.4

1.3

3.9

 

21

Подготовка к устному собеседованию. Задание 3. Монологическое высказывание (описание, повествование рассуждение)

8.1

8.4

1.3

3.4

3.9

 

22

Подготовка к устному собеседованию. Задание 4. Диалог

8.1

8.4

1.3

3.4

3.9

 

23

Пробное устное собеседование

8.1

8.3

9.1

2.2

2.3

 

24

Задание 6. Анализ содержания текста

 

8.5

1.2

2.4

 

25

Задание 7. Средства выразительности

 

10.1

1.2

2.4

 

26

Задание 7. Средства выразительности

 

10.1

1.2

2.4

 

27

Задание 7. Средства выразительности

 

10.1

1.2

2.4

 

28

Задание 8. Лексический анализ слова

 

2.1

2.5

1.1

 

29

Сочинение-рассуждение. Требования к содержанию части 3  (15.1, 15.2, 15.3).Критерии оценивания.

 

 

8.5

8.6

 

 

3.3

3.5

3.6

3.8

 

30

Сочинение-рассуждение Тема, проблема, идея текста. Подбор и способы аргументации.

 

31

Сочинение-рассуждение Тема, проблема, идея текста. Подбор и способы аргументации.

 

32

Сочинение-рассуждение. Работа над композицией: тезис, аргументы, вывод.

 

33

Сочинение-рассуждение. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.

 

34

Консультация

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Пояснительная записка Актуальность создания данного курса

Пояснительная записка Актуальность создания данного курса

Недостаточное количество часов, отведённых в девятых классах на повторение всех разделов русского языка, отсутствие специальных программ и пособий по планомерной подготовке к экзамену обусловили создание…

Недостаточное количество часов, отведённых в девятых классах на повторение всех разделов русского языка, отсутствие специальных программ и пособий по планомерной подготовке к экзамену обусловили создание…

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь: ü владеть различными видами анализа языковых единиц; ü использовать основные приёмы информационной переработки текста (план, пересказ, компрессия,…

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь: ü владеть различными видами анализа языковых единиц; ü использовать основные приёмы информационной переработки текста (план, пересказ, компрессия,…

Структура и содержание программы 1

Структура и содержание программы 1

Тематическое планирование Тема урока

Тематическое планирование Тема урока

Подготовка к устному собеседованию

Подготовка к устному собеседованию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020