Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования
г.Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Авторская педагогическая разработка
«Раз, ступенька, два, ступенька…»
(адаптационная, комбинаторная, радикальная)
Учебная программа специального курса по русскому языку
для учащихся 9 классов
Автор разработки:
Калашникова Римма Ависовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№12»
2012 г
г.Усолье-Сибирское
Пояснительная записка
Актуальность создания данного курса. Государственная итоговая аттестация - это важный стимул для более глубокого изучения русского языка. В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию, аргументировать и грамотно строить собственные высказывания – важные умения, постоянно используемые в современной жизни. Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 9 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ГИА и сделать ещё один важный шаг к успешному будущему.
Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и демонстрационных тестов ГИА 2019 года на основе разнообразной методической литературы, предназначенной для более глубокой и систематической подготовки выпускников к итоговой аттестации. В работе над планированием курса я использовала пособие Егораевой Г.Т. «Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме)»; курс лекций Борисенко Н.А. , Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий в итоговой аттестации в 9-11 классах»; «Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс» Ивановой С.Ю.; методические рекомендации Шапиро Н.А по подготовке к написанию изложения и сочинения; Материалы сайта ФИПИ и другие интернет-ресурсы.
«Доминирующей идеей Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся». В соответствии с этой задачей задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют уровень овладения учащимися необходимыми компетенциями:
ü лингвистическая компетенция (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом);
ü языковая компетенция, т.е. практическое владение русским языком, словарём и грамматическим строем; соблюдение языковых (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) норм;
ü коммуникативная компетенция, т.е. уровень владения разными видами речевой деятельности, умение вдумчиво и осмысленно читать текст, понимать смысл прочитанного, выделять основную и второстепенную информацию; воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания на основе прочитанного;.
Структура заданий ГИА такова, что, кроме заданий по лексике и фразеологии, орфографии, синтаксису и пунктуации, они содержат задания, связанные с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, письменно воспроизводить его с заданной степенью свёрнутости, а также создавать свой текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Подготовка к экзамену в форме ГИА требует особого подхода. Прежде всего - это систематическое целенаправленное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении различных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с материалами экзамена.
Недостаточное количество часов, отведённых в девятых классах на повторение всех разделов русского языка, отсутствие специальных программ и пособий по планомерной подготовке к экзамену обусловили создание предлагаемого курса.
Специальный курс «Раз, ступенька, два, ступенька…» рассчитан на учащихся 9 классов.
Новизна разработки в том, что с учётом изменений в заданиях ГИА 2019 года, на занятиях предполагается планомерная последовательная работа по повторению теоретических сведений разделов языкознания, отработке навыков решения тестовых задач (с выбором ответа в виде слова, цифры или последовательности цифр) с использованием практических рекомендаций, необходимых для качественного выполнения заданий 2- 8, комплексная работа с текстом, направленная на успешное выполнение заданий первой и третьей частей ГИА. Учащимся будут предложены не изучаемые в полном объёме на уроках русского языка справочные лингвистические материалы, дополнительная литература, позволяющая систематизировать знания по данному предмету, методы определения микротем и способы компрессии текстов. В качестве тренажёров будут использоваться тексты различного уровня сложности с обучающими языковыми заданиями, система разнообразных упражнений, образцы типовых тестовых заданий, самостоятельно разработанные мной практические и проверочные работы по всем разделам языкознания. Специальные упражнения научат школьников опознавать средства выразительности русской речи. На занятиях будут применены специально подготовленные в течение нескольких лет информационно-коммуникационные технологии: аудио-тексты для изложений, презентации с использованием мультимедиа, различные интерактивные тесты, программы-репетиторы, тесты в формате Excel, Power Point, занятия и зачёты с использованием электронных носителей, интерактивной доски.
Предлагаемый курс подготовки к ГИА позволит девятиклассникам систематизировать знания, восполнить пробелы в них, соотнести с ними свои практические навыки, а также снять эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно подготовиться к экзаменационным испытаниям.
Также в учебную программу в связи с последними изменениями внесены занятия по подготовке к устному собеседованию, включающему 4 задания: чтение текста, пересказ, монолог и диалог.
Цели спецкурса:
- используя разработанную систему занятий, углубить знания учащихся о
системе языка;
-совершенствовать их учебно-языковые и коммуникативные умения;
- подготовить выпускников к итоговому экзаменационному испытанию.
Программа направлена на достижение следующих задач:
- выполнение разноуровневых заданий, направленных на повторение теории
языкознания;
- обобщение знаний по изученным темам и закрепление умений применять их в практике правописания во время проведения итоговой аттестации;
- создание собственных речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами.
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:
ü владеть различными видами анализа языковых единиц;
ü использовать основные приёмы информационной переработки текста (план, пересказ, компрессия, изложение);
ü применять знания по языкознанию в практике правописания во время проведения итоговой аттестации;
ü пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм и выразительными средствами родного языка при создании собственного текста;
ü осуществлять речевой самоконтроль: оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Структура и содержание программы
1. Введение. Требования к ГИА по русскому языку как объективному виду контроля знаний выпускников. Форма проведения и содержание выпускного экзамена. Уровень сложности заданий ГИА. Знакомство с тестовыми материалами (демоверсии). Обучение заполнению бланков.
2. Работа с текстом. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность текста. Информационная обработка текста.
3. Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения. Понятие о микротеме. Способы компрессии текста.
4. Подготовка к выполнению тестовых заданий. Разделы языкознания:
1) Лексика и фразеология. Лексические нормы употребления слова. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы. Фразеологический оборот. Лексический анализ.
2) Орфография. Орфограммы. Орфографический разбор слова.
3) Виды тропов и способы их определения
4) Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Синтаксический анализ простого предложения.
5) Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами. Обособление определений, приложений и обстоятельств. Знаки препинания в сложном предложении. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Трудные вопросы постановки знаков препинания.
5. Подготовка к устному итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе. Устный экзамен по русскому языку включает 4 задания: чтение текста, пересказ, монолог и диалог.
6. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Композиция сочинения. Анализ написанной работы. Корректировка текста.
7. Контроль знаний. Репетиционный экзамен в формате ГИА.
№ п/п |
Тематическое планирование Тема урока |
КЭС |
КПУ |
|
1 |
Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Особенности изложения как жанра. Виды изложений |
8.6
|
3.1 |
|
2 |
Подробное и сжатое изложение
|
6.1 |
3.1 3.3 |
|
3 |
Оценивание изложения. Критерии оценивания. Виды ошибок |
8.1 8.6 |
3.3 3.1 |
|
4-5 |
Сжатое изложение (2 часа)
|
8.1 8.6 |
3.3 3.1 3.8 3.10 |
|
6 |
Анализ изложений |
5.1 |
1.1 3.10 |
|
7 |
Задание 2. Синтаксический анализ предложений текста. Грамматическая основа предложения. |
5.2 5.12 5.13 |
2.4 |
|
8 |
Задание 2. Синтаксический анализ предложений текста. Грамматическая основа предложения. |
5.2 5.12 5.13 |
2.4 |
|
9 |
Задание 3. Пунктуационный анализ предложения. |
7.1- 7.19 |
1.1 3.8 |
|
10 |
Задание 3. Пунктуационный анализ предложения. |
7.1- 7.19 |
1.1 3.8 |
|
11 |
Задание 3. Пунктуационный анализ предложения. |
7.1- 7.19 |
1.1 3.8 |
|
12 |
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания |
5.1 |
1.1 |
|
13 |
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания |
5.1 |
1.1 |
|
14 |
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания |
5.1 |
1.1 |
|
15 |
Задание 5. Орфографический анализ слова.
|
6.8 |
3.8 |
|
16 |
Задание 5. Орфографический анализ слова
|
6.8 |
3.8 |
|
17 |
Подготовка к устному собеседованию. Работа с текстом (выразительное чтение вслух). Задание 1
|
8.1 8.3 9.1 |
2.2 2.3 |
|
18 |
Подготовка к устному собеседованию. Задание 2. Пересказ текста
|
8.1 8.3 9.1 |
2.1 2.4 |
|
19 |
Подготовка к устному собеседованию. Задание 2. Пересказ текста |
8.1 8.3 9.1 |
2.1 2.4 |
|
20 |
Подготовка к устному собеседованию. Задание 3. Монологическое высказывание (описание, повествование рассуждение) |
8.1 8.4 |
1.3 3.9 |
|
21 |
Подготовка к устному собеседованию. Задание 3. Монологическое высказывание (описание, повествование рассуждение) |
8.1 8.4 |
1.3 3.4 3.9 |
|
22 |
Подготовка к устному собеседованию. Задание 4. Диалог |
8.1 8.4 |
1.3 3.4 3.9 |
|
23 |
Пробное устное собеседование |
8.1 8.3 9.1 |
2.2 2.3 |
|
24 |
Задание 6. Анализ содержания текста
|
8.5 |
1.2 2.4 |
|
25 |
Задание 7. Средства выразительности
|
10.1 |
1.2 2.4 |
|
26 |
Задание 7. Средства выразительности
|
10.1 |
1.2 2.4 |
|
27 |
Задание 7. Средства выразительности
|
10.1 |
1.2 2.4 |
|
28 |
Задание 8. Лексический анализ слова
|
2.1 2.5 |
1.1 |
|
29 |
Сочинение-рассуждение. Требования к содержанию части 3 (15.1, 15.2, 15.3).Критерии оценивания. |
8.5 8.6 |
3.3 3.5 3.6 3.8 |
|
30 |
Сочинение-рассуждение Тема, проблема, идея текста. Подбор и способы аргументации. |
|
||
31 |
Сочинение-рассуждение Тема, проблема, идея текста. Подбор и способы аргументации. |
|
||
32 |
Сочинение-рассуждение. Работа над композицией: тезис, аргументы, вывод. |
|
||
33 |
Сочинение-рассуждение. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. |
|
||
34 |
Консультация |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.