Статья "Поликультурное воспитание школьников во внеурочной деятельности"
Оценка 4.8

Статья "Поликультурное воспитание школьников во внеурочной деятельности"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +2
docx
воспитательная работа
4 кл—11 кл
05.01.2017
Статья "Поликультурное воспитание школьников во внеурочной деятельности"
Поликультурное воспитание школьников во внеурочной деятельности позволяет педагогическому коллективу помочь детям адаптироваться в многонациональном ученическом коллективе, расширить их поликультурный кругозор, осознать то, что родной язык является частью общероссийской и мировой культуры. И важную роль в формировании поликультурной компетенции играет совместная проектная деятельность педагогов, учеников и их родителей.Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию: описание методов работы школы по приобщению обучающихся к национальной культуре.
Глушкова МБОУ СОШ №25.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №25 им. А.Коренева» (МБОУ СОШ №25)

 

 

 

 

 

 

«Поликультурное воспитание школьников

во внеурочной деятельности»

 

(опыт работы школы

 по духовно-нравственному воспитанию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Глушкова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

Шахты, 2016

Понятие  «духовно-нравственное воспитание»  появилось в российском образовании уже давно. Но именно сегодня этот вопрос в современной России как нельзя актуален. Ведь те негативные явления, которые сложились в 90-е годы прошлого столетия,  в период крупных социально-политических изменений не смогли не сказаться на нравственном самосознании человека, на его отношении к обществу, государству, на отношении людей друг к другу. Именно поэтому в структуре основной образовательной программы, согласно Стандарту, предусматривается не только концепция духовно-нравственного воспитания школьников, но и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

И мне хотелось бы поделиться опытом работы педагогического коллектива нашей школы по одному из важнейших, на наш взгляд, направлений – поликультурном воспитании. Почему? Ответом будет та современная ситуация в России, которая  характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие в обществе события.

Научить людей жить вместе, помочь каждому человеку осознать свои корни, определить место, которое он занимает в мире, привить ему уважение к другим культурам – это и есть, на наш взгляд, одна из важнейших функций в школе.

Наше образовательное учреждение - одно из старейших в городе - является многонациональным по своему составу, т. к. г.Шахты – территория активного миграционного потока. В школе кроме детей русской национальности обучаются армяне, грузины, украинцы, дагестанцы, удины, азербайджанцы, татары, коми-пермяки, немцы, корейцы, лизгины, молдаване. В прошлом учебном году добавилось 23 ученика цыганского этноса.

Таким образом, поликультурное образование в нашей школе – одно из приоритетных направлений. Как научить школьников жить в нашем многоликом мире, ненавязчиво, тактично убеждать их, что все люди одинаковы, независимо от вероисповедания, языка, культуры каждого? Как, стирая межэтнические грани, или хотя бы делая их менее заметными, научить детей быть терпимее друг к другу, сформировать у них понятие, что мы все одна большая многонациональная семья, и мы в ней братья и сестры?

Ответом на вопросы стала известная народная притча:

Жила на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете? Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду  ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи и попросил показать, рассказать. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, прочитал и удивился. Три слова были начертаны на ней: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- И всё? – спросил владыка, почесав за ухом.

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже…

Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение… Это, конечно же, лирика. А вот грамотные ответы на свои не простые вопросы мы находим  в практической деятельности.

Исходя из особенностей контингента обучающихся,  обратились к такой форме поликультурного воспитания школьников, как внеурочная деятельность, предполагающая:

- свободный выбор обучающимися области знаний в соответствии с их склонностями и интересами;

- создание условий для расширения и углубления знаний по избранным направлениям;

- необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации и гуманизации межнациональных отношений в мегаполисе;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

На протяжении многих лет в нашей школе складывались свои подходы к приобщению обучающихся к национальной культуре. Так, в 2013г.  Приказом Департамента по делам казачества  и кадетских учебных заведений Ростовской области школе был присвоен статус «казачья», и педагогический коллектив стал работать по Программе «Казачья школа здоровья», основная цель которой – возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Донского казачества. При этом деятельность ученического коллектива была направлена на решение такой важной задачи, как формирование личности человека-патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины, желающего и умеющего ее защищать. В соответствии с данной Программой была разработана и внедрена в школьную жизнь подпрограмма «Духовно-нравственное развитие», одним их составляющих стал военно-патриотический клуб «Дон», руководитель Свердлов С.С. Основная идея клуба – возрождение и сохранение истории Дона, военно-патриотическое воспитание молодежи, подготовка юношей к военной службе и защите Отечества. «В этом и есть смысл идеи и духа казачества»,-считают члены клуба. Ребята не только участвуют в школьных и муниципальных спортивно-массовых мероприятиях, но и стоят в Почетном карауле у Поста №1 в Александровском парке.

Но не только воинская служба  - отличительная черта казачества. Это еще и добровольное служение церкви и Отечеству, готовность защитить православную веру и родную землю. Поэтому в школе, в 4-х классах, был  введен  курс «Основы православной культуры». Учитель Кладнева Н.Г. построила программу курса с учетом обозначенных проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества. На занятиях школьники знакомятся с традициями православия, христианской этикой и житиями святых. Отец Андрей, настоятель Свято-Никольского храма, частый гость школьников, которые, в свою очередь, посещают храм.

И еще одна из наиболее доступных форм освоения школьниками культурных традиций казачества – это музыкальное творчество. «В песне – вся жизнь казака»,- утверждает руководитель хора «Донцы» Спыну В.А., а его ребята с удовольствием участвуют в конкурсах и концертах, где звучит казачья песня.

Практическую значимость имеют и занятия кружка «Хозяюшка», где под руководством Бевз Н.И. девочки осваивают лозоплетение, лоскутную технику, аппликации, шьют казачьи костюмы и, конечно же, узнают историю казачьей кухни.

Тесно дружат наши школьники с кадетами казачьего корпуса им. Бакланова, воспитанники которого принимают активное участие в наших общешкольных мероприятиях, несут Почетный караул  у школьного обелиска. А ученицы школы занимаются в хореографической студии казачьего корпуса, вместе с его воспитанниками посетили Кремлевский Новогодний бал в Москве.

В рамках реализации Программы «Казачья школа здоровья» в школе прошли следующие мероприятия:

- конкурс «Казачка Дона»;

- военно-спортивные соревнования «Донцы-молодцы!»;

- творческий конкурс «Как у нас-то на Тихом Дону»;

- познавательная игра «На Донском меридиане»;

- конкурс чтецов «Поэты казачьего зарубежья»;

- фестиваль «Мы разные, но мы вместе»;

- конкурс сочинений «Моя родословная».

Таким образом, педагогика казачества является успешным звеном в формировании поликультурных компетенций школьников.

Исходя из национально-региональных особенностей социальной среды, в содержание внеурочной деятельности в условиях поликультурного образования  в школе введено регионоведение. Его назначение - дать молодежи целостные представления об истории, культуре, природе, географии, экономике своей малой Родины, жителей Дона, как части Великой России.

Изучение истории Дона, его материальной и духовной культуры начинается с первого класса введением модулей во внеурочной деятельности «Доноведение», «Фольклорные мотивы Дона»,  что позволяет обобщить знания о Родине и крае, заложить фундамент для изучения предметов: «История Донского края» в 5 классе, «Донской фольклор» в 6 классе, «Культура Дона» в 7 классе.

Начиная с 1 класса, в содержание внеурочной деятельности вводятся модули «Донская аптека», «Народные промыслы Дона», которые обеспечивают последовательное воздействие на личность школьника для развития экологических, интеллектуальных, эмоциональных и деятельностных аспектов его поведения в окружающей среде, осознание зависимости человека от наличия природных ресурсов и качества окружающей среды своего региона.

Конечно же, сохранение окружающей природы – существенная задача поликультурного образования, но не менее важная ее часть – сохранение культурной среды, духовная экология. Поэтому на занятиях литературных клубов «Вдохновение» (руководитель Губанова С.В.) и «Юный журналист» (руководитель Глушкова Т.В.) большое значение придается воспитанию любви к родному слову, осознанию детьми того, что родная литература и родной язык являются неразрывной частью общероссийской культуры и элементов мировой культуры. Творческие проекты «Россия – Родина моя», «Ростовская область – территория мира и согласия», литературные гостиные, встречи с поэтами и писателями помогают сформировать у школьников осознанные позитивные ценности по отношению к собственной литературной культуре, поликультурной по своей природе, уважение к истории и культуре других народов.

Так, например, с появлением в нашей школе детей цыганской этнической группы мы обратились к истории этого народа. Что нам известно о цыганах? Всегда ли они были такими, как сейчас? Что повлияло на формирование их культуры?

 Специфика цыганской культуры представляется крайне интересной для изучения. Люди, принадлежащие этой культуре, живут в разных странах, но нельзя сказать, что они утратили самобытность своего этноса. Цыганский фольклор богат прекрасными душевными романсами, увлекательными сказками об их кочевой жизни. Большинство цыган искусно играют на гитаре и танцуют, подкрепляя впечатление яркими, колоритными нарядами.

Чтобы познакомить школьников с талантами наших новых учеников, а тем, в свою очередь, помочь адаптироваться в школьном коллективе, была создана цыганская хоровая студия «Ритмы». Эта уникальная в городе группа успешно выступала не только на школьной сцене, но и на сцене Городского Дворца культуры «Текстильщик», а также участвовала в городском конкурсе «Минута славы».

Таким образом, национальный цыганский фольклор, цыганская самобытность представили школьникам еще одну культурную группу в российском полиэтническом обществе, с которой можно и нужно жить вместе.

Формирование поликультурной компетенции осуществляется в школе и через экскурсионную деятельность. Знакомство с традициями, культурой зарубежных народов, получение опыта межнационального общения происходит в результате поездок школьников по России.

Так, сотрудничая много лет с туристической фирмой «Елена-Тур», дети побывали в разных регионах страны:

- «Культурное наследие Дона» (Ростов-на-Дону);

- «Храмы и соборы Новочеркасска»;

- «Таганрог – город Чехова»;

- «Музеи Азова»;

- Город-герой Волгоград»;

-  «Святыни Адыгеи»;

-  «Элиста. Мировые цивилизации»;

- «Домбай. В краю синих гор»;

- «Казань - жемчужина Поволжья»;

- «Станица Старочеркасская. Фестиваль казачьей песни»;

- «Литературный Пятигорск»;

- «Лермонтовские места Кисловодска»;

- «Санкт Петербург – северная столица».

Посещение разных уголков России дает возможность школьникам получить высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных  групп в интересах российской гражданской идентичности.

Накопленный нами опыт работы показывает, что поликультурное образование школьников через внеурочную деятельность является одним из эффективных мотивирующих условий формирования культуры межнациональных отношений в полиэтническом коллективе, воспитания личности в духе мира и взаимопонимания с другими народами, формирует уклад школьной жизни.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». И в этих словах – духовно-моральная модель воспитания!

Поэтому очень хочется верить, что наша школа посеет в детях доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них «школой воспитания добрых чувств»! Не это ли главное?!

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г

Понятие «духовно-нравственное воспитание» появилось в российском образовании уже давно

Понятие «духовно-нравственное воспитание» появилось в российском образовании уже давно

Ответом на вопросы стала известная народная притча:

Ответом на вопросы стала известная народная притча:

На протяжении многих лет в нашей школе складывались свои подходы к приобщению обучающихся к национальной культуре

На протяжении многих лет в нашей школе складывались свои подходы к приобщению обучающихся к национальной культуре

Тесно дружат наши школьники с кадетами казачьего корпуса им

Тесно дружат наши школьники с кадетами казачьего корпуса им

Конечно же, сохранение окружающей природы – существенная задача поликультурного образования, но не менее важная ее часть – сохранение культурной среды, духовная экология

Конечно же, сохранение окружающей природы – существенная задача поликультурного образования, но не менее важная ее часть – сохранение культурной среды, духовная экология

Формирование поликультурной компетенции осуществляется в школе и через экскурсионную деятельность

Формирование поликультурной компетенции осуществляется в школе и через экскурсионную деятельность

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с…

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017