Статья "Понятие "Чтение"
Оценка 5

Статья "Понятие "Чтение"

Оценка 5
Лекции +1
docx
чтение
1 кл
29.03.2018
Статья "Понятие "Чтение"
В статье разбираются следующие понятия: Чтение – сложный психофизиологический процесс. В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: Восприятие данных слов. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Оценка прочитанного. Мотивом чтения является потребность. Чтение непосредственно связано и с устной речью. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.В статье разбираются основные понятия, используемые при формировании навыка чтения.
статья Понятие чтения.docx
Понятие чтения Чтение   –   сложный   психофизиологический   процесс.   В   его   акте   речеслуховой принимают   участие   зрительный,   речедвигательный, анализаторы.   Об   основе   этого   процесса,   как   пишет   Б.Г.   Ананьев,   лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия  анализаторов  и временных связей двух сигнальных систем». Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения   чтению   и   письму,   практически   в   два   раза.   А   если   мы   возьмем букварь 50­го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались   теми   же.   Какие   имел   он   определенные   функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50­е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет. В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: 1. Восприятие   данных   слов.   Уметь   читать   –   это   значит,   прежде всего,   уметь   по   буквам   догадываться   о   тех   словах,   которые   ими обозначаются.   Чтение   начинается   только   с   того   момента,   когда   человек, смотря   на   буквы,   оказывается   в   состоянии   произнести,   или   вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв. 2. Понимание   содержания,   связанного   с   прочитанными   словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие­ нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое­нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное. 3. Оценка   прочитанного.   Умение   не   только   прочесть   книгу,   но   и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда. Мотивом   чтения   является   потребность.   У   младшего   школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить  звуковую   систему  и  сам  процесс  чтения –  возникновения  из  букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью  узнать  какой­то  конкретный  факт, явление;   даже  появляются  более сложные   потребности,   например,   познать   мотив   поступка   героя,   чтобы оценить его; найти главную мысль в научно­популярном тексте и т.д. Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи   отрабатывается   выразительность   чтения;   при   чтении   используются средства речевой  выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение   по   озвучиванию   печатного   текста,   предполагающее   осознание   идеи воспринимаемого   произведения   и   выработку   собственного   отношения   к читаемому. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность   определяется   как   плавное   чтение   без   искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость   –   это   скорость   чтения,   обусловливающая   понимание прочитанного.   Такая   скорость   измеряется   количеством   печатных   знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется   как   понимание   замысла   автора,   осознание   художественных средств,   помогающих   реализовать   этот   замысел,   и   осмысление   своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям  главную  мысль  произведения   и  свое собственное  отношение  к нему. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца В   методической   науке   выделяют   три   этапа   формирования   навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический   этап   характеризуется   тем,   что   все   три   компонента процесса   чтения   в   деятельности   чтеца   «разорваны»   и   требуют   от   ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву,   соотнести   ее   со   слогом­слиянием,   подумать,   куда   надо   причитать буквы   вне   слияния,   озвучить   каждый   увиденный   графический   слог,   т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его.   Синтетический   этап   предполагает,   что   все   три   компонента   чтения синтезируются,   т.е.   восприятие,   произнесение   и   осмысление   читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им  озвучивается. Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок,  влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением  навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных  ошибок, допускаемых обучающимися чтению. 1. Искажение звукобуквенного состава. 2. Наличие повторов. 3. Нарушение норм литературного произношения. Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть  самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для  других качеств чтения. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание  прочитанного. Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в  виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из  которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные,  соотносит их со слогами­слияниями, видит согласные вне слияний и осознает,  к какому слогу­слиянию их следует причитать. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является  важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во  внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Формирование качественного навыка чтения у младших школьников  является одним из основных задач начальной школы. Таким образом, процесс чтения складывается их двух взаимосвязанных  сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и  звуко­слухо­ речедвигательные механизмы.

Статья "Понятие "Чтение"

Статья "Понятие "Чтение"

Статья "Понятие "Чтение"

Статья "Понятие "Чтение"

Статья "Понятие "Чтение"

Статья "Понятие "Чтение"

Статья "Понятие "Чтение"

Статья "Понятие "Чтение"

Статья "Понятие "Чтение"

Статья "Понятие "Чтение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018