В статье разбираются следующие понятия: Чтение – сложный психофизиологический процесс.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
Восприятие данных слов.
Понимание содержания, связанного с прочитанными словами.
Оценка прочитанного.
Мотивом чтения является потребность.
Чтение непосредственно связано и с устной речью.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.В статье разбираются основные понятия, используемые при формировании навыка чтения.
статья Понятие чтения.docx
Понятие чтения
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте
речеслуховой
принимают участие зрительный,
речедвигательный,
анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат
«сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей
двух сигнальных систем».
Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать
быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время
обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем
букварь 50го года и современные учебники, которые ребенок должен уже
читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот
темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка
остались теми же. Какие имел он определенные функциональные
возможности, такими они и остались. Если в 50е годы в школу приходили
дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести
лет.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
1.
Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде
всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими
обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек,
смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить,
определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
2.
Понимание содержания, связанного с прочитанными словами.
Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие
нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В
одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее
яркий образ, в другом – какоенибудь чувство, желание или отвлечённый
логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или,
быть может, другое слово, с ним связанное.
3.
Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и
критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.
Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника,
овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е.
освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв
слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту),
ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за
словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с
целью узнать какойто конкретный факт, явление; даже появляются более
сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы
оценить его; найти главную мысль в научнопопулярном тексте и т.д.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной
речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются
средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи
содержания текста и общения между читающими.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное
умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи
воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к
читаемому.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его
качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений,
влияющих на смысл читаемого. Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание
прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков,
прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени
трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных
средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего
собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать
слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к
нему.
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка
чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента
процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка
отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную
букву, соотнести ее со слогомслиянием, подумать, куда надо причитать
буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е.
произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения
синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого
происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми
словами.
Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения
доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет
смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им
озвучивается.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок,
влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением
навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных
ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
1. Искажение звукобуквенного состава.
2. Наличие повторов.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает
сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть
самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для
других качеств чтения.
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание
прочитанного. Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в
виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из
которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные,
соотносит их со слогамислияниями, видит согласные вне слияний и осознает,
к какому слогуслиянию их следует причитать.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является
важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе
с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во
внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников.
Формирование качественного навыка чтения у младших школьников
является одним из основных задач начальной школы. Таким образом, процесс чтения складывается их двух взаимосвязанных
сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звукослухо
речедвигательные механизмы.
Статья "Понятие "Чтение"
Статья "Понятие "Чтение"
Статья "Понятие "Чтение"
Статья "Понятие "Чтение"
Статья "Понятие "Чтение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.