Статья "Понятие "Чтение"

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье разбираются следующие понятия: Чтение – сложный психофизиологический процесс. В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: Восприятие данных слов. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Оценка прочитанного. Мотивом чтения является потребность. Чтение непосредственно связано и с устной речью. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.В статье разбираются основные понятия, используемые при формировании навыка чтения.
Иконка файла материала статья Понятие чтения.docx
Понятие чтения Чтение   –   сложный   психофизиологический   процесс.   В   его   акте   речеслуховой принимают   участие   зрительный,   речедвигательный, анализаторы.   Об   основе   этого   процесса,   как   пишет   Б.Г.   Ананьев,   лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия  анализаторов  и временных связей двух сигнальных систем». Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения   чтению   и   письму,   практически   в   два   раза.   А   если   мы   возьмем букварь 50­го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались   теми   же.   Какие   имел   он   определенные   функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50­е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет. В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: 1. Восприятие   данных   слов.   Уметь   читать   –   это   значит,   прежде всего,   уметь   по   буквам   догадываться   о   тех   словах,   которые   ими обозначаются.   Чтение   начинается   только   с   того   момента,   когда   человек, смотря   на   буквы,   оказывается   в   состоянии   произнести,   или   вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв. 2. Понимание   содержания,   связанного   с   прочитанными   словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие­ нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое­нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакогообраза и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное. 3. Оценка   прочитанного.   Умение   не   только   прочесть   книгу,   но   и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда. Мотивом   чтения   является   потребность.   У   младшего   школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить  звуковую   систему  и  сам  процесс  чтения –  возникновения  из  букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью  узнать  какой­то  конкретный  факт, явление;   даже  появляются  более сложные   потребности,   например,   познать   мотив   поступка   героя,   чтобы оценить его; найти главную мысль в научно­популярном тексте и т.д. Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи   отрабатывается   выразительность   чтения;   при   чтении   используются средства речевой  выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение   по   озвучиванию   печатного   текста,   предполагающее   осознание   идеи воспринимаемого   произведения   и   выработку   собственного   отношения   к читаемому. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность   определяется   как   плавное   чтение   без   искажений, влияющих на смысл читаемого.Беглость   –   это   скорость   чтения,   обусловливающая   понимание прочитанного.   Такая   скорость   измеряется   количеством   печатных   знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется   как   понимание   замысла   автора,   осознание   художественных средств,   помогающих   реализовать   этот   замысел,   и   осмысление   своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям  главную  мысль  произведения   и  свое собственное  отношение  к нему. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца В   методической   науке   выделяют   три   этапа   формирования   навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический   этап   характеризуется   тем,   что   все   три   компонента процесса   чтения   в   деятельности   чтеца   «разорваны»   и   требуют   от   ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву,   соотнести   ее   со   слогом­слиянием,   подумать,   куда   надо   причитать буквы   вне   слияния,   озвучить   каждый   увиденный   графический   слог,   т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его.   Синтетический   этап   предполагает,   что   все   три   компонента   чтения синтезируются,   т.е.   восприятие,   произнесение   и   осмысление   читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом.Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им  озвучивается. Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок,  влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением  навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных  ошибок, допускаемых обучающимися чтению. 1. Искажение звукобуквенного состава. 2. Наличие повторов. 3. Нарушение норм литературного произношения. Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть  самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для  других качеств чтения. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание  прочитанного. Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в  виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из  которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные,  соотносит их со слогами­слияниями, видит согласные вне слияний и осознает,  к какому слогу­слиянию их следует причитать. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является  важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во  внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Формирование качественного навыка чтения у младших школьников  является одним из основных задач начальной школы.Таким образом, процесс чтения складывается их двух взаимосвязанных  сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и  звуко­слухо­ речедвигательные механизмы.

Посмотрите также