Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "
Оценка 4.9

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
07.04.2017
Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "
Статья обобщает мой опыт работы по названной теме, который будет полезен учителям начальной школе при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям. Здесь можно познакомиться с тем, как использовать при этом ИКТ, которые могут заменить некоторые традиционные, как применять ИКТ в методической работе.
rabota1.docx
Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе.                    Подлегаева Е.А., учитель начальных классов                       МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова», г. Зверево           Широкое развитие информационных технологий и их внедрение во все  сферы жизни общества является обязательной необходимостью мирового  развития последних десятилетий. Это в полной мере относится и к  образованию. В Концепции модернизации российского образования поставлена важная  задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся  информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления  новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в  непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих  задач играет владение современным человеком ИКТ. Информационные технологии предоставляют возможность: • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе  учебного процесса; • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного  восприятия ученика в мультимедийный контекст; • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому  индивиду собственную траекторию обучения; • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся  способностями и стилем учения; • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие  индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым  познавательным средствам; • интенсифицировать все уровни учебно­воспитательного процесса. Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что  они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную  интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными  возможностями и для учителя, и для ученика. В отличие от обычных  технических средств обучения информационные технологии позволяют не  только дать обучающимся большее количество знаний, но и развить  интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение  самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными  источниками информации.    Перед собой я ставлю следующие задачи при внедрении ИКТ:  (cid:216)  создать и организовать условия образовательной среды класса посредством   ресурсов ИКТ; (cid:216)  развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных  потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная,  технологическая); (cid:216)  использовать в организации уроков функционально­деятельностный и  личностно­ориентированный подходы, направленные на формирование и  развитие мотивации обучения младших школьников;  (cid:216)  развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением  ресурсов ИКТ; (cid:216)  вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и  совместную деятельность (в том числе проектно­исследовательскую); (cid:216)  создать условия для организации портфолио каждым учеником класса. Информационные технологии в учебном процессе.  Целесообразность использования информационных технологий в учебном  процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно  реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность,  наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный  подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность  овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.  Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на  основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой), из которых я  применяю следующие:  1.Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио­ и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для  создания презентаций используются такие программные средства, как Power  Point или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их  может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания  презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для  креативной деятельности учащихся и психологического роста личности,  развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно  используются и для представления ученических проектов. 2.Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно­ информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В  отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными  свойствами и возможностями: •они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и  понятиям; •удобная система навигации на основе гиперссылок; •возможность включать в себя аудио­ и видеофрагменты. 3.Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а  также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде,  обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и  объединенных в логическую структуру средствами гипертекста. 4.Программы­тренажеры выполняют функции дидактических материалов и  могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. 5.Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и  тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и  автоматизированная  обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система  ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие  способности. 6.Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные  программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное  воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки,  например, обучаются работать на клавиатуре.  Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.  Они могут быть использованы на любом этапе урока: 1. Для обозначения темы урока. 2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая  проблемную ситуацию. 3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,  рисунки, видеофрагменты и т.д.) 4. Для контроля учащихся.  Я использую информационные технологии в следующих направлениях: № Название %  использования 1 При подготовке и проведении уроков и  в воспитательной работе 100% 2 В проектной деятельности 3 Обучение в сотрудничестве 100% 100%   Использование ИТ позволяет заменить многие традиционные средства  обучения. Во многих случаях такая замена является эффективной, так как  позволяет поддерживать у учащихся интерес к предмету, позволяет создать  информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному  усвоению изучаемого материала, экономит время урока. При условии систематического использования информационных технологий в  учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно  значительно повысить эффективность обучения. На протяжении ряда лет наблюдается положительная динамика результатов обучения   моих   учеников.   Неуспевающих   по   каким­либо   предметам   нет. Высокий  уровень учебной мотивации, защищенность и комфортность прослеживается на основе анализа успеваемости класса. Оценка метапредметных и личностных результатов освоения учащимися  начальных образовательных программ показала следующие результаты: Работа с информацией Смысловое чтение (читательская компетенция) Владение ИКТ­технологиями 56% 14 уч. 96% 24 уч. 64% 16 уч. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от  которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс  заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения  не стареет.   Не всегда удаётся объяснить учащимся некоторые явления, особенно где  речь идёт о формировании чётких научно обоснованных понятий, а ресурсов  учебника бывает недостаточно. С этой целью на уроках для большей  эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видео  экскурсии, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это  энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При  объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране –  комментирую сама, сопровождаю дополнительными объяснениями и  примерами. Поддерживая здоровьесберегающие технологии, создаю  презентации в соответствии с требованиями возрастной группы. Применяю  ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Мною созданы и опубликованы такие презентации к урокам математики на  темы «Палетка» ( 4кл.),  «Сложение и вычитание многозначных чисел» (для  интерактивной доски, 4 кл.), по русскому языку на темы «Дифференциация  изученных орфограмм» (3 кл.), « «Мягкий знак в середине слова» (2 кл.),  «Непроизносимые согласные» (для интерактивной доски, 3 кл.), по  литературному чтению «К. Паустовский, Корзина с еловыми шишками»,  «С.Есенин, Белая берёза», «И. Бунин, Лес, точно терем расписной…», по окружающему миру «Растения и животные родного края», «Экологические проблемы нашего города», «Лес – природное сообщество», «Россия вчера и  сегодня», «Непобедимый Суворов» и др.   Применение ИКТ на уроках значительно увеличило мотивацию, у детей  повысился читательский интерес. Используя программу Microsoft Power  Point, можно создавать динамичные таблицы, карты, что способствует  концентрации внимания у детей, повышает интерес к изучаемому предмету  или явлению, а также глубокому запоминанию материала.   В своей практике я использую готовые программы и научно­познавательные  и обучающие фильмы, различные электронные учебные издания на CD­, DVD­ носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари,  справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические  модели и т.д.), подобранные согласно учебной программе по предметам,  благодаря которым успешно решаю многие дидактические задачи.   Моя практика использования информационных технологий показывает, что  при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках  традиционного урока появляются неограниченные возможности для  индивидуализации и дифференциации учебного процесса. УМК «Школа России» по всем предметам предлагает электронное  приложение, которое включает в себя игры, анимации, упражнения,  проверочные работы, задания на развитие речи. Это мне помогает более  эффективно организовать работу на уроке.     Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности развивают  познавательные и творческие способности каждого обучаемого.  Кроме этого использую тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми  учащиеся работают непосредственно на компьютере. На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего  материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская  энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Русские писатели и поэты».  Сегодня учителю необходимо владеть современными методиками и новыми  образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено –  компьютер.  С 2012 года я веду обучение математике и русскому языку без учебников на  столах учеников. Эта работа потребовала более тщательной подготовки к  урокам. Необходимо подбирать дополнительные задания, готовить  раздаточный материал. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка  достаточно проблематично, но возможно. Мультимедийные презентации с успехом используем на уроках как ознакомления с новым материалом, так и  на уроках закрепления и обобщения.  На экране можно выполнить преобразования в деформированном тексте,  превратив разрозненные предложения в связанный текст, в занимательной  форме познакомиться со словарным словом, провести орфографическую  минутку.  При помощи средств ИКТ можно решить проблему дефицита подвижной  наглядности (сравнение способом наложения геом. фигур, решение задач на  движение, анализ взаимоотношений множеств и т.д.).  Компьютер помогает  мне использовать тексты и упражнения учебников, когда идёт изучение новых  правил, введение новых понятий. На уроках использую тренажеры, которые  предназначены для отработки и закрепления умений и навыков, обеспечивают  получение информации по теории и приемам учебной деятельности,  тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и  самоконтроль. Я использую программы «Фраза», «Семейный наставник».   При помощи программы «Конструктор тестов» сама готовлю тестовые  задания разного уровня для учащихся. Можно найти множество сайтов, предлагающих онлайн тесты по различным  предметам.   Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия  компьютера, как помощника в учёбе, как инструмента творчества,  самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить ребенка  практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной  школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей  деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные  уроки с применением компьютера. Помогает мне использование ИКТ и в привлечении детей к участию в  различного рода олимпиадах и конкурсах.      Мои ученики имеют возможность участвовать в дистанционных и заочных школах,   имеют   достаточно   высокие   результаты   по   итогам   не   только муниципальных,   но   и   региональных,   всероссийских   и   международных конкурсов и олимпиад для начальной школы. Их успехи можно проследить в системе по годам обучения. 2013­2014 2014­2015 2015­2016 Количество учащихся, принявших участие в предметных олимпиадах Заняли 1­е место Заняли 2 –е место Заняли 3 –е место Имею Благодарственные письма оргкомитетов:             6 41 17 5 58 14 5 65 25 14              7              13 ­ олимпиады «Плюс» за успешное выступление моих учеников в олимпиаде  по математике; ­ конкурса «Русский медвежонок»; ­ Всероссийского конкурса «Страна талантов»;  ­ Международного конкурса «Молодёжное движение»;  ­  портала «Юный учёный» и др. Получила свидетельства, подтверждающие подготовку мною победителей в  международных дистанционных блиц­турнирах проекта «Новый урок» по  предметам начальной школы, портала «Инфоурок» и др. Информационные технологии в воспитательном процессе. Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и  являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи  которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.    ИКТ я широко использую во внеклассной работе с учащимися. Прежде  всего, это подготовка и оформление различных сообщений, проведение  внеклассных мероприятий, классных часов. Создание и использование таких  презентаций как «Привычки вредные и полезные», «Кто опрятен, тот  приятен», «Путешествие по  стране Вежливости», «Волшебные правила здоровья» значительно помогло  мне в привитии ученикам нравственных и гигиенических ценностей.  На классном часе «Нашей школе 45» учащихся 1­4 классов через  презентацию смогла познакомить с историей рождения и жизни родной  школы, что способствовало активизации интереса и  внимания  у всех без  исключения При проведении праздника «До свидания, начальная школа» вниманию  зрителей и участников была представлена презентация «Школьные годы  чудесные…» которая позволила увидеть наглядно всю историю этого класса  за четыре года. Материал для статистического отчета мы с ребятами собирали вместе. Детям, да и взрослым, это было интересно, увлекательно и  познавательно.   Формирование первоначальных этических представлений, понятий о  правилах поведения –это одна из задач воспитательной работы в начальных  классах. На классном часе «Семь цветов радости» использование презентации  обеспечило положительную мотивацию в решении этой задачи и  способствовало активизации деятельности учащихся. Особо следует сказать о роли применения ИТ в патриотическом воспитании  детей. На классных часах мы с ребятами посмотрели и кинофильмы и  презентации о ВОВ («Праздник Победы» «Защитники Родины в моей семье»,  «Памятники героям в нашем городе» и др.) Это помогает мне создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и  духовного развития детей, воспитывать их в духе демократии, свободы и  уважения к личности другого человека.  Я и мои ученики используем ИКТ для оформления исследовательских работ. Мои ученики с большим удовольствием проводят индивидуальные и  коллективные исследовательские работы, представление который всегда  сопровождаются показом презентаций. В 2012­13 учебном году во II общешкольной научно­практической  конференции приняли участие 2 моих учеников.  Работа Аккуратнова В. на  тему «Мозаика» была признана одной из лучших.   В 2013­2014 учебном году он выступил с исследовательской работой  «Иллюстрация детских книг». Кроме того, мой класс представил 2  коллективные исследовательские работы «Чудо земли – хлеб» и «Ах,  матрёшка!», за которые получили 1 и 2 место. В 2014­2015 учебном году ребята моего класса также представили  коллективную исследовательскую работу, посвящённую 70­летию Великой  Победы на тему «Память о павших – в журавлях», которая получила высокую  оценку членов комиссии и заняла 1 место.   В 2015­2016 учебном годы мы выступали с работой «Памятники семейным  ценностям», которая была отмечена жюри как одна из лучших. 3 творческие работы учеников опубликованы в проекте для одарённых детей  «Алые паруса». (Эл.адрес сайта hsportal.ru)  Для решения образовательных и воспитательных задач большое значение  имеет работа с родителями учащихся класса. Они – мои единомышленники,  сотрудники и помощники.  По мнению 100% родителей нашего класса,  большую роль в процессе воспитания детей играет семья.  Родительские собрания сегодня также невозможно представить без  использования презентаций. Они помогают воспитывать у родителей чувства  личной ответственности за нравственное поведение детей, их здоровье,  отношение к окружающему миру и т.д. Для своих родителей я приготовила  такие презентации как «Здоровье и вредные привычки» «Любовь и уважение в семье», «Наши семейные праздники», «Наши мамы самые…», «Что такое  милосердие» и др.    Информационные технологии в педагогической и методической  деятельности. Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в  методическом росте учителя. Они стали неотъемлемым атрибутом, без  которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие. Компьютерные программные средства позволяют мне проводить мониторинг  по различным направлениям: анализ используемых дидактических средств;  рост профессионального мастерства.  Я являюсь активным участником городского методического объединения  учителей начальных классов. За последние 2 года подготовила выступления и  презентации на темы «Развитие УУД в начальной школе», «Проектная  деятельность младших школьников», «Здоровьесберегающее пространство в  начальной школе», «Организация воспитательной работы в свете требований  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», «Системно­ деятельностный подход как основа реализации ФГОС. Современные  технологии». Мною   созданы   в   сети   интернет   и   активно   функционируют   мини   сайты   в социальных   сетях   работников   образования,   инфоурок,   на   которых представлены   методические   материалы,   работы   учащихся,   размещено электронное портфолио. (http://nsportal.ru/evgeniya­anatolevna­podlegaeva) * Принимаю участие в сетевом взаимодействии учителей: * pedsovet.ru * интернет­портал ProШколу.ru *dnevnik.ru * дистанционный образовательный портал "Продленка" prodlenka.ru * digital.1september.ru * международный педагогический портал «Солнечный свет» и др. Кроме   того,   я   активно   принимаю   участие   в   дистанционных   и   онлайн­ олимпиадах и конкурсах для педагогов. Имею дипломы победителя: ­Всероссийского   конкурса   «Умната»   в   блиц­олимпиаде:   «Учитель­ профессионал:   какой   он   с   точки   зрения   новых   профессиональных стандартов»; ­ Всероссийской онлайн­олимпиады «Предметная компетентность педагога: учитель начальных классов»; ­ Общероссийского конкурса «Эталон» в личном первенстве блиц­олимпиады «Классный руководитель в современной школе»; ­   онлайн­олимпиады   интернет­издания   ПедСтарт   "Профессиональное использование информационно­коммуникационных технологий»; ­   Всероссийской   олимпиады   «ФГОС   ПРОВЕРКА»   в   блиц­олимпиаде: "Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; ­   Всероссийской   олимпиады   «ФГОС   ПРОВЕРКА»   в   блиц­олимпиаде: "Требования ФГОС к системе начального общего образования"; ­   онлайн­олимпиады   интернет­издания   ПедСтарт   "Традиционные   и инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся".   Интерес к компьютерным и коммуникационным технологиям, который  проявляют педагоги, является поиском пути адаптации школы к  современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и  приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к  жизни и могут успешно достичь поставленных целей в меняющемся мире.   Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют  и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают  творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Фантазия и желание  проявить себя у младшего школьника велики, поэтому стоит учить его как  можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью  информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из  учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Создание  компьютерных презентаций способствует развитию эстетической,  общекультурной, коммуникативной, ценностно­смысловой, информационной  компетенций. Таким образом, применение ИКТ в начальной школе  способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки. Уроки с использованием информационных технологий интересны не только  детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для  саморазвития учителя и ученика. Таким образом, применение новых информационных технологий в  традиционном начальном образовании является социально значимым и  актуальным, способствует укреплению и расту учительского мастерства.  Составляющие моего рецепта учительского успеха: Доброта, Искренность,  Справедливость, Профессионализм!

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "

Статья "Потенциальные возможности интерактивной среды обучения в начальной школе. "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017