Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Оценка 4.9

Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +1
Детсад
01.04.2019
Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
В статье я описываю актуальность и значимость познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста используя опыт своей работы в ДОУ.Считаю инновационную деятельность важной для воспитателя ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования.Для детей важно самим добывать информациюоб изучаемых объектах или явлениях, а нам- педагогам сделать этот процесс максимально эффективным, создавая благопрятные условия.
Познав.-исследов.деятельность.docx
«Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста». (из опыта работы) 1.Актуальность и значимость познавательно­исследовательской деятельности в развитии  ребенка. 2.Практика педагогической образовательной деятельности с использованием  познавательно­исследовательской деятельности. 3.Заключение. 4.Литература. «Что я слышу- забываю. Что я вижу- я помню. Что я делаю-я понимаю». Конфуций Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим,  удивляться неизведанному. У них формируется любознательность­желание познать  закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес  ребенка,  любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки  зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.  В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача:  поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования,  направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств  ребенка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей  не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и  оперировать ими. Познавательное развитие детей ­ одно из важных направлений в работе с  детьми дошкольного возраста.  Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной  направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей  жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в  познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно­ исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях,  направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.  Задачи  исследовательской деятельности и экспериментирования специфичны для каждого  возраста.                                                                                                                                             В младшем дошкольном возрасте­это:                                                                                            ­  вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;                 ­  активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);   ­ формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Почему данная тема  актуальна? Наблюдая за детьми, я выявила, что у них идет  системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно  актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность,  пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через  исследовательскую деятельность. Для младшего дошкольника характерен повышенный  интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети  познают все новые и новые  предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно  вести их от знакомства с природой к ее пониманию.  Для того чтобы игры­экспериментирования успешно осуществлялись в группе, я  постаралась создать соответствующую предметно­развивающую  среду, в которой есть  центр экспериментирования «Песок­Вода» , уголок с различными предметами и  оборудованиями для исследования и экспериментов. Родители с удовольствием принимают участие в пополнении необходимого оборудования: ракушки, камешки, крупы,  разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки... Все это  позволило нам проводить всевозможные игры ­ эксперименты. Дети очень любят  находиться в экологическом кабинете, наблюдать и ухаживать за животными и растениями. Большое внимание уделяется проектной деятельности. Например, в I младшей группе у нас прошел проект на тему: «Солнышко лучистое».                                                                          Задачи проекта:                                                                                                                                 ­  Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на  окружающий мир.                                                                                                                              ­ Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов,  наблюдений.                                                                                                                                       ­ Обогатить словарный запас детей по данной теме                                                                      ­  Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», етей при проведении  экспериментов, наблюдений «не похоже» и тд                                                                         Ожидаемыми результатами были:                                                                                                   ­ Обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое»,  «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.;                                                                         ­ Активизация познавательного интереса к экспериментам                                                          ­  Развитие у детей наблюдательности.                                                                                           В перспективе: ­Эксперимент с растениями «Растения и солнце»;                                                                        ­Эксперимент «Лед – вода»;                                                                                                            ­Наблюдения за сезонными изменениями природы, связанными с солнцем                                Камни,  песок, вода постоянно  присутствуют в группе. Вместе с детьми мы изучаем  их  свойства, играем с ними, делаем  поделки, которые впоследствии  становятся  украшением  группы. Здесь проявляются творческие  качества, развиваются  воображение и сенсорные  способности. Опыт и  наблюдения  мы повторяем, усложняем, переносим из группы в  предметную  среду и наоборот.  Вообще исследовательскую  деятельность, стараюсь   включать  в  разные виды деятельности: в игру, на ОД, прогулку. В  рамках  КМО я   подготовила  и провела  непосредственно образовательную   деятельность:  «Кладовая  гномика ­ семицветика», здесь большое  внимание  как раз уделила  изучению свойствам   камней , провели много экспериментов  с ними, игр, закрепили  названия цветов, была  работа по развитию речи(словарная работа, диалогическая речь) , использовались разные   гимнастики , упражнения и даже выложили красивую  картину из разноцветных  камешек.    В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации,  позволяющие ребенку делать какие­то самостоятельные выводы. Например, развивая  сюжет ролевой игры, предлагаю слепить  что ни будь, используя для этого сухой песок.  Попытка вылепить из него сухого песка первоначально заканчивается неудачей, при этом  дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на  выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную  активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации,  предлагаю детям  намочить песок и попробовать еще раз слепить фигурку. Дети с радостью замечают, что на  этот раз у них все получилось. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное  обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно  лепить),дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать,  надавить ладошкой), а также способами сделать песок пригодным для лепки. В процесс познания включаются все органы чувств. Ребенок слушает, смотрит, пробует на  вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого  учу   детей  способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком  сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр цветов, геометрические формы); тактильных (представления о таких свойствах,  как горячий ­ холодный, мягкий ­ твердый, гладкий ­ шершавый);обонятельных. Ребенку с помощью экспериментирования легче понять и установить связи,  закономерности в окружающем мире. Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в  повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое  сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...). Именно поэтому, стараюсь привлечь родителей к совместному  решению данных вопросов. Нацеливаю родителей на то, что любознательность ­ это черта  характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.  В ходе работы, я могу сказать, что дети стали более самостоятельны, любопытны,  появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому  большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с  родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных  представлений у детей. Собственные исследовательские поиски дошкольников  способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию  коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Анализируя все  вышесказанное,  можно сделать вывод, о том, что специально организованная  исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать  информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения  максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную  любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Статья "Познавательно- исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019