Статья ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Взрослым
28.03.2019
В статье производится теоретический анализ и приводятся результаты эмпирического изучения возможностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности в условиях ДОУ. В результате проделанной работы делается вывод об эффективности данного средства в работе с дошкольниками. Проектная деятельность способствует повышению у детей уровня способностей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей действительности, осуществлять в процессе познания операций анализа и синтеза, обобщения.
статья Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста (1).doc
Галич Татьяна Николаевна
кандидат психол. наук, доцент кафедры ТиМДиНО КФУ ЕИ
Иманова Гузель Ханифовна
студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального
университета г. Елабуга
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современной системе дошкольного образования одним из показателей ее
эффективности становится уровень познавательного развития ребенка как основы
его успешного обучения в школе. Вместе с тем, в настоящее время педагоги
ориентируются не только на саму подготовку к школе, но и на необходимость
учета индивидуальноличностных и возрастных особенностей ребенка: нужно не
только уделять внимание познавательному развитию дошкольника, но и
предоставлять ему возможность самостоятельно овладевать необходимыми
знаниями и умениями. Уникальным средством обеспечения такой возможности
является использование проектной деятельности.
В соответствии с этим, целью данной статьи является теоретическое и
эмпирическое изучение познавательного развития детей старшего дошкольного
возраста средствами проектной деятельности. Объектом исследования стал
процесс познавательного развития дошкольников, предметом – проектная
деятельность как средство познавательного развития детей.
Анализ психологопедагогической литературы по теме исследования
позволил сделать вывод о том, что проектная деятельность – это самостоятельная и коллективная творческая работа дошкольников, имеющая социальнозначимую
направленность и общественнополезный результат [1]; [3]; [5]. Развитие проектной
деятельности в период дошкольного детства проходит три этапа: подражательско
исполнительский (3 – 5 лет); развивающий (5 – 6 лет); творческий (6 – 7 лет) [2, с.
190]. Основным принципом организации проектной деятельности в ДОУ является
предоставление дошкольникам максимально возможной в соответствии с их
возрастом самостоятельности.
Согласно ФГОС, познавательное развитие ребенка должно включать в себя
любознательности и познавательной мотивации;
развитие интересов,
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование представлений о себе,
других людях, объектах окружающей действительности; о Родине, о
социокультурных ценностях; о планете Земля, природе, многообразии стран и
народов [7]. Необходимыми условиями познавательного развития ребенка
являются его активность, индивидуальные особенности, познавательный интерес. В
условиях ДОУ цель познавательного развития детей состоит в том, чтобы
подготовить их к последующему обучению в школе.
Эффективность познавательного развития детей во многом зависит от
включения их в проектную деятельность, преимуществами которой является то,
что она представляет собой один из методов развивающего обучения; способствует
повышению качества образовательного процесса, развитию критического
и творческого мышления детей. Эффективность познавательного развития
дошкольников в проектной деятельности повышается, если стимулировать их
познавательную активность, создавая проекты разной тематики; вводить проектные
ситуации постепенно, в порядке усложнения познавательных задач; формировать у
дошкольников умение осуществлять самостоятельный поиск решения задач [4, с.
164]. На основе теоретического анализа, проведенного по проблеме исследования
и с целью экспериментальной проверки гипотезы о том, что использование в работе
со старшими дошкольниками метода проектов способствует повышению уровня их
познавательного развития, было организовано эмпирическое исследование,
проведенное в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Его
участниками стали 50 детей старшего дошкольного возраста, которые были
разделены на экспериментальную и контрольную группы. Для определения уровня
познавательного развития детей были использованы диагностические задания
«Дополнение фраз» (диагностика способности устанавливать причинно
следственные связи), «Последовательные картинки» (диагностика способности к
осуществлению в процессе познания операций анализа и синтеза), «Четвертый
лишний» (диагностика способности к обобщению) [6].
Диагностика на констатирующем этапе показала, что высокий уровень
способности устанавливать причинноследственные связи имеют 20%
дошкольников в экспериментальной группе и 28% в контрольной; средний – 60%
детей в экспериментальной и 44% в контрольной; низкий – 20% дошкольников в
экспериментальной и 28% в контрольной группе. Высокий уровень способности
дошкольников к осуществлению операций анализа и синтеза характерен для 24%, а
средний – для 76% в обеих группах. Высокий уровень способности к обобщению
характерен для 28% дошкольников в экспериментальной группе и для 16% в
контрольной; средний – для 72% детей в экспериментальной группе и 84% в
контрольной.
На формирующем этапе основной задачей стала организация проектной
деятельности, которая могла бы оказать положительное влияние на уровень
познавательного развития дошкольников. Цель работы состояла в том, чтобы
способствовать формированию личности дошкольника, владеющего навыками
познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
В течение четырех месяцев с дошкольниками были реализованы проекты на
темы «Космос» (исследовательский проект), «Моя родина – Татарстан», «Я и моя
семья» (познавательные проекты), «Математика в нашей жизни» (математический
проект), «Любимые книги» (информационный проект). Каждый предусматривал
реализацию в три этапа: выбор темы и планирование проекта; выполнение
проектной деятельности; представление результатов.
В результате дошкольники научились верно определять причину и следствие,
прослеживать закономерные связи между объектами; вычленять наиболее
существенные признаки предметов и явлений; успешно справляться с операциями
обобщения и классификации. Все это позволит детям и далее эффективно
осуществлять познание окружающей действительности и сможет стать
предпосылкой для дальнейшего успешного обучения в школе.
Диагностика на контрольном этапе показала, что в уровне развития
изученных показателей у детей в контрольной группе изменений не произошло. В
экспериментальной же группе высокий уровень способности устанавливать
причинноследственные связи имеют 44% дошкольников (на 24% больше); средний
– 52% (на 8% меньше); низкий – 4% (на 16% меньше). Высокий уровень
способности к осуществлению операций анализа и синтеза характерен для 44%
детей (на 20% больше); средний – для 56% (на 20% меньше). Высокий уровень
способности к обобщению характерен для 48% (на 20% больше); средний – для
52% (на 20% меньше). Полученные данные свидетельствуют о том, что дети из
экспериментальной группы теперь значительно превосходят ровесников из
контрольной группы по уровню познавательного развития.
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить
предположение об эффективности использования в работе со старшими
дошкольниками проектной деятельности, которая способствует повышению уровня их познавательного развития. Гипотеза исследования подтвердилась.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – Москва: Мозаика
Синтез, 2014. – 128 с.
2. Жиенбаева С.Н., Зыздыкбаева А.Д. Проектная деятельность как инновационный феномен
в дошкольном образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. № 2. – С. 189 – 193.
3. Кадола Е.В. Проектная деятельность как средство развития общения старших
дошкольников // В мире научных открытий. – 2017. № 48. – С. 79 – 81.
4. Татаринова А.Н. Проектная деятельность как средство развития познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста // Развитие современного образования:
от теории к практике. – 2017. – С. 162 – 166.
5. Убоженко Т.Н. Проектная деятельность как средство развития базовых компетенций
старших дошкольников // Современные тенденции развития дошкольного и начального
образования в Дальневосточном регионе. – 2013. № 1. – С. 226 – 230.
6. Диагностика уровня развития познавательных способностей детей старшего дошкольного
возраста. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/rabota
psixologavdetskomsadu/33diagnostikaintellektualnogoumstvennogorazvitiyadetej/1242
diagnostikaurovnyarazvitiyapoznavatelnyxsposobnostejdetejstarshegodoshkolnogovozrasta
(23.01.2019).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html
(11.01.2019).
Статья ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.