Статья Практическая направленность на уроках математики
Оценка 4.6

Статья Практическая направленность на уроках математики

Оценка 4.6
Семинары
doc
математика
7 кл
10.10.2018
Статья Практическая направленность на уроках математики
Успешность дальнейшей деятельности неслышащих выпускников школы определяется степенью сформированности их математических способностей на базе полученных знаний и умений. Система работы по развитию практической направленности при обучении математике детей с нарушениями слуха: -решение задач с практическим, производственным содержанием -проведение уроков с использованием информационных технологий -уроки-презентации - экономическое воспитание школьников - одно из важнейших средств, обеспечивающих достижение практической направленности на уроках математики -экскурсии. Практическую направленность обучения математике ориентирую содержанием и методами уроков: -на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности; -на широкое применение в процессе обучения современных информационных технологий
Практическая направленность.doc
Долотова Л. В., учитель физики и математики ГБОУ   НСО   «КШИ»   города Куйбышева Практическая направленность обучения математике  школьников с нарушениями слуха (из опыта работы) Развитие математических способностей у неслышащих школьников имеет очень важное значение для их подготовки к дальнейшей жизни. Работа рабочего на современном производстве, овладение знаниями в технических, средних и высших учебных заведениях, даже каждодневная жизнь в быту – все это требует свободного владения определенными математическими знаниями, умениями и навыками. При этом успешность дальнейшей деятельности выпускников школы для   неслышащих   в   той   или   иной   области,   на   работе   или   при   продолжении обучения определяется не столько конкретными знаниями и умениями в области математики,   сколько   степенью   сформированности   их   математических способностей на базе этих знаний и умений. Труд рабочих даже самых простых профессий требует умения обращаться с компьютерной техникой, разбираться в чертежах,   самостоятельно   производить   расчеты,   принимать   самостоятельные решения. В связи с этим очевидно, что   уроки    математики   в коррекционной школе   должны   носить   глубокую   практическую   направленность.   Включение   в урок   задач,   содержание   которых   взято   из   жизни,   расширяет   кругозор обучающихся, корректирует их сознание, что позволяет им войти  в социум. Многолетняя   практика   преподавания   математики   в   5   ­   11   классах позволила мне установить, что учащиеся испытывают трудности при решении практически   значимых   математических   задач:   анализировать   конкретные ситуации в текстовых задачах,   планировать последовательность действий для достижения результата   целей математических задач,   выстраивать план своих действий. Трудности обусловлены содержанием программного материала: решение более сложных задач, изучение целого ряда математических правил… Все это требует   более   высокого   уровня   логического   мышления;   словесные   методы становятся преобладающими. А ведь главная отличительная черта неслышащих детей в сравнении со слышащими ­ это недостаток речевых средств. Речевое недоразвитие   составляет   главную   особенность   неслышащих   детей   и применительно   к     овладению   ими   математическими   знаниями,   умениями   и навыками. Кроме того, они имеют множество сопутствующих  заболеваний, в частности,   органическое   поражение   центральной   нервной   системы.   Поэтому уроки   провожу   с   учетом   психофизических   особенностей   каждого   ребенка. Коррекционная направленность обучения – важная составляющая моей работы. Учащиеся с увлечением работают на уроках,   испытывают удовлетворение от умственной работы и проявляют интерес к знаниям.   Педагогический   поиск   вывел   меня   на   создание   системы   работы   по развитию   практической   направленности   при   обучении   математике   детей   с нарушениями слуха.   Главная   цель   моей   работы   –   созданий   условий   для   формирования образованной, воспитанной, свободной личности, способной интегрироваться в социальную   среду;   для   овладения   учащимися   системой   доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых  в повседневной жизни и  будущей профессии.     Для решения этой проблемы ставлю перед собой следующие задачи: научить  овладевать  умениями    самостоятельно  мыслить,  самостоятельно добывать знания и применять их на практике;  развивать   и   поддерживать   интерес   к   знаниям,   вызывать   положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию; сохранять и развивать индивидуальность ребенка, вносить положительную коррекцию; развивать   речевой   слух   и   произносительную   сторону   речи,     используя звукоусиливающую аппаратуру;  обогащать речь неслышащих   специальной терминологической лексикой и базовыми синтаксическими конструкциями.   Мною   разработана   рабочая   программа   по   математике   и   физике   для специальной   (коррекционной)   общеобразовательной   школы   –   интерната  I,  II вида. Программа составлена на основе действующей программы по математике для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ  I  вида, единого общеобразовательного стандарта для школ глухих и слабослышащих. Так как в едином   общеобразовательном   стандарте   указаны   только   основные общеобразовательные линии, то программа для 8 – 11 классов составлена на основе программы по математике для средней общеобразовательной школы под редакцией Л. В. Кузнецовой.   интерактивная   доска   Занятия   провожу   в   специально   оборудованном   кабинете.   В   кабинете имеется набор   технических средств и наглядных пособий: телевизор,  DVD­ проигрыватель,   комплект инструментов, предназначенных для линейных измерений и вычерчивания мелом различных   чертежей,   схем   и   рисунков;   таблицы   по   всем   основным   темам, демонстрационный   набор   геометрических   тел,   комплект   наглядно– методических материалов.  TRIUMPH  BOARD;   Для   успешной   реализации   поставленных   задач   я   стараюсь   на   каждом уроке   соблюдать   одно   универсальное   условие   –  развиваемый   субъект   всегда включен в активную деятельность и общение. Разрабатывая свою технологию, я пришла   к   выводу,   что   обучение   неслышащих   учащихся   самостоятельному овладению знаний и применению их на практике является одной из основных задач процесса обучения.  В своей педагогической деятельности я использую передовой опыт  Н. Ф. Слезиной,   В.   Б.   Суховой,   доктора   психологических   наук,   профессора   А.   П. Гозовой.  Основным методическим приёмом формирования у учащихся правильных мировоззренческих   представлений   о   предмете   математики,   источниках   её возникновения, движущих силах развития считаю использование исторического материала. Знакомство с историческими сведениями осуществляю на уроках, Важным   средством, внеклассных мероприятиях, при выполнении учащимися рефератов, творческих работ.   Главным при этом является умение сделать (на основе знакомства с историческим материалом) доступный для учащихся мировоззренческий вывод.   обеспечивающим   достижение   практической направленности обучения математике, считаю применение в ней межпредметных связей,   которые   содействуют   формированию   у   учащихся   цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении   различных   предметов,   отражают   тенденции   интеграции   науки   и практики,   показывают   комплексный   подход   к   обучению.   Используя межпредметные   связи,   реализую   воспитательные   функции   преподавания математики. Эта сторона не только позволяет повысить интерес к предмету, но и   выявить   его   актуальность.   На   уроках   создаю   проблемные   ситуации,   абстрактные   математические   понятия   и   предложения;   на иллюстрирую   собранном   материале   составляем   математические   задачи.   Взаимное проникновение   знаний   и   методов   в   различные   учебные   предметы   не   только имеет   практическую   значимость,   но   и   отражает   современные   тенденции развития   науки,   что   позволяем   мне   реализовывать   принцип   научности   и доступности знаний на уроках.   Одним   из   основных   средств,   применение   которых   создает   хорошие условия для достижения практической направленности обучения математике, являются задачи с практическим содержанием. Решение практических задач ­ связь   реального   мира     с   миром   математических   формул.   Содержание   таких задач раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в   смежных   дисциплинах,   знакомит   с   её   использованием   в   организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту,   при   выполнении   трудовых   операций.   Например,   при   изучении   темы «Площадь»   дети   охотно   выполняют   задания   в   форме   ролевой   игры:   «купи ковровое покрытие», «рассчитай количество рулонов обоев»; «расставь мебель в комнате, учитывая размеры комнаты и габариты мебели».  Основные требования к задачам, которые использую на уроках: 1) задача должна нести познавательную информацию; 2) вопрос   задачи   не   должен   подстраиваться   под   а   должен определенную   математическую   проблематику, соответствовать реальной ситуации; 3) условие задачи должно быть лаконичным, свободным от перегрузки специальной терминологией; 4) решение   задачи   требует   математических   знаний   из школьного курса математики.  Решение задач с практическим, производственным содержанием помогает связать   обучение   с   жизнью,   позволяет   показать   учащимся   перспективность знаний,   практических   умений   и   навыков   в   связи   с   будущей   трудовой деятельностью.  Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный   стимул   в   обучении.   Посредством   таких   уроков   активизирую психические   процессы   учащихся:   восприятие,   внимание,   память,   мышление; гораздо   активнее   и   быстрее   происходит   развитие   познавательного   интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам и более 80% информации воспринимается  и  запоминается  им  через  зрительный  анализатор. Для  наших детей это очень актуально, поэтому связь математики и информатики очевидна.  Важную   роль   играют   при изучении   математики   уроки­презентации. На таких   уроках   реализую   принципы   доступности,   наглядности.   Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью; также между учителем и учеником   существует   посредник   –   компьютер,   что способствует   часто эффективному   взаимодействию.   Урок­презентация   обеспечивает   восприятие учащимися большого объема информации и заданий за короткий период. Таким   образом,   использование   компьютерных   технологий   на уроках математики   позволяет   повысить   качество   знаний   по теме,   продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.   Экономическое   воспитание   школьников  ­  одно   из   важнейших  средств, обеспечивающих   достижение   практической   направленности   на   уроках математики.       Благодаря  экономическому  воспитанию  школьники  получают элементарные   представления   о   видах   собственности,   семейных   доходах   и расходах,   разумных   тратах,   карманных   деньгах   и   рациональном   их расходовании,   стоимости   школьного   имущества,   учебников.   На   уроках акцентирую внимание на понятиях, которые связаны с собственностью, таких, как «наше», «общее», «чужое».  Экономика – это прежде всего решение двух ключевых вопросов: откуда берутся   средства   (не   обязательно   деньги)   и   как   ими   распорядиться.   Наши учащиеся   должны   быть   адаптированы   к   экономическим   требованиям современного   мира,   поэтому   совместно   мы   посещаем   торговые   центры различного   назначения,   где   ролевая   игра   в   классе   становится   реальностью жизни. Они получают первичный экономический опыт и формируют для себя значимость   той   или   иной   покупки.   Мои   учащиеся   не   испытывают   больших затруднений на практике, потому что знают основные экономические понятия и категории,   которым было уделено внимание на уроках математики.   Основную   часть   своей   жизни   человек   занимается   профессиональной деятельностью.   Поэтому   при   всем   многообразии   возможных   путей   решения жизненных   задач   человека   главным   является   реализация   профессионального самоопределения. Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.  Немалые   возможности   в   плане   подготовки   школьников   к   выбору профессии   имеет   математика.   Подготовка   учащихся   к   выбору   профессии   на уроках   математики предполагает овладение суммой политехнических знаний, формирование   практических   умений   и   навыков,   необходимых   для   овладения будущей профессией, ознакомление  с трудовой деятельностью человека через содержание прикладных задач и практических работ. Учащиеся должны знать и усвоить, что зарплата ­ это оплата за количество и качество труда, а пенсии ­ компенсация за прошлый труд, пособия на детей ­ это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок   может,   будучи   экономным,   их   сократить.  При   изучении   учебного материала на отдельных этапах урока провожу   профориентационную работу. На уроке нет возможности дать полное представление о профессии. Поэтому продолжаю   эту   работу     во   внеклассное   время:     на     экскурсиях,   встречах   с представителями различных профессий  и других   мероприятиях.  Главная цель учебной   экскурсии   ­   показать   школьникам,   как   в   условиях   конкретного производства используются те или иные знания, полученные ими на уроках. На экскурсиях решаю следующие задачи: раскрыть   роль   естественнонаучных   дисциплин   как   теоретического фундамента производства; расширить политехнический кругозор учащихся;  познакомить   с   новыми   научными   сведениями,   в   том   числе   с практикой измерений, вычислений и применением математических формул в конкретных ситуациях; воспитывать у учащихся уважение к труду и   ответственность за результаты своей работы.    Экскурсии   вносят   существенный   вклад   в   развитие   у   учащихся уважительного отношения к труду, к людям труда, ко всему тому, что создано их разумом и руками. Все это помогает учащимся более осознанно подойти к выбору своей будущей профессии.   Таким   образом,   практическую   направленность   обучения   математике ориентирую содержанием и методами уроков:   на   тесную   связь   с   жизнью,  основами   других   наук,  на   подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности;  на   широкое   применение   в   процессе   обучения   современных информационных технологий.  Литература 1.Колягин Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике. М.Ш. –1985. 2.Шапиро   И.   М.   Использование   задач   с   практическим   содержанием   в   преподавании математики. М.: Просвещение. – 1990.

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики

Статья Практическая направленность на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2018