Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"
Оценка 4.7

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
дефектология
1 кл—3 кл
12.11.2018
Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"
В статье дается краткое описание дисграфии. Перечислены примерные игры и упражнения, направленные на предупреждение дисграфии у обучающихся начальных классов в школе для детей с нарушением слуха; упражнения, направленные на развитие зрительного и буквенного гнозиса. Особое внимание уделено такому виду работы как фонетическая ритмика.
предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха.docx
Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр специального образования №1 Структурное подразделение: Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа №5 Предупреждение дисграфии  у детей с нарушением слуха  Сурдопедагог Казакова Е.В., Высшая квалификационная категория Псков, 2018     Дисграфия – это нарушение письма, имеющее множество разнообразных  проявлений. Проблема дисграфии находится на стыке логопедии, психологии  и коррекционной педагогики.      Предупреждение дисграфии является одним из главных вопросов. Это тот  самый момент, когда предупредить возможные нарушения гораздо легче, чем  позже исправлять красной пастой в тетрадках первоклассников. Осуществляя  формирование устной речи ребенка во всех направлениях /лексико­ грамматического строя речи, звуковой стороны и связной речи/ обогащая  словарь, уделяя большое внимание гармоничному развитию всех  анализаторов, мы должны проводить специальную работу, направленную на  предупреждение ошибок при овладении навыками письма у детей с речевой  патологией. Эта работа может проводиться как в подготовительной к школе  группе в условиях детского сада, так и в школе. Коррекционная и  профилактическая работа заключается в комплексном преодолении  нарушений на всех уровнях речевой деятельности (слушании, говорении,  чтении и письме).       Результат достигается с помощью планомерного выполнения специальных  упражнений с постепенным усложнением. Устойчивый результат требует  достаточно долговременной тренировки и наблюдения педагога.   Предлагаю коллегам игры и задания, направленные на предупреждение  дисграфии. 1. Задания, направленные на развитие речевого слуха. Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или  заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой  облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа  упражнений. Упражнение 1. Выдели слово (обучение звуковому анализу слова). 1.Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. 2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в  котором есть звук  К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г ­  хлопни 2 раза". Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Примерный список слов: Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.      Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят  дела с реакцией. Упражнение 2. Какой звук есть во всех словах?  Взрослый произносит три ­ четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь ­ и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Упражнение 3. Подумай, не торопись.  Предложите детям несколько заданий на сообразительность:  ­ Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.  ­ Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр.  (Воробей, грач...)  ­ Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний ­ а.  ­ Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.  Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова  звук "Т" и т.д.  Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой.  Можно использовать иллюстрации. Упражнение 4. Шутки ­ минутки.  Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят   ошибку   в   стихотворении   и   исправляют   её.   Примеры:  Хвост с узорами,  сапоги со шторами.  Тили­бом! Тили­бом!  Загорелся кошкин том.  За окошком зимний сад,  Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ  Коньками звучно режет мёд.  Кот плывет по океану,  Кит из блюдца ест сметану.  Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:  Там ползёт зелёный лук  С длинными усами.  Божья коробка,  полети на небо,  Принеси мне хлеба.  Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова  похожи друг на друга? Чем отличаются?" Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное ­ подвести его к мысли,  что один звук может полностью изменить значение слова. Упражнение 5. Звуки по кругу. (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и  определения их места в названии предмета). Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с  изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их  назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 ­  зеленых, 3 ­ синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре  круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые ­ для  мягких звуков, синие ­ для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" ­ начало слова, "с" ­ середина слова, "к" ­ конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек  (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко  произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и  определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет  игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант. Упражнение 6. Начало, середина, конец. (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и  выделять их, определять место звука в названии предмета). Материал:   коробка   с   различными   маленькими   предметами,   в   названии которых слышится один из звуков (например, "м" ­ и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" ­ начало слова, "с" ­ середина, "к" ­ конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок   берет   из   коробки   один   из   предметов,   называет   его   вслух   и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки. Упражнение 7. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова). Задание №1. "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и  в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.". Задание №2. "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.". Задание №3. "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.". Задание №4. "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим?  (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.". Упражнение 8. "Придумай новое слово". Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук   так,   чтобы   получилось   новое   слово.   Вот,   например:   дом   ­   дым". Слова мел. Слова   для   изменения   первого   звука:   точка,   лук,   лак,   день,  педаль,  макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп. изменения: пил, сок,   сон,       для     Упражнение 9. "Кружок". Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать. Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками.  Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово  "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три". Образец: МАК ­ 000 Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество  звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а  звука три ­ [к ­ о ­ н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения. Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда,  сосна, телефон, таблетка. Упражнение 10. "Длиннее­короче". Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово ­ это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать ­ но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но читать". писать или нельзя       его     Слова для сравнения: стол ­ столик, карандаш ­ карандашик, усики ­ усы, пес ­ собака, хвост ­ хвостик, змея ­ змейка, червяк ­ червячок. 2.Фонетическая ритмика           Наиболее   распространена   дисграфия   на   почве   нарушения   языкового анализа   и   синтеза,   в   основе   которой   лежат   нарушения   слогового   и фонематического анализа и синтеза. Она характеризуется многочисленными пропусками и перестановками букв и слогов, что связано с недостаточностью кратковременной   слухоречевой   памяти.   Поэтому   устный   фонематический анализ учащиеся могут выполнять с использованием вспомогательных средств ­ практических ориентиров, к которым относится движение.       При развитии слогового анализа и синтеза при помощи речевой ритмики необходимо   сделать   акцент   на   умение   выделять   гласный   звук   в   слове, поскольку   количество   слогов   в   слове   определяется   количеством   гласных звуков. Таким образом дети усваивают основное правило слогового деления. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление, пропуски и перестановку слогов.          Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое  сопровождается  движением,  что  способствует  приближению  его  к нормальной артикуляции. Эти упражнения оказывают положительное влияние на выработку   правильного   диафрагменно­грудного   дыхания, продолжительности   выдоха,   его   силы   и   постепенности.   Все   это   помогает развитию речедвигательного анализатора, от которого в значительной степени зависит формирование фонематического слуха.           Материалом   для   упражнений   служат   отдельные   звуки,   звуковые «цепочки». Все  упражнения проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал предварительно   не   выучивается.   Во   время   занятий   дети   стоят   вместе   с педагогом,  хорошо его видят, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с ним. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка   к   правильному   естественному   подражанию.   Движения, сопровождающие   произнесение   гласных   звуков,   должны   быть   плавными, длительными по времени. Для уточнения произнесения согласных звуков и прочного их усвоения используются различные символы­движения. Характер движения определяется по характеру артикуляции. (Фонетическая ритмика). При   работе   над     дисграфией     на   основе   нарушения   фонемного   анализа наиболее   важно   развивать   фонемное   восприятие,   поскольку   данный   вид дисграфии   связан   с   избирательным   недоразвитием   фонематических процессов.   Дети   затрудняются   в   дифференциации   акустически   близких согласных звуков, определении их количества в слове. Поэтому главное здесь ­ уточнить произносительный и слуховой образ согласных звуков.          У детей в результате формируется внимание к звуковой стороне речи, расширяется   представление   о   звукобуквенном   и   слоговом   составе   слова, развивается   фонематический   слух,   вырабатывается   привычка   к фонематическому   анализу   слова,   что   создает   условия   для   успешного овладения письмом.  3.Задания, направленные на развитие зрительного  гнозиса. Прежде чем осуществлять работу по дифференциации букв, имеющих  кинетическое сходство, расширяем объем зрительной памяти детей   «Чей силуэт?»,   «Путаница»,   «Узнай что это?»  1. Назвать предметы по их контурам:   2. Назвать недорисованные предметы:   3. Назвать перечеркнутые изображения:   4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:   5. Определить, что неправильно нарисовал художник:   6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры):   7. Распределить изображения предметов по их реальной величине. Предлагаются   одинаковые   по   величине   изображения   предметов, реально различающихся по величине.  8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям   предлагаются   фоны   ("лужайки")   разного   цвета:   красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного   цвета:   арбуза,   огурца,   листа;   цыпленка,   репы,   дыни;   мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.  Дается задание положить картинку на свою "лужайку".  9. Игра "Геометрическое лото".  У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки   с   изображением   различных   предметов.  Логопед   показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.           Можно   предложить   следующие   предметные   картинки:   тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы,   дорожный   знак;   платок,   скатерть,   шахматная   доска;   кузов машины, картина, книга. 4. Задания для развития буквенного гнозиса.           Наряду  с  речевым  (фонематическим)   слухом   люди   обладают   особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо   обладать   зрением   на   буквы,   позволяющим   запомнить   и воспроизвести   их   очертания.   Значит,   для   полноценного   обучения   ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы.             Важным   является   уточнение   пространственного   расположения   букв. Детям   предлагаются   упражнения   в   конструировании   и   реконструировании букв   алфавита   с   помощью   счетных   палочек.   Дети   упражняются   в   анализе состава   и   структуры   графического   знака,   в   синтезе   его   из   элементов,   в сравнительном   анализе   печатных   букв.   Сначала   реконструкция   букв происходит в наглядно ­ действенном плане (Пальчиковая азбука), а затем отвлеченно, т.е. по представлению.   Прием  «Пальчиковая азбука»  как система коррекционной  работы с детьми, имеющими   трудности   в   усвоении   графем.   Пальчиковая   азбука   развивает также   и   пространственные   представления,   зрительный   анализ   и   синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий: ­   построение   буквы   по   словесной   инструкции   с   одновременным   показом педагогом; ­ образцом; ­ предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца; ­   предложение   ребенку   построить   букву   самостоятельно   без   зрительного образца; ­ рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы   по   возможностям   и   уровню   развития   воображения); ­ отгадывание буквы, построенной другим ребенком.        Минутка чистописания (найди буквы) или фонематический анализ слова (найди букву, которая обозначает 5 звук слова «вагоны»). пальчиковой буквы сравнение       с В   процессе   работы   по   развитию   буквенного   гнозиса   предлагаются   следующие задания: 1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и  кратковременного предъявления). 2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и  рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными  буквами: а, б, в, г, д. 3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.  Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку: 4. Определить букву в неправильном положении: 5. Обвести контурные изображения букв. 6. Дописать букву. Например: 7. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать): 8. На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы: 9. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов. 10. Реконструирование букв: а) добавляя элементы (например, сделать из  буквы Р букву В), б) уменьшая количество элементов (например, сделать из  буквы ж букву к), в) изменяя пространственное расположение элементов  (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т— букву Г). 5. Задания для формирования пространственных представлений.         Одновременно   формируются   пространственные   представления   /ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве/.  Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание   детьми   схемы   собственного   тела.   Для   детей   с   нарушениями зрительно­моторной   координации   и   пространственных   представлений их     буквы. отдельных на   строке.   частей,   расположение   дифференцирование элементов характерна нестабильность графических форм (нарушение высоты, ширины, наклона букв). Они с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение             У   детей   с   нарушениями   пространственных   представлений   часто встречается, так называемое, "зеркальное письмо" (например вместо буквы "З"пишут   букву   "Е",   вместо   буквы   "Я"–   "R").   Основной   причиной   здесь   пространственного является   недостаточное расположения          Недостаток в развитии у ребёнка пространственных представлений может проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке гласных букв, в сращивании и расщеплении слов, в слитном написании с предлогами, в замене букв   по   пространственному   сходству   ("с"­"е",   "б"­"д","т"­"п");   при   письме высота   букв   не   соответствует   высоте   рабочей   строки,   буквы   выходят   за рабочую   строку;   при   списывании   буквы   располагаются   в   обратной последовательности   (вместо   "на"   пишет   "ан",   вместо   "нос"–   "сон"   и   т.д.); учебный материал располагается на странице снизу вверх; при письме имеет место             Трудности   формирования   пространственно­временных   ориентировок являются общими для многих учебных предметов: чтения, письма, ручного труда, физкультуры, рисования. Данные трудности с возрастом, сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребёнка (появлению специфических ошибок на письме). Могут   переноситься   на   следующую   ступень   и   проявляться   при   изучении геометрии,           Работа   по   развитию   пространственного   ориентирования,   зрительно­   моторных координаций, является необходимой и для обучения грамоте, и как важнейшее средство предупреждения дисграфий.  иностранного географии, истории,   повторное   языка.   письмо,   пропуск   строки.         Создание игровой ситуации помогает детям усвоить пространственные  взаимоотношения объектов и ориентировку в окружающем пространстве.  Работа по развитию ориентировки в окружающем пространстве начинается с  предлогов, имеющих пространственное значение. Мяч является самым  удобным предметом, помогающим развивать пространственную  ориентировку.   Предлагаемые игры с мячом       используются для профилактики нарушений пространственной  ориентировки, приводящей к дисграфии;       применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи  Упражнения: §  прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном  направлении §  выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над  головою его подними…») (Инструкции можно давать на слух) §  попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях) §  комплексы упражнений для ног с элементами массажа §  рисование мячом фигур на полу 6. Задания на развитие моторики. Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и  тактильных ощущений с помощью мячей.                                  1.      «Разноцветные шары» ­ прокатывание шариков снизу вверх  разными пальцами правой и левой руки. 2.      «Дождик» ­ прокатывание шариков 3.      «Парашютисты» ­ прокатывание шариков с пропеванием гласных 4.      «Плывет, едет, скачет» ­ прокатывание шарика по дорожкам  усложненной конфигурации 5.      «Кто быстрее?» 6.      «Снежинки» 7.      «Перевертыши» ­ прокатывание шариков с чтением слов 8.  «Путешествие колобка» ­ закрепление навыков пространственной  ориентировки 7. Развитие графических навыков Для   профилактики   дисграфии   необходимы   занятия   по   развитию графических навыков и зрительно­моторной координации. Дошкольникам и ученикам начальных  классов, страдающим дисграфией полезно раскрашивать картинки. При этом необходимо помнить следующее 1.Важны   не   скорость   и   количество,   а   правильность   и   тщательность выполнения   задания.   Раскрашивать   надо   так,   чтобы   не   было   белых   пятен, нельзя выходить за контуры рисунка, кроме того,  направления работы строго определены: сверху  вниз и слева направо. 2.Важно,   чтобы   ребенок   работал   в   спокойной   обстановке.   Можно включить   классическую   музыку,   она   помогает   расслабиться,   создает спокойное, умиротворенное настроение 3.В   своих   отзывах   старайтесь   не   использовать   негативных   оценок, стремитесь   каждый   раз   найти,   за   что   похвалить   ребенка.   Помните,   что одобрение   и   поощрение   способны   разорвать   порочный   круг   неуспешности, породить   надежду   и   веру   ребенка   в   свои   силы,   подтолкнуть   его   к   новым усилиям Перед   началом   работы   необходимо   проверить,   правильно   ли   сидит ребенок, правильно ли держит ручку Занимайтесь ежедневно по 10­15 минут. Перед началом занятий  ребенку можно предложить следующие задания *обвести рисунок строго по линиям,  стараясь не отрывать карандаша от бумаги; *   если   рисунок   не   сложный   или   состоит   из   одного   предмета,   можно предложить ребенку нарисовать такую же картинку или   дорисовать, чтобы получился определенный сюжет. В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои  хитрости. Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при  письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки"  пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или  пупырышками. Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк  скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех  держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные  карандаши и фломастеры фирмы Centropen.  К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба  "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.      Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая  какими­то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка  перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные  неудачи.      Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр.  пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так  пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной,  необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в  тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.      Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков  (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего,  запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым  маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика ­ тренироваться  писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно  поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует  правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом,  правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и  измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.  Чего нельзя делать? Дети   с   дисграфией,   как   правило,   имеют   хорошую   зрительную   память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить   ошибки,   изначально   допущенные.   Выполнение   подобных упражнений может пагубно сказаться (из­за той же зрительной памяти) и на учащихся,   НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, грамотного имеющих   навык       письма. полезны   в   чем­то.   Давайте   забудем   об   этом... пожалуй,            К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие   у   ребенка   тех   умений   и   навыков,   которые   необходимы   для нормального овладения процессами письма.   распознавание и единая система коррекционного воздействия.         Важными   условиями   предупреждения   дисграфии   являются   раннее   Литература: 1.        Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика  нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях  дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство­пресс, 2001. 2.        Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у  дошкольников. – М., 1997. 3.        Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. 4. Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.­ М.: Учебная  литература,1997 5.        Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском  саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. 6.        Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. – М., 1995. 7.        Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся  начальных классов. – М., 1991. 8.        Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего   недоразвития речи. – М., 1990. 9.        Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб, 1995. 10.        Ткаченко Т.А  Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб, 1997. 11.     Ткаченко Т.А  В первый класс без дефектов речи. – С. Пб, 1999. 12.     Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим  недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1993.

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей с нарушением слуха"

Статья "Предупреждение дисграфии у детей  с нарушением слуха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018