Развитие эмоциональной сферы учащихся начальных классов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель занятия: осознание учащимися чувств, которые вызывают у них те или иные школьные занятия; формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей. Задачи: 1. Развивающие: - развитие познавательного интереса; - развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать выводы. 2. Воспитательные: - воспитание у учащихся к положительному отношению к школе, чувство необходимости учения с помощью сказкотерапевтических методов; - развитие коммуникативной культуры учащихся.
Иконка файла материала Публикация.docx
Методическая разработка сценария занятия с использованием психологических методов и приемов Мастер ­ класс «Я иду к успеху»                                                   Автор: Борзенко Наталья Владимировна                                 Должность: Педагог­психолог                                                                    Учреждение: СОШ №1 г.Белоярский ХМАО­Югра                        Категория детей: 7­9 летКоррекционно­развивающее занятие  по развитию эмоционально­личностной сферы Тема занятия: «Я иду к успеху» Цель занятия: осознание учащимися чувств, которые вызывают у них те или иные школьные занятия;   формирование   активности,   самоуважения,   стремление   к   реализации   своих способностей. Задачи: 1. 2. Развивающие:  ­  развитие познавательного интереса; ­  развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать  выводы. Воспитательные: ­   воспитание  у учащихся  к положительному отношению к школе, чувство  необходимости учения с помощью сказкотерапевтических методов; ­ развитие коммуникативной культуры учащихся. Категория детей: занятие рассчитано на учащихся 7­9 лет (у которых наблюдается латентная  дезадаптация). Планируемые результаты: Личностные: ­ иметь представление о качествах хорошего ученика; ­ осмысление положительного отношения к школе, чувство необходимости учения; ­ уметь адекватно оценивать свой успех/ неуспешность в учении. Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные: ­ уметь  с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации;  ­ уметь договариваться, находить общее решение; ­ уметь доброжелательно относится друг к другу. Ресурсы: кабинет для групповых занятий, стулья по количеству детей,  мячик, пластилин,  коврики для пластилина, стаканчики, сказка «О ленивой звездочке» (автор В. Максюта)  (Приложение 1). Методы (с элементами):  Игротерапия, направленная на:­ снятие напряжения и раскрепощение детей, дающее возможность проявить   индивидуальность; ­ формирование позитивного отношения к сверстникам, навыков совместной деятельности;            ­  развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.  Сказкотерапия:   позволяет детям актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со  сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны посредством ненавязчивых сказочных образов   ребенку   предлагаются   выходы   из   различных   сложных   ситуаций,   пути   решения конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.   Беседа: позволяет детям проговорить и осознать свои трудности, а также увидеть различные пути их решения. Структура занятия: 1. Ритуал приветствия. (Создание доброжелательной атмосферы. Установка на  взаимодействие). 2. Основная часть. (Отработка умений на занятиях. Использование  соответствующих  заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического  этапа) 3. Релаксация.  (Сброс эмоционального напряжения, выход из игровой ситуации) 4. Рефлексия занятия. (Оценка занятия участниками группы. Обмен чувствами,  впечатлениями. Выявление затруднений, с которым столкнулся ученик в ходе  взаимодействия.). Ход занятия: Название и цель Планируемые результаты (личностные УУД, коммуникативные УУД) Содержание Кол­во минутУмение  договариваться,  находить общее  решение  (коммуникативные  УУД) Ход игры: Детям по очереди нужно представится: назвать своё имя,  свои интересы, увлечения 3 мин 1. Ритуал  приветствия 1.1 Игра  «Как тебя зовут» Цель: знакомство  участников друг с  другом, создание  положительного  эмоционального  фона, сплочение  группы,  формирование  чувства близости с  другими детьми 2.Основная часть Адекватное осознанное представление о  качествах хорошего  ученика (личностные УУД)  Занятие «Я иду к успеху». Обсуждение: ­ Как вы понимаете, что такое  успех? 5 мин ­ Что нужно делать, чтобы быть  успешным? ­ Легко ли быть успешным? Положительное  отношение к школе,  чувство  необходимости учения  (личностные УУД) Ход игры:  Дети заканчивают фразы: «Мне нравится в школе то, что… «Мне не нравится в школе то, что… 5 мин  Уметь адекватно  оценивать свой успех  или неуспешность в  учении (личностные  УУД) Работа со сказкой «О ленивой  звездочке» (автор В. Максюта). Обсуждение: ­ Почему сначала Звездочка не  хотела стараться светить ярче? ­ Как вы поняли смысл сказки?  2.1.Игра «Неоконченные предложения» Цель: развитие  способности  осознания детьми  своих эмоциональных переживаний,  которые у них  вызывает школа 2.2.Сказка «О  ленивой звездочке». Цель: формирование активности и стремления к  реализации своихспособностей. 2.3.Творческая  работа «Я и моя  лень» 3.Релаксация  Ритуал прощания  «Аплодисменты» Цель: развивать  самоуважение детей,  умение показать  восхищение другими  детьми. 4. Рефлексия  занятия Цель: выявление  затруднений, с  которым столкнулся  ученик в ходе  взаимодействия.  Обмен чувствами,  впечатлениями (Чему учит нас эта сказка?). (Чтобы добиться чего­то, нужно  обязательно стараться, и тогда все  получится). Работа с пластилином. Обсуждение: ­ Ребята вы иногда ленитесь? ­ Давайте изобразим лень с помощью пластилина   (фигурки лени складываются в  стаканчик и плотно закрываются) ­Молодцы, теперь будем стараться,  чтобы лень не смогла выбраться из  стаканчика. Инструкция:  ­Кто из вас бывал в  цирке и видел,  как публика восторженно  рукоплещет артистам в конце  представления? Я считаю, что вы  сегодня заслуживаете громких   аплодисментов. Уважение личности и  ее достоинства  (повышение  самооценки у  обучающихся) (личностные УУД) Умение с достаточной  полнотой выражать  свои мысли в  соответствии с  задачами и условиями  коммуникации (коммуникативные  УУД) Обсуждение: ­ Чем  вам запомнилось сегодняшнее занятие? ­Что вам больше всего понравилось, что лучше получалось? ­ Что вам не понравилось или не  получалось в ходе занятия? Мне хочется поблагодарить вас за  активность, инициативность,  творчество! 12 мин 5 мин 3 мин 3 мин Самоанализ занятия «Я иду к успеху» При разработке данного занятия учитывались возрастные особенности учеников младших  классов, которые не имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, и наблюдается  латентная дезадаптация.             Были определены планируемые результаты: метапредметные (коммуникативные) УУД и личностные УУД.На формирование личностных УУД был направлен метод «Игротерапия». С  помощью ­ игры «Неоконченные предложения» и  ритуала прощания «Аплодисменты» формировалось  положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, а также был сделан акцент  на необходимость  самоуважения детей, умения показать восхищение другими детьми.  Творческая работа «Я и моя лень» и метод сказкотерапии были направлены на повышение мотивации к успеху в любой деятельности. Учащиеся с помощью пластилина изобразили свою лень,   закрыли   ее   в   емкость,     тем   самым  снимали   напряжение,   раскрепощались,   имели возможность проявить   индивидуальность. Воспринимая сказку,   ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только   у   него   есть   такие   проблемы   и   переживания.   С   другой   стороны   посредством ненавязчивых   сказочных   образов   ребенку   предлагаются   выходы   из   различных   сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.          На формирование коммуникативных УУД была направлена беседа с целью  инструктирования,  ритуал приветствия.  Рефлексия занятия направлена на формирование  позитивного отношения к сверстникам, навыков совместной деятельности,  развитие внимания  ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. Приложение 1 Сказка «О ленивой звездочке». (автор В. Максюта). В далеком темно­фиолетовом небе жили две звездочки­подружки. Одна из них была очень  старательной и светила ярко­ярко, изо всех сил. Другая звездочка, о которой я и хочу вам  рассказать, была совсем другой. Она совсем не старалась ярко светить, была маленькой и тусклой  и спала не только днем, но частенько даже и ночью. ­ Зачем мне стараться? – говорила она. – Зачем тратить силы? Все звезды одинаковые, к тому же  их так много. За меня посветят другие. От меня одной все равно пользы немного. Пойду­ка я  лучше посплю. – И Звездочка зевнула и задремала. Вдруг ее разбудил сильный ветер. По небу летела сияющая комета. Она была огромной и  прекрасной. У Звездочки даже дух захватило: ­ Ах, как ты красива! Я знаю, ты быстро сгораешь, твое сиянье недолговечно, но я бы все отдала,  лишь бы хоть ненадолго стать такой же яркой, как ты. Комета приостановилась, слушая Звездочку, и ответила: ­ Милая Звездочка! У каждого существа – свое предназначение. У меня короткая жизнь, и я  должна успеть показать все, на что я способна, успеть отдать все свое тепло и свет. Но и ты не  теряй время даром! А то можно проспать всю жизнь.  И с этими словами, взмахнув огненным хвостом, комета скрылась, а звездочка  задумалась и  говорит:  «Да, не хотелось бы всю жизнь оставаться такой маленькой и тусклой. Время проходит,  и надо успеть многому научиться!» – решила она. Тем временем наступило утро, на небе появились первые проблески зари. Звезды укладывались  спать. «Что ж, и я высплюсь как следует, зато ночью буду сиять ярче всех,» – решила Звездочка и  накрылась облаком.День прошел. А с наступлением ночи Звездочка тщательно начистила свои острые кончики и  засияла изо всех сил. Ее подружки сначала даже не узнали ее. Она затмила всех! Мама и папа  гордились ею. И однажды на  Земле была прекрасная звездная ночь. На скамейке сидела мама с дочерью  и  смотрели в небо. ­ Смотри, какая красивая звезда! – воскликнула девочка. ­ Эта звезда твоя! – ответила мама. – Она будет освещать всю твою жизнь. Звездочка нечаянно услышала этот разговор и засияла еще ярче. Теперь она точно знала: если  очень стараться и не лениться, обязательно добьешься всего, чего хочешь.