Статья "Приемы активизации познавательной деятельности студентов на уроках гуманитарного цикла"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
20.01.2018
В статье рассматриваются приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, используемые преподавателем в процессе изучения гуманитарных дисциплин, доказывается важность применения на каждом занятии самостоятельной работы, побуждающей анализировать изученный или просто прочитанный материал, составлять логические схемо-конспекты, сравнительные таблицы, пользоваться дополнительной или справочной литературой.
Приемы активизации познавательной деятельности студентов
на уроках гуманитарного цикла
Алагулова Татьяна Александровна, преподаватель
ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум»
Учебная деятельность осуществляется под руководством педагога и направлена на усвоение
знаний, приобретение умений, навыков и умственное развитие. В процессе обучения студент
формирует более точное восприятие и наблюдение, мышление становится абстрактным,
складывается общий стиль мыслительной деятельности, его активность и самостоятельность,
широта и глубина, критичность, гибкость и быстрота ума.
Процесс учения требует, чтобы сам обучаемый активно и сознательно участвовал в процессе
усвоения, проявлял активное внимание, преодолевал трудности, делал волевые усилия,
положительно относился к учению. Процесс учения определяется содержанием обучения,
организацией учебной работы и методами, применяемыми учителем.
Основным условием формирования личности учащегося является его самодеятельность.
Самостоятельная работа студентов – составная часть обучения, деятельность студентов в процессе
обучения
и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его
руководством, но без его непосредственного участия. Организация самостоятельной работы в
урочное и внеаудиторное время направлена на формирование современного образа
квалифицированного специалиста. С этой целью широко применяются такие формы активного
обучения как семинарское занятие, практикум, конференция, деловая игра, урокэкскурсия, урок
размышление, открытая защита индивидуальных и творческих работ.
Каждый урок предусматривает элементы
самостоятельной работы. Для этого
продумываются многообразные виды самостоятельных заданий: по работе с текстом учебника, с
источниками, со справочной литературой и периодической печатью. Используются различные
формулировки заданий по работе с печатным текстом, побуждающие самостоятельность
мышления. Например: подумай и объясни, сравни мнения, составь схему, оцени вклад, заполни
таблицу, докажи и т.д.
1
2
3
При организации самостоятельной работы необходимо учитывать:
включение в сферу деятельности обучаемых всего разнообразия содержащихся в предмете
знаний (факты, законы и т.д.);
вовлечение каждого студента в процесс самостоятельной работы (с учетом уровня его
подготовленности, и индивидуальных особенностей);
постепенный переход от простых заданий к более сложным, усиление их творческого
характера;
обеспечение процессуальной стороны: планирование, руководство и контроль со стороны
преподавателя.
Здесь большую роль играет инструктаж (формулировка задания, его разъяснения,
рекомендации по поиску источников, методике оформления)
Следует включать следующие виды самостоятельных работ:
самостоятельные работы по образцу (воспроизводящие): решение типовых задач,
составление плана, таблиц, докладов, экскурсий, деловых игр.
реконструктивные работы: подготовка рефератов.
творческие работы (поисковые): направленные на приобретение новых знаний
самостоятельным способом, т.е. «открытие» своего рода: исследовательская работа,
оформление макета, создание авторской теории, книги и т.д.
Необходимые методические требования, условия организации этой работы:
сочетание с другими приемами обучения;
дифференциация т.е. доступность и посильность;
деление на коллективную и индивидуальную;
желательно не занимать самостоятельной работой все занятие (это будет более
эффективным, так как избавит студентов от переутомления и сохранит интерес);
опора на знания и умения предшествующих курсов, уроков;
отбор задания осуществлять не только на основе формирования мыслительных умений
студентов, но и с учетом выявления личностного отношения их к явлениям;
выполнение задания будет целесообразным, если текст находится у обучаемого перед
глазами, так как трудно воспринимается на слух материал, предназначенный для
осмысления, комментирования и другой самостоятельной работы.
обязательное коллективное обсуждение результатов работы, поэтому материал
отобранного задания необходимо заблаговременно размножить.
При правильной и умелой организации данная работа учит самостоятельности
анализа фактов, умению делать выводы, обобщать и сравнивать, применять знания, строить
выступления грамотно в письменной и устной форме, излагать свои мысли четко и ясно.
В учебных заведениях, где педагоги пользуются данной методикой наблюдается
личностный рост обучаемых, так как основным принципом самостоятельной работы
является – что сделано самим, лучше запоминается,
а в последствие активнее
применяется.
В процессе усвоения знаний происходит и воспитание человека, формирование его
личности. Система знаний формирует у него убеждения, дает основу мировоззрению,
воспитывает определенные свойства: направленность, интересы, склонности, потребность в
общении. Учебный процесс немыслим без единства обучения, воспитания и развития
воспитываемой личности. Оригинальные по замыслу уроки, направленные на
формирование нужных практических умений способствуют успешному протеканию
процесса формирования творческой личности специалиста.
Статья "Приемы активизации познавательной деятельности студентов на уроках гуманитарного цикла"
Статья "Приемы активизации познавательной деятельности студентов на уроках гуманитарного цикла"
Статья "Приемы активизации познавательной деятельности студентов на уроках гуманитарного цикла"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.