Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ
Оценка 4.6

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
ОБЖ
Взрослым
11.02.2017
Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
ИКТ на ОБЖ.doc
Кудрявицкая Наиля Шавкатовна  учитель ОБЖ МОУ "СОШ №5"   [email protected] Применение ИКТ на уроках ОБЖ  В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее   пространство,   расширяются   сферы   их   применения,   ежедневно увеличивается объем накопленной информации.   Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT­ технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток   информации,   получаемый   из   Интернет­источников,     СМИ,   рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК,   и   поэтому   учителю,   учитывая   реалии   дня,   необходимо    использовать   в обучении информационные коммуникационные технологии. IT­технологии,   применяемые   в   образовательном   процессе,   позволяют развить   исследовательские   способности   учеников,   повысить   познавательный интерес   и   мотивацию   к   учению,   активизируют   и   делают   творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными   технологиями,     учится   самостоятельно   искать,   извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими  условиями: рабочее   место   учителя   оборудовано   персональным   компьютером, медиапроектором,   экраном,   сканером.   В   школе   также   есть   мобильный   класс, оснащенный   20   ноутбуками,   который   возможно   использовать   при   проведении уроков.   Нами   используется   данная   техника,   как   в   урочное   время,   так   и   в организации внеклассной, воспитательной работе. Информационные технологи используются на разных этапах урока.  Пример организации проверки выполнения домашнего задания. С   помощью   контроля   может   быть   установлена   степень   усвоения   материала: запоминание   прочитанного   в   учебнике,   услышанного   на   уроке,   узнанного   при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать: 1. мультимедиа технологии:  презентация­контроль     для   организации   самопроверки, взаимопроверки   домашнего   задания   или   заданий   для   первичного закрепления можно использовать презентацию­тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint); ­  презентация­тест с анимацией ­ содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);  презентация­тест с гиперссылками ­ содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд   с   информацией   о   правильности   выбора   ответа.   В   случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint). 2. раздаточный материал:  тесты (Excel) (Word);  карточки (Word);  кроссворды (Excel);  самостоятельные работы (Word);  контрольные работы (Word). Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ: При   изучении   нового   материала   наглядное   изображение   является зрительной   опорой,   которая   помогает   наиболее   полно   усвоить   подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем: 1. мультимедиа технологии:     презентация­лекция   ­   демонстрация   слайдов,   содержащих иллюстрации,   тезисы,   видеоролики   или   звук   для   объяснения   нового материала,   обобщения,   систематизации   (PowerPoint),   в   данном   случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением,   процессом.   Нами   они   используются   на   уроках   изучения   ЧС природного и техногенного характера; видеофрагменты фильмов. Например, тема «Безопасное питание» ­ демонстрация фрагмента фильма «Осторожно еда!». презентация­модель   ­   с   помощью   анимации   создается   модель какого­либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint), тема   «Землетрясения»   7   класс,   на   экране   представлена   модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие при различном колебании поверхности земли;  слайд­шоу   ­   демонстрация   иллюстраций   с   минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической 2    смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint); изображение   ­   корректировка   фотографий,   отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop); коллаж ­ создание собственных оригинальных ребусов,  изображений (PhotoShop); видеоклип  ­ на основе фотографий, видео­ и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker) 2. компьютерные технологии:  диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты учащегося, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;  схемы (Excel) ­ составить схему действий при ЧС ;  таблицы (Word) – «Инфекционные заболевания» . Пример организации закрепления и систематизации знаний: Систематизация   и   закрепление   материала   необходимы   для   лучшего запоминания   и   четкого   структурирования.   С   этой   целью   в   конце   урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и   с   демонстрацией   наиболее   важных   наглядных   пособий   на   слайдах, выполнение тестов на компьютере. Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем: 1. мультимедиа технологии:  презентация­задание ­ содержит формулировку задания, с помощью анимации   организуется   поэтапное   решение   задания   и   ответ (PowerPoint). Например, собрать аптечку лекарственных растений. На экране изображения растений. Учащимся необходимо выбрать только лекарственные.   С   помощью   анимации   дается   правильный   вариант ответа. 2. мобильный класс:  работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);  выбрать   иллюстративное   сопровождение   для   текста   (PhotoShop, PowerPoint); 3. Интернет­ресуры:  для работы в группах.  Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности: Внеурочная   деятельность   является   одним   из   важных   компонентов образовательного   процесса,   как   с   образовательной,   так   и   с   воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии 1. мультимедиа технологии: 3  презентация­выступление   ­   для   сопровождения   выступления,   содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);  презентация­итог   (PowerPoint,   Word)   –   на   слайде   выводится   итоговая таблица   участия   в   соревнованиях,   мероприятиях.   «А   ну­ка,   парни!», «Рыцарский турнир». 2. компьютерные технологии:  стенные газеты ­ информационный материал (Word,  Publisher), например участие в конкурсе  газет  «По страницам истории печати» мы выпустили газету «Пятишкольник» используя программу Publisher;  буклеты, памятки ­ информационный материал (Word, Publisher);  брошюра     ­   сборник   дидактических,   методических   материалов   (Word), брошюра   «Юбилей   светофорика»,   энциклопедия   «Лекарственные   и ядовитые растения»;  плакат, заголовки  ­ текстовое оформление стендов, помещений (Word);  открытка ­ оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);  анкета ­ документ для сбора статистических данных (Excel). Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы: Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей. Показатели   реального   результата   решения   задачи:   развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.  выполнения   исследовательской   части   проекта,   получения   или   электронный   учебник, систематизации   данных   (Интернет, электронная библиотека);  оформление портфолио проекта (Word);  создание   продукта  проекта  –  буклеты,  презентации,  проспекты   и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).  Примером   служит   создание   проекта   в   10   классе   по   теме   «ЗОЖ»     «Осанка школьника». С помощью компьютерных технологий создано портфолио проекта (Word ), проведено исследование по теме проекта (Интернет), выполнен продукт проекта:   презентация­тест   на   правильную   осанку,   где   наглядно продемонстрирована   осанка   человека,   приведены   несколько способов тестирования собственной осанки;  буклет   –   «Рекомендации   и   советы   для   сохранения   правильной осанки»;  плакат – «Соблюдай правильную осанку». Пример использования сети Интернет на уроках: Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в 4 следующем: Свободный поиск Интернет­ресурсов по заданной теме; 1.   Изучение   конкретного   Интернет­ресурса   по   методическим   указаниям учителя; 2. Использование Интернет­ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ; Рассмотрим,   каким   образом   можно   использовать   эти   возможности   для организации учебной деятельности учащихся. Поиск информации: Поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как: •написание рефератов, •сбор материала по теме, •иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета; Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эф­ фективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый  современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ  повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что  немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного по­ ведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях. При   активном   использовании   ИКТ   успешнее   достигаются   общие   цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать   факты,   их   сопоставлять,   организовывать,   выражать   свои   мысли   на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что­то новое, делать выбор и принимать решения. Список литературы 1. Башмаков,   А.   И.   Разработка   компьютерных   учебников   и   обучающих   систем   /   А.   И. Башмаков, И. А. Башмаков. ­ М.: изд. Филинъ, 2003. ­ 616 с. 2. Гузеев В.В. «Образовательная  технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» ­ М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г. 3. Журнал «Школьные технологии» ­ 2003 – 2005 г. Захарова,   И.   Г.   Информационные   технологии   в   образовании:   учеб.   пособие   для   студ. 4. высш. педаг­х учеб. заведений / И. Г. Захарова. ­ М.: Академия, 2005. ­ 192 с. Информационные   и   коммуникационные   технологии   в   образовании   [материал   из 5. IrkutskWiki]. ­ Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/ 5 6. Картель А.И. КОЗ по теме "Биологическое действие радиации"  7. Матрос   Д.Ш.   «Управление   качеством   образования   на   основе   новых   информационных технологий и образовательного мониторинга» ­педагогическое Общество России, М., 2001 г. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. 8. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000 Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей ­ М., 1997.  9. 10. Полат,   Е.   С.   Современные   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. ­ М.: Академия, 2007. ­ 368 с. 11. Руденко,   Т.   В.   Дидактические   функции   и   возможности   применения   информационно­ коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. ­ Томск, 2006. ­ Режим доступа:  http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/ 12. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. ­ 3­е изд. ­ М.: изд.­торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9­110. 13.Ictsport.wehse.ru/.../VOZMOZHNOSTI_SREDSTV_NOVYH_INFORMATSIONNYH_TEHNO LOGIY_1228126672.doc 14. pedsovet.org/.../Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В. 15. festival.1september.ru/.../513744/  6

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017