Статья Применение ИКТ на уроках ОБЖ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
Иконка файла материала ИКТ на ОБЖ.doc
Кудрявицкая Наиля Шавкатовна  учитель ОБЖ МОУ "СОШ №5"   nelyakudryvay@mail.ru Применение ИКТ на уроках ОБЖ  В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее   пространство,   расширяются   сферы   их   применения,   ежедневно увеличивается объем накопленной информации.   Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT­ технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток   информации,   получаемый   из   Интернет­источников,     СМИ,   рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК,   и   поэтому   учителю,   учитывая   реалии   дня,   необходимо    использовать   в обучении информационные коммуникационные технологии. IT­технологии,   применяемые   в   образовательном   процессе,   позволяют развить   исследовательские   способности   учеников,   повысить   познавательный интерес   и   мотивацию   к   учению,   активизируют   и   делают   творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными   технологиями,     учится   самостоятельно   искать,   извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими  условиями: рабочее   место   учителя   оборудовано   персональным   компьютером, медиапроектором,   экраном,   сканером.   В   школе   также   есть   мобильный   класс, оснащенный   20   ноутбуками,   который   возможно   использовать   при   проведении уроков.   Нами   используется   данная   техника,   как   в   урочное   время,   так   и   в организации внеклассной, воспитательной работе. Информационные технологи используются на разных этапах урока.  Пример организации проверки выполнения домашнего задания. С   помощью   контроля   может   быть   установлена   степень   усвоения   материала: запоминание   прочитанного   в   учебнике,   услышанного   на   уроке,   узнанного   при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать: 1. мультимедиа технологии: презентация­контроль     для   организации   самопроверки, взаимопроверки   домашнего   задания   или   заданий   для   первичного закрепления можно использовать презентацию­тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint); ­  презентация­тест с анимацией ­ содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);  презентация­тест с гиперссылками ­ содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд   с   информацией   о   правильности   выбора   ответа.   В   случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint). 2. раздаточный материал:  тесты (Excel) (Word);  карточки (Word);  кроссворды (Excel);  самостоятельные работы (Word);  контрольные работы (Word). Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ: При   изучении   нового   материала   наглядное   изображение   является зрительной   опорой,   которая   помогает   наиболее   полно   усвоить   подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем: 1. мультимедиа технологии:     презентация­лекция   ­   демонстрация   слайдов,   содержащих иллюстрации,   тезисы,   видеоролики   или   звук   для   объяснения   нового материала,   обобщения,   систематизации   (PowerPoint),   в   данном   случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением,   процессом.   Нами   они   используются   на   уроках   изучения   ЧС природного и техногенного характера; видеофрагменты фильмов. Например, тема «Безопасное питание» ­ демонстрация фрагмента фильма «Осторожно еда!». презентация­модель   ­   с   помощью   анимации   создается   модель какого­либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint), тема   «Землетрясения»   7   класс,   на   экране   представлена   модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие при различном колебании поверхности земли;  слайд­шоу   ­   демонстрация   иллюстраций   с   минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической 2   смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint); изображение   ­   корректировка   фотографий,   отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop); коллаж ­ создание собственных оригинальных ребусов,  изображений (PhotoShop); видеоклип  ­ на основе фотографий, видео­ и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker) 2. компьютерные технологии:  диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты учащегося, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;  схемы (Excel) ­ составить схему действий при ЧС ;  таблицы (Word) – «Инфекционные заболевания» . Пример организации закрепления и систематизации знаний: Систематизация   и   закрепление   материала   необходимы   для   лучшего запоминания   и   четкого   структурирования.   С   этой   целью   в   конце   урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и   с   демонстрацией   наиболее   важных   наглядных   пособий   на   слайдах, выполнение тестов на компьютере. Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем: 1. мультимедиа технологии:  презентация­задание ­ содержит формулировку задания, с помощью анимации   организуется   поэтапное   решение   задания   и   ответ (PowerPoint). Например, собрать аптечку лекарственных растений. На экране изображения растений. Учащимся необходимо выбрать только лекарственные.   С   помощью   анимации   дается   правильный   вариант ответа. 2. мобильный класс:  работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);  выбрать   иллюстративное   сопровождение   для   текста   (PhotoShop, PowerPoint); 3. Интернет­ресуры:  для работы в группах.  Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности: Внеурочная   деятельность   является   одним   из   важных   компонентов образовательного   процесса,   как   с   образовательной,   так   и   с   воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии 1. мультимедиа технологии: 3 презентация­выступление   ­   для   сопровождения   выступления,   содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);  презентация­итог   (PowerPoint,   Word)   –   на   слайде   выводится   итоговая таблица   участия   в   соревнованиях,   мероприятиях.   «А   ну­ка,   парни!», «Рыцарский турнир». 2. компьютерные технологии:  стенные газеты ­ информационный материал (Word,  Publisher), например участие в конкурсе  газет  «По страницам истории печати» мы выпустили газету «Пятишкольник» используя программу Publisher;  буклеты, памятки ­ информационный материал (Word, Publisher);  брошюра     ­   сборник   дидактических,   методических   материалов   (Word), брошюра   «Юбилей   светофорика»,   энциклопедия   «Лекарственные   и ядовитые растения»;  плакат, заголовки  ­ текстовое оформление стендов, помещений (Word);  открытка ­ оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);  анкета ­ документ для сбора статистических данных (Excel). Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы: Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей. Показатели   реального   результата   решения   задачи:   развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.  выполнения   исследовательской   части   проекта,   получения   или   электронный   учебник, систематизации   данных   (Интернет, электронная библиотека);  оформление портфолио проекта (Word);  создание   продукта  проекта  –  буклеты,  презентации,  проспекты   и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).  Примером   служит   создание   проекта   в   10   классе   по   теме   «ЗОЖ»     «Осанка школьника». С помощью компьютерных технологий создано портфолио проекта (Word ), проведено исследование по теме проекта (Интернет), выполнен продукт проекта:   презентация­тест   на   правильную   осанку,   где   наглядно продемонстрирована   осанка   человека,   приведены   несколько способов тестирования собственной осанки;  буклет   –   «Рекомендации   и   советы   для   сохранения   правильной осанки»;  плакат – «Соблюдай правильную осанку». Пример использования сети Интернет на уроках: Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в 4следующем: Свободный поиск Интернет­ресурсов по заданной теме; 1.   Изучение   конкретного   Интернет­ресурса   по   методическим   указаниям учителя; 2. Использование Интернет­ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ; Рассмотрим,   каким   образом   можно   использовать   эти   возможности   для организации учебной деятельности учащихся. Поиск информации: Поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как: •написание рефератов, •сбор материала по теме, •иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета; Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эф­ фективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый  современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ  повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что  немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного по­ ведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях. При   активном   использовании   ИКТ   успешнее   достигаются   общие   цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать   факты,   их   сопоставлять,   организовывать,   выражать   свои   мысли   на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что­то новое, делать выбор и принимать решения. Список литературы 1. Башмаков,   А.   И.   Разработка   компьютерных   учебников   и   обучающих   систем   /   А.   И. Башмаков, И. А. Башмаков. ­ М.: изд. Филинъ, 2003. ­ 616 с. 2. Гузеев В.В. «Образовательная  технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» ­ М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г. 3. Журнал «Школьные технологии» ­ 2003 – 2005 г. Захарова,   И.   Г.   Информационные   технологии   в   образовании:   учеб.   пособие   для   студ. 4. высш. педаг­х учеб. заведений / И. Г. Захарова. ­ М.: Академия, 2005. ­ 192 с. Информационные   и   коммуникационные   технологии   в   образовании   [материал   из 5. IrkutskWiki]. ­ Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/ 56. Картель А.И. КОЗ по теме "Биологическое действие радиации"  7. Матрос   Д.Ш.   «Управление   качеством   образования   на   основе   новых   информационных технологий и образовательного мониторинга» ­педагогическое Общество России, М., 2001 г. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. 8. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000 Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей ­ М., 1997.  9. 10. Полат,   Е.   С.   Современные   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. ­ М.: Академия, 2007. ­ 368 с. 11. Руденко,   Т.   В.   Дидактические   функции   и   возможности   применения   информационно­ коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. ­ Томск, 2006. ­ Режим доступа:  http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/ 12. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. ­ 3­е изд. ­ М.: изд.­торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9­110. 13.Ictsport.wehse.ru/.../VOZMOZHNOSTI_SREDSTV_NOVYH_INFORMATSIONNYH_TEHNO LOGIY_1228126672.doc 14. pedsovet.org/.../Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В. 15. festival.1september.ru/.../513744/  6