Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ
Оценка 5

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Оценка 5
Лекции +1
doc
ОБЗР +1
Взрослым
21.11.2017
Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ
Виды анализа урока . (на этом уроке следует научить учителей проводить анализ своего проведенного урока) 1. Краткий оценочный анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. 2. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. 3. Полный – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результатов урока.Примерная схема анализа урока.
ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА.doc
Управление по образованию и науке г. Астрахань Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани « Средняя общеобразовательная школа № 51» Преподаватель­организатор ОБЖ  Дегтярёв А.И., учитель высшей категории, Ветеран труда  Виды анализа урока  (на этом уроке следует научить учителей проводить анализ своего проведенного урока) 1.        Краткий оценочный анализ – это общая оценка учебно­воспитательной  функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и  развивающей задач и дающая оценку их реализации.        2.       Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки  зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.        3.        Полный – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации  задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким  характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов  умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических  принципов, результатов урока. Примерная схема анализа урока 1. Цель, задачи урока (образовательные, воспитательные, развивающие), их  взаимосвязь и пути реализации. 2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и  учебные пособия, ТСО, санитарно­гигиеническое состояние класса и т.д. 3. Организационная структура. Типа урока, его место в системе занятий по  предмету, четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени,  соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся. 4. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и  развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического  материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий;  направленность материала на связь с жизнью. 5. Методическое обеспечение урока: 1) использование методов и приемов обучения, характер их сочетания,  обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения  (соответствие содержания материалов уровню подготовленности учащихся и  т.д.), соответствие принципам обучения. Темп учебной работы на уроке; 2) методика проведения различных частей урока:   методика проверки домашних заданий;  методика изложения новых заданий;  методика проведения и закрепления учебного материала;  методика проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;  восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);  соотношение; организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их  постановка познавательных задач перед учащимися; приемы активизации познавательной деятельности школьников (их учет индивидуальных способностей и интересов учащихся, уровня их  организация различных видов самостоятельной работы учащихся  обоснование их педагогической целесообразности. выявление и применение на уроке внутрипредметных и межпредметных   применение на уроке проблемного и элементов программированного  обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);  подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и  дифференцированного подхода;  (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;  домашнее задание (как задается, объем);  осуществление воспитывающего обучения на уроке; воспитание сознания и  убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры  учебного труда учащихся;  связей в учебном материале;  6. Поведение и деятельность учащихся на уроке:  порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;  активность, самостоятельность, интерес к занятиям учащихся разного  уровня подготовленности; сосредоточенность  устойчивость внимания на разных этапах урока;  деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к  неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке  отдельных учащихся и всего коллектива;  отношение учащихся к учителю и друг другу (подслушивание, боязнь,  доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.). 7. Характеристика деловых качеств учителя:  уровень научных знаний учителя и его подготовленность к уроку;  знание учителем теории обучения и воспитания учащихся, методики  предмета, психологии и гигиены, его умение применять эти знания на уроке;  педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь  учителя;  взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет  учителя. 8. Общие результаты урока:  выполнение плана урока;  достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей  урока;  общая оценка урока, результаты его, эффективность и качество;  выводы и предложения по дальнейшему усовершенствованию работы,  закреплению успехов и устранению допущенных ошибок. 4.        Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих  структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие  познавательных способностей учащихся. Примерная схема анализа урока I. Тип и структура урока 1. Тип, структура урока, его место в системе уроков по теме. 2. Тема, цели урока (образовательная, развивающая, воспитывающая),  дидактические задачи на отдельных этапах. 3. Дозировка времени. II. Содержание и методика повторения учебного материала 1.Полнота и глубина проверки. 2.Методика повторения, дифференциация заданий. 3.Охват учащихся проверкой, занятостью класса. 4.Объективность оценки, аргументация отметки. 5.         Комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной  дидактической цели урока и структурных элементов. Примерная схема анализа урока I. Организация урока 1. Организационная четкость урока. 2. Наличие плана. 3. Эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий. 4. Выполнение психологических требований к уроку. 5. Обратная связь. 6. Ведение тетрадей. 7. Распределение времени на этапы урока. II. Личностные качества учителя 1. Каков морально­психологический климат. 2. Степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости с  учащимися. 3. Педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид. III. Эффективность обучения 1.Степень реализации принципов научности, прочности, осознанности  знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью. 2.Степень достижение главной дидактической цели урока. 3.Оптимальность методов и приемов обучения. 4.Эффективность контроля за знаниями учащихся. 5.Домашнее задание. IV. Эффективность воспитательной деятельности учителя 1. Нравственная направленность урока. 2. Формирование трудовых и учебных навыков. 3. Единство обучения, воспитанности и развития. 4. Эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание. V. Эффективность деятельности учащихся 1. Как реализован принцип развивающего обучения и принцип  самостоятельности и активности. 2. Работоспособность учащихся. 3. Интерес к труду. 4. Навыки самостоятельной работы. 5. Умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ,  анализировать свою работу и работу товарища. 6. Развитие речи, письменных, графических и специальных навыков. 7. Уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся. 8. Организованность и дисциплина учащихся. Внешний вид.         6.        Дидактический анализ – это анализ основных дидактических  категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и  средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного  материала урока, педагогическое руководство самостоятельной  познавательной деятельностью и т.п.). Примерная схема анализа урока 1. Своевременность явки учителя на урок. 2. Готовность к началу урока. 3. Санитарное состояние класса и личная гигиена учащихся. 4. Организация класса. 5. Подробный анализ проверки домашнего задания. 6. Какие методы и дидактические приемы использовались учителем при  проверке пройденного материала и их соответствие поставленной цели. 7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение. 8. Качество знаний учащихся. 9. Как активизировал класс учитель во время проверки знаний, умений и  навыков. 10.Анализ поведения учащихся на данном этапе. 11.Анализ изложения нового материала или же закрепления предыдущей темы:  ясность и доступность подачи материала учителем;  используемые методы и их соответствие задачам урока;  используемые средства обучения, их целесообразность. 12.Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики. 13.Используемые учителем в ходе урока мыслительные приемы работы  учащихся. 14.Анализ последнего этапа урока:  домашнее задание (как задается, объем);  своевременность окончания урока. 15.Реализация учителем в ходе всего урока воспитательных задач. 16.Педагогическое поведение учителя на уроке. 17.Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой  в классе. 18.Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание  дисциплины. 19.Самообладание и педагогический такт. 20.Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность,  жестикуляция. 7.       Психологический анализ ­ это изучение выполнения психологических  требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся  развивающего типа). Примерная схема анализа урока I. Организация познавательной деятельности учащихся 1.  Как на уроке были созданы условия продуктивной работы мышления и  воображения. (Существуют разные виды мышления: активное,  самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным.  Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление  обязательно будет и активным и самостоятельным. Творческий труд  невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых  образов – конечный результат деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение  называется воссоздающим тогда, когда оно воссоздает в образах картины по  описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает  явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно  ценных предметов). 2. Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности,  целостности восприятия учениками изучаемых предметов. 3. Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение. 4. Как добивался учитель сосредоточенности устойчивого внимания учащихся. 5. Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания  проявились у школьников на уроке. 6. Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития  внимательности на уроке. 7. Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти  учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового  материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и  др.) II. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в  процессе формирования знаний и умений 1. Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при  изложении нового материала. 2. На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно­ чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий»,  выведенных формул и т.п. 3. С помощью каких приемов учитель добивался активности и  самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание  проблемных ситуаций, разные уровни проблемно­эвристического решения  задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной,  групповой и коллективной форм работы и др. 4. Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного,  сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного. Как руководил  учитель формированием убеждений и идеалов. 5. Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил  творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и  оформлению работы. 6. Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного  интереса к учебному предмету и учению в целом. III. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке 1. Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны. 2. Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке. 3. Моменты урока, где наиболее успешно формировались волевые качества  школьников. 4. Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей  учащихся. IV. Мастерство учителя 1. Каковы пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание,  эмпатия, рефлексия и др. Умения создавать психологические условия для убеждения:  психологический климат, смысловое единство и др. Умение учителя пользоваться внушением как средством (методом)  педагогического воздействия. 2. Как учитель управлял общением учащихся между собой на уроке. 3. Каковы особенности самоорганизации учителя: подготовленность учителя к  уроку, рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его  осуществления: собранность, настроенность с темой и психологической  целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной  цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке,  педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др. 4. Педагогический такт учителя. 5. Психологический климат в классе. 8.        Комплексный анализ ­ это одновременный анализ дидактических,  психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков). Примерная схема анализа урока проблемного типа 1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя). 2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку. 3. Организационные действия учителя (при необходимости). 4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока. 5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. 6. Какие методы проблемного обучения использовались учителем  (поисковые, исследовательские, проблемное изложение). 7. Применение проблемных методов в учении школьников. 8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. 9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение  репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ. 10. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны  ближайшего их развития. 11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации. 12. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных  ситуаций, показ их разрешения. 13. Владение учителем способами создания проблемных ситуаций. 14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы. 15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично­ поисковой работы с ним. 16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного  обучения. 17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся. 18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы,  выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств  (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения. 19. Умение учащихся осуществлять логические операции. 20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока  (что это доказывает). 21. Затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных  школьников, их причины. Как они были устранены.

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ

Лекция на тему: "ВИДЫ АНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО УРОКА" Методический материал для преподавателей ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017
Посмотрите также: