Статья "ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Оценка 4.7
Семинары
docx
математика
5 кл—9 кл
08.03.2017
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками развития мыслительных операций. В данной статье рассматриваются:
- показатели проблемности урока;
- степени проблемности ситуаций;
- виды проблемной ситуации;
- пути, которыми можно привести учеников к проблемной ситуацииВ данной статье рассматриваются:
- показатели проблемности урока;
- степени проблемности ситуаций;
- виды проблемной ситуации;
- пути, которыми можно привести учеников к проблемной ситуации
использование метода проблемного изложения на уроках математики - копия.docx
ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА
КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Сычева О. И.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»
В условиях современного общества предъявляются все более высокие
требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать
проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей
активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и
самообразованию, критичности мышления.
В этом плане традиционная система обучения имеет значительные
недостатки по сравнению с проблемным обучением.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по
их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями,
умениями, навыкамии развитие мыслительных операций.
Показателем проблемности урока является наличие в его структуре
следующих этапов поисковой деятельности: возникновение проблемной
ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснование
гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы.
Рассмотрим действия учителя и ученика на этапах урока с использованием
технологии проблемного обучения:
Этапы урока
1.
Возникновение
проблемных ситуаций и
постановка проблемы
2.
предположений
обоснования гипотезы
3.
гипотезы
Выдвижение
и
Доказательство
4.
Проверка
правильности решения
проблемы
5. Рефлексия
Действия учителя
Действия учащихся
дискуссию,
различных
Создает проблемную ситуацию,
формируем
противоречия,
ставит задачу.
Организует
обсуждение
вариантов, гипотез
Организует проверку, анализ
различных подходов к решению
проблемы.
Обосновывает
правильных
способ решения, аргументирует
его преимущества.
и
Анализирует
результаты совместной работы,
вовлеченность детей.
процесс
различные
варианты
Осознают противоречие,
помогают формулировать
проблему.
Выдвигают
гипотезы,
решения проблемы
Доказывают,
спорят,
аргументируют, убеждают,
критически оценивают.
задачи,
Решают
сотрудничают
в
достижении общего успеха.
Анализируют,
оценивают
процесс и результаты
совместной деятельности,
вовлеченность каждого.
При использовании данной технологии создание проблемной ситуации
является важным моментом, так как цель её
заключается в осознании и
разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим
направляющим руководством учителя, а так же в овладении знаниями и общими
принципами решения проблемных задач.
Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая
степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик: сам
формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает,
самоконтролирует правильность этого решения.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми
данными, с заведомо допущенными ошибками;
поиск истины (способа, приема, правила решения);
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
противоречия практической деятельности.
Пути, которыми можно привести учеников к проблемной ситуации:
побуждающий диалог – обнаружение проблемы, вопроса, трудности, т.е. он
помогает формулировать учебную задачу;
подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов –
“поводящих к новому знанию, способу действия;
применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение
интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация
непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение
смысла, значимости проблемы для учащихся.
Рассмотрим введения новых понятий и способов посредством создания
проблемных ситуаций.процесс обучения формулировке, обоснованию и
доказательству гипотез на уроке «Решение систем линейных уравнений» в 7
классе.
Погружение в проблемную ситуацию.
Круг вопросов на повторение ранее изученного материала: (учащиеся сами
определили круг вопросов, задавали друг другу)
1. Что называется уравнением? (Уравнение – это равенство, содержащее
линейное уравнение с 1 переменной.
одну или несколько переменных)
2. Что называется линейным уравнением с 2 переменными? (
)
3. Приведите примеры линейных уравнений с 2 переменными.
4. Что является решение линейного уравнения с 2 переменными?
5. Какие свойства уравнений вы знаете?
Свойства уравнений:
если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив
его знак, то получится уравнение, равносильное данному;
если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же
отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному. Создание проблемной ситуации.
Разность двух чисел равна 4, а их сумма равна 0.Найдите эти числа.
х + у = 0
х – у = 4
Чем отличаются условия 1 и 2 задачи?
Мы получили с вами 2 уравнения, они объединены одним условием. В алгебре
говорят, что получили систему уравнений.
Системой уравнений называется некоторое количество уравнений,
объединенных фигурной скобкой. Фигурная скобка означает, что все
уравнения должны выполняться одновременно.
Работа по обоснованию версий в группах.
Целевая установка: «предложить способы решения данной системы»
Задание группам:
1. Решите своим методом следующую систему уравнений.
2. Попробуйте обосновать свой вариант решения и сформулировать правило
(алгоритм) решения системы.
3. Как узнать правильность предложенной вами гипотезы. (Как проверить,
правильно ли решена система?)
4. Что является решение системы линейных уравнений с 2 переменными?
5. Предложите название своего метода решения системы.
Представление результатов работы групп.(представители каждой
команды выходят к доске и предлагают свои варианты решения системы)
Вывод: 1.Решением системы уравнений с двумя переменными называется
пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное
равенство; 2. Способы в математике имеют свои названия: графический,
сложения, подстановка.
Ф.И
Подведение итогов работы в группе(оценивание работы в группе).
Балл
2
2
1
1
1
2
2
1
1. Высказал(а) идею, версию
2. Сформулировал(а) гипотезу
3. Уточнил(а) гипотезу
4. Задавал(а) вопросы
5. Отвечал(а) на вопросы
6. Составлял(а) алгоритм
7. Представлял(а) группу
8. Оформлял(а)
Итого/ Оценка
Оценка за количество баллов: от 12 до 9 – «5»
от 6 до 8 – «4»
от 2 до 5 – «3»
от 0 до 1 – «2»
В итоге мы видим, что урок был простроен так, что ученик
самостоятельно усваивает новое понятие, название которого учитель вводит
после усвоения его сущности. При разрешении проблемной ситуации учащиеся
проходят все основные этапы этого процесса: анализ, выдвижение версий и их обсуждение, решение проблемы с использованием версий, проверка
правильности решения проблемы. В результате, у школьников появляются такие
важные умения, как: видеть проблему и осознавать ее, сформулировать и
переформулировать проблему, выдвигать гипотезы, обосновывать и доказывать
выдвинутые гипотезы, применять на практике найденный способ решения
учебной проблемы.
В заключение можно сказать, что метод проблемного обучения является
одним из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует
активизации познавательной деятельности учеников, их учебным работам
придает творческий характер. Создавая благоприятные условия для
индивидуального развития учеников, развивая их мышление.
Статья "ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Статья "ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Статья "ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Статья "ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Статья "ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.