Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"
Оценка 4.8

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
22.01.2018
Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"
Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Анализируя ситуацию по нашему общеобразовательному учебному заведению, МОБУ СОШ № 1, можно утверждать: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно, нарушением речи, задержкой психического развития, нарушение зрения.
Проблемы социализации детей с ОВЗ.docx
Проблемы социализации детей с ОВЗ. Прокудина Лариса Анатольевна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз  Республики Башкортостан Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать себя. (Толстой Л.Н.)  Своё выступление я начну со словарного определения основных понятий. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ­ процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения  социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.  процесс формирования личности ­ развитие и самоизменение человека в процессе  освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах. Инвалид ­ лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций  организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,  приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его  социальной защиты (согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации" 1995 г.). ОВЗ “ ограничение возможности здоровья ” ­ человек неспособный выполнять  определенные обязанности или функции по причине особого физического или  психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или  хроническим, общим или частичным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему  составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую  значительное место в социально­демографической структуре общества. Особенность этой  группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные  права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на  гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации  этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей. Не секрет,  что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и  ″ ″ эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое  Я  среди  других людей. Анализируя ситуацию по нашему общеобразовательному учебному  заведению, МОБУ СОШ № 1 можно утверждать: с каждым годом резко увеличивается  количество детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно, нарушением речи,  задержкой психического развития, нарушение зрения. Именно поэтому педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ может обеспечить оптимальное развитие, успешную  интеграцию его в социум. Т.е. то, что мы называем социализацией, включающей в  себя комплекс разнообразных методов, о которых мы и поговорим сегодня. При первичной социализация главную роль играет семья, откуда ребёнок и черпает  представления об обществе, о его ценностях и нормах. Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится действовать в  соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приобщаясь уже не к малой  группе, а к средней. Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её  социального потенциала. Дети в процессе социализации проходят следующие стадии: 1)имитация ­ в процессе которой копируют поведение взрослых; 2) игра – в процессе которой исполняют простейшие роли со значением; 3) групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение. Т.о. образовательное пространство при социализации составляют: дети родители педагоги специалисты (мед. работник, психолог, логопед, дефектолог, работник доп.  образования) Если не будет тесного взаимодействия всех участников, положительных результатов  не будет! Бесспорно, положительным является тот факт, что в России создается и функционирует  сеть реабилитационных учреждений для детей с ОВЗ, школ­интернатов,  специализированных коррекционных школ, центров социальной помощи, спортивно­ адаптивных школ и т.д., что вносит свой посильный вклад в решение основной проблемы  социализации  ­ преодоление отклонений от нормального  становления личности, через  реализацию основных задач, тесно взаимосвязанных меж собой: пробуждение социальной активности; воспитание чувства собственного достоинства; максимальная индивидуализации обучения; формирование стремления к самоопределению; формирование способности к выбору жизненной позиции; формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных  на улучшение жизни общества; формирование навыков правильного поведения; трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда; развитие творческих способностей. Решение этих задач ­ не просто сложный процесс и вот почему.              С одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок смог жить в этом  обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают  разнообразные стихийные процессы, происходящие в окружающей жизни. С третьей стороны, к сожалению, на сегодняшний день в России не  разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения  основных потребностей, реализацию интересов. Несмотря на ряд существующих  нормативно­законодательных актов федерального и регионального уровней  (Президентской Программой "Дети России", в части целевой программы "Дети­инвалиды",  федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О  социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"), общество не  выработало специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность  органов государственной власти и управления, должностных лиц, учреждений и  организаций за реализацию прав детей с ОВЗ на охрану здоровья, социальную  реабилитацию и независимое существование. С вышеперечисленными задачами  социализации связаны три главные проблемы в обучении и воспитании ребенка:    развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку. Отсюда возникает вопрос «С чего начать?». Одна из главных  задач, стоящих  перед нашим  учреждением ­ создание учебно­воспитательного пространства   для реализации права  детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и творческое развитие,  следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное  общество. Вся работа начинается с проведения социально­психологического мониторинга, в основе  которого: 1. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей,  ближайшим окружением. 2. Взаимопомощь – приобщение к работе добровольных помощников из числа самих  обучающихся и добровольная взаимная поддержка.  Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и  высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и  проявление способностей и талантов. Внеурочная деятельность и ДО ­ вот один из ключей к успеху, где у детей формируется  позитивная Я­концепция. Это вооружает детей способностью не только чувствовать  гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в  отношениях с людьми, с окружающим миром.  Знания и умения,   учащиеся реализуют на  конкурсах детского творчества районного, республиканского уровня. Занятия в кружках  способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, познанию  их собственного “Я”, дают  им возможность реализовать свои способности и таланты,  позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди  сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации. Творческие  способности ребенка подчас трудно разглядеть невооруженным глазом.  Наш  педагогический коллектив работает над выявлением и развитием творческих способностей  каждого воспитанника  уже с первых дней его появления в школе. На занятиях  используется технологии продуктивного и личностно­ориентированного обучения.  Групповые и парные формы работы, применяемые на занятиях,  развивают  коммуникативные навыки, культуру общения воспитанников, что, несомненно,  способствует личностному росту и развитию ­ неотъемлемых составляющих социальной  адаптации детей. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня  активности, а у детей с ОВЗ собственная активность снижена. Им необходимы танцы,  зарядка, разнообразные виды физических нагрузок, поднимающие общий уровень  активности, ребенка, положительно влияющие на тонус организма, стимулируют  творческую активность. Спортивно­оздоровительная работа в нашей школе включает в  себя проведение недель здоровья, ежедневные спортивные часы, спортивные мероприятия,  направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Они важны в  социализации детей с ОВЗ. Особое место в нашей школе отводится коррекционно­развивающей работе. С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно­исполнительского и  творческого характера), игры­драматизации, сюжетно­ролевые игры, рассказы, беседы,  игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики,  речи и др. Широко используется игровая терапия, которая выполняет три функции:  диагностическую, терапевтическую и обучающую. Терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных  отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. В играх  подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для  него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с  окружающими детьми и взрослыми. Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволяет решить  многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения,  стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. ► (Например игра  «Ласковые имена» доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг.  Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например:  Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён. . Игра коллективная, воспитывающая  Конечный результат деятельности ­ всесторонний анализ  результатов проведенной  коррекции по основам социализации и межличностных отношений + разработка  рекомендаций по дальнейшему обучению, воспитанию и социально­психологической  адаптации. Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой ­  это профориентационная  работа и  трудоустройство выпускников. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в  социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя ­ работать в содружестве  с  общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии. Мы стремимся преодолеть традиционную точку зрения на приобретение  профессии детьми – инвалидами (их в нашей школе 16). Почему только слесарь, столяр,  швея? А современные престижные профессии, в которых нуждается регион: ИКТ,  маркетинг через интернет? Благодаря целенаправленной профориентационной работе  школы, к концу 9 класса дети самоопределяются в выборе профессий. Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный  климат в учебно­воспитательном процессе.  Уроки должны проводятся методически  грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, игровой  деятельности, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости.  Главное ­ радоваться успеху вместе с ребенком. Это мощнейший стимул для его  жизненного успеха. Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со  стороны окружающих. Необходимо признание роли семьи. Что получает ребёнок в семье?      Социальные нормы. Стиль жизни. Знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Познает, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность. Семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и  продолжением образования родителей. Поскольку мы заговорили о значимости семьи в процессе социализации, остановимся на  формах работы с родителями, включающими как коллективные, так и индивидуальные  мероприятия. I. Коллективные формы взаимодействия с родителями (таблица). Это то, что  рекомендуют нам все методические пособия. Но не секрет, что пункты 1, 2, 5 – наиболее  распространены, а вот п. 3, 4 нам покат внедрить не удалось. 1. 2. 3. 4. Общие родительские собрания. Задачи: решение организационных  вопросов;информирование родителей по вопросам взаимодействия школы с другими  организациями и социальными службами. Групповые родительские собрания. Задачи: обсуждение с родителями задач,  содержания и формы работы; сообщения о формах и содержании работы с детьми в семье;  решение текущих организационных вопросов. Родитель­консультант. Задачи: участие родителей в образовательно ­  воспитательном процессе. Семейный клуб. ­ Формы проведения: тематические доклады; плановые консультации; семинары; тренинги;  круглые столы; конференции. ­ Задачи: знакомство и обучение родителей приемам оказания психолого – педагогической  помощи детям, друг – другу. 5. II. Проведение детских праздников.(1­4кл). Задачи: поддержание благоприятного  психологического микроклимата в коллективе, привлечение в этот процесс семьи. Индивидуальные формы работы с семьей. Могу сказать, что эти формы  взаимодействия с родительской общественностью мы используем чаще всего и  небезуспешно. 1. 2. 3. 4. Анкетирование и опросы. Задачи: сбор необходимой информации о ребенке и семье; изучение мнения родителями работы специалистов и учителей, всего коллектива. Беседы и консультации специалистов. Задачи: оказание индивидуальной помощи  родителям по вопросам воспитания; оказание индивидуальной методической помощи  родителям. Школа родителя. Задачи: оперативное регулирование администрации на различные  ситуации и предложения. Консультации медицинского работника. Задачи: контроль за здоровьем детей с ОВЗ. Вы обратили внимание на то, что я часто употребляю понятия социализации и  реабилитации. Это не случайно и не является ошибкой, т.к. под реабилитацией в широком  смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению  людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных  случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в  полной мере проявлять свои способности. Значит, оба понятия тесно взаимосвязаны. В заключении хочу отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую  зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала  в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут  сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит,  мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и  нестабильном мире. У нас задачи с вами очень сложные.  Пусть на дворе и 21­й век,  Но в век больших технических возможностей  На первом месте все же человек.  В любых делах, проблемах, начинаниях  Роль первая ему отведена.  А, между тем, и помощь, и внимание,  И добрая поддержка всем нужна. На том стоит вся сфера социальная,  Чтоб вовремя помочь и подсказать, Кого­то поддержать материально,  Кому­то слово доброе сказать.

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"

Статья "Проблемы социализации детей с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018