Статья Проектная деятельность в начальной школе.
Оценка 4.9

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Оценка 4.9
Лекции
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.04.2018
Статья Проектная деятельность в начальной школе.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?статья
Проектная деятельность для статьи.doc
Учитель начальных классов МБОУ гимназии№18 Города Краснодара Смаль Виктория Юрьевна Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС            Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом   участвуют в различных   исследовательских делах.   Успех исследования   во   многом   зависит   от   его   организации.     Организуя     учебно­ исследовательскую деятельность   младших школьников,   необходимо следовать методологии.    Поставленная   проблема     и    обозначенная   тема    должны    быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно   и быть обеспечена   необходимым   оборудованием,   средствами и материалами.   В   начальной   школе   действенным     средством     сохранения   интереса     к исследованиям  становится творческое проектирование.  Что же такое  проект  и исследование?  В чем их сходство и различие?    ­   Проектный метод  обучения предполагает процесс разработки и создания проекта,   прототипа,   прообраза,   предполагаемого   или   возможного   объекта   или состояния.   Исследовательский   метод   обучения   предполагает   организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие   исследования   от проекта  состоит в том, что исследование  не предполагает создания какого­либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,     процесс   поиска   неизвестного,   новых   знаний,   один   из   видов познавательной   деятельности.   Таким     образом,   как   отмечает     А.И.   Савенков, «проектирование   и   исследование     ­     изначально     принципиально   разные     по направленности,   смыслу   и   содержанию   виды   деятельности.   Исследование     ­ бескорыстный  поиск истины, а проектирование – решение  определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи,   способы,   формы   деятельности.     Оба   метода   ориентированы   на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких  недель, месяцев).    Проект ­   более   широкое   понятие   ­   это   совокупность   определенных действий,   документов,     предварительных   текстов,     замысел   для   создания реального объекта, предмета,   создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.  В основе  метода проектов лежит развитие познавательных   творческих   навыков     учащихся,   умения   самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом,  исследование  ­ это в   большей степени   научная   деятельность,   а   проект   ­   это   в большей степени     творческая   деятельность.   Причем,   проект     может   быть   формой оформления результатов  исследования.   В  основе  и  метода  проектов, и  метода  исследований  лежат:  развитие  познавательных  умений и навыков учащихся  умение  ориентироваться в  информационном  пространстве  умение самостоятельно конструировать свои знания  умение интегрировать знания из различных областей наук  умение критически мыслить.       Проектная   технология   и   технология   исследовательской   деятельности предполагают:  наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска  ее решения  практическую,   теоретическую,   познавательную   значимость   предполагаемых результатов  самостоятельную деятельность ученика  структурирование   содержательной   части   проекта   с   указанием   поэтапных результатов  использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор   информации,   презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.   оформление   конечных   результатов,      Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.         В   основе   метода   лежит   развитие   познавательных   интересов,     умений     и   ориентироваться   в самостоятельно   конструировать   свои   знания   информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных  с темой   проекта,   развивать   критическое   мышление.     Этот   метод   всегда ориентирован   на   самостоятельную   деятельность     учащихся,     индивидуальную, парную или групповую,  которую учащиеся выполняют  в течение определенного отрезка времени.  В соответствии с доминирующим методом,  лежащим в основе выполнения   проекта,     различают:   исследовательские     проекты,   творческие, приключенческо­игровые, информационные, практикоориентированные  проекты. Рассмотрим  особенности каждого из них. Исследовательские  проекты  имеют   четкую     продуманную   структуру, которая практически совпадает со структурой  реального научного исследования: актуальность темы;  проблема, предмет и объект исследования;  цель, гипотеза  и и   дневники   наблюдения   Это   может   быть     стенная     газета,   участниками, вытекающие из них задачи исследования;   методы исследования:   наблюдение, опыты,     эксперименты;     обсуждение   результатов,     выводы   и   рекомендации. Исследовательские   проекты     ­     одна   из   наиболее     распространенных   форм данного вида деятельности. Это  практические  и  лабораторные работы, доклады, выступления, т.д.                  Творческие   проекты  не   имеют   детально   проработанной   структуры совместной   деятельности     учащихся     ­     она   только   намечается     и     далее развивается   в соответствии   с   требованиями   к   форме   и   жанру конечного результата.     сценарий   праздника, театрализации, видеофильм,  плакат,  школьный журнал  интересных дел  и  т.д. Творческий   проект   предполагает   максимально   свободный   авторский   подход   в решении проблемы.              Приключенческо­игровые проекты   требуют большой подготовительной работы.  Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.         Ролево­игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых   остается   открытым   до   самого   конца.   Участники   принимают   на   себя определенные   роли,   обусловленные   характером   и   содержанием   проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные   герои,   имитирующие   социальные   или   деловые   отношения   с придуманными ситуациями.             Информационные проекты  направлены на сбор информации  о  каком­ либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее   анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их частью.                Практикоориентированные  проекты   отличает   четко обозначенный   с самого   начала     характер     результата   деятельности     его   участников.     Этот результат     обязательно   должен     быть   ориентирован   на   социальные   интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может   быть   представлена   в   виде   сценария,   определения   функций   каждого ученика   и   участия   каждого   из   них   в   оформлении   конечного   результата. Целесообразно     позволяющие координировать  совместную деятельность участников.          Методы   исследования   и   проектов   предоставляют ребенку   уникальную возможность  реализовать свои фантазии  и  соединить их с мечтой о взрослости. Идет   реальная     игра,   в   которой   главным   условием     является   необходимость перевоплощения  во  взрослого  человека  для  реализации  детских задумок  (как взрослый,     ребенок     планирует   работу,   выполняет     ее,     доказывает     ее правильность  и  нужность,  но в основе  лежит детская тема).  Педагог выступает в  роли  скрытого или явного координатора  деятельности ребенка.                Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета,   выполняется   на   материале   конкретного   предмета. Разумеется,   работа   над   монопроектами   не   исключает   применение   знаний   из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в   проводить   поэтапные     обсуждения, органичной   т.е. классно­урочной русле   содержания   конкретной   предметной   области   или   области   деятельности человека. Интеграция ­ на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках системы.                 Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную   тематику   нескольких   предметов,   выполняется   в   основном   во внеурочное   время   под   руководством   нескольких   специалистов   в   различных областях   знаний.   Это   могут   быть   небольшие   проекты,   затрагивающие   две­три предметные   области,   а   могут   быть   достаточно   объемные,   продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта.   Интегрированный   проект   предоставляет   возможность   использования знаний   в   различных   сочетаниях,   стирает   границы   между   школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.      Работать над проектом   или   исследованием способны   дети   разного уровня подготовленности   или   развития     интеллекта.     Кому­то   по   силам   реализация индивидуального проекта, а кто­то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  ­  помочь  ребенку поверить в свои силы.  И эта задача падает на плечи взрослых.      Использование  методов исследования и проектирования предполагает отход от   авторитарного   стиля   обучения,   но   вместе   с   тем   предусматривает   хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.           Работа   над   проектами   и   детскими   исследованиями   достаточно   сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.           Исследовательская   деятельность   изначально   должна   быть   свободной, практически   не   регламентированной     какими­либо   внешними   установками.    В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы. Подводя   итог,   отмечу,   что   в   условиях   перехода   на   Федеральные   поколения   организация государственные   стандарты   образования   второго   проектно­исследовательской   деятельности   школьников   обеспечивает формирование   универсальных   учебных   действий   школьника,   воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование,   духовно­нравственного   воспитание.   В   условиях   правильной организации   исследовательской   деятельности   дети   незаметно   для   себя овладевают   нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются   нравственные   чувства,   закрепляются   определённые   формы поведения,   т.е.   формируются   так   называемые   “нравственные   привычки”. Трудолюбие,   ответственность,   самостоятельность,   предприимчивость   –  такими качествами   личности   овладевают   учащиеся   в   результате   приобщения   их   к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые   имеют   возможность   развить   лидерские   качества.   Участие   в исследовательской   деятельности   повышает   уверенность   в   себе,   что   позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за   работой   мысли   ребят,  иногда   направлять   их   по   пути  познания,  а  иногда   и просто   не   мешать   суметь   вовремя   отойти   в   сторону   дать   детям   насладиться радостью своего открытия.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.

Статья Проектная деятельность в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018