Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"
Оценка 5

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
психологическая работа +1
10 кл—11 кл
06.02.2019
Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"
Статья посвящена профилактике вредных привычек у старших школьников. Описаны причины, по которым у старших подростков формируются данные привычки, а также представлены результаты исследования наличия самых распространенных вредных привычек. Исследовалась так же и вовлеченность детей в спорт. Описана роль комплексного подхода в решения данной проблемы.
Butareva_statya.docx
УДК 61 ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ШКОЛЬНИКОВ 10­11 КЛАССОВ Бутарева Татьяна Сергеевна Студентка группы 2851д ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» Аннотация:  В   статье   освещены   причины   появления   у   старших   подростков вредных   привычек.   Представлены   результаты   исследования   наличия   самых распространенных вредных привычек и вовлеченность детей в спорт. Показана роль комплексного решения данной проблемы.  Ключевые   слова:  вредные   привычки,   старшие   подростки,   комплексная профилактика, причины употребления алкоголя, исследование наличия вредных привычек. Проблема,   которой   посвящена   данная   статья,   особенно   остро   стоит   в нашем мире, вследствие того,  что вредные привычки  приобретают  всё более разнообразные   формы,   а   также   растут   в   массовых   масштабах   у   старших школьников.   Последние   исследования   утверждают,   что   курить     и   выпивать начинают уже в 10­12­летнем возрасте, а первый опыт «пробы» сигарет и пива еще раньше – до семи лет. По данным социологического исследования на 2016 года среди россиян, курящих парней (15­19 лет)   – 40%,   девушек   – 7%.   К 20­29 годам процент курящих   девушек   увеличивается   в 2­3   раза.   [2]   Проблема   курения   в   России встает крайне остро в последнее время, вследствие можно говорить о том, что в ближайшие годы продолжительность жизни будет стремительно сокращаться. А раз будет сокращение числа здоровой молодежи, то и рождаемость тоже будет весьма сильно снижаться. К вредным привычкам относятся: алкоголь, табакокурение, наркотики, токсикомания, проституция, суицидальное поведение, обжорство, сексуальные отклонения,   компьютерная   зависимость   и   др.   Алкоголь,   табакокурение   и наркомания   –   самые   распространенные   формы   вредных   привычек.   Число старших школьников, знающих всю опасность и последствия употребления этих веществ, и осознанно употребляющих стремительно растет. [1] Говоря о причинах употребления школьниками  алкоголя, наркотиков  и табака  необходимо отметить  влияние  общества  и  окружающих  людей, в том числе и взрослых. Дети, наблюдая постоянно за тем, как другие употребляют эти   вещества,   изъявляют   желание   попробовать   тоже,   но   зачастую   это превращается уже в привычку. Еще одной немало важной причиной является тот факт, что для них это является символом «взрослости» и «самостоятельности». Для   некоторых   школьников,   которые   склонны   к   подчинению   внешним обстоятельствам   и   к   подражанию   авторитетным   сверстникам,   курение   или распитие алкогольных напитков является методом прохода в понравившуюся компанию или способом снятия напряжения, скованности при общении. А также они могут делать это из любопытства, от скуки, за компанию или даже чтобы похудеть.  Курение   никак   не   сказывается   на популярности   человека   в   обществе, оно влияет   на   другие   аспекты   жизни,   но   большинство     подростков   имеют противоположное мнение. Тысячи успешных бизнесменов, банкиров, актеров и певцов   курят,   выставляя   эту привычку   напоказ.   Более   того,   на   экранах телевизора очень красочно обрисовали привлекательность людей с сигаретой в зубах   и   бокалом   шампанского   или   виски.   Это стало   своеобразной   модой. Именно эта популярность  и привлекает к этим занятиям миллионы людей, а в том числе и подростков.  Для изучения проблемы наличия вредных привычек и их особенностей у старших школьников нами был проведен анонимный опросник. Он состоял из 4 блоков и включал в себя помимо вопросов о вредных привычках задания о том, занимаются   испытуемые   спортом   или   нет   и   насколько   профессионально.     В исследовании приняли участие 50 учеников 10­11 классов в возрасте от 15 до 18 лет, 30 парней и 20 девушек. Все количественные результаты, полученные в ходе исследования приведены в таблице 1. Таблица 1 Распределение школьников по наличию вредных привычек Употребляют/занимаютс Вредная привычка/спорт Девушк Курение Алкоголь Наркотик Спорт и и ­во 0 8 3 К 1 1 2 1 0 0 0 5 я % 5 9 1 6 ­во 6 3 7 Парни К 1 2 5 2 3 7 7 0 и % ­во 5 7 1 9 0 8 Не употребляют/не занимаются Девушк Парни К 1 2 1 7 0 0 0 5 % ­во 5 1 9 3 4 5 К 1 7 2 5 7 3 3 7 % 4 2 8 1 В ходе эксперимента было выявлено, что 52 % испытуемых 10 девушек и 16 парней курят ежедневно около 10 сигарет, причем женский и мужской пол в одинаковом объеме. Среди них есть заядлые курильщики, которые курят уже 5 лет, а есть те, кто начал около года назад. Следует отметить так же, что курить они   начали   по   примеру   друзей,  ради   интереса   попробовать   и   просто  «убить время». 24 ребенка не курят совсем, из них 10 девушек и 14 парней. Стоит отметить   так   же,     что   девушки   практически   не   уступают   парням   в   этом пагубном деле, что является очень плохой тенденцией.  Мы выявили, что 82 % испытуемых школьников употребляют алкоголь, 18 девушек и 23 парня соответственно. Из них 40 % может отказаться от принятия алкоголя, а остальным сделать это сложно. Нами так же было выявлено, что эти подростки выпивают около 6­7 раз в месяц. Только 2 девушки и 7 парней не употребляют алкоголь или делают это очень редко. Цифры пугающие! Из   50   испытуемых   только   14%   пробовали   или   употребляют   легкие наркотики. Этот факт, безусловно, обнадеживает, по сравнению с курением и алкоголем. Парадоксальный вывод удалось сделать нам в ходе проведения опросника: курение,   алкоголь   и   наркотики   не   мешают   старшим   школьникам   заниматься спортом, при чем, достаточно профессионально. 80% опрошенных школьников совмещают занятия спортом с вредными привычками. Многие из опрошенных ребят   занимаются   не   одним   видом   спорта,   имеют   достаточно   высокие достижения в отдельных видах.  Безусловно,   спорт   и   физические   упражнения   являются   хорошей профилактикой   вредных   привычек.   Но,   большинство   старшеклассников занимаются   спортом,   чтобы   иметь   подтянутое     спортивное   тело,   хорошую физическую   форму,   выглядеть   привлекательнее   для   девушек,   а   курение (алкоголь или легкие наркотики) никоим образом не мешает. То же справедливо и для девушек. [3] Цены   на   алкогольную   и   табачную   продукцию   достаточно   низкие,   что определяет их доступность по сравнению с платными кружками, которые могут быть интересны детям, но недоступны в силу неблагополучного материального положения их семьи. Таким   образом,   все   выше   перечисленные   причины,   а   также осведомленность и осознанность действий старших школьников говорит о том, что одной информированности детей в школе для профилактики недостаточно.  «Здоровый образ жизни» включает в себя все сферы жизнедеятельности личности,   коллектива,   социальной   группы,   а   наиболее   актуальной   и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Именно она   выполняет   в   обществе   функцию   развития   физических,   эстетических   и нравственных   качеств   человеческой   личности,   занимается   организацией общественно­полезной   деятельности,   досуга   населения,   профилактикой заболеваний, воспитанием подрастающего поколения. Профилактика   вредных   привычек   у   школьников   10­11   классов преимущественно должна быть вторичной и третичной, а также направлена на оказание помощи тем, кто уже успел пристраститься или находится в группе риска, так как продолжительность употребления небольшая. Главная задача – сохранение здоровья, как психологического, так и физического. Заниматься профилактикой вредных привычек должна не только школа, но и государство. Эффективное решение данной проблемы   возможно только при совместных координированных  усилиях   различны специалистов: врачей, педагогов,   юристов,   социологов,   психологов,   а   также   всей   широкой   сети государственных   и   общественных   организаций.   Необходимо   введение профилактической   психолого­педагогической   работы   по   развитию   у   детей устойчивых внутриличностных установок и механизмов преодоления различных стрессовых   ситуаций,   кризисов   не   прибегая   к   употреблению   алкогольной продукции,   курению   и   т.д.   Важно   научить   ребят   говорить   «нет»,   когда   их пытаются   привлечь   к   плохих   привычкам   и   бороться   со   своими   проблемами более приемлемыми способами .   Поскольку   табакокурение   и   употребление   алкоголя   является   сложным поведенческим актом, в возникновении и развитии которого принимают участие, как   физиологические   факторы,   так   и   целый   комплекс   социальных   и психологических   условий,   необходима   разработка,   создание   и   внедрение профилактических программ.  Реализуя   профилактическую   программу   необходимо   использовать различные   варианты   и   формы   занятий   для   формирования   навыков   приятия решения самостоятельно, умения сопротивляться давлению со стороны группы сверстников, адекватных способов преодоления стресса и выхода из конфликта и других сложных ситуаций. Развитие мотивации к ведению здорового образа жизни. Из   выше   сказанного   можно   сделать   вывод   о   том,   что   для   успешной профилактики вредных привычек у старших школьников необходим комплекс различных мероприятий:  ­ ужесточение законов на продажу алкогольно­табачной продукции; ­   изменение   социального   отношения   к   курению,   распитию   алкогольных напитков и употреблению наркотиков; ­   привлечение   старших   школьников   к   постоянной   и   активной   позиции участия в культурной и спортивной жизни школы, района (города), края; ­   бесплатность   обучения   и   дополнительного   образования   (спортивных секций, различных кружков: художественных, танцевальных и т.д.); ­   компетентное   выполнение   своих   должностных   обязанностей социальными   педагогами   и   психологами   в   школах   в   сфере   диагностики, коррекции     и   информировании   подростков   по   вопросам   снятия   напряжения, стресса, выработки уверенности в себе и т.д. ­   правильная   организация   режима   дня,   даже   свободное   время   можно провести интересно и с пользой; ­   собственный   пример   родителей,   педагогов,   учителей   физической культуры и тренеров в том числе, а так же требовательность к поддержанию режима; ­   работа   с   родителями   (особенно   с   неблагополучными   семьями)   по предотвращению образования у их детей пагубных привычек. На   основании   вышесказанного   можно   сделать   вывод   о   том,   что   для первичной,   вторичной   и   третичной   профилактики   вредных   привычек   у школьников 10­11 классов необходимо комплексное взаимодействие различных специалистов.   К   этому   процессу   должны   быть   привлечены   родители,   а государство должно обеспечить грамотную правовую база, осуществление мер, направленных на снижение продажи и увеличение цены алкогольной и табачной продукции,   а   так   же   ужесточение   ответственности   за   сбыт   и   хранение наркотических   веществ.   Только   благодаря   слаженному   взаимодействию   всех этих служб будет видна тенденция к уменьшению числа подростков, склонных к появлению у них пагубных привычек, которые не могут не отразиться на их здоровье, как физическом, так и психическом.  Список использованной литературы: 1) Анисимова   Л.Н.   Профилактика   пьянства,   алкоголизма   и   наркомании среди молодежи. – М.: Юрид. Лит., 2008. – 176с. 2) Статистика [Электронный ресурс] // Не курим.ру : [сайт]. – Электрон. дан.   [2007­2017]. –  https://ne­ kurim.ru/articles/stat/podrostkovoe­kurenie/ , свободный. Загл. с экрана (дата доступа: Режим     –   обращения: 11.10.2017). 3) Андреева, Т. И. [Текст] / Т. Андреева, А. Довбах,  К. Красовский // «Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках». Журналист. ­ 2007.­ № 2. © Т. С. Бутарева, 2019

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"

Статья "Профилактика вредных привычек у старших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019