Статья "Профстандарты: ожидание и реальность. "Оценка качества дошкольного образования".
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
23.02.2018
В статье подробно рассказано о полноценной реализации проекта по внедрению профессиональных стандартов. Стоит также заметить, что планируемые стандарты будут касаться не только педагогов, но и других работников образовательной сферы, таких как: повара, охранники, медперсонал. Огромный пласт работы связан со стандартизацией работы этих профессий.
Профстандарты.docx
Профстандарты: ожидание и реальность.
"Оценка качества дошкольного образования".
Основной проблемой,
Сегодня преждевременно говорить о полноценной реализации проекта по
внедрению профессиональных стандартов, однако за последние годы
Министерством Труда было утверждено и подписано большое количество
нормативных документов, связанных со стандартизацией профессиональной
деятельности.
введению
профессиональных стандартов,
является несогласованность действий
Министерства Труда и Министерства Образования. Существенные различия в
требованиях, прописанных в ФГОС, и требованиях, предъявляемых
Росстандартом,
серьёзно замедляют введение общеобязательных
профессиональных стандартов в области образования.
Стоит также заметить, что планируемые стандарты будут касаться не только педагогов, но
и других работников образовательной сферы, таких как: повара, охранники, медперсонал.
Огромный пласт работы связан со стандартизацией работы этих профессий.
препятствующей
На сегодняшний день существует пять государственных профессиональных
стандартов в сфере образования, утверждённых приказом Министерства Труда.
Планируется создание и утверждение ещё трёх стандартов для таких
профессий, как: олигофренопедагогик, сурдопедагог, тифлопедагог. Большее
количество затруднений возникло при разработке стандартов для профессии
«учительлогопед», поскольку существует мнение, что для работы учителем
логопедом необходимо иметь базовое дефектологическое образование. Пока не
принято единого решения по этому вопросу, но работа над разработкой
профессиональных стандартов, в том числе и для учителялогопеда, все ещё
идёт.
Проектная деятельность по разработке профессиональных стандартов не
всегда доходит до этапа утверждения на государственном уровне. Например,
проект по созданию «Стандарта руководителя образовательной организации».
Пока неизвестно, будет ли принят этот стандарт изза разногласий по поводу
важных аспектов работы, однако уже сейчас с ним можно ознакомиться.
Стандарт «Руководитель образовательной организации» не является
педагогическим стандартом; его область применения – менеджмент и экономика.
Тем не менее, в обязанности такого руководителя несомненно будет входить
руководство педагогами, а значит, он также должен будет знать специфику
работы преподавателя.
Если проанализировать педагогические стандарты, выпущенные за
последние несколько лет, то можно обнаружить, что внесённых изменений
совсем немного, и то, только тех, которые касаются уровня образования. Это
связано с плохо налаженными каналами коммуникаций между педагогами и
Министерством Образования. Требования, предъявляемые педагогам не
соответствуют реальной действительности и с трудом меняются.
Например, должность «Инструкторметодист». На первый взгляд может
показаться, что данная профессия не связана с педагогической деятельностью, однако существует такая профессия, как «Инструктор по физической культуре».
Требования и должностные обязанности Инструктора по физической культуре
прописаны не в Стандарте «Педагог», а в Стандарте «Инструкторметодист»,
что делает непонятным кто есть «Инструктор по физической культуре», чем он
занимается и какое образование у него должно быть. Поэтому, чтобы создать
действительно работающие, качественные и подробные стандарты, необходимо
разобраться кто есть кто в системе образования, и в чем заключаются его
обязанности. А для этого необходима тесная связь Министерства Образования,
образовательных учреждений и самих педагогов.
Стоит обратить особое внимание на должность «Педагогпсихолог». Что
должен делать психолог? Какие у него обязанности? Стандарт существует
лишь для педагога дополнительного образования, функции которого
расплывчаты и не совсем понятны. Стандартизацией работы педагога
психолога не занимаются.
Схожая ситуация и с педагогоморганизатором, которого редко можно
встретить в обычном образовательном учреждении. Эта должность призвана
обеспечивать, например, праздники в детских садах, где обычно нанимаются
аниматоры, следить за расписанием детей, распределять их по группам. Наличие
профессионального стандарта не говорит, что эти должности обязательно
должны быть в каждом детском саду, однако контролирует качество работы,
выполняемой на этой должности, если таковая требуется в детском саду. В
зависимости от образовательной ситуации руководитель решает вводить или не
вводить эту должность.
Совсем недавно, в январе 2017 года, появился Стандарт «Специалист в
области воспитания». Этот стандарт прописан для воспитателей, работающих в
группах продлённого дня,
различных санаториях для
несовершеннолетних детей, где нет обучающей составляющей. То есть
воспитатели и будущее старшие воспитатели не стандарт для педагога.
больницах,
Помимо педагогических стандартов, существуют и не педагогические, общее
количество которых составляет около восьмисот. Например, Стандарт для
должности «Повар», включающий в себя обязанности ещё несколько должностей
схожего характера.
Для успешной стандартизации работы педагогов и воспитателей необходимо
подробнее изучить особенности применения профессиональных стандартов.
Вопервых, какие требования обязательны к исполнению, вовторых, какие
организации обязаны следовать прописанным стандартам, а какие могут
применять их по собственному усмотрению, втретьих, на каком этапе находится
проект по введению этих стандартов в России.
Однако, все не так просто. Если ранее срок введения профессиональных
стандартов заканчивался в январе 2019 года, то теперь в Постановлении
Правительства Российской Федерации заявлено, что переходный период
назначается до 1 января 2020 года.
Таким образом, образовательные
организации сами решают, когда начать практику введения профессиональных
стандартов. Такие расплывчатые сроки приводят к ухудшению, а иногда и
полному отсутствию результата от введённых изменений. В обязанности образовательных организаций также входит определение
необходимости профессиональной переподготовки сотрудников, повышения их
квалификации и получение ими дополнительного образования. Составление
плана работ по улучшению качества образования педагогов также лежит на
плечах руководителя организации, а его проверкой занимается внешний
эксперт.
Отдельно стоит обратить внимание на правила увольнения сотрудника.
Увольнение того или иного педагога должно быть прописано в общем
плане, ознакомить с которым необходимо весь педагогический состав.
Сотрудника обязательно нужно уведомлять за два месяца до завершения
его работы. Запрещается снимать педагога с должности в середине
учебного года, поскольку это будет считаться нарушением его прав.
Образовательные организации не имеют права увольнять сотрудника,
проходящего обучение или переподготовку. При не завершении
сотрудником переквалификации руководитель организации может его
уволить. Увольнение сотрудника без веских оснований недопустимо.
Существующие нормативные акты позволяют официально поменять
должность человека и предложить ему курсы повышения квалификации.
Причиной отказа педагогов от курсов переподготовки и повышения
квалификации чаще всего становится возраст. Установившееся в обществе
мнение о том, что возраст – помеха для обучения, ставит под угрозу появление
высококвалифицированных специалистов в области образования. Государство
всячески мотивирует «людей в возрасте» проходить программы обучения,
создавая льготные условия для пенсионеров, готовых продолжать свою
профессиональную деятельность в других направлениях.
На данный момент образовательные организации не имеют права принимать
людей на должность без педагогического образования. Возможна практика,
либо стажировка на должности младшего воспитателя.
Говоря об оценке квалификации сотрудника образовательного учреждения,
нудно отметить Федеральный Закон «О независимой оценке профессиональной
квалификации», действовавший до 31 декабря 2016 года.
С 1 января 2017 года вступил в действие Федеральный Закон «Независимая
оценка квалификации», в котором оговаривается что такое профессиональный
стандарт, даётся разъяснение по поводу того, что такое квалификация и
вводятся новые понятия сертификации. Аттестация сотрудников на
соответствие занимаемой ими должности, которая раньше проводилась на месте,
в организациях, теперь станет обязанностью других ведомств. Нынешняя
система оценки сотрудника, при которой педагог получает сертификат после
работы в организации на протяжении нескольких лет, не соответствует
международным стандартам.
Ведутся обсуждения о возращении старой системы, когда сотрудник получал
доплаты за стаж, а уровень среднего и высшего образования не уравнивался
квалификационной категорией.
Одной из самых сложных профессий с точки зрения оценки качества является
профессия «Педагог». Специально созданные органы разрабатывают систему оценки квалификации, которая будет включать в себя профессиональные
стандарты для большинства должностей в образовательных организациях,
например, таких, как: методист дополнительного образования, профессор
руководитель и так далее.
Начало применения этих стандартов запланировано на 2020 год, поскольку их
создание сопряжено с рядом проблем. Изменение списка должностей, а вместе с
тем и должностных обязанностей, требует иного уровня образования
сотрудников образовательных учреждений.
Опасность же заключается в том, что несоответствие уровня образования
сотрудников может повлечь за собой снижение заработной платы, как уже
произошло в нескольких школах и детских садах Москвы. Несмотря на то, что
каждый регион сам выбирает вектор развития, такая ситуация может произойти
в любой точке страны.
Такой ситуации руководитель сможет избежать при быстрой оценке
квалификации своих сотрудников. Своевременное прохождение обучающих
курсов может спасти любого педагога от снижения зарплаты или увольнения.
Статья "Профстандарты: ожидание и реальность. "Оценка качества дошкольного образования".
Статья "Профстандарты: ожидание и реальность. "Оценка качества дошкольного образования".
Статья "Профстандарты: ожидание и реальность. "Оценка качества дошкольного образования".
Статья "Профстандарты: ожидание и реальность. "Оценка качества дошкольного образования".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.