Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования
Оценка 5

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Оценка 5
Документация
docx
администрации
Взрослым
14.06.2017
Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования
В данном материале представлена программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования. Данная программа состоит из нескольких разделов. В первом разделе представлены цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Второй раздел содержит основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания. В третьем разделе раскрывается содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. В следующем разделе отражается совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. В последнем разделе представлены планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся.
Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.docx
Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования  1.1.Цель и задачи духовно­нравственного развития, воспитания и  социализации обучающихся Нормативно­правовой и документальной основой Программы духовно­ нравственного   развития   обучающихся   на   ступени   начального   общего образования   являются   Закон   «Об   образовании   в   Российской   федерации», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,   Концепция   духовно­нравственного   воспитания   российских школьников, Концепция УМК «Школа России» и опыт реализации Программа развития школы. Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   учащихся   являются первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы,   и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Характерными   причинами   сложной   ситуации   явились:   отсутствие   чётких положительных   жизненных   ориентиров   для   молодого   поколения,   спад культурно­досуговой   деятельности   с   детьми   и   молодежью;   отсутствие патриотического   воспитания   и   некоторые   другие.   На   фоне   пропаганды средствами   массовой   информации   жестокости   и   насилия,   рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления   детей   о   главных   человеческих   духовных   ценностях вытесняются   материальными,   и   соответственно   среди   желаний   детей преобладают   узколичные,   потребительские   по   характеру,   формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.  Поэтому  актуальность   проблемы  воспитания   младших   школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во­первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко   нравственных   людей,   обладающих   не   только   знаниями,   но   и прекрасными чертами личности.  Во­вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него   как   позитивного,   так   и   негативного   характера,   которые   ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.  В­третьих,   само   по   себе   образование   не   гарантирует   высокого   уровня духовно­нравственной   воспитанности,   ибо   воспитанность   ­   это   качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим   людям   на   основе   уважения   и   доброжелательности   к   каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».  В­четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они   не   только   информируют   младшего   школьника   о   нормах   поведения, утверждаемых   в   современном   обществе,   но   и   дают   представления   о последствиях   нарушения   норм   или   последствиях   данного   поступка   для окружающих людей.  Цель   программы:   создать   социально­педагогические   условия   для воспитания,   развития   и   становления   личности   младшего   школьника способного   сознательно   выстраивать   отношение   к   себе,   своей   семье, обществу,   государству,   Отечеству,   миру   в   целом   на   основе   принятых моральных норм и нравственных идеалов. Задачи: ­ Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно­нравственной компетенции — «становиться лучше». ­     Создание   общешкольной   атмосферы   любви,   взаимопонимания   и   взаимопомощи. ­       Развитие   активного   культурного   сознания   и   нравственного   поведения детей. ­ Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью. ­   Ориентирование   семьи   на   духовно­нравственное   воспитание   детей, укрепление авторитета семьи. Программа   реализуется   школой   в   постоянном   взаимодействии   и   тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с учреждениями культуры (библиотека им. Гайдара, музыкальная школа № 3, ДК «Современник», центр внешкольной работы) и спорта СДЮСШОР, бассейн «Три пещеры». Программа   духовно­нравственного   развития,   воспитания   обучающихся содержит шесть разделов. 1. Цель и задачи духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные   установки   духовно­нравственного   развития   и   воспитания российских школьников. 2. Основные направления духовно­нравственного развития учащихся младших классов. 3. Содержание духовно­нравственного развития учащихся начальной школы. 4.   Совместная   деятельность   школы,   семьи   и   общественности   по   духовно­ нравственному развитию учащихся. 5. Планируемые результаты духовно­нравственного развития учащихся 6.   Критерии   эффективности   воспитательной   деятельности   по   обеспечению воспитания и социализации обучающихся.  I.   Цель   и   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся Цель   и   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального   воспитательного   идеала.   На   его   основе   в   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован  «портрет   выпускника   начальной   школы»  и   сформулирована основная   цель   нравственного   развития   и   воспитания   личности   младшего школьника.  Целью  духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на ступени начального общего образования является социально­педагогическая поддержка   становления   личностных   характеристик   выпускника   начальной школы, а именно: ­   умеющий   учиться,   способный   организовать   свою   деятельность,   умеющий пользоваться информационными источниками; ­ владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;       ­обладающий   основами   коммуникативной   культурой   (умеет   слушать   и слышать собеседника, высказывать свое мнение); ­ любознательный, интересующийся, активно познающий мир; ­ любящий свою семью, свой край и свою Родину; ­ уважающий и принимающий ценности общества; ­   готовый   самостоятельно   действовать   и   отвечать   за   свои   поступки   перед семьей и школой;  ­ выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Общие задачи духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного   идеала,   приведенного   в   Концепции,   а   также   с   учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом: Область формирования Личностная культура Задачи духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 1)   формирование   способности   к   духовному   развитию,   реализации творческого   потенциала   в   учебно­игровой,   предметно­продуктивной, социально   ориентированной   деятельности   на   основе   нравственных установок   и   моральных   норм,   непрерывного   образования, самовоспитания   и   универсальной   духовно­нравственной   компетенции — «становиться лучше»;  2) укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;  3) формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —   способности   младшего   школьника   формулировать   собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;  4) формирование нравственного смысла учения;  5)   формирование   основ   морали   —   осознанной   обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление   у   обучающегося   позитивной   нравственной   самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;  6)   принятие   обучающимся   базовых   национальных   ценностей, национальных и этнических духовных традиций;  7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  8)   формирование   способности   открыто   выражать   и   отстаивать   свою нравственно   оправданную   позицию,   проявлять   критичность   к собственным намерениям, мыслям и поступкам;  9)   формирование   способности   к   самостоятельным   поступкам   и действиям,   совершаемым   на   основе   морального   выбора,   к   принятию ответственности за их результаты;  10)   развитие   трудолюбия,   способности   к   преодолению   трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.  1) формирование основ российской гражданской идентичности;  2)   пробуждение   веры   в   Россию,   свой   народ,   чувства   личной ответственности за Отечество;  3) воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;  4) формирование патриотизма и гражданской солидарности;  5)   развитие   навыков   организации   и   осуществления   сотрудничества   с педагогами,   сверстниками,   родителями,   старшими   детьми   в   решении общих проблем;  6) укрепление доверия к другим людям;  7)   развитие   доброжелательности   и   эмоциональной   отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;  8)   становление   гуманистических   и   демократических   ценностных ориентаций;  9)∙формирование   осознанного   и   уважительного   отношения   к Социальная культура Семейная культура традиционным   российским   религиям   и   религиозным   организациям,   к вере и религиозным убеждениям;  10)   формирование   толерантности   и   основ   культуры   межэтнического общения,   уважения   к   языку,   культурным,   религиозным   традициям, истории и образу жизни представителей народов России.  1) формирование отношения к семье как основе российского общества;  2)   формирование   у   обучающегося   уважительного   отношения   к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; 3)   формирование   представления   о   семейных   ценностях,   гендерных семейных ролях и уважения к ним;  4)   знакомство   обучающегося   с   культурно­историческими   и этническими традициями российской семьи.  Ценностные   установки   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся  Ценностные   установки   духовно­нравственного   развития   и   воспитания учащихся   начальной   школы   согласуются   с   традиционными   источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:  патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);  социальная   солидарность   (свобода   личная   и   национальная; доверие   к   людям,   институтам   государства   и   гражданского   общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);  гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);  семья   (любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);  труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);  наука   (познание,   истина,   научная   картина   мира,   экологическое сознание);  традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения   в   государственных   и   муниципальных   школах,   ценности традиционных   российских   религий   принимаются   школьниками   в   виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;  искусство   и   литература   (красота,   гармония,   духовный   мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);  Земля);  природа   (жизнь,   родная   земля,   заповедная   природа,   планета человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Процесс   превращения   базовых   ценностей   в   личностные   ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  II. Основные направления и ценностные основы духовно­нравственного развития и воспитания  Общие   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по  направлениям, каждое из которых,  будучи тесно  связанным  с  другими, раскрывает   одну   из   существенных   сторон   духовно­нравственного   развития личности гражданина России.  Каждое из направлений духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся   основано   на   определённой   системе   базовых   национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.  Организация   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:  № Направления 1. Воспитание   гражданственности, Любовь к России, своему народу, своему краю, Формируемые ценности патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания.   трудолюбия, Воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни.   Формирование ценностного отношения   к   семье,   здоровью   и здоровому образу жизни.   Воспитание к отношения окружающей среде   ценностного   природе,   совести милосердие;   свобода служение   Отечеству,   правовое   государство, гражданское   обществ;   закон   и   правопорядок, поликультурный   мир,   свобода   личная   и национальная,   доверие   к   людям,   институтам государства и гражданского общества. Нравственный   выбор;   жизнь   и   смысл   жизни; честь; справедливость; достоинство;     и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Уважение   к   труду;   творчество   и   созидание; стремление   к   познанию   и   истине; целеустремленность настойчивость, бережливость. Уважение   родителей;   забота   о   старших   и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально­психологическое. Родная   земля;   заповедная   природа;   планета Земля;   экологическое   сознание.  экологическая культура,   забота   об   окружающей   среде, домашних животных.     и   Культуротворческое эстетическое воспитание   и Красота;   гармония;  эстетическое   развитие, самовыражение   в   творчестве   и   искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности,   диалог   культур   и   цивилизаций, духовный мир человека; эстетическое развитие. 2. 3. 4. 5. 6. Все направления духовно­нравственного развития и воспитания важны, дополняют   друг   друга   и   обеспечивают   развитие   личности   на   основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. III. Содержание духовно­нравственного развития и воспитания учащихся Реализация программы  духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования  предполагает создание   социально   открытого   пространства,  когда   каждый   педагог, сотрудник   школы,   родители   разделяют   ключевые   смыслы   духовных   и нравственных   идеалов   и   ценностей,   положенных   в   основание   данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:   в содержании и построении уроков;   в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;  в   опыте   организации   индивидуальной,   групповой,   коллективной деятельности учащихся;  в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;  в личном примере ученикам.  Для   организации   такого   пространства   и   его   полноценного функционирования   требуются   согласованные   усилия  всех   социальных субъектов­участников   воспитания:   семьи,   общественных   организаций, включая   и   детско­юношеские   движения   и   организации,   учреждений дополнительного   образования,   культуры   и   спорта,   СМИ,   традиционных российских религиозных объединений. Организация   социально   открытого   пространства   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:     нравственного   примера   педагога   –   нравственность   учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности   и   жизни,   его   отношение   к   своему   педагогическому   труду,   к ученикам, коллегам;  социально­педагогического   партнерства   –   целесообразные партнерские   отношения   с   другими   субъектами   социализации:   семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями,   учреждениями   дополнительного   образования,   культуры   и спорта, СМИ;  индивидуально­личностного   развития   –   педагогическая поддержка   самоопределения   личности,   развития   ее   способностей,   таланта, передача   ей   системных   научных   знаний,   умений,   навыков   и   компетенций, необходимых для успешной социализации;  интегративности  программ духовно­нравственного воспитания – интеграция духовно­нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности   обучающихся: общественно полезную;  урочную,  внеурочную,   внешкольную   и  социальной востребованности воспитания – соединение духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   с   жизнью,   реальными   социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. В   основе   Программы   духовно­нравственного   развития   и   воспитания учащихся   начальной   школы   и   организуемого   в   соответствии   с   ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно­деятельностный, развивающий. Аксиологический подход.  Аксиологический  подход   является   определяющим   для   всего   уклада школьной   жизни.   Сам   этот   уклад   должен   быть   социальной,   культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.  Аксиологический   подход   в   воспитании   утверждает   человека   как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды. Системно­деятельностный подход. Этот   подход   является   определяющим   для   основной   образовательной программы начального общего образования.  Системно­деятельностный подход выступает методологической основой организации   уклада   школьной   жизни.   Также   он   позволяет   понять,   что представляют   собой   воспитание   и   социализация   в   структурно­ методологическом   плане.   Это   не   рядоположенный   вид   социально­   педагогически педагогической   деятельности. интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен   Это   метадеятельность, младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок,   моральных   норм.   Таким   образом,   достигается   согласование аксиологического   и   системно­деятельностного   подходов   к   организации пространства духовно­нравственного развития младшего школьника.  Развивающий подход.  Он   дает   принципиальное   понимание   системно­деятельностной многоукладной технологии духовно­нравственного развития обучающегося. Процесс   воспитания   и   социализации   технологически   начинается   с определенной   ценности   (знания   о   ценности)   и   в   ней   же   получает   свое относительное   завершение,   но   уже   как   в   реально   действующем   и смыслообразующем   мотиве   поведения   ребенка.  В   сознательном   принятии определенной   ценности,  в  движении   от   знания   к   личностной   нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности   должны   быть   понимаемы   (как   минимум   узнаваемы,   знаемы)   и принимаемы   (применимы   ребенком   как   минимум   в   одной   практической ситуации).  Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует   устойчивые   представления   ребёнка   о   справедливости, человечности,   нравственности,   об   отношениях   между   людьми.   Характер отношений   между   педагогом   и   детьми   во   многом   определяет   качество духовно­нравственного развития и воспитания последних. Родители   (законные   представители),   так   же   как   и   педагог,   подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно­нравственном развитии и воспитании личности. Необходимо   обеспечивать   наполнение   всего   уклада   жизни обучающегося   множеством   примеров   нравственного   поведения,   которые широко   представлены   в   отечественной   и   мировой   истории,   истории   и культуре традиционных религий, истории и духовно­нравственной культуре народов   Российской   Федерации,   литературе   и   различных   видах   искусства, сказках, легендах и мифах. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует   тем   образцам   циничного,   аморального,   откровенно   которые   в   большом   количестве   и разрушительного   поведения, привлекательной   форме   обрушивают   на   детское   сознание   компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   должны   преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться   в   посильное   решение   проблем   школьного   коллектива,   своей семьи,   города,   микрорайона,   находить   возможности   для   совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.   Основное содержание духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования   раскрывается посредством решения следующих воспитательных задач:  Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека:   Основное содержание Элементарные   представления   о политическом устройстве Российского   государства,   его институтах,   их   роли   в   жизни общества,   о   его   важнейших законах;   представления   о символах   государства   —   Флаге, Гербе   России,   о   флаге   и   гербе Свердловской   области   и   города Каменска­Уральского         к Элементарные   представления   об институтах гражданского общества,   о   возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления   о   правах   и обязанностях гражданина России; интерес общественным явлениям,   понимание   активной роли   человека   в   обществе; стремление активно участвовать в делах   класса,   школы,   семьи, своего города; Уважительное   отношение   к как русскому государственному, языку межнационального общения; языку         Формы организации занятий Изучение плакатов, картинок, в процессе бесед, чтения   книг,   изучения предметов, предусмотренных   учебным планом. осуществление проектной   деятельности: герб семьи, герб класса.   В   процессе   посильного участия   в   социальных проектах и мероприятиях.     о Виды деятельности Получение первоначальных представлений Конституции Российской   Федерации, ознакомление с государственной символикой   —   Гербом, Флагом   Российской Федерации,   гербом   и флагом   Свердловской области   и   города Каменска­Уральского Знакомство деятельностью общественных организаций патриотической гражданской направленности, детскими   школьными организациями октябрят и пионеров. и с     Получение первоначального   опыта межкультурной коммуникации   с   детьми и   — представителями разных России, народов с знакомство   особенностями их взрослыми           организации В процессе бесед, народных игр, и проведения   национально­ культурных   праздников. Активное в школьном проекте «Урал – многонациональный»   участие культур и  образа жизни. Начальные   представления   о народах   России,   об   их   общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; Знакомство с историей и культурой родного края, народным   творчеством, фольклором, особенностями   народов России.  быта     процессе В процессе бесед, сюжетно­   просмотра ролевых   игр,   творческих кинофильмов, конкурсов,   фестивалей, экскурсий, праздников,   изучения путешествий, вариативных учебных дисциплин. В     бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов,   путешествий по и памятным местам, сюжетно­ ролевых игр гражданского и историко – патриотического содержания, изучения основных   и   вариативных учебных дисциплин историческим             процессе В   бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, в подготовке   и   проведении мероприятий,   посвящённых государственным праздникам.   участия   Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы,   ознакомление   с   биографиями   выпускников, явивших  собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Участие  в  просмотре   учебных   фильмов,   отрывков  из художественных   фильмов;   проведении   бесед   о подвигах   Российской   армии,   защитниках   Отечества; подготовке и проведении игр военно­патриотического содержания,   конкурсов   и   спортивных   соревнований, сюжетно­ролевых   игр   на   местности,   встреч   с ветеранами ВОВ и труда, военнослужащими. В   процессе   бесед,   проведения   классных   часов,   в просмотре   учебных   фильмов,   отрывков   из         с Знакомство героическими истории страницами России, жизнью замечательных   людей, явивших примеры гражданского   служения, исполнения патриотического   долга, с обязанностями гражданина. Знакомство с важнейшими   событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.       Элементарные   представления   о национальных и важнейших   событиях   истории России и её народов; героях     Интерес   к   государственным праздникам   и   важнейшим событиям   в   жизни   России, субъекта Российской Федерации – Свердловская   область,   город Каменск­Уральский; Любовь к школе, своему городу, народу, России; Уважение к защитникам Родины; Умение   отвечать   за   свои поступки;   негативное   отношение к нарушениям порядка в классе, дома,  на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. художественных   фильмов.   Участие   в   конкурсах рисунков на правовую тематику. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: Основное содержание Формирование представлений   о   нормах морально­нравственного поведения.       в делах Участие благотворительности, милосердия,   в   оказании помощи   нуждающимся забота   о   животных, природе. Получение первоначальных представлений нравственных взаимоотношениях в семье.   Расширение   опыта позитивного взаимодействия в семье. о     Получение Виды деятельности ­первоначальные представления   о   базовых национальных   российских ценностях; ­различение   хороших   и плохих поступков; ­представления   о   правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в   населённом   пункте,   в общественных   местах,   на природе; ­бережное, гуманное отношение ко всему живому;     Формы организации Классный часы: «Мы теперь непросто   дети,   мы   теперь ученики»,   «Как   научиться разговаривать   с   людьми», «Что такое интонация»   Диспут «Что такое хорошо и что такое плохо?» Акция   «Помогите,   птицам» (строим   кормушки,   домики для   пернатых),   Акция «Неделя добра»     вместе   с Праздники родителями. Конкурс творческих работ: «История и   традиции   моего   города», «История   и   традиции   моей семьи». Классные часы: «Человек, на котором   держится   дом», «Мама – нет роднее слова», «Наши   папы   –   защитники Родины»     ­знание   правил   вежливого поведения,   культуры   речи, пользоваться ­умение «волшебными»   словами, быть   опрятным,   чистым, аккуратным; ­уважительное   отношение   к родителям, старшим, доброжелательное отношение   к   сверстникам   и младшим; ­стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;  ­умение признаться в плохом поступке   и   анализировать его; ­установление   дружеских Заочные   путешествия «Традиции   народов   России» Посещение   краеведческого музея,   храмов   и   молельных домов города.   первоначальных представлений о ценностях   отечественной культуры,   традиционных моральных нормах российских народов.     Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия   родителей   с деятельностью православных религиозных организаций.     взаимоотношений в коллективе,   основанных   на взаимопомощи   и   взаимной поддержке; представления о возможном негативном влиянии   на   морально­ психологическое состояние элементарные представления о религиозной картине мира, ­­роли традиционных религий развитии Российского   государства,   в истории   и   культуре   нашей страны;     в         Виды деятельности Узнают   о   профессиях   своих родителей (законных представителей)   и   прародителей, участвуют   в   организации   и проведении   презентаций   «Труд   проведения наших   родных». внеурочных мероприятий­ праздников   труда,   конкурсы, города   мастеров,   раскрывающих перед   детьми   широкий   спектр профессиональной   и   трудовой деятельности; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: Основное содержание Формы   организации занятий В   процессе   изучения учебных   дисциплин   и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся   получают первоначальные представления   о   роли знаний,   и значении   творчества   в жизни   человека   и общества   экскурсии   во время которых учащиеся  знакомятся  с различными   видами труда, различными профессиями   в   ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий; труда как человека Первоначальные представления о нравственных   основах учёбы,   ведущей   роли образования,   труда   и значении   творчества   в жизни     и общества;   уважение   к труду   и   творчеству старших   и   сверстников; ценностное   отношение   к учёбе виду творческой   деятельности; элементарные представления об основных   профессиях; элементарные представления   о   роли знаний,   науки, современного производства   в   жизни человека и общества; Первоначальные   навыки коллективной   работы,   в том числе при разработке Приобретают   опыт   уважительного и   творческого   отношения   к учебному   труду   (посредством Интеллектуальные игры и конкурсы. Проведение ­ и   реализации   учебных   и учебно     трудовых проектов; умение   проявлять дисциплинированность, и последовательность   настойчивость в   выполнении   учебных   и   трудовых учебно   заданий; умение соблюдать   порядок   на рабочем   месте;   бережное отношение   к   результатам своего   труда,   труда других к школьному   имуществу, учебникам, личным вещам; людей, ­           Отрицательное отношение к   лени   и   небрежности   в труде учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей и     предметных   недель,   с погружением в определенные предметы. Конкурсы: ­ На лучшую тетрадь, ­ На лучшего чтеца.  Конкурсы   по   трудовой тематике   на   лучшую поделку: из природного материала,   оригами, аппликация. Изготовление подарков.   Деятельность школьников на пришкольном участке в учебное и каникулярное время.         презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого   учебного   труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы   в   учебном   труде); получают   первоначальные   навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия   со   сверстниками, старшими   детьми,   взрослыми   в учебно   ­   трудовой   деятельности учатся   творчески   применять знания,   полученные   при   изучении учебных   предметов   на   практике приобретают   начальный   опыт участия   в   различных   видах общественно полезной деятельности   на   базе   школы   и взаимодействующих   организаций социума.   Приобретают   умения   и   навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками   своей   школы, знакомятся     биографиями выпускников, показавших достойные   примеры   высокого профессионализма,   творческого отношения к труду и жизни. с     Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: Основное содержание Ценностное   отношение к   своему   здоровью, здоровью   родителей, членов   своей   семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления единстве взаимовлиянии Виды деятельности   познаний   о Приобретение здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; участие   в   беседах   о   значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни,   спорта,   прогулок   на природе   для   укрепления   своего Формы организации занятий В   ходе   уроков   физической культуры   и   других   учебных дисциплин   (например,   в курсе   «Окружающий   мир» разделы:   и безопасность», «Как «Путешествия», устроен   мир»,   «Мы   и   наше «Наша здоровье», безопасность»), бесед,   «Здоровье о и школы, просмотра учебных фильмов, в   системе   внеклассных мероприятий,   в   спортивных секциях при подготовке   и   проведении игр, подвижных туристических походов, спортивных   соревнований. Через   здоровьесберегающие формы досуговой деятельности   игровых   и тренинговых   программ   в системе взаимодействия школы и местного социума. В ходе   бесед   с   педагогами, школьными   психологами, медицинскими   работниками, родителями.        видов человека: различных здоровья   физического, нравственного (душевного), социально­ психологического (здоровья   семьи   и школьного коллектива);понимание важности   физической культуры и спорта для здоровья   человека,   его образования,   труда   и творчества;   знание   и выполнение   санитарно­ гигиенических   правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам   на   природе, подвижным   играм, участию   в   спортивных соревнованиях; первоначальные представления оздоровительном влиянии   природы   на человека; первоначальные представления о возможном   негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы   на   здоровье человека. об             своего   здоровья; практическое освоение методов   и   форм   физической   здоровьесбережения, культуры, элементов простейших спортивной подготовки; составление здоровьесберегающего   режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в   помещениях,   соблюдение санитарно­гигиенических   норм труда   и   отдыха;   получение навыков   следить   за   чистотой   и опрятностью   своей   одежды,   за чистотой тела,   рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных   факторов   (солнца, чистого   воздуха,   чистой   воды), экологически грамотного питания; получение элементарных   представлений   о взаимосвязи,   взаимозависимости здоровья физического, нравственного   (душевного)   и социального­психологического (здоровья   семьи   и   школьного коллектива), получение знаний о возможном   негативном   влиянии компьютерных   игр,   телевидения, рекламы   на   здоровье   человека, отрицательное   отношение   к невыполнению   правил   личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.         Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание): Основное содержание Виды деятельности   Развитие   интереса   к природе,   природным Усвоение элементарных представлений   об   экокультурных   организации Формы занятий В   ходе   изучения   учебных дисциплин   «Окружающий явлениям   и   формам жизни, понимание активной роли   человека в природе. ценностях,   о   традициях   этического отношения   к   природе   в   культуре народов   России,   других   стран, нормах   экологической   этики,   об экологически грамотном взаимодействии человека с природой       мир»,   некоторых   тем «Литературное   чтение», «Обучение грамоте», курсов внеурочной деятельности экологической направленности:     бесед, просмотра учебных фильмов   «Мой   край», «Растения нашей местности», в организации проектной деятельности. В   ходе экскурсий, прогулок,   туристических походов и путешествий по родному краю.      Ценностное отношение к   природе   и   всем формам жизни. Элементарный   опыт природоохранительной деятельности. Бережное отношение к растениям и животным.              ­ опыта участия первоначального Получение   первоначального   опыта эмоционально     чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе  Получение в природоохранительной   деятельности   (на   пришкольном   участке, экологические   акции,   уборка   территории   школы,   высадка растений,   создание   цветочных   клумб,   очистка   пришкольной территорий от мусора и т. д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; Усвоение в семье позитивных образцов   взаимодействия   с природой   (при   поддержке родителей (законных представителей).  Расширение   опыта   общения   с природой,   заботы   о   животных   и растениях,   участие   вместе   с (законными родителями   представителями) в экологической деятельности     по месту жительства.        Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях   (эстетическое воспитание): Основное содержание Виды деятельности о Представления душевной и физической   красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства   прекрасного; умение видеть Получение элементарных представлений   об   эстетических идеалах художественных ценностях культуры России, культур народов   России;   ознакомление   с   эстетическими идеалами, художественной традициями; культуры   родного   края,   с Формы организации занятий В   ходе   изучения   учебных дисциплин   и   курсов внеурочной   деятельности, виртуальные   знакомства   с лучшими   произведениями искусства   в   музеях,   на выставках.   Классный   час «Художественные   ценности и детским красоту   природы, труда   и   творчества; интерес   к   чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам,   музыке; интерес   к   занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному   внешнему виду. Отрицательное отношение некрасивым поступкам неряшливости. к и       фольклором   художественными промыслами. и   народными России   и   малой   родины» Знакомство   с   понятием «Ландшафтный   дизайн»   на примере оформления двора у   дома,   школьного   двора. Представление   творческих работ по мотивам семейных экскурсий:   «Осень   –   очей очарованье»,   «В   царстве Морозко»,   «Природа просыпается».       ходе В изучения вариативных   дисциплин,   в системе экскурсионно­ краеведческой деятельности,   внеклассных мероприятий,   посещение театрализованных народных праздников   Экскурсия «Красота   родного   края» Конкурс   рисунков.   На классных часах, в беседах о прочитанных книгах, художественных   фильмах, телевизионных   передачах, компьютерных играх различать   добро   и   зло, отличать   красивое   от безобразного,   плохое   от хорошего, созидательное от разрушительного.           в   том, Обучение   видеть   прекрасное   в окружающем мире, природе родного края,   что   окружает обучающихся в пространстве школы и   дома,   сельском   ландшафте,   в природе в разное время суток и года, в   различную   погоду;   разучивание стихотворений, знакомство   с картинами,   участие   в   просмотре учебных   фильмов,   фрагментов художественных фильмов о природе; обучение   видеть   прекрасное   в поведении и труде людей, получение первоначального опыта самореализации   в   различных   видах творческой   деятельности,   умения выражать себя в доступных видах и формах художественного     участие   вместе   с творчества, родителями (законными представителями)   в   проведении семейного выставок художественного творчества, творческих   вечеров   получение элементарных   представлений   о стиле   одежды   как   способе выражения   внутреннего,   душевного состояния   человека;   участие   в художественном оформлении помещений. Виды   деятельности   и   формы   занятий   с   обучающимися   при получении начального общего образования 1 уровень –  (1 класс) Формы Беседы   Классные часы   Участие   в   подготовке   и проведении мероприятий, конкурсов     Спортивные соревнования,   сюжетно­ ролевые игры Проектная деятельность Беседы 2   уровень   ­ (2­3 классы)   Классные часы     такое   «Что   Мероприятия «Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе»,   доброта?», «Государственные   символы   России»,   цикл бесед   «Трудиться   ­   всегда   пригодиться», «Твое здоровье». «Установление   прав   и   обязанностей учеников   в   классе».   «Правила   этикета, знакомство».   «Хлеб   –   это   праздник   и будни».   «Улица   полна   неожиданностей». «Как   вести   себя   в   театре».   «Жадность   и жадины». «Чтобы праздник был в радость». «Книжкина неделя». «На что имеем право?» «Обман и его последствия». «Трудности в общении» Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Урал – многонациональный», «Благотворительный Рождественский концерт   с   подведением   итогов   конкурса «Ученик   года»,   «Новогодняя   сказка», Весенняя   Неделя   Добра,   Фестиваль   «Прощание   с патриотической   песни. Букварем», рисунков «Осторожно,   дети!»   «Зимняя   сказка», «Лучшая   открытка»   (к   23   февраля   и   8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я ­ спортивная семья», «Масленица», «А, ну­ка, мальчики», «Зарница», «А, ну­ка, девочки», «Правила безопасности»,  «Мой   любимый   город»,   «Я   и   мир   вокруг меня». «Здравствуй,   школа»,   «Все   мы­дружная семья»,   «Как   появилась   религия»,   «Что такое   ­Конституция?»,   цикл   бесед   «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»;   и   обязанности   младших «Права школьников»,   «Как   выполнять   домашнее задание»,   «Этот   самый   лучший   город   на земле»   (ПДД,   ПБ,   ТБ),   «Компьютер   конкурсы Участие   в   подготовке   и проведении мероприятий, конкурсов  Спортивные соревнования,   сюжетно­ ролевые игры помощник или враг «Страничка экономики «Что   такое   рынок?»,   «Какие   бывают вредные   привычки?»,   «Единый   День правовых   знаний   «Права   и   обязанности несовершеннолетних»,   «Великие   люди России.   Странички   истории   России»,   Об обидах и причинах обид.», «Доброе слово и кошке   приятно»,   «Профессии   моих родителей», «Армия – опора государства!», «Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах» (ПДД), «Человек в природе и его   «Наши   мамы», здоровье»   «Доброжелательное к одноклассникам. Гигиена питания. Вредные привычки.   Твой   вклад   в   доход   семьи.» Понятие о друге и товарище», « «Традиции моей   семьи»,   «Пожарные   спешат   на помощь», «Лекарства – это опасно», «Цветы солдату – победителю»,  отношение (ЗОЖ),       Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Благотворительный Рождественский   концерт   с   подведением итогов   конкурса   «Ученик   года», «Новогодняя   сказка»,   Весенняя   Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы   рисунков   «Осторожно,   дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля   и   8   марта»);   конкурс   чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я ­ спортивная «Масленица», «Зарница», «А, ну­ка, мальчики», «А, ну­ка, девочки»,   «Вместе   весело   шагать»,   «Мои друзья». семья»,     Учебно­ исследовательские  конференции Проектная деятельность Беседы «История   моей   семьи   в   истории   моей страны», «Мир моих увлечений». «Я ­ гражданин России», «Я и мир вокруг меня». «Я   и   другие   люди»,   «Что   значит,   быть нужным   людям»,     «Мир   человеческих 3 уровень –  (4 класс) Классные часы     «Для   чего   нужна   чувств»,     религия», «Путешествие   в   храм»,   «Россия­Родина моя!»,   «Государственное   устройство России», «Мир профессий». Умеем   ли   мы   общаться.   Красная   книга   – книга   памяти   Родины.   Быть   здоровым   – модно.   Права   и   обязанности   школьников. Основной закон страны. Мы труд воспеваем и славим работу. Заочное путешествие «Чем богат наш край», профессии в моей семье. Экскурсия в тайны письменности», «Такой незнакомый мир», «Экстремальные   ситуации   в   природной среде» знакомый     Участие   в   подготовке   и проведении мероприятий, конкурсов     Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Благотворительный Рождественский   концерт   с   подведением итогов   конкурса   «Ученик   года», «Новогодняя   сказка»,   Весенняя   Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы   рисунков   «Осторожно,   дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля   и   8   марта»);   конкурс   чтецов «Салют, Победа!». Спортивные соревнования, сюжетно­ролевые игры, учебно­ исследовательские конференции   «Зарница»,  Спортивные соревнования «Мама, папа, я ­ спортивная семья», «Масленица», мальчики», «А, ну­ка, девочки», «Друг познается в беде», «Этикет». «История   моей   семьи   в   истории   моей страны», «Мир моих увлечений».   ну­ка,   «А, Проектная  деятельность « Я ­ гражданин России», «Я и мир вокруг меня». Календарь традиционных школьных дел и праздников  (в   зависимости   от   этапа   реализации   программы   развития   воспитания календарь традиционных дел может меняться) Тема мероприятия сроки День Знаний  Спортивно­экологический праздник «Золотая осень» 1 сентября сентябрь сентябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь Ярмарка «Урал – многонациональный» Праздник посвящения в ученики Концерт к Дню учителя День народного единства Месячник профилактической работы День матери День Конституции России Рождественский концерт с подведением итогов конкурса  «Ученик года» Новогодние представления.  Научно­практическая конференция (школьный этап) Интеллектуальные игры «Зарница» Фестиваль школьных талантов «Школьные звезды»  Месячник военно­патриотической работы Масленица День защиты детей в ЧС День Победы Праздник «Последний звонок» День защиты детей День независимости России День скорби и памяти IV. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно­ нравственному развитию и воспитанию учащихся декабрь январь февраль февраль февраль февраль март апрель май май июнь июнь 22 июня Одной   из   педагогических   задач   разработки   и   реализации   данной программы   является   организация   эффективного   взаимодействия   школы   и семьи   в   целях   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   учащихся   в следующих направлениях: Повышение   педагогической   культуры   родителей   (законных представителей)   учащихся   путем   проведения   родительских   конференций   и тематических   расширенных   педагогических   советов,  организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов   школы   по   итогам   работы   за   год,  собрание­диспут,  родительский лекторий,  семейная гостиная,  встреча за круглым столом,  вечер вопросов и ответов. Система   работы   образовательного   учреждения   по   повышению педагогической   культуры   родителей   (законных   представителей)   в обеспечении   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся младшего   школьного   возраста   должна   быть   основана   на   следующих принципах: •   совместная   педагогическая   деятельность   семьи   и   образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов   деятельности   образовательного   учреждения   по   духовно­ нравственному   развитию   и   воспитанию   обучающихся,   в   разработке содержания   и   реализации   программ   духовно­нравственного   развития   и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; •   сочетание   педагогического   просвещения   с   педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); •   педагогическое   внимание,   уважение   и   требовательность   к   родителям (законным   представителям);   поддержка   и   индивидуальное   сопровождение становления   и   развития   педагогической   культуры   каждого   из   родителей (законных представителей); •   содействие   родителям   (законным   представителям)   в   решении индивидуальных проблем воспитания детей; • опора на положительный опыт семейного воспитания Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы   в   реальных   педагогических   ситуациях   и   открывать   им возможности   активного,   квалифицированного,   ответственного,   свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Совершенствования   межличностных   отношений   педагогов,   учащихся   и родителей путем организации совместных мероприятий,  праздников,  акций (например, традиционный осенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к Новому году и дню мамы и т.п.). Расширение   партнерских   взаимоотношений   с   родителями   путем привлечения   их   к   активной   деятельности   в   составе   Совета   школы, активизации   деятельности   родительских   комитетов   классных   коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы. V. Планируемые результаты духовно­нравственного развития учащихся. В результате реализации программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: •   воспитательных   результатов   —   тех   духовно­нравственных   приобретений, которые получил учащийся вследствие участия в той или иной деятельности (например,  приобрёл,  участвуя   в  каком­либо   мероприятии,  некое   знание   о себе   и   окружающих,   опыт   самостоятельного   действия,   пережил   и прочувствовал нечто как ценность); •   эффекта   —   последствия   результата,   того,   к   чему   привело   достижение результата   (развитие   учащегося   как   личности   формирование   его компетентности, идентичности и т.д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности учащегося,   формирование   его   социальной   компетентности   и   т.   д.   — становится   возможным   благодаря   воспитательной   деятельности   педагога, других   субъектов   и   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   (семьи, друзей,   ближайшего   окружения,   общественности,   СМИ   и   т.   п.),   а   также собственным усилиям учащегося. Воспитательные   результаты   и   эффекты   деятельности   учащихся распределяются по трём уровням. Первый   уровень   результатов  —   приобретение   школьниками   социальных знаний   (об   общественных   нормах,   устройстве   общества,   социально одобряемых   и   не   одобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.   п.), первичного   понимания   социальной   реальности   и   повседневной   жизни.   Для достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие   учащихся   со   своими   учителями   (в   основном   и дополнительном   образовании)   как   значимыми   для   него   носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества,   ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне   класса,   образовательного   учреждения,   т.е.   в   защищённой, дружественной   социальной   среде,   в   которой   ребёнок   получает   (или   не получает)   первое   практическое   подтверждение   приобретённых   социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий   уровень   результатов  —   получение   школьниками   опыта самостоятельного   общественного   действия.   Только   в   самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт   о   том,  как   стать)  гражданином,   социальным   деятелем,   свободным человеком.   Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов   за   пределами   образовательного   учреждения,   в   открытой общественной среде. С   переходом   от   одного   уровня   результатов   к   другому   существенно возрастают воспитательные эффекты: • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются учащимися и   становятся   их   личностными   смыслами,   духовно­нравственное   развитие обучающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных   результатов   к   другому   должен   быть   последовательным, постепенным.   Достижение   трёх   уровней   воспитательных   результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно­нравственного развития и воспитания учащихся. Действия   педагога, результатов  направленные   на   достижения   воспитательных Уровень 1 уровень (1 класс) Особенности   возрастной категории Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление   понять   новую школьную реальность   Приобретение школьником   социальных знаний 2 уровень (2­3 класс) Получение обучающимся опыта   переживания   и позитивного   отношения к   базовым   ценностям общества.   Во   втором   и   третьем классе,   как   правило, набирает   силу   процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие   младших школьников друг с другом   Действия педагога   лежит Педагог   должен   поддержать стремление   ребенка   к   новому социальному   знанию,   создать условия для самого воспитанника в   формировании   его   личности, включение его в деятельность по самовоспитанию.   В   основе (самоизменению) используемых   воспитательных форм   системно­ деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности) педагогом Создание воспитательной среды, в которой ребенок   способен   осознать,   что его   поступки,   во­первых,   не должны   разрушать   его   самого   и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во­вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В   используемых основе 3 уровень (4 класс)  Получение обучающимся опыта   самостоятельного общественного действия.       в Потребность самореализации, в общественном признании, в желании   проявить   и реализовать свои потенциальные возможности,   готовность приобрести   для   этого новые необходимые личностные   качества   и способности.           т.е. принцип воспитательных   форм   лежит системно­деятельностный подход и сохранения   целостности систем. Создание   к   четвертому   классу для   младшего   школьника реальной   возможности   выхода   в пространство общественного действия     достижения третьего   уровня   воспитательных результатов.   Такой   выход   для ученика начальной школы должен быть   обязательно   оформлен   как выход   в   дружественную   среду. современной Свойственные социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной   степени   ограничены. Однако   для     и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде   всего,   сформировать   у ребенка мотивацию к изменению себя приобретение необходимых   новых   внутренних качеств.   Без   решения   этой проблемы   ученик   попросту окажется   вне   пространства деятельности по самовоспитанию, и   все   усилия   педагога   будут тщетны.   В   основе   используемых воспитательных   форм   лежит системно­ деятельностный подход   и   принцип   сохранения целостности систем. запуска и           С   переходом   от   одного   уровня   результатов   к   другому   существенно возрастают воспитательные эффекты: ­ на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; ­   на   втором   уровне   воспитание   осуществляется   в   контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; ­   на   третьем   уровне   создаются   необходимые   условия   для   участия обучающихся   в   нравственно   ориентированной   социально   значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Таким   образом,   знания   о   ценностях   переводятся   в   реально   значения   ценностей действующие, присваиваются   обучающимися   и   становятся   их   личностными   смыслами,   осознанные   мотивы   поведения, духовно­нравственное   развитие   обучающихся   достигает   относительной полноты. Достижение   трёх   уровней   воспитательных   результатов   обеспечивает появление   значимых  эффектов  духовно­нравственного   развития   и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение   базовых   национальных   ценностей,   развитие   нравственного самосознания, укрепление духовного и социально­психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.  Это позволит: 1. разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах;  2. подбирать   такие   формы   внеурочной   деятельности, гарантируют достижение результата определенного уровня;    которые 3. выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;  4. диагностировать   результативность   и   эффективность   внеучебной деятельности  5. оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам. По   каждому   из   заявленных   направлений   духовно­нравственного развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени   начального   общего образования планируется достижение следующих результатов: Направления программы Воспитание гражданственности, патриотизма,   уважения   к правам,   свободам   и обязанностям человека Воспитание   нравственных чувств   и   этического сознания Ожидаемые результаты ­   ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   своему краю,   отечественному   культурно­историческому   наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; ­   элементарные   представления   об   институтах   гражданского общества,   о   государственном   устройстве   и   социальной структуре   российского   общества,   наиболее   значимых страницах   истории   страны,   об   этнических   традициях   и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; ­ первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; ­ опыт ролевого взаимодействия  и реализации гражданской, патриотической позиции; ­ опыт социальной и межкультурной коммуникации; ­ начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. ­ начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений   в   семье,   между   поколениями,   этносами, носителями   разных   убеждений,   представителями   различных социальных групп; ­   нравственно­этический   опыт   взаимодействия   со сверстниками,   старшими   и   младшими   детьми,   взрослыми   в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; ­ уважительное отношение к традиционным религиям; ­   неравнодушие   к   жизненным   проблемам   других   людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; ­   способность   эмоционально   реагировать   на   негативные проявления   в   детском   обществе   и   обществе   в   целом, анализировать   нравственную   сторону   своих   поступков   и поступков Других людей; ­   уважительное   отношение   к   родителям   (законным представителям),   к   старшим,   заботливое   отношение   к младшим; ­   знание   традиций   своей   семьи   и   образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Воспитание   трудолюбия, творческого   отношения   к учению, труду, жизни Формирование ценностного   отношения   к семье, здоровью   и здоровому образу жизни   Воспитание   ценностного отношения   к   природе, окружающей среде (экологическое воспитание)   ­ ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ­ ценностное и творческое отношение к учебному труду; ­ элементарные представления о различных профессиях; ­  первоначальные   навыки   трудового   творческого сотрудничества   со   сверстниками,   старшими   детьми   и взрослыми; ­ осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; ­   первоначальный   опыт   участия   в   различных   видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; ­ потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных   и   наиболее   привлекательных   для   ребёнка   видах творческой деятельности; ­   мотивация   к   самореализации   в   социальном   творчестве, познавательной   и   практической,   общественно   полезной деятельности. ­ ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; ­ формирование ценностного отношения к семье как к основе российского общества ­   формирование   у   младшего   школьника   уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; ­   представления   обучающегося   о   культурно­исторических традициях российской семьи, знания о семейных ролях; ­   элементарные   представления   о   взаимной   обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально­психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; ­   первоначальный   личный   опыт   здоровьесберегающей деятельности; ­ первоначальные представления о роли физической культуры и   спорта   для   здоровья   человека,   его   образования,   труда   и творчества; ­ знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. ­ ценностное отношение к природе; ­   первоначальный   опыт   эстетического,   эмоционально­ нравственного отношения к природе; ­  элементарные   знания   о   традициях   нравственно­этического отношения   к   природе   в   культуре   народов   России,   нормах экологической этики; ­   первоначальный   опыт   участия   в   природоохранной Воспитание   ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических   идеалах   и ценностях   (эстетическое воспитание)   деятельности   в   школе,   на   пришкольном   участке,   по   месту жительства; ­   личный   опыт   участия   в   экологических   инициативах, проектах. ­ первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; ­   первоначальные   умения   видеть   красоту   в   поведении, поступках людей; ­   элементарные   представления   об   эстетических   и художественных ценностях отечественной культуры; ­   первоначальный   опыт   эмоционального   постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; ­   первоначальный   опыт   эстетических   переживаний, наблюдений   эстетических   объектов   в   природе   и   социуме, эстетического   отношения   к   окружающему   миру   и   самому себе; ­   первоначальный   опыт   самореализации   в   различных   видах творческой   деятельности,   формирование   потребности   и умения выражать себя в доступных видах творчества; ­   мотивация   к   реализации   эстетических   ценностей   в пространстве образовательного учреждения и семьи. Примерная программа мониторинга уровня сформированности духовно ­ нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения Аннотация: представленный ниже вариант мониторинга разработан на основе принципов   духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников   в условиях   ФГОС,   должностных   инструкций:   учителя   начальной   школы, педагога­психолога,   учителя­   логопеда. соответствии с нормативными документами:   Программа   разработана   в  Закон Российской Федерации «Об образовании»;  Федеральный государственный образовательный  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности  стандарт начального общего образования; гражданина России. Программа   мониторинга   рассчитана   на   4­х   летнее   исследование,   целью которого   является   отслеживание   динамики   уровня   сформированности духовно­   нравственного   развития   и   воспитания   младших   школьников   в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Инструментарий  мониторинга   представляет   собой   совокупность   анкет, опросных   листов   и   тестов,   применение   которых   позволяет   получить комплексную   оценку   уровня   духовно­нравственного   развития   и   воспитания школьников. Внедрение   мониторинга   уровня   сформированности   духовно­нравственного развития и воспитания школьников в образовательный процесс направлено на решение следующих задач:  выработка   комплекса   показателей,   обеспечивающих   целостное представление   об   уровне   сформированности   духовно­нравственного развития  школьников;  систематизация   информации   об   уровне   сформированности   духовно­ нравственного развития школьников;  обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровне   сформированности   духовно­нравственного   развития школьников;  информационное   обеспечение   анализа   и   прогнозирования   динамики уровня   сформированности   духовно­нравственного   развития школьников. Ожидаемые   результаты  внедрения   примерной   программы   мониторинга уровня   сформированности   духовно­нравственного   развития   и   воспитания младших  школьников:   Совершенствование   планирования   мероприятий, направленных   на   формирование   духовно­нравственного   развития   и воспитания школьников. 1. Повышение   качества   результатов   образования   на   ступени начального образования. 2. Выявление   разнообразных   факторов   риска   и   возможность оперативного   планирования   корректирующих   мероприятий   и совершенствования воспитательного процесса. 3. 4. Раннее выявление групп риска и формирование системы  профилактики. Обеспечение   условий   для   практической   реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию младших школьников. 5. Раннее выявление групп риска и формирование системы  профилактики. Мониторинги, которые помогут отследить полученные результаты:   Уровень воспитанности;   Уровень   сформированности   социальной   культуры,   через   диагностику нравственных   представлений   младших   школьников   (Адаптированный вариант   теста   «Размышляем   о   жизненном   опыте»   для   младших школьников);   Уровень   сформированности   личностной   культуры   через   диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный»;   Уровень удовлетворённости учебным процессом (дети, родители);   «Оценка   здоровьесберегающей   деятельности   образовательного учреждения»; Занятость учащихся во внеурочной деятельности  К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:  ценностные   ориентации   выпускника, индивидуально­личностные   позиции   религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); (этические,   которые   отражают   его   эстетические,  характеристика   социальных   чувств   (патриотизм,   толерантность, гуманизм и др.);  индивидуальные   личностные   характеристики   (доброта,   дружелюбие, честность и т.п.). Оценка   и   коррекция   развития   этих   и   других   личностных   результатов образовательной   деятельности   обучающихся   осуществляется   в   ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017