Статья. Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

  • Документация
  • docx
  • 14.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале представлена программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования. Данная программа состоит из нескольких разделов. В первом разделе представлены цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Второй раздел содержит основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания. В третьем разделе раскрывается содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. В следующем разделе отражается совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. В последнем разделе представлены планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся.
Иконка файла материала Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.docx
Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования  1.1.Цель и задачи духовно­нравственного развития, воспитания и  социализации обучающихся Нормативно­правовой и документальной основой Программы духовно­ нравственного   развития   обучающихся   на   ступени   начального   общего образования   являются   Закон   «Об   образовании   в   Российской   федерации», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,   Концепция   духовно­нравственного   воспитания   российских школьников, Концепция УМК «Школа России» и опыт реализации Программа развития школы. Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   учащихся   являются первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы,   и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Характерными   причинами   сложной   ситуации   явились:   отсутствие   чётких положительных   жизненных   ориентиров   для   молодого   поколения,   спад культурно­досуговой   деятельности   с   детьми   и   молодежью;   отсутствие патриотического   воспитания   и   некоторые   другие.   На   фоне   пропаганды средствами   массовой   информации   жестокости   и   насилия,   рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления   детей   о   главных   человеческих   духовных   ценностях вытесняются   материальными,   и   соответственно   среди   желаний   детей преобладают   узколичные,   потребительские   по   характеру,   формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.  Поэтому  актуальность   проблемы  воспитания   младших   школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:Во­первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко   нравственных   людей,   обладающих   не   только   знаниями,   но   и прекрасными чертами личности.  Во­вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него   как   позитивного,   так   и   негативного   характера,   которые   ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.  В­третьих,   само   по   себе   образование   не   гарантирует   высокого   уровня духовно­нравственной   воспитанности,   ибо   воспитанность   ­   это   качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим   людям   на   основе   уважения   и   доброжелательности   к   каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».  В­четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они   не   только   информируют   младшего   школьника   о   нормах   поведения, утверждаемых   в   современном   обществе,   но   и   дают   представления   о последствиях   нарушения   норм   или   последствиях   данного   поступка   для окружающих людей.  Цель   программы:   создать   социально­педагогические   условия   для воспитания,   развития   и   становления   личности   младшего   школьника способного   сознательно   выстраивать   отношение   к   себе,   своей   семье, обществу,   государству,   Отечеству,   миру   в   целом   на   основе   принятых моральных норм и нравственных идеалов. Задачи: ­ Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно­нравственной компетенции — «становиться лучше». ­     Создание   общешкольной   атмосферы   любви,   взаимопонимания   и   взаимопомощи.­       Развитие   активного   культурного   сознания   и   нравственного   поведения детей. ­ Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью. ­   Ориентирование   семьи   на   духовно­нравственное   воспитание   детей, укрепление авторитета семьи. Программа   реализуется   школой   в   постоянном   взаимодействии   и   тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с учреждениями культуры (библиотека им. Гайдара, музыкальная школа № 3, ДК «Современник», центр внешкольной работы) и спорта СДЮСШОР, бассейн «Три пещеры». Программа   духовно­нравственного   развития,   воспитания   обучающихся содержит шесть разделов. 1. Цель и задачи духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные   установки   духовно­нравственного   развития   и   воспитания российских школьников. 2. Основные направления духовно­нравственного развития учащихся младших классов. 3. Содержание духовно­нравственного развития учащихся начальной школы. 4.   Совместная   деятельность   школы,   семьи   и   общественности   по   духовно­ нравственному развитию учащихся. 5. Планируемые результаты духовно­нравственного развития учащихся 6.   Критерии   эффективности   воспитательной   деятельности   по   обеспечению воспитания и социализации обучающихся.  I.   Цель   и   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся Цель   и   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального   воспитательного   идеала.   На   его   основе   в   Федеральномгосударственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован  «портрет   выпускника   начальной   школы»  и   сформулирована основная   цель   нравственного   развития   и   воспитания   личности   младшего школьника.  Целью  духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на ступени начального общего образования является социально­педагогическая поддержка   становления   личностных   характеристик   выпускника   начальной школы, а именно: ­   умеющий   учиться,   способный   организовать   свою   деятельность,   умеющий пользоваться информационными источниками; ­ владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;       ­обладающий   основами   коммуникативной   культурой   (умеет   слушать   и слышать собеседника, высказывать свое мнение); ­ любознательный, интересующийся, активно познающий мир; ­ любящий свою семью, свой край и свою Родину; ­ уважающий и принимающий ценности общества; ­   готовый   самостоятельно   действовать   и   отвечать   за   свои   поступки   перед семьей и школой;  ­ выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Общие задачи духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного   идеала,   приведенного   в   Концепции,   а   также   с   учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом: Область формирования Личностная культура Задачи духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 1)   формирование   способности   к   духовному   развитию,   реализации творческого   потенциала   в   учебно­игровой,   предметно­продуктивной,социально   ориентированной   деятельности   на   основе   нравственных установок   и   моральных   норм,   непрерывного   образования, самовоспитания   и   универсальной   духовно­нравственной   компетенции — «становиться лучше»;  2) укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;  3) формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —   способности   младшего   школьника   формулировать   собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;  4) формирование нравственного смысла учения;  5)   формирование   основ   морали   —   осознанной   обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление   у   обучающегося   позитивной   нравственной   самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;  6)   принятие   обучающимся   базовых   национальных   ценностей, национальных и этнических духовных традиций;  7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  8)   формирование   способности   открыто   выражать   и   отстаивать   свою нравственно   оправданную   позицию,   проявлять   критичность   к собственным намерениям, мыслям и поступкам;  9)   формирование   способности   к   самостоятельным   поступкам   и действиям,   совершаемым   на   основе   морального   выбора,   к   принятию ответственности за их результаты;  10)   развитие   трудолюбия,   способности   к   преодолению   трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.  1) формирование основ российской гражданской идентичности;  2)   пробуждение   веры   в   Россию,   свой   народ,   чувства   личной ответственности за Отечество;  3) воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;  4) формирование патриотизма и гражданской солидарности;  5)   развитие   навыков   организации   и   осуществления   сотрудничества   с педагогами,   сверстниками,   родителями,   старшими   детьми   в   решении общих проблем;  6) укрепление доверия к другим людям;  7)   развитие   доброжелательности   и   эмоциональной   отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;  8)   становление   гуманистических   и   демократических   ценностных ориентаций;  9)∙формирование   осознанного   и   уважительного   отношения   к Социальная культураСемейная культура традиционным   российским   религиям   и   религиозным   организациям,   к вере и религиозным убеждениям;  10)   формирование   толерантности   и   основ   культуры   межэтнического общения,   уважения   к   языку,   культурным,   религиозным   традициям, истории и образу жизни представителей народов России.  1) формирование отношения к семье как основе российского общества;  2)   формирование   у   обучающегося   уважительного   отношения   к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; 3)   формирование   представления   о   семейных   ценностях,   гендерных семейных ролях и уважения к ним;  4)   знакомство   обучающегося   с   культурно­историческими   и этническими традициями российской семьи.  Ценностные   установки   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся  Ценностные   установки   духовно­нравственного   развития   и   воспитания учащихся   начальной   школы   согласуются   с   традиционными   источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:  патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);  социальная   солидарность   (свобода   личная   и   национальная; доверие   к   людям,   институтам   государства   и   гражданского   общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);  гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);  семья   (любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);  труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);  наука   (познание,   истина,   научная   картина   мира,   экологическое сознание); традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения   в   государственных   и   муниципальных   школах,   ценности традиционных   российских   религий   принимаются   школьниками   в   виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;  искусство   и   литература   (красота,   гармония,   духовный   мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);  Земля);  природа   (жизнь,   родная   земля,   заповедная   природа,   планета человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Процесс   превращения   базовых   ценностей   в   личностные   ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  II. Основные направления и ценностные основы духовно­нравственного развития и воспитания  Общие   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по  направлениям, каждое из которых,  будучи тесно  связанным  с  другими, раскрывает   одну   из   существенных   сторон   духовно­нравственного   развития личности гражданина России.  Каждое из направлений духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся   основано   на   определённой   системе   базовых   национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.  Организация   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:  № Направления 1. Воспитание   гражданственности, Любовь к России, своему народу, своему краю, Формируемые ценностипатриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания.   трудолюбия, Воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни.   Формирование ценностного отношения   к   семье,   здоровью   и здоровому образу жизни.   Воспитание к отношения окружающей среде   ценностного   природе,   совести милосердие;   свобода служение   Отечеству,   правовое   государство, гражданское   обществ;   закон   и   правопорядок, поликультурный   мир,   свобода   личная   и национальная,   доверие   к   людям,   институтам государства и гражданского общества. Нравственный   выбор;   жизнь   и   смысл   жизни; честь; справедливость; достоинство;     и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Уважение   к   труду;   творчество   и   созидание; стремление   к   познанию   и   истине; целеустремленность настойчивость, бережливость. Уважение   родителей;   забота   о   старших   и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально­психологическое. Родная   земля;   заповедная   природа;   планета Земля;   экологическое   сознание.  экологическая культура,   забота   об   окружающей   среде, домашних животных.     и   Культуротворческое эстетическое воспитание   и Красота;   гармония;  эстетическое   развитие, самовыражение   в   творчестве   и   искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности,   диалог   культур   и   цивилизаций, духовный мир человека; эстетическое развитие. 2. 3. 4. 5. 6. Все направления духовно­нравственного развития и воспитания важны, дополняют   друг   друга   и   обеспечивают   развитие   личности   на   основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. III. Содержание духовно­нравственного развития и воспитания учащихся Реализация программы  духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования  предполагает создание   социально   открытого   пространства,  когда   каждый   педагог, сотрудник   школы,   родители   разделяют   ключевые   смыслы   духовных   инравственных   идеалов   и   ценностей,   положенных   в   основание   данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:   в содержании и построении уроков;   в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;  в   опыте   организации   индивидуальной,   групповой,   коллективной деятельности учащихся;  в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;  в личном примере ученикам.  Для   организации   такого   пространства   и   его   полноценного функционирования   требуются   согласованные   усилия  всех   социальных субъектов­участников   воспитания:   семьи,   общественных   организаций, включая   и   детско­юношеские   движения   и   организации,   учреждений дополнительного   образования,   культуры   и   спорта,   СМИ,   традиционных российских религиозных объединений. Организация   социально   открытого   пространства   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:     нравственного   примера   педагога   –   нравственность   учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности   и   жизни,   его   отношение   к   своему   педагогическому   труду,   к ученикам, коллегам;  социально­педагогического   партнерства   –   целесообразные партнерские   отношения   с   другими   субъектами   социализации:   семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиознымиобъединениями,   учреждениями   дополнительного   образования,   культуры   и спорта, СМИ;  индивидуально­личностного   развития   –   педагогическая поддержка   самоопределения   личности,   развития   ее   способностей,   таланта, передача   ей   системных   научных   знаний,   умений,   навыков   и   компетенций, необходимых для успешной социализации;  интегративности  программ духовно­нравственного воспитания – интеграция духовно­нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности   обучающихся: общественно полезную;  урочную,  внеурочную,   внешкольную   и  социальной востребованности воспитания – соединение духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   с   жизнью,   реальными   социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. В   основе   Программы   духовно­нравственного   развития   и   воспитания учащихся   начальной   школы   и   организуемого   в   соответствии   с   ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно­деятельностный, развивающий. Аксиологический подход.  Аксиологический  подход   является   определяющим   для   всего   уклада школьной   жизни.   Сам   этот   уклад   должен   быть   социальной,   культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.  Аксиологический   подход   в   воспитании   утверждает   человека   как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды. Системно­деятельностный подход.Этот   подход   является   определяющим   для   основной   образовательной программы начального общего образования.  Системно­деятельностный подход выступает методологической основой организации   уклада   школьной   жизни.   Также   он   позволяет   понять,   что представляют   собой   воспитание   и   социализация   в   структурно­ методологическом   плане.   Это   не   рядоположенный   вид   социально­   педагогически педагогической   деятельности. интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен   Это   метадеятельность, младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок,   моральных   норм.   Таким   образом,   достигается   согласование аксиологического   и   системно­деятельностного   подходов   к   организации пространства духовно­нравственного развития младшего школьника.  Развивающий подход.  Он   дает   принципиальное   понимание   системно­деятельностной многоукладной технологии духовно­нравственного развития обучающегося. Процесс   воспитания   и   социализации   технологически   начинается   с определенной   ценности   (знания   о   ценности)   и   в   ней   же   получает   свое относительное   завершение,   но   уже   как   в   реально   действующем   и смыслообразующем   мотиве   поведения   ребенка.  В   сознательном   принятии определенной   ценности,  в  движении   от   знания   к   личностной   нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности   должны   быть   понимаемы   (как   минимум   узнаваемы,   знаемы)   и принимаемы   (применимы   ребенком   как   минимум   в   одной   практической ситуации).  Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует   устойчивые   представления   ребёнка   о   справедливости, человечности,   нравственности,   об   отношениях   между   людьми.   Характер отношений   между   педагогом   и   детьми   во   многом   определяет   качество духовно­нравственного развития и воспитания последних. Родители   (законные   представители),   так   же   как   и   педагог,   подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно­нравственном развитии и воспитании личности. Необходимо   обеспечивать   наполнение   всего   уклада   жизни обучающегося   множеством   примеров   нравственного   поведения,   которые широко   представлены   в   отечественной   и   мировой   истории,   истории   и культуре традиционных религий, истории и духовно­нравственной культуре народов   Российской   Федерации,   литературе   и   различных   видах   искусства, сказках, легендах и мифах. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует   тем   образцам   циничного,   аморального,   откровенно   которые   в   большом   количестве   и разрушительного   поведения, привлекательной   форме   обрушивают   на   детское   сознание   компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   должны   преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться   в   посильное   решение   проблем   школьного   коллектива,   своей семьи,   города,   микрорайона,   находить   возможности   для   совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.   Основное содержание духовно­нравственного развития и воспитанияобучающихся   на   ступени   начального   общего   образования   раскрывается посредством решения следующих воспитательных задач:  Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека:   Основное содержание Элементарные   представления   о политическом устройстве Российского   государства,   его институтах,   их   роли   в   жизни общества,   о   его   важнейших законах;   представления   о символах   государства   —   Флаге, Гербе   России,   о   флаге   и   гербе Свердловской   области   и   города Каменска­Уральского         к Элементарные   представления   об институтах гражданского общества,   о   возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления   о   правах   и обязанностях гражданина России; интерес общественным явлениям,   понимание   активной роли   человека   в   обществе; стремление активно участвовать в делах   класса,   школы,   семьи, своего города; Уважительное   отношение   к как русскому государственному, языку межнационального общения; языку         Формы организации занятий Изучение плакатов, картинок, в процессе бесед, чтения   книг,   изучения предметов, предусмотренных   учебным планом. осуществление проектной   деятельности: герб семьи, герб класса.   В   процессе   посильного участия   в   социальных проектах и мероприятиях.     о Виды деятельности Получение первоначальных представлений Конституции Российской   Федерации, ознакомление с государственной символикой   —   Гербом, Флагом   Российской Федерации,   гербом   и флагом   Свердловской области   и   города Каменска­Уральского Знакомство деятельностью общественных организаций патриотической гражданской направленности, детскими   школьными организациями октябрят и пионеров. и с     Получение первоначального   опыта межкультурной коммуникации   с   детьми и   — представителями разных России, народов с знакомство   особенностями их взрослыми           организации В процессе бесед, народных игр, и проведения   национально­ культурных   праздников. Активное в школьном проекте «Урал – многонациональный»   участиекультур и  образа жизни. Начальные   представления   о народах   России,   об   их   общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; Знакомство с историей и культурой родного края, народным   творчеством, фольклором, особенностями   народов России.  быта     процессе В процессе бесед, сюжетно­   просмотра ролевых   игр,   творческих кинофильмов, конкурсов,   фестивалей, экскурсий, праздников,   изучения путешествий, вариативных учебных дисциплин. В     бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов,   путешествий по и памятным местам, сюжетно­ ролевых игр гражданского и историко – патриотического содержания, изучения основных   и   вариативных учебных дисциплин историческим             процессе В   бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, в подготовке   и   проведении мероприятий,   посвящённых государственным праздникам.   участия   Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы,   ознакомление   с   биографиями   выпускников, явивших  собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Участие  в  просмотре   учебных   фильмов,   отрывков  из художественных   фильмов;   проведении   бесед   о подвигах   Российской   армии,   защитниках   Отечества; подготовке и проведении игр военно­патриотического содержания,   конкурсов   и   спортивных   соревнований, сюжетно­ролевых   игр   на   местности,   встреч   с ветеранами ВОВ и труда, военнослужащими. В   процессе   бесед,   проведения   классных   часов,   в просмотре   учебных   фильмов,   отрывков   из         с Знакомство героическими истории страницами России, жизнью замечательных   людей, явивших примеры гражданского   служения, исполнения патриотического   долга, с обязанностями гражданина. Знакомство с важнейшими   событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.       Элементарные   представления   о национальных и важнейших   событиях   истории России и её народов; героях     Интерес   к   государственным праздникам   и   важнейшим событиям   в   жизни   России, субъекта Российской Федерации – Свердловская   область,   город Каменск­Уральский; Любовь к школе, своему городу, народу, России; Уважение к защитникам Родины; Умение   отвечать   за   свои поступки;   негативное   отношениек нарушениям порядка в классе, дома,  на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. художественных   фильмов.   Участие   в   конкурсах рисунков на правовую тематику. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: Основное содержание Формирование представлений   о   нормах морально­нравственного поведения.       в делах Участие благотворительности, милосердия,   в   оказании помощи   нуждающимся забота   о   животных, природе. Получение первоначальных представлений нравственных взаимоотношениях в семье.   Расширение   опыта позитивного взаимодействия в семье. о     Получение Виды деятельности ­первоначальные представления   о   базовых национальных   российских ценностях; ­различение   хороших   и плохих поступков; ­представления   о   правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в   населённом   пункте,   в общественных   местах,   на природе; ­бережное, гуманное отношение ко всему живому;     Формы организации Классный часы: «Мы теперь непросто   дети,   мы   теперь ученики»,   «Как   научиться разговаривать   с   людьми», «Что такое интонация»   Диспут «Что такое хорошо и что такое плохо?» Акция   «Помогите,   птицам» (строим   кормушки,   домики для   пернатых),   Акция «Неделя добра»     вместе   с Праздники родителями. Конкурс творческих работ: «История и   традиции   моего   города», «История   и   традиции   моей семьи». Классные часы: «Человек, на котором   держится   дом», «Мама – нет роднее слова», «Наши   папы   –   защитники Родины»     ­знание   правил   вежливого поведения,   культуры   речи, пользоваться ­умение «волшебными»   словами, быть   опрятным,   чистым, аккуратным; ­уважительное   отношение   к родителям, старшим, доброжелательное отношение   к   сверстникам   и младшим; ­стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;  ­умение признаться в плохом поступке   и   анализировать его; ­установление   дружеских Заочные   путешествия«Традиции   народов   России» Посещение   краеведческого музея,   храмов   и   молельных домов города.   первоначальных представлений о ценностях   отечественной культуры,   традиционных моральных нормах российских народов.     Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия   родителей   с деятельностью православных религиозных организаций.     взаимоотношений в коллективе,   основанных   на взаимопомощи   и   взаимной поддержке; представления о возможном негативном влиянии   на   морально­ психологическое состояние элементарные представления о религиозной картине мира, ­­роли традиционных религий развитии Российского   государства,   в истории   и   культуре   нашей страны;     в         Виды деятельности Узнают   о   профессиях   своих родителей (законных представителей)   и   прародителей, участвуют   в   организации   и проведении   презентаций   «Труд   проведения наших   родных». внеурочных мероприятий­ праздников   труда,   конкурсы, города   мастеров,   раскрывающих перед   детьми   широкий   спектр профессиональной   и   трудовой деятельности; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: Основное содержание Формы   организации занятий В   процессе   изучения учебных   дисциплин   и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся   получают первоначальные представления   о   роли знаний,   и значении   творчества   в жизни   человека   и общества   экскурсии   во время которых учащиеся  знакомятся  с различными   видами труда, различными профессиями   в   ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий; труда как человека Первоначальные представления о нравственных   основах учёбы,   ведущей   роли образования,   труда   и значении   творчества   в жизни     и общества;   уважение   к труду   и   творчеству старших   и   сверстников; ценностное   отношение   к учёбе виду творческой   деятельности; элементарные представления об основных   профессиях; элементарные представления   о   роли знаний,   науки, современного производства   в   жизни человека и общества; Первоначальные   навыки коллективной   работы,   в том числе при разработке Приобретают   опыт   уважительного и   творческого   отношения   к учебному   труду   (посредством Интеллектуальные игры и конкурсы. Проведение­ и   реализации   учебных   и учебно     трудовых проектов; умение   проявлять дисциплинированность, и последовательность   настойчивость в   выполнении   учебных   и   трудовых учебно   заданий; умение соблюдать   порядок   на рабочем   месте;   бережное отношение   к   результатам своего   труда,   труда других к школьному   имуществу, учебникам, личным вещам; людей, ­           Отрицательное отношение к   лени   и   небрежности   в труде учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей и     предметных   недель,   с погружением в определенные предметы. Конкурсы: ­ На лучшую тетрадь, ­ На лучшего чтеца.  Конкурсы   по   трудовой тематике   на   лучшую поделку: из природного материала,   оригами, аппликация. Изготовление подарков.   Деятельность школьников на пришкольном участке в учебное и каникулярное время.         презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого   учебного   труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы   в   учебном   труде); получают   первоначальные   навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия   со   сверстниками, старшими   детьми,   взрослыми   в учебно   ­   трудовой   деятельности учатся   творчески   применять знания,   полученные   при   изучении учебных   предметов   на   практике приобретают   начальный   опыт участия   в   различных   видах общественно полезной деятельности   на   базе   школы   и взаимодействующих   организаций социума.   Приобретают   умения   и   навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками   своей   школы, знакомятся     биографиями выпускников, показавших достойные   примеры   высокого профессионализма,   творческого отношения к труду и жизни. с     Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: Основное содержание Ценностное   отношение к   своему   здоровью, здоровью   родителей, членов   своей   семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления единстве взаимовлиянии Виды деятельности   познаний   о Приобретение здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; участие   в   беседах   о   значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни,   спорта,   прогулок   на природе   для   укрепления   своего Формы организации занятий В   ходе   уроков   физической культуры   и   других   учебных дисциплин   (например,   в курсе   «Окружающий   мир» разделы:   и безопасность», «Как «Путешествия», устроен   мир»,   «Мы   и   наше «Наша здоровье», безопасность»), бесед,   «Здоровье о ишколы, просмотра учебных фильмов, в   системе   внеклассных мероприятий,   в   спортивных секциях при подготовке   и   проведении игр, подвижных туристических походов, спортивных   соревнований. Через   здоровьесберегающие формы досуговой деятельности   игровых   и тренинговых   программ   в системе взаимодействия школы и местного социума. В ходе   бесед   с   педагогами, школьными   психологами, медицинскими   работниками, родителями.        видов человека: различных здоровья   физического, нравственного (душевного), социально­ психологического (здоровья   семьи   и школьного коллектива);понимание важности   физической культуры и спорта для здоровья   человека,   его образования,   труда   и творчества;   знание   и выполнение   санитарно­ гигиенических   правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам   на   природе, подвижным   играм, участию   в   спортивных соревнованиях; первоначальные представления оздоровительном влиянии   природы   на человека; первоначальные представления о возможном   негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы   на   здоровье человека. об             своего   здоровья; практическое освоение методов   и   форм   физической   здоровьесбережения, культуры, элементов простейших спортивной подготовки; составление здоровьесберегающего   режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в   помещениях,   соблюдение санитарно­гигиенических   норм труда   и   отдыха;   получение навыков   следить   за   чистотой   и опрятностью   своей   одежды,   за чистотой тела,   рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных   факторов   (солнца, чистого   воздуха,   чистой   воды), экологически грамотного питания; получение элементарных   представлений   о взаимосвязи,   взаимозависимости здоровья физического, нравственного   (душевного)   и социального­психологического (здоровья   семьи   и   школьного коллектива), получение знаний о возможном   негативном   влиянии компьютерных   игр,   телевидения, рекламы   на   здоровье   человека, отрицательное   отношение   к невыполнению   правил   личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.         Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание): Основное содержание Виды деятельности   Развитие   интереса   к природе,   природным Усвоение элементарных представлений   об   экокультурных   организации Формы занятий В   ходе   изучения   учебных дисциплин   «Окружающийявлениям   и   формам жизни, понимание активной роли   человека в природе. ценностях,   о   традициях   этического отношения   к   природе   в   культуре народов   России,   других   стран, нормах   экологической   этики,   об экологически грамотном взаимодействии человека с природой       мир»,   некоторых   тем «Литературное   чтение», «Обучение грамоте», курсов внеурочной деятельности экологической направленности:     бесед, просмотра учебных фильмов   «Мой   край», «Растения нашей местности», в организации проектной деятельности. В   ходе экскурсий, прогулок,   туристических походов и путешествий по родному краю.      Ценностное отношение к   природе   и   всем формам жизни. Элементарный   опыт природоохранительной деятельности. Бережное отношение к растениям и животным.              ­ опыта участия первоначального Получение   первоначального   опыта эмоционально     чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе  Получение в природоохранительной   деятельности   (на   пришкольном   участке, экологические   акции,   уборка   территории   школы,   высадка растений,   создание   цветочных   клумб,   очистка   пришкольной территорий от мусора и т. д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; Усвоение в семье позитивных образцов   взаимодействия   с природой   (при   поддержке родителей (законных представителей).  Расширение   опыта   общения   с природой,   заботы   о   животных   и растениях,   участие   вместе   с (законными родителями   представителями) в экологической деятельности     по месту жительства.        Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях   (эстетическое воспитание): Основное содержание Виды деятельности о Представления душевной и физической   красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства   прекрасного; умение видеть Получение элементарных представлений   об   эстетических идеалах художественных ценностях культуры России, культур народов   России;   ознакомление   с   эстетическими идеалами, художественной традициями; культуры   родного   края,   с Формы организации занятий В   ходе   изучения   учебных дисциплин   и   курсов внеурочной   деятельности, виртуальные   знакомства   с лучшими   произведениями искусства   в   музеях,   на выставках.   Классный   час «Художественные   ценности идетским красоту   природы, труда   и   творчества; интерес   к   чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам,   музыке; интерес   к   занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному   внешнему виду. Отрицательное отношение некрасивым поступкам неряшливости. к и       фольклором   художественными промыслами. и   народными России   и   малой   родины» Знакомство   с   понятием «Ландшафтный   дизайн»   на примере оформления двора у   дома,   школьного   двора. Представление   творческих работ по мотивам семейных экскурсий:   «Осень   –   очей очарованье»,   «В   царстве Морозко»,   «Природа просыпается».       ходе В изучения вариативных   дисциплин,   в системе экскурсионно­ краеведческой деятельности,   внеклассных мероприятий,   посещение театрализованных народных праздников   Экскурсия «Красота   родного   края» Конкурс   рисунков.   На классных часах, в беседах о прочитанных книгах, художественных   фильмах, телевизионных   передачах, компьютерных играх различать   добро   и   зло, отличать   красивое   от безобразного,   плохое   от хорошего, созидательное от разрушительного.           в   том, Обучение   видеть   прекрасное   в окружающем мире, природе родного края,   что   окружает обучающихся в пространстве школы и   дома,   сельском   ландшафте,   в природе в разное время суток и года, в   различную   погоду;   разучивание стихотворений, знакомство   с картинами,   участие   в   просмотре учебных   фильмов,   фрагментов художественных фильмов о природе; обучение   видеть   прекрасное   в поведении и труде людей, получение первоначального опыта самореализации   в   различных   видах творческой   деятельности,   умения выражать себя в доступных видах и формах художественного     участие   вместе   с творчества, родителями (законными представителями)   в   проведении семейного выставок художественного творчества, творческих   вечеров   получение элементарных   представлений   о стиле   одежды   как   способе выражения   внутреннего,   душевного состояния   человека;   участие   в художественном оформлении помещений.Виды   деятельности   и   формы   занятий   с   обучающимися   при получении начального общего образования 1 уровень –  (1 класс) Формы Беседы   Классные часы   Участие   в   подготовке   и проведении мероприятий, конкурсов     Спортивные соревнования,   сюжетно­ ролевые игры Проектная деятельность Беседы 2   уровень   ­ (2­3 классы)   Классные часы     такое   «Что   Мероприятия «Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе»,   доброта?», «Государственные   символы   России»,   цикл бесед   «Трудиться   ­   всегда   пригодиться», «Твое здоровье». «Установление   прав   и   обязанностей учеников   в   классе».   «Правила   этикета, знакомство».   «Хлеб   –   это   праздник   и будни».   «Улица   полна   неожиданностей». «Как   вести   себя   в   театре».   «Жадность   и жадины». «Чтобы праздник был в радость». «Книжкина неделя». «На что имеем право?» «Обман и его последствия». «Трудности в общении» Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Урал – многонациональный», «Благотворительный Рождественский концерт   с   подведением   итогов   конкурса «Ученик   года»,   «Новогодняя   сказка», Весенняя   Неделя   Добра,   Фестиваль   «Прощание   с патриотической   песни. Букварем», рисунков «Осторожно,   дети!»   «Зимняя   сказка», «Лучшая   открытка»   (к   23   февраля   и   8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я ­ спортивная семья», «Масленица», «А, ну­ка, мальчики», «Зарница», «А, ну­ка, девочки», «Правила безопасности»,  «Мой   любимый   город»,   «Я   и   мир   вокруг меня». «Здравствуй,   школа»,   «Все   мы­дружная семья»,   «Как   появилась   религия»,   «Что такое   ­Конституция?»,   цикл   бесед   «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»;   и   обязанности   младших «Права школьников»,   «Как   выполнять   домашнее задание»,   «Этот   самый   лучший   город   на земле»   (ПДД,   ПБ,   ТБ),   «Компьютер   конкурсыУчастие   в   подготовке   и проведении мероприятий, конкурсов  Спортивные соревнования,   сюжетно­ ролевые игры помощник или враг «Страничка экономики «Что   такое   рынок?»,   «Какие   бывают вредные   привычки?»,   «Единый   День правовых   знаний   «Права   и   обязанности несовершеннолетних»,   «Великие   люди России.   Странички   истории   России»,   Об обидах и причинах обид.», «Доброе слово и кошке   приятно»,   «Профессии   моих родителей», «Армия – опора государства!», «Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах» (ПДД), «Человек в природе и его   «Наши   мамы», здоровье»   «Доброжелательное к одноклассникам. Гигиена питания. Вредные привычки.   Твой   вклад   в   доход   семьи.» Понятие о друге и товарище», « «Традиции моей   семьи»,   «Пожарные   спешат   на помощь», «Лекарства – это опасно», «Цветы солдату – победителю»,  отношение (ЗОЖ),       Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Благотворительный Рождественский   концерт   с   подведением итогов   конкурса   «Ученик   года», «Новогодняя   сказка»,   Весенняя   Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы   рисунков   «Осторожно,   дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля   и   8   марта»);   конкурс   чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я ­ спортивная «Масленица», «Зарница», «А, ну­ка, мальчики», «А, ну­ка, девочки»,   «Вместе   весело   шагать»,   «Мои друзья». семья»,     Учебно­ исследовательские  конференции Проектная деятельность Беседы «История   моей   семьи   в   истории   моей страны», «Мир моих увлечений». «Я ­ гражданин России», «Я и мир вокруг меня». «Я   и   другие   люди»,   «Что   значит,   быть нужным   людям»,     «Мир   человеческих 3 уровень –  (4 класс)Классные часы     «Для   чего   нужна   чувств»,     религия», «Путешествие   в   храм»,   «Россия­Родина моя!»,   «Государственное   устройство России», «Мир профессий». Умеем   ли   мы   общаться.   Красная   книга   – книга   памяти   Родины.   Быть   здоровым   – модно.   Права   и   обязанности   школьников. Основной закон страны. Мы труд воспеваем и славим работу. Заочное путешествие «Чем богат наш край», профессии в моей семье. Экскурсия в тайны письменности», «Такой незнакомый мир», «Экстремальные   ситуации   в   природной среде» знакомый     Участие   в   подготовке   и проведении мероприятий, конкурсов     Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Благотворительный Рождественский   концерт   с   подведением итогов   конкурса   «Ученик   года», «Новогодняя   сказка»,   Весенняя   Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы   рисунков   «Осторожно,   дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля   и   8   марта»);   конкурс   чтецов «Салют, Победа!». Спортивные соревнования, сюжетно­ролевые игры, учебно­ исследовательские конференции   «Зарница»,  Спортивные соревнования «Мама, папа, я ­ спортивная семья», «Масленица», мальчики», «А, ну­ка, девочки», «Друг познается в беде», «Этикет». «История   моей   семьи   в   истории   моей страны», «Мир моих увлечений».   ну­ка,   «А, Проектная  деятельность « Я ­ гражданин России», «Я и мир вокруг меня». Календарь традиционных школьных дел и праздников  (в   зависимости   от   этапа   реализации   программы   развития   воспитания календарь традиционных дел может меняться) Тема мероприятия сроки День Знаний  Спортивно­экологический праздник «Золотая осень» 1 сентября сентябрьсентябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь Ярмарка «Урал – многонациональный» Праздник посвящения в ученики Концерт к Дню учителя День народного единства Месячник профилактической работы День матери День Конституции России Рождественский концерт с подведением итогов конкурса  «Ученик года» Новогодние представления.  Научно­практическая конференция (школьный этап) Интеллектуальные игры «Зарница» Фестиваль школьных талантов «Школьные звезды»  Месячник военно­патриотической работы Масленица День защиты детей в ЧС День Победы Праздник «Последний звонок» День защиты детей День независимости России День скорби и памяти IV. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно­ нравственному развитию и воспитанию учащихся декабрь январь февраль февраль февраль февраль март апрель май май июнь июнь 22 июня Одной   из   педагогических   задач   разработки   и   реализации   данной программы   является   организация   эффективного   взаимодействия   школы   и семьи   в   целях   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   учащихся   в следующих направлениях: Повышение   педагогической   культуры   родителей   (законных представителей)   учащихся   путем   проведения   родительских   конференций   и тематических   расширенных   педагогических   советов,  организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов   школы   по   итогам   работы   за   год,  собрание­диспут,  родительский лекторий,  семейная гостиная,  встреча за круглым столом,  вечер вопросов и ответов. Система   работы   образовательного   учреждения   по   повышению педагогической   культуры   родителей   (законных   представителей)   вобеспечении   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся младшего   школьного   возраста   должна   быть   основана   на   следующих принципах: •   совместная   педагогическая   деятельность   семьи   и   образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов   деятельности   образовательного   учреждения   по   духовно­ нравственному   развитию   и   воспитанию   обучающихся,   в   разработке содержания   и   реализации   программ   духовно­нравственного   развития   и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; •   сочетание   педагогического   просвещения   с   педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); •   педагогическое   внимание,   уважение   и   требовательность   к   родителям (законным   представителям);   поддержка   и   индивидуальное   сопровождение становления   и   развития   педагогической   культуры   каждого   из   родителей (законных представителей); •   содействие   родителям   (законным   представителям)   в   решении индивидуальных проблем воспитания детей; • опора на положительный опыт семейного воспитания Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы   в   реальных   педагогических   ситуациях   и   открывать   им возможности   активного,   квалифицированного,   ответственного,   свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Совершенствования   межличностных   отношений   педагогов,   учащихся   и родителей путем организации совместных мероприятий,  праздников,  акций (например, традиционный осенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к Новому году и дню мамы и т.п.).Расширение   партнерских   взаимоотношений   с   родителями   путем привлечения   их   к   активной   деятельности   в   составе   Совета   школы, активизации   деятельности   родительских   комитетов   классных   коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы. V. Планируемые результаты духовно­нравственного развития учащихся. В результате реализации программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: •   воспитательных   результатов   —   тех   духовно­нравственных   приобретений, которые получил учащийся вследствие участия в той или иной деятельности (например,  приобрёл,  участвуя   в  каком­либо   мероприятии,  некое   знание   о себе   и   окружающих,   опыт   самостоятельного   действия,   пережил   и прочувствовал нечто как ценность); •   эффекта   —   последствия   результата,   того,   к   чему   привело   достижение результата   (развитие   учащегося   как   личности   формирование   его компетентности, идентичности и т.д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности учащегося,   формирование   его   социальной   компетентности   и   т.   д.   — становится   возможным   благодаря   воспитательной   деятельности   педагога, других   субъектов   и   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   (семьи, друзей,   ближайшего   окружения,   общественности,   СМИ   и   т.   п.),   а   также собственным усилиям учащегося. Воспитательные   результаты   и   эффекты   деятельности   учащихся распределяются по трём уровням. Первый   уровень   результатов  —   приобретение   школьниками   социальных знаний   (об   общественных   нормах,   устройстве   общества,   социальноодобряемых   и   не   одобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.   п.), первичного   понимания   социальной   реальности   и   повседневной   жизни.   Для достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие   учащихся   со   своими   учителями   (в   основном   и дополнительном   образовании)   как   значимыми   для   него   носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества,   ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне   класса,   образовательного   учреждения,   т.е.   в   защищённой, дружественной   социальной   среде,   в   которой   ребёнок   получает   (или   не получает)   первое   практическое   подтверждение   приобретённых   социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий   уровень   результатов  —   получение   школьниками   опыта самостоятельного   общественного   действия.   Только   в   самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт   о   том,  как   стать)  гражданином,   социальным   деятелем,   свободным человеком.   Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов   за   пределами   образовательного   учреждения,   в   открытой общественной среде. С   переходом   от   одного   уровня   результатов   к   другому   существенно возрастают воспитательные эффекты: • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются учащимися и   становятся   их   личностными   смыслами,   духовно­нравственное   развитие обучающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных   результатов   к   другому   должен   быть   последовательным, постепенным.   Достижение   трёх   уровней   воспитательных   результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно­нравственного развития и воспитания учащихся. Действия   педагога, результатов  направленные   на   достижения   воспитательных Уровень 1 уровень (1 класс) Особенности   возрастной категории Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление   понять   новую школьную реальность   Приобретение школьником   социальных знаний 2 уровень (2­3 класс) Получение обучающимся опыта   переживания   и позитивного   отношения к   базовым   ценностям общества.   Во   втором   и   третьем классе,   как   правило, набирает   силу   процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие   младших школьников друг с другом   Действия педагога   лежит Педагог   должен   поддержать стремление   ребенка   к   новому социальному   знанию,   создать условия для самого воспитанника в   формировании   его   личности, включение его в деятельность по самовоспитанию.   В   основе (самоизменению) используемых   воспитательных форм   системно­ деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности) педагогом Создание воспитательной среды, в которой ребенок   способен   осознать,   что его   поступки,   во­первых,   не должны   разрушать   его   самого   и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во­вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В   используемых основе3 уровень (4 класс)  Получение обучающимся опыта   самостоятельного общественного действия.       в Потребность самореализации, в общественном признании, в желании   проявить   и реализовать свои потенциальные возможности,   готовность приобрести   для   этого новые необходимые личностные   качества   и способности.           т.е. принцип воспитательных   форм   лежит системно­деятельностный подход и сохранения   целостности систем. Создание   к   четвертому   классу для   младшего   школьника реальной   возможности   выхода   в пространство общественного действия     достижения третьего   уровня   воспитательных результатов.   Такой   выход   для ученика начальной школы должен быть   обязательно   оформлен   как выход   в   дружественную   среду. современной Свойственные социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной   степени   ограничены. Однако   для     и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде   всего,   сформировать   у ребенка мотивацию к изменению себя приобретение необходимых   новых   внутренних качеств.   Без   решения   этой проблемы   ученик   попросту окажется   вне   пространства деятельности по самовоспитанию, и   все   усилия   педагога   будут тщетны.   В   основе   используемых воспитательных   форм   лежит системно­ деятельностный подход   и   принцип   сохранения целостности систем. запуска и           С   переходом   от   одного   уровня   результатов   к   другому   существенно возрастают воспитательные эффекты: ­ на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;­   на   втором   уровне   воспитание   осуществляется   в   контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; ­   на   третьем   уровне   создаются   необходимые   условия   для   участия обучающихся   в   нравственно   ориентированной   социально   значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Таким   образом,   знания   о   ценностях   переводятся   в   реально   значения   ценностей действующие, присваиваются   обучающимися   и   становятся   их   личностными   смыслами,   осознанные   мотивы   поведения, духовно­нравственное   развитие   обучающихся   достигает   относительной полноты. Достижение   трёх   уровней   воспитательных   результатов   обеспечивает появление   значимых  эффектов  духовно­нравственного   развития   и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение   базовых   национальных   ценностей,   развитие   нравственного самосознания, укрепление духовного и социально­психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.  Это позволит: 1. разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах;  2. подбирать   такие   формы   внеурочной   деятельности, гарантируют достижение результата определенного уровня;    которые 3. выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;  4. диагностировать   результативность   и   эффективность   внеучебной деятельности  5. оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам.По   каждому   из   заявленных   направлений   духовно­нравственного развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени   начального   общего образования планируется достижение следующих результатов: Направления программы Воспитание гражданственности, патриотизма,   уважения   к правам,   свободам   и обязанностям человека Воспитание   нравственных чувств   и   этического сознания Ожидаемые результаты ­   ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   своему краю,   отечественному   культурно­историческому   наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; ­   элементарные   представления   об   институтах   гражданского общества,   о   государственном   устройстве   и   социальной структуре   российского   общества,   наиболее   значимых страницах   истории   страны,   об   этнических   традициях   и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; ­ первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; ­ опыт ролевого взаимодействия  и реализации гражданской, патриотической позиции; ­ опыт социальной и межкультурной коммуникации; ­ начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. ­ начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений   в   семье,   между   поколениями,   этносами, носителями   разных   убеждений,   представителями   различных социальных групп; ­   нравственно­этический   опыт   взаимодействия   со сверстниками,   старшими   и   младшими   детьми,   взрослыми   в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; ­ уважительное отношение к традиционным религиям; ­   неравнодушие   к   жизненным   проблемам   других   людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; ­   способность   эмоционально   реагировать   на   негативные проявления   в   детском   обществе   и   обществе   в   целом, анализировать   нравственную   сторону   своих   поступков   и поступков Других людей; ­   уважительное   отношение   к   родителям   (законным представителям),   к   старшим,   заботливое   отношение   к младшим; ­   знание   традиций   своей   семьи   и   образовательного учреждения, бережное отношение к ним.Воспитание   трудолюбия, творческого   отношения   к учению, труду, жизни Формирование ценностного   отношения   к семье, здоровью   и здоровому образу жизни   Воспитание   ценностного отношения   к   природе, окружающей среде (экологическое воспитание)   ­ ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ­ ценностное и творческое отношение к учебному труду; ­ элементарные представления о различных профессиях; ­  первоначальные   навыки   трудового   творческого сотрудничества   со   сверстниками,   старшими   детьми   и взрослыми; ­ осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; ­   первоначальный   опыт   участия   в   различных   видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; ­ потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных   и   наиболее   привлекательных   для   ребёнка   видах творческой деятельности; ­   мотивация   к   самореализации   в   социальном   творчестве, познавательной   и   практической,   общественно   полезной деятельности. ­ ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; ­ формирование ценностного отношения к семье как к основе российского общества ­   формирование   у   младшего   школьника   уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; ­   представления   обучающегося   о   культурно­исторических традициях российской семьи, знания о семейных ролях; ­   элементарные   представления   о   взаимной   обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально­психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; ­   первоначальный   личный   опыт   здоровьесберегающей деятельности; ­ первоначальные представления о роли физической культуры и   спорта   для   здоровья   человека,   его   образования,   труда   и творчества; ­ знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. ­ ценностное отношение к природе; ­   первоначальный   опыт   эстетического,   эмоционально­ нравственного отношения к природе; ­  элементарные   знания   о   традициях   нравственно­этического отношения   к   природе   в   культуре   народов   России,   нормах экологической этики; ­   первоначальный   опыт   участия   в   природоохраннойВоспитание   ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических   идеалах   и ценностях   (эстетическое воспитание)   деятельности   в   школе,   на   пришкольном   участке,   по   месту жительства; ­   личный   опыт   участия   в   экологических   инициативах, проектах. ­ первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; ­   первоначальные   умения   видеть   красоту   в   поведении, поступках людей; ­   элементарные   представления   об   эстетических   и художественных ценностях отечественной культуры; ­   первоначальный   опыт   эмоционального   постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; ­   первоначальный   опыт   эстетических   переживаний, наблюдений   эстетических   объектов   в   природе   и   социуме, эстетического   отношения   к   окружающему   миру   и   самому себе; ­   первоначальный   опыт   самореализации   в   различных   видах творческой   деятельности,   формирование   потребности   и умения выражать себя в доступных видах творчества; ­   мотивация   к   реализации   эстетических   ценностей   в пространстве образовательного учреждения и семьи. Примерная программа мониторинга уровня сформированности духовно ­ нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения Аннотация: представленный ниже вариант мониторинга разработан на основе принципов   духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников   в условиях   ФГОС,   должностных   инструкций:   учителя   начальной   школы, педагога­психолога,   учителя­   логопеда. соответствии с нормативными документами:   Программа   разработана   в  Закон Российской Федерации «Об образовании»;  Федеральный государственный образовательный  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности  стандарт начального общего образования; гражданина России.Программа   мониторинга   рассчитана   на   4­х   летнее   исследование,   целью которого   является   отслеживание   динамики   уровня   сформированности духовно­   нравственного   развития   и   воспитания   младших   школьников   в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Инструментарий  мониторинга   представляет   собой   совокупность   анкет, опросных   листов   и   тестов,   применение   которых   позволяет   получить комплексную   оценку   уровня   духовно­нравственного   развития   и   воспитания школьников. Внедрение   мониторинга   уровня   сформированности   духовно­нравственного развития и воспитания школьников в образовательный процесс направлено на решение следующих задач:  выработка   комплекса   показателей,   обеспечивающих   целостное представление   об   уровне   сформированности   духовно­нравственного развития  школьников;  систематизация   информации   об   уровне   сформированности   духовно­ нравственного развития школьников;  обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровне   сформированности   духовно­нравственного   развития школьников;  информационное   обеспечение   анализа   и   прогнозирования   динамики уровня   сформированности   духовно­нравственного   развития школьников. Ожидаемые   результаты  внедрения   примерной   программы   мониторинга уровня   сформированности   духовно­нравственного   развития   и   воспитания младших  школьников:   Совершенствование   планирования   мероприятий, направленных   на   формирование   духовно­нравственного   развития   и воспитания школьников.1. Повышение   качества   результатов   образования   на   ступени начального образования. 2. Выявление   разнообразных   факторов   риска   и   возможность оперативного   планирования   корректирующих   мероприятий   и совершенствования воспитательного процесса. 3. 4. Раннее выявление групп риска и формирование системы  профилактики. Обеспечение   условий   для   практической   реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию младших школьников. 5. Раннее выявление групп риска и формирование системы  профилактики. Мониторинги, которые помогут отследить полученные результаты:   Уровень воспитанности;   Уровень   сформированности   социальной   культуры,   через   диагностику нравственных   представлений   младших   школьников   (Адаптированный вариант   теста   «Размышляем   о   жизненном   опыте»   для   младших школьников);   Уровень   сформированности   личностной   культуры   через   диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный»;   Уровень удовлетворённости учебным процессом (дети, родители);   «Оценка   здоровьесберегающей   деятельности   образовательного учреждения»; Занятость учащихся во внеурочной деятельности  К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся: ценностные   ориентации   выпускника, индивидуально­личностные   позиции   религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); (этические,   которые   отражают   его   эстетические,  характеристика   социальных   чувств   (патриотизм,   толерантность, гуманизм и др.);  индивидуальные   личностные   характеристики   (доброта,   дружелюбие, честность и т.п.). Оценка   и   коррекция   развития   этих   и   других   личностных   результатов образовательной   деятельности   обучающихся   осуществляется   в   ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Посмотрите также