Тазетдинова Анастасия Николаевна,
учитель математики МОУ лицей №6 Октябрьского района городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
«Пропаганда ЗОЖ на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Пропаганду здорового образа жизни можно проводить на всех уроках, в том числе и на уроках математики. Приведу лишь несколько примеров.
На одном из уроков математики мы с учащимися говорили о гиподинамии и её отрицательных последствиях для физического состояния человека. О необходимости движения для сохранения здоровья говорили многие видные люди. М. В. Ломоносов считал, что «движение вместо лекарства служить может. Надо стараться всячески быть в движении тела». Великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние физических упражнений на организм. Они сами занимались до глубокой старости гимнастикой. Примеров спортивного здоровья и долголетия можно привести очень много. Чтобы учащимся было интересно, я ознакомила их на уроке с тем занимательный фактом, что в начале XIX века барышни из благородных семей ежедневно делали такое упражнение: раскладывали на полу мелкие предметы (гребни, заколки, бусинки и пр. – около 30), а затем, приседая, собирали их по одному. Спину при этом необходимо было держать прямо. Мы с учащимися решили провести эксперимент, сколько времени занимало такое упражнение. Наш эксперимент чуть было не сорвался, т.к. выяснилось, что далеко не все учащиеся могут присесть 30 раз, тем более с прямой спиной. Тем не менее, необходимые расчёты мы произвели, и учащиеся пришли к выводу, что упражнение занимает не так уж много времени. А тот факт, что не все смогли его выполнить, - ещё одно доказательство того, что необходимо регулярно выполнять физические упражнения. Эти исследования так понравились учащимся, что мы решили продолжить эксперимент, проверив, насколько тренировано сердце у участников опыта. Для этого считали пульс до выполнения приседаний и после приседаний. Все данные занесли в таблицу:
День недели |
Время |
Количество приседаний |
Самочувствие |
Пульс до приседаний |
Пульс после приседаний |
Понедельник |
1 мин 24 сек |
30 |
Болели ноги |
70 |
98 |
Вторник |
1 мин 12 сек |
30 |
Болели ноги |
70 |
98 |
Среда |
1 мин 10 сек |
30 |
Хорошее |
68 |
94 |
Четверг |
1 мин 5 сек |
30 |
Хорошее |
70 |
90 |
Пятница |
1 мин 2 сек |
30 |
Хорошее |
72 |
90 |
Суббота |
1 мин |
30 |
Хорошее |
70 |
88 |
Воскресенье |
58 сек |
30 |
Хорошее |
70 |
86 |
Мы заметили, что у учащихся, регулярно занимающихся спортом, учащение пульса было небольшим. Таким образом мы подтвердили ту истину, что если лениться, избегать мышечной деятельности, то разнеживается и сердечная мышца. А вот тренировкой, умеренными занятиями спортом можно поддерживать выносливость сердца до глубокой старости. Тренированное сердце – основа человеческого здоровья, и заботиться о сердце – значит увеличивать его силу.
Физическое развитие – один из важнейших показателей здоровья, поэтому нужно уметь практически правильно оценивать его. Общее представление о физическом развитии можно получить при проведении двух основных измерений – длины и веса человека. В рамках недели математики мы с группой учащихся 6 класса провели исследовательскую работу по определению индекса массы тела. Я выбрала эту тему для того, чтобы учащиеся задумались о правильном и полноценном питании. По данным Всемирной организации здравоохранения до 60 лет доживает 60% тучных людей и 90% людей, индекс массы тела которых находится в пределах нормы; до 70 лет – соответственно 30% и 50%, до 80 лет – 10% и 30%. Важно с детства привыкнуть, что в еде нужно знать меру. Избыточная масса тела, так же как и недостаточная, является причиной многих болезней, преждевременной старости и смерти. Индекс массы тела разработан бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетле. Этот показатель предназначен для контроля за влиянием питания на вес тела человека. Он отражает запасы жира в теле человека. Установлены нижний и верхний пределы, принимаемые за допустимые. Индекс Кетле рассчитывают как отношение веса тела (в кг) к квадрату роста (в м). Оценка физического развития в любом возрасте производится путём сравнивания антропометрических данных со средними величинами для соответствующего возраста и пола. Так как большинству учащихся нашей исследовательской группы исполнилось 12 лет, мы взяли только ту часть таблицы, которая касалась именно этого возраста:
|
Среднее значение |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Значение выше максимального |
Мальчики |
22 |
20,1 |
25 |
30 и более |
Девочки |
20,3 |
18,7 |
23,8 |
28,6 и выше |
В результате проведённой работы выяснилось, что в целом физическое развитие учащихся данного 6 класса находится в пределах нормы.
Давно замечено, что лучше решают задачи те учащиеся, которые умеют сами их составить, поэтому на уроках мы часто придумываем свои задачи. Для составления задачи, как известно, требуются данные. Приведу некоторые интересные сведения, которые использовались для наших задач:
- суточная норма витаминов для человека от 0,1 до 0,15 г;
- в Древней Греции люди жили в среднем 29 лет, в Европе XVI века - 21, XVII века – 26, XVIII века – 34, а в начале XX века – около 50 лет;
- за 70 лет жизни человек съедает и выпивает: воды – более 60 т, белков – более 2,5 т, жиров – более 2 т, углеводов – более 10 т, поваренной соли – 0,2 – 0,3 т;
- в головном мозге человека содержится 80%, в мышцах – 76%, в костях – около 25% воды;
- на 1см² грязной кожи насчитывается около 40000 микробов;
- человек около одной трети своей жизни проводит во сне;
- за сутки в организме человека массой 70 кг поглощается 460 литров кислорода и выделяется 403 литра углекислого газа, сердце проталкивает от 10 до 70 тыс.литров крови, предсердие и желудочки сокращаются 86400 раз, совершается 23040 раз вдох и выдох, через лёгкие проходит 11520 литров воздуха;
- испаряется через лёгкие 0,4 л воды, а с потом выводится 0,5 л.
Таким образом учащимся была дана возможность ещё раз задуматься о здоровом образе жизни, о правильном питании. Они поняли, что ЗОЖ – это не отвлечённое понятие, а вполне реальное, и что каждый из них в состоянии сделать свою жизнь полноценной. Что же касается планирования уроков с элементами пропаганды ЗОЖ, то в учебном материале достаточно много тем, по которым можно подобрать необходимый материал: абсолютная и относительная погрешности, решение задач на проценты, построение графиков и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.