Статья "Работа над пониманием текста на уроках в начальной школе" (из опыта работы)
Оценка 4.9

Статья "Работа над пониманием текста на уроках в начальной школе" (из опыта работы)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—4 кл
05.01.2017
Статья "Работа над пониманием текста на уроках в начальной школе" (из опыта работы)
В статье представлен материал по работе с текстом на уроках русского языка (работа с правилом, решение орфографической задачи), математики (решение текстовой задачи), литературного чтения (работа с художественным текстом), окружающего мира (работа с познавательным текстом). Данная статья имеет практическую направленность и рекомендована для учителей начальных классов.
Статья текст.docx

Работа над пониманием текста на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Школьная практика показывает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, потеря интереса к познанию часто возникают из-за неумения учениками понимать прочитанное.  Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, является одной из самых актуальных задач учителя.

Поэтому учителю начальных классов важно научить детей различным приёмам понимания текста, применению этих приёмов на разных предметах.

Приведём примеры работы с текстом на разных уроках в начальной школе.

Русский язык

1.      Работа с правилом «Правописание парных согласных в корне слова»

Формулировка: чтобы проверить парный согласный в слабой позиции нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный согласный  (например: дуб – дубы, дуб – дубрава).

Примечание: парный согласный стоит в слабой позиции в конце слова или перед глухим согласным.

Приёмы работы с текстом правила

·         в тексте правила подчеркнуть все глаголы, объяснить их значение;

·         в тексте правила найти ключевые слова;

·         составить памятку-алгоритм (схему) к данному правилу.

 

Памятка  «Правописание парных согласных в корне слова»

 

Памятка составляется учителем совместно с обучающимися.  Учитель предлагает ученикам шаблон с пропусками. Обучающиеся на основе изученного материала заполняют пропуски, вклеивают памятку в специальную тетрадь.

1.      Вспоминаю правило:

Чтобы проверить парный согласный  в корне слова, нужно подобрать _________________

или изменить так, чтобы после _______________ стоял______________________________.

2.      Применяю правило:

А) Нахожу__________________________.

Б) Подбираю ________________________.

В) Выделяю корень.

Например: ____________________________________________________

 

 

2. Решение орфографической задачи

Текст задания к упражнению

А) Спишите, вставив пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

Б) Во втором предложении подчеркните грамматическую основу и выпишите словосочетания.

        К…нец но…бря – самое грус..ное время (в)д...ревне.  (В)с..ду шумит мокрый ветер. Дорогу (раз)мыло.         

Приёмы работы с текстом задания

·         разбить задания А,Б на смысловые части, обозначив их скобками;

·         в каждой части подчеркнуть все глаголы, объяснить их значение;

·         выполнить задания  А, рядом со скобкой поставить отметку о выполнении;

·         выполнить задания  Б, рядом со скобкой поставить отметку о выполнении.

 

Математика

 

Работа с текстом арифметической задачи

Формулировка: в первой вазе лежало 5 пирожных, а во второй – на 2 пирожных меньше, чем в 1. Сколько пирожных лежало в двух вазах?

 

Приёмы работы с текстом задачи

 

·         разбить текст задачи на две части (условие, вопрос);

·         прочитать вопрос задачи, выделить ключевое слово (то, о чём говорится в задаче);

·         прочитать условие задачи, выделить числовые данные,  объяснить роль в условии задачи;

·         составить схему или краткую запись к задаче;

·         решить задачу, записать ответ.

 

Литературное чтение

На уроках литературного чтения осуществляется непосредственная работа над пониманием художественного текста, т.е. вычитывание различных видов текстовой информации.

Приведём пример использования технологии формирования типа правильной читательской деятельности («Школа 2100»).

 

Работа с текстом стихотворения

                                                                                                               Олег Бундур

ДОБРОТА

Если мама заплачет –

Больно ей, не иначе, 
Папа её успокоит, 
Спросит: - Что беспокоит? –

Случается и такое, 
Что мама его успокоит, 
Скажет хорошее слово

И папа весёлый снова.

А, если же я заплачу –

Мама меня обнимет, 
Папа меня обнимет

И всё, как рукою снимет!

 

Этапы работы с текстом

 

Этап

Содержание работы

I этап

Работа с текстом до чтения – антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения), постановка целей урока.

 

 

Название  стихотворения позволяет детям предположить, что речь пойдёт о доброте, о ком-то, кто может ей поделиться.

У детей возникает много вопросов:

- Кто может поделиться добротой?

- Как это сделать?

- Для чего делиться добротой?

На основе предположений ставится цель урока: выяснить, что такое доброта в стихотворении Олега  Бундура «Доброта».

 

II этап

Работа с текстом во время чтения -первичное чтение текста, перечитывание текста, беседа по содержанию.

 

- Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (по выбору учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся.
- Выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. На основе прочитанного дети подтверждают или опровергают свои предположения о содержании текста.

 

 

- Медленное «вдумчивое» повторное чтение  стихотворения, словарная работа (объяснение лексического значения слов и выражений «иначе», «беспокоит», «как рукою снимет»).

- Анализ текста через  диалог с автором и выделение ключевых фраз («скажет хорошее слово», «мама меня обнимет», «папа меня обнимет», «всё как рукою снимет»).

- Беседа по содержанию текста: постановка уточняющих вопросов (Почему заплакала мама?, Как её успокаивает папа?, Бывает ли так, что мама успокаивает папу? Как доброта помогла ребёнку?).

                

III этап

Работа с текстом после чтения - концептуальная (смысловая) беседа по тексту, знакомство с писателем, творческие задания.

- Коллективное обсуждение прочитанного стихотворения. Выявление и формулирование основной идеи текста (достижение цели урока) - доброта в стихотворении Олега  Бундура – это поддержка и забота всех членов семьи.

- Знакомство с писателем.

- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы): рисование понятия «доброта», героев стихотворения, членов своей семьи.

- Представление  рисунков.

 

Применяя технологию продуктивного чтения обучающиеся глубже понимают текст, что в свою очередь делает интереснее и продуктивнее урок литературного чтения. А это и есть путь к формированию грамотного читателя.

 

Окружающий мир

На уроках окружающего мира осуществляется  работа над пониманием познавательного  текста, т.е. вычитывание фактуальной информации. Одним из приёмов работы с познавательным текстом является чтение текста с остановками.

Приведём пример работы с научным текстом «Тела» на уроке окружающего мира.

 

Тебе уже знакомо выражение «тело человека» (Как вы понимаете это выражение?). В науке словом тело обозначают все окружающие нас предметы (Назовите тела, которые нас окружают).  Берёза, заяц, камень, Луна, карандаш, тарелка – всё это тела.

Звёзды, камни, птицы, звери – это тела, созданные природой (Как бы вы их назвали?). Их так и называют – тела природы. Тела природы бывают живыми и неживыми (Приведите свои примеры). К неживым относят, например, Луну, звёзды, камни. К живым – растения, животных, людей.

Дома, машины, посуда, мебель – тела, созданные трудом человека (Как бы вы их назвали?). Их называют изделиями.

 

Задавая  вопросы по ходу чтения, осуществляется диалог с текстом, в ходе которого обучающиеся находят непонятные слова, а также ключевые слова, которые помогают лучше усвоить информацию.  Выполняя такую работу, у обучающихся происходит осознавание – выведение в осознанную умственную деятельность процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения, но играют важную роль в понимании. Это позволяет лучше понять и запомнить прочитанное.

 

Умение работать с текстом помогает обучающимся успешно овладевать различными учебными предметами, так как повышает учебную мотивацию, формирует положительное отношение к чтению, к познавательной деятельности, развивает устную речь, умение слышать другого.

А эффективность обучения пониманию текста во многом зависит от систематичности и последовательности в работе учителя.

 

Мерзлякова Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Бушуева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

 

 

 

 


 

Работа над пониманием текста на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Работа над пониманием текста на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Математика Работа с текстом арифметической задачи

Математика Работа с текстом арифметической задачи

II этап Работа с текстом во время чтения - первичное чтение текста, перечитывание текста, беседа по содержанию

II этап Работа с текстом во время чтения - первичное чтение текста, перечитывание текста, беседа по содержанию

Статья "Работа над пониманием текста на уроках в начальной школе" (из опыта работы)

Статья "Работа над пониманием текста на уроках в начальной школе" (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017