Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Оценка 4.9

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—5 кл
07.03.2018
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
В статье "Работа с неуспевающими школьниками" дается общая характеристика соматического и психического статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дается понятие "Неуспевающие дети", рассказывается о причинах неуспешности, анализируются методы преодоления и предупреждения неуспеваемости. Материал пригодится учителям, работающим не только в начальных классах, но и в среднем звене.В статье "Работа с неуспевающими школьниками" дается общая характеристика соматического и психического статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
,Работа с неуспевающими.docx
Статья: «Общая характеристика соматического и психического статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  По теме: «Работа с неуспевающими школьниками»  Исполнитель: Клестова Наталья Леонидовна Ревда 2017 год Содержание Введение…………………………………………………………….3­4 1. Неуспевающие дети……………………………………………...4­5 2. Причины неуспеваемости…………………………………….....5­7 3. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости…..7­13 Заключение…………………………………………………………..14 Список литературы………………………………………………….15 2 Введение Непременным условием для достижения высокого уровня всеобщего образования и культуры является укрепление и развитие общеобразовательной школы,   улучшение   качества   ее   учебно­воспитательной   работы,   повышение эффективности педагогического труда.  Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе,   особенно   если   они   проявляются   еще   в   начальных   классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно   в   начальный   период   обучения   у   детей   закладывается   фундамент системы   знаний,   которые   пополняются   в   дальнейшие   годы,   в   это   же   время формируются   умственные   и   практические   операции,   действия   и   навыки,   без которых   невозможны   последующее   учение   и   практическая   деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку   своевременную   и   адекватную   его   проблемам   помощь,   но   для   этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности. Причины   трудностей   в   учебной   деятельности   учащихся   в   массовой общеобразовательной   школе   рассматривались   многими   педагогами   и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер,   А.Н.   Леонтьев,   А.Р.   Лурия,   А.А.   Смирнов,   Л.С.   Славина,   Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению,   в   крайней   своей   форме   выступающая   как   социальная   и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные 3 в   дошкольном   возрасте,   недостатки   зрения   и   слуха;   умственная   отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в I класс массовой   школы   и   лишь   после   годичного   безуспешного   обучения   там направляется   через   медико­педагогические   комиссии   в   специальные вспомогательные   школы);   негативные   взаимоотношения   с   одноклассниками   и учителем   [5,   77].   Помочь   конкретному   ребенку   невозможно   без   понимания определенных   трудностей,   которые   у   него   возникают.   Что   сделал   учитель, чтобы   разобраться   в   тех   причинах,   которые   порождают   неуспеваемость учащихся?   Я   решила   для   себя,   что   обязательно   узнаю   те   причины,   которые лежат в основе неуспеваемости.  Объектом изучения является школьная неуспеваемость. Предмет –причины неуспеваемости. Целью моей   работы   является   изучить   педагогическую   деятельность   с неуспевающими детьми в условиях образовательного учреждения. 1. Неуспевающие дети Неуспевающий   ребенок   ­   головная   боль   педагогов,   вечное   страдание родителей,   повод   для   насмешек   со   стороны   одноклассников.   Школьная неуспеваемость   представляет   собой   невозможность   усвоения   ребенком программного   материала. К   неуспевающим   школьникам   относят   учеников, которые   некачественно,   поверхностно   и   с   пробелами   усваивают   школьную программу. Это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний,   умений,   скорость   мышления   и   выполнения   операций,   который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Мой педагогический опыт позволяет сделать вывод о реакции школьников на   свою   неуспеваемость.   Дети   начального   звена   определяют   положительное 4 отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных   оценок.   Подростки   уделяют   учебным   занятиям   гораздо   меньше внимания. Они принимают участие в кружках, секциях, много времени уделяют развлечениям. А старшеклассники переживают за оценку по интересующему им предмету.  Для   всех   неуспевающих   школьников   характерна   прежде   всего   слабая самоорганизация   в  процессе   учения:   отсутствие  сформированных  способов  и приемов   учебной   работы,   наличие   устойчивого   неправильного   подхода   к учению. Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять   логическую   обработку   усваиваемой   темы.   Эти   школьники   на уроках   и   дома   работают   не   систематически,   а   если   оказываются   перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного   материала,   либо   прибегают   к   многократному   чтению   его   с   целью заучивания   наизусть,   не   вникая   в   сущность   заучиваемого.   Эти   учащиеся   не работают  над  систематизацией   усваиваемых  знаний,  не  устанавливают   связей нового   материала   со   старым.   Вследствие   этого   знания   неуспевающих   имеют бессистемный   характер. Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной   недогрузке,   что   в   свою   очередь   ведет   к   значительному снижению   темпов   умственного   развития   этих   школьников   и   еще   больше усиливает их отставание от одноклассников. 2. Причины неуспеваемости В основе неуспеваемости лежит ряд причин, которые часто действуют в комплексе. Педагоги­ученые видят основную причину неуспеваемости прежде всего   в   несовершенстве   методов   преподавания.   Школьные   учителя,   склонны объяснять   слабую   успеваемость   недостатком   волевых   и   некоторых 5 нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Кроме того, успехи в учении зависят от таких личностных особенностей школьников как мотивация,   взаимоотношения   с   учителями,   родителями,   одноклассниками, характера самооценки. Я считаю, что обязательно нужно выделить несформированность приемов учебной деятельности и недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ученика. Итак, чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины,   порождающие   ее.   Выделяют   две   группы   причин     неуспеваемости:  внешние и внутренние                           К внешним причинам относят 1. Социальные  ­   снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.   2.  Несовершенство   организации   учебного   процесса   на   местах (неинтересные   отсутствие   индивидуального   подхода, уроки, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях   перегрузка   учащихся, 3. Влияние извне – улица, семья. К внутренним причинам относят 1.Дефекты   здоровья   школьников,   вызванные   резким   ухудшением   уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек,   страдающий   теми   или   иными   недугами,   не   в   состоянии   вынести колоссальные учебные нагрузки.                     6 2.Низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.             3.  Отсутствие   мотивации   учения:   у   ребенка   неправильно   сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.                 4. Слабое развитие волевой сферы у учащихся. Но  я  с  уверенности  могу  утверждать, что  встречаются  иногда  и  такие учащиеся,   для   которых учение   потеряло   почти   всякий   смысл.   Но   и   эта категория  неуспевающих  небезнадежна.  Если  учитель   в  работе  постоянно  их ругает   и   стыдит   при   всем   классе,   часто   вызывает   родителей,   которые   его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу. Одним словом,   нужна   продуманная   система   мер   в   борьбе сначала   за   интерес   к предмету, а затем и успеваемость этого ученика. На   мой   взгляд,   проблемы,   приводящие   к   неуспеваемости   школьника, могут   возникнуть   на   любом   этапе   школьного   обучения,   поэтому   важно осуществлять   и   вести   систематическую   работу   с   целью   профилактики, предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Лишь при помощи   целостной   системы   совместной   деятельности   педагогов,   психологов, родителей,   самого   ребенка,   с   опорой   на   помощь   психологов,   а   при необходимости врачей­специалистов можно добиться успехов. 3.  Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости Вот уже 17 лет я каждый день вхожу в класс к своим ученикам. И на передний   план   своей   работы   я   ставлю   выявление   причины   неуспеваемости   с 7 помощью   диагностических   методик,   позволяющих   установить   наличие   и характер   учебно­познавательных   способностей   и   интересов   учащихся   и определить оптимальные условия их обучения [95, 96]. В таблице приведены причины и характер проявления неуспешности ученика. Причины неуспеваемости Низкий   уровень   развития   учебной мотивации   (ничто   не   побуждает учиться). Влияют:  ∙обстоятельства   жизни   ребенка   в семье;  ∙взаимоотношения   с   окружающими взрослыми   Интеллектуальная   пассивность   как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения,   знания   и   навыки,   на   основе которых педагог строит обучение Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения       зазубривание, Характер проявления Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет   стремления   быть   успешным   в учебной   деятельности   (отсутствует заинтересованность   в   получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) При   выполнении   учебного   задания, требующего   активной   мыслительной работы,   отсутствует   стремление   его понять и осмыслить. Вместо   активного   размышления   – использование   различных   обходных путей:   списывание, подсказки   товарищей,   угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться   как   избирательно   в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий   многие   из   таких   учащихся действуют   умнее,   активнее   и сообразительнее, чем в учении Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами   учебной   работы,   которые требуют   от   них   значительной   траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают   выполнять   практические задания   раньше,   чем   выучивают правило,   для   применения   которого 8 сформировавшееся Неправильно отношение к учебному труду:  ∙пробелы   в   воспитании   (нет постоянных   трудовых   обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к   качеству   работы;   избалованные, неорганизованные учащиеся);  ∙неправильная   организация   учебной деятельности в ОУ Отсутствие   или   слабое   развитие учебных и познавательных  интересов –   недостаточное   внимание   к   этой проблеме   со   стороны   педагогов   и родителей эти   задания   задаются;   не   проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе   скучное,   или   частично Нежелание   выполнять   не   очень интересное,   трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями Знания   усваиваются   без   интереса, легко становятся формальными, т. к. не   отвечают   потребности   в   их приобретении,   остаются   мертвым грузом, не используются, не влияют на представления об окружающей   действительности   и   не побуждают дальнейшей деятельности   школьника к       После   обнаружения   этих   признаков   и   причин,   я   заполняю   документацию   на каждого   неуспевающего   ученика. Затем   составляю   план   работы   на   две ближайшие недели, который выглядит так: 1. Составить список неуспевающих учащихся по предметам. 2. Проведение контрольных срезов по основным разделам учебного материала. 3. Встречи с родителями и беседы с ними. 4. Составление плана работы по ликвидации пробелов на четверть. 4.1 Использовать дифференцированный подход при сам­ной работе на уроке, включая посильные индивидуальные задания, фиксируя в плане урока. 4.2 Вести тематический учет знаний неуспевающих детей. 9 4.3 Отражать индивидуальную работу в специальной тетради учета ошибок по предмету. Но неуспеваемость легче предупредить, чем потом ликвидировать. Я наметила для себя ряд мер предупреждения неуспеваемости: ­ всестороннее повышение эффективности каждого урока; ­ формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов; ­ индивидуальный подход к учащимся; ­ усиление работы с родителями; ­ привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности за учение. Стараюсь формировать положительное отношение к учению. При опросе – создаю атмосферу доброжелательности: ­ разрешаю повторить материал; ­ разрешаю пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами; ­ стимулирую оценкой, подбадриваю, хвалю; При изложении нового материала: ­ спрашиваю, как поняли учебный материал; ­ прошу помочь подготовиться; привлекаю к выводам, обобщениям; При самостоятельной работе на уроке: ­ напоминаю, какие аналогичные задания выполняли ранее; ­ указываю, какое правило необходимо применить; ­ стимулирую их самостоятельную деятельность; 10 ­ контролирую, указываю на ошибки; При организации работы вне класса: ­ подбираю специальные упражнения; ­ объясняю последовательность их выполнения; ­ предупреждаю о возможных затруднениях; даю карточки­помощники. Пытаюсь для себя и ученика сформировать минимум знаний и навыков, которые   должен   усвоить   ученик   и   применить   такие   виды   работ   с неуспевающими детьми как: ­ карточки для индивидуальной работы; задания с выбором ответа; ­ деформированные задания; карточки­тренажеры; ­ карточки с образцами решения; карточки­помощники; творческие задания; ­ привлечение сильных учащихся в качестве консультантов. В своей практике я на каждом уроке создаю ситуацию успеха,  которая дает  возможность   ученику   пережить   состояние   радости,   удовлетворения   от результатов его деятельности.        Роль ситуации успеха велика на любом этапе урока и вне   его.         Я приведу несколько примеров из моей практики. Повторять одну и ту же ситуацию   можно   часто,   можно   несколько   раз,   но   с   каким­то   временным интервалом.  Ситуация 1. «Эмоциональное поглаживание»                 В   течение   всего   урока   я   произношу   слова:   «хорошо»,   «отлично», «молодец»,   «умница».   В   конце   концов,   ребенок   поверит   учителю   и   станет 11 принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да,  я  «умница».  Я   заслужил   эти   слова,  и   все   время   буду   доказывать,  что   я «молодец»!          С 1­го класса я приучаю учеников начитать свой ответ со слов: «Я думаю…», «Я считаю…», таким образом, подчеркивая его индивидуальность.                   Поддерживать ученика нужно постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой.     Ситуация 2.       «Цветные карточки». В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные карточки,   а   в   конце   урока   «меняют»   их   на   оценки.   Такой   прием   хорошо работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока. Ситуация 3. «Электронные приложения» Электронные   приложения   подготовлены   с   целью   возможности   "оживления" уроков с помощью флэш­анимации. Материал приложений соответствует главам и   параграфам   учебников.   В   каждом   разделе   анимированы   3   блока   "понять", "знать",   "уметь".   Приложения   содержат   материалы   для   организации самостоятельной работы учащихся. Задания направлены на организацию работы по  закреплению  материала,  а также  на  развитие  навыков  работы с мышью  и клавиатурой.    Я   на   каждом   этапе   урока   стараюсь   осуществлять   работу   по   оказанию помощи   и   поддержки   слабоуспевающим   ученикам.   Ведутся   тетради   для 12 индивидуальных  занятий  с детьми данной категории, которые  проводятся во внеурочное время.   При работе над ошибками, организации домашнего задания     учитываю особенности   детей   и   осуществляю   дифференцированный   подход,   используя карточки с заданиями разного уровня.            В классе созданы группы из учеников­помощников, которые оказывают помощь своим одноклассникам.  На каждого ученика я завожу индивидуальную карту. Индивидуальная   карта   ученика  Ф.И.О.  учителя ______________             Фамилия   ученика _______________ Класс_________________                           Предмет ________________________  № п\п 1. Планируемые мероприятия Сроки Индивидуальные дополнительные занятия.  Дата Сроки 2. 3. 4. 5.         Всю работу я отображаю в папке «Индивидуальное сопровождение детей, Дифференцированные задания.  Дифференцированный контроль знаний.      Работа с тетрадью. Консультации для родителей. требующих педагогического внимания и детей «группы риска», в которой есть разделы, отображающие состояние здоровья учеников, сведения о родителях. При   помощи   этой   папки   отслеживается   динамика   успеваемости   каждого ученика,   активность   родителей   в   участии   в   общешкольных   и   классных мероприятиях. Также имеется раздел, в котором отображена работа учителя с родителями. 13 Заключение Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной  действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.  Трудности в обучении периодически возникают у каждого школьника. Но если  они вовремя не замечены педагогом и не устранены, они постепенно приводят к  отставанию ученика и его неуспеваемости, то есть неспособности освоить  школьную программу и развивать познавательные навыки. Педагог призван стимулировать у учеников интерес и активность в  обучении при помощи содержательных, организационных и социально­ психологических методов. То есть он должен раскрыть содержание школьной  программы в максимально доступном и привлекательном свете, правильно  организовать процесс обучения и создать благоприятную психологическую  атмосферу в классе, группе детей. В данной работе я хотела рассмотреть причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения. Для этого ознакомилась с подходами ученых в исследовании данной проблемы, изучила психологические причины, способы предупреждения и преодоления неуспеваемости.  Таким образом, педагог, зная психологические причины неуспеваемости младших школьников, может оказать помощь в преодолении и предупреждении этих   трудностей.   Но  мы   должны   понимать,   что   работа   с   неуспевающими школьниками требует от нас больших сил, времени, здоровья, профессиональной компетентности, но также мы должны понимать и то, что без качественной и систематической работы не будет достигнут положительный результат. 14 Список литературы 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении  детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.  Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось­89", 1997. ­ 224 с.   2. Бабанский, Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб.  статей / под ред. Ю.К. Бабанского. ­ Ростов­на­Дону, 1972. ­ 77 с. 3. Блонский, П.П. Психология младших школьников / П.П. Блонский – М.:  Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 574 с. [5, 77]. 4. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С. Волков – М.: Академ. Проект, 2004. – 144 с. 5. Защиринская О. В. Основные направления психодиагностики  общения школьников/О. В. Защиринская // Вестник Санкт­Петербургского  университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. ­СПб.:Изд­во  Санкт­Петербургского университета, 2010. т. Вып. 3.­С.204 – 212 6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном  процессе. М., 1979. – 160 с. [95, 96] Статьи: 1. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении  чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии, № 5, 2000. ­7 с. 15 2. Алексеева М.Ю. Совершенствование форм и методов работы со  слабоуспевающими учащимися, предупреждение неуспеваемости учащихся.  2015 г. – 7 с. 16

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"

Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018