В статье "Работа с неуспевающими школьниками" дается общая характеристика соматического и психического статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дается понятие "Неуспевающие дети", рассказывается о причинах неуспешности, анализируются методы преодоления и предупреждения неуспеваемости. Материал пригодится учителям, работающим не только в начальных классах, но и в среднем звене.В статье "Работа с неуспевающими школьниками" дается общая характеристика соматического и психического статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
,Работа с неуспевающими.docx
Статья:
«Общая характеристика соматического и психического статуса обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
По теме:
«Работа с неуспевающими школьниками»
Исполнитель:
Клестова Наталья Леонидовна
Ревда 2017 год Содержание
Введение…………………………………………………………….34
1. Неуспевающие дети……………………………………………...45
2. Причины неуспеваемости…………………………………….....57
3. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости…..713
Заключение…………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………….15
2 Введение
Непременным условием для достижения высокого уровня всеобщего
образования и культуры является укрепление и развитие общеобразовательной
школы, улучшение качества ее учебновоспитательной работы, повышение
эффективности педагогического труда.
Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном
процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах,
существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой.
Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент
системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время
формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без
которых невозможны последующее учение и практическая деятельность.
Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями
приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в
результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения,
если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав
ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого
необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой
общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и
психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С.
Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К.
Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному
обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и
педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате
длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные
3 в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость
(поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в I класс
массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там
направляется через медикопедагогические комиссии в специальные
вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и
учителем [5, 77]. Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания
определенных трудностей, которые у него возникают. Что сделал учитель,
чтобы разобраться в тех причинах, которые порождают неуспеваемость
учащихся? Я решила для себя, что обязательно узнаю те причины, которые
лежат в основе неуспеваемости.
Объектом изучения является школьная неуспеваемость.
Предмет –причины неуспеваемости.
Целью моей работы является изучить педагогическую деятельность с
неуспевающими детьми в условиях образовательного учреждения.
1. Неуспевающие дети
Неуспевающий ребенок головная боль педагогов, вечное страдание
родителей, повод для насмешек со стороны одноклассников. Школьная
неуспеваемость представляет собой невозможность усвоения ребенком
программного материала. К неуспевающим школьникам относят учеников,
которые некачественно, поверхностно и с пробелами усваивают школьную
программу. Это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень
знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который
показывают обучающиеся рядом с ним дети.
Мой педагогический опыт позволяет сделать вывод о реакции школьников
на свою неуспеваемость. Дети начального звена определяют положительное
4 отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу
полученных оценок. Подростки уделяют учебным занятиям гораздо меньше
внимания. Они принимают участие в кружках, секциях, много времени уделяют
развлечениям. А старшеклассники переживают за оценку по интересующему им
предмету.
Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая
самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и
приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к
учению.
Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут
осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на
уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед
необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя
учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью
заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не
работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей
нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют
бессистемный характер. Такой подход к учению приводит к систематической
интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному
снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше
усиливает их отставание от одноклассников.
2. Причины неуспеваемости
В основе неуспеваемости лежит ряд причин, которые часто действуют в
комплексе. Педагогиученые видят основную причину неуспеваемости прежде
всего в несовершенстве методов преподавания. Школьные учителя, склонны
объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых
5 нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Кроме того,
успехи в учении зависят от таких личностных особенностей школьников как
мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, одноклассниками,
характера самооценки.
Я считаю, что обязательно нужно выделить несформированность приемов
учебной деятельности и недостатки развития психических процессов, главным
образом мыслительной сферы ученика.
Итак, чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать
причины, порождающие ее. Выделяют две группы причин неуспеваемости:
внешние и внутренние
К внешним причинам относят
1. Социальные снижение ценности образования в обществе, нестабильность
существующей образовательной системы.
2. Несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные
отсутствие индивидуального подхода,
уроки,
несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях
перегрузка учащихся,
3. Влияние извне – улица, семья.
К внутренним причинам относят
1.Дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня
материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что
каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента
рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь
человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести
колоссальные учебные нагрузки.
6 2.Низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение
в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен
быть посильным для большинства школьников.
3. Отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось
отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не
стремится быть успешным в учебной деятельности.
4. Слабое развитие волевой сферы у учащихся.
Но я с уверенности могу утверждать, что встречаются иногда и такие
учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта
категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их
ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его
наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят
для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу. Одним
словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к
предмету, а затем и успеваемость этого ученика.
На мой взгляд, проблемы, приводящие к неуспеваемости школьника,
могут возникнуть на любом этапе школьного обучения, поэтому важно
осуществлять и вести систематическую работу с целью профилактики,
предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Лишь при
помощи целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов,
родителей, самого ребенка, с опорой на помощь психологов, а при
необходимости врачейспециалистов можно добиться успехов.
3.
Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости
Вот уже 17 лет я каждый день вхожу в класс к своим ученикам. И на
передний план своей работы я ставлю выявление причины неуспеваемости с
7 помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и
характер учебнопознавательных способностей и интересов учащихся и
определить оптимальные условия их обучения [95, 96].
В таблице приведены причины и характер проявления неуспешности ученика.
Причины неуспеваемости
Низкий уровень развития учебной
мотивации (ничто не побуждает
учиться). Влияют:
∙обстоятельства жизни ребенка в
семье;
∙взаимоотношения с окружающими
взрослыми
Интеллектуальная пассивность как
результат неправильного воспитания.
Интеллектуально пассивные учащиеся
– те, которые не имели ни правильных
условий для умственного развития, ни
достаточной
практики
интеллектуальной деятельности, у них
отсутствуют
интеллектуальные
умения, знания и навыки, на основе
которых педагог строит обучение
Неправильные навыки учебной работы
– со стороны педагога нет должного
контроля над способами и приемами
ее выполнения
зазубривание,
Характер проявления
Неправильно
сформировавшееся
отношение к учению, непонимание его
общественной значимости.
Нет стремления быть успешным в
учебной деятельности (отсутствует
заинтересованность в получении
хороших отметок, вполне устраивают
удовлетворительные)
При выполнении учебного задания,
требующего активной мыслительной
работы, отсутствует стремление его
понять и осмыслить.
Вместо активного размышления –
использование различных обходных
путей:
списывание,
подсказки товарищей, угадывание
правильных вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может
проявляться как избирательно в
отношении учебных предметов, так и
во всей учебной работе. Вне учебных
занятий многие из таких учащихся
действуют умнее,
активнее и
сообразительнее, чем в учении
Учащиеся не умеют учиться, не умеют
самостоятельно работать, потому что
пользуются
малоэффективными
способами учебной работы, которые
требуют от них значительной траты
лишнего времени и труда: заучивают
текст, не выделяя логических частей;
начинают выполнять практические
задания раньше, чем выучивают
правило, для применения которого
8 сформировавшееся
Неправильно
отношение к учебному труду:
∙пробелы в воспитании
(нет
постоянных трудовых обязанностей,
не приучены выполнять их аккуратно,
не предъявлялось строгих требований
к качеству работы; избалованные,
неорганизованные учащиеся);
∙неправильная организация учебной
деятельности в ОУ
Отсутствие или слабое развитие
учебных и познавательных интересов
– недостаточное внимание к этой
проблеме со стороны педагогов и
родителей
эти задания задаются; не проверяют
свои работы или не умеют проверять;
выполняют работу в медленном темпе
скучное,
или частично
Нежелание выполнять не очень
интересное,
трудное,
отнимающее много времени задание.
Небрежность и недобросовестность в
выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные
выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными
пособиями
Знания усваиваются без интереса,
легко становятся формальными, т. к.
не отвечают потребности в их
приобретении,
остаются мертвым
грузом, не используются, не влияют на
представления
об
окружающей действительности и не
побуждают
дальнейшей
деятельности
школьника
к
После обнаружения этих признаков и причин, я заполняю документацию на
каждого неуспевающего ученика. Затем составляю план работы на две
ближайшие недели, который выглядит так:
1. Составить список неуспевающих учащихся по предметам.
2. Проведение контрольных срезов по основным разделам учебного материала.
3. Встречи с родителями и беседы с ними.
4. Составление плана работы по ликвидации пробелов на четверть.
4.1 Использовать дифференцированный подход при самной работе на уроке,
включая посильные индивидуальные задания, фиксируя в плане урока.
4.2 Вести тематический учет знаний неуспевающих детей.
9 4.3 Отражать индивидуальную работу в специальной тетради учета ошибок по
предмету.
Но неуспеваемость легче предупредить, чем потом ликвидировать.
Я наметила для себя ряд мер предупреждения неуспеваемости:
всестороннее повышение эффективности каждого урока;
формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;
индивидуальный подход к учащимся;
усиление работы с родителями;
привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности за
учение.
Стараюсь формировать положительное отношение к учению.
При опросе – создаю атмосферу доброжелательности:
разрешаю повторить материал;
разрешаю пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами;
стимулирую оценкой, подбадриваю, хвалю;
При изложении нового материала:
спрашиваю, как поняли учебный материал;
прошу помочь подготовиться; привлекаю к выводам, обобщениям;
При самостоятельной работе на уроке:
напоминаю, какие аналогичные задания выполняли ранее;
указываю, какое правило необходимо применить;
стимулирую их самостоятельную деятельность;
10 контролирую, указываю на ошибки;
При организации работы вне класса:
подбираю специальные упражнения;
объясняю последовательность их выполнения;
предупреждаю о возможных затруднениях; даю карточкипомощники.
Пытаюсь для себя и ученика сформировать минимум знаний и навыков,
которые должен усвоить ученик и применить такие виды работ с
неуспевающими детьми как:
карточки для индивидуальной работы; задания с выбором ответа;
деформированные задания; карточкитренажеры;
карточки с образцами решения; карточкипомощники; творческие задания;
привлечение сильных учащихся в качестве консультантов.
В своей практике я на каждом уроке создаю ситуацию успеха, которая
дает возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от
результатов его деятельности.
Роль ситуации успеха велика на любом этапе урока и вне его.
Я приведу несколько примеров из моей практики. Повторять одну и ту же
ситуацию можно часто, можно несколько раз, но с какимто временным
интервалом.
Ситуация 1.
«Эмоциональное поглаживание»
В течение всего урока я произношу слова: «хорошо», «отлично»,
«молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет
11 принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец»,
да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я
«молодец»!
С 1го класса я приучаю учеников начитать свой ответ со слов: «Я
думаю…», «Я считаю…», таким образом, подчеркивая его индивидуальность.
Поддерживать ученика нужно постоянно: на любом этапе урока, перед
контрольной работой, диктантом, проверочной работой.
Ситуация 2.
«Цветные карточки».
В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные
карточки, а в конце урока «меняют» их на оценки. Такой прием хорошо
работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный
настрой урока.
Ситуация 3.
«Электронные приложения»
Электронные приложения подготовлены с целью возможности "оживления"
уроков с помощью флэшанимации. Материал приложений соответствует главам
и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока "понять",
"знать", "уметь". Приложения содержат материалы для организации
самостоятельной работы учащихся. Задания направлены на организацию работы
по закреплению материала, а также на развитие навыков работы с мышью и
клавиатурой.
Я на каждом этапе урока стараюсь осуществлять работу по оказанию
помощи и поддержки слабоуспевающим ученикам. Ведутся тетради для
12 индивидуальных занятий с детьми данной категории, которые проводятся во
внеурочное время.
При работе над ошибками, организации домашнего задания учитываю
особенности детей и осуществляю дифференцированный подход, используя
карточки с заданиями разного уровня.
В классе созданы группы из учениковпомощников, которые оказывают
помощь своим одноклассникам.
На каждого ученика я завожу индивидуальную карту.
Индивидуальная карта ученика
Ф.И.О. учителя ______________ Фамилия ученика _______________
Класс_________________ Предмет ________________________
№ п\п
1.
Планируемые мероприятия
Сроки
Индивидуальные дополнительные занятия.
Дата
Сроки
2.
3.
4.
5.
Всю работу я отображаю в папке «Индивидуальное сопровождение детей,
Дифференцированные задания.
Дифференцированный контроль знаний.
Работа с тетрадью.
Консультации для родителей.
требующих педагогического внимания и детей «группы риска», в которой есть
разделы, отображающие состояние здоровья учеников, сведения о родителях.
При помощи этой папки отслеживается динамика успеваемости каждого
ученика, активность родителей в участии в общешкольных и классных
мероприятиях. Также имеется раздел, в котором отображена работа учителя с
родителями.
13 Заключение
Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной
действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Трудности в обучении периодически возникают у каждого школьника. Но если
они вовремя не замечены педагогом и не устранены, они постепенно приводят к
отставанию ученика и его неуспеваемости, то есть неспособности освоить
школьную программу и развивать познавательные навыки.
Педагог призван стимулировать у учеников интерес и активность в
обучении при помощи содержательных, организационных и социально
психологических методов. То есть он должен раскрыть содержание школьной
программы в максимально доступном и привлекательном свете, правильно
организовать процесс обучения и создать благоприятную психологическую
атмосферу в классе, группе детей.
В данной работе я хотела рассмотреть причины неуспеваемости младших
школьников и пути их предупреждения. Для этого ознакомилась с подходами
ученых в исследовании данной проблемы, изучила психологические причины,
способы предупреждения и преодоления неуспеваемости.
Таким образом, педагог, зная психологические причины неуспеваемости
младших школьников, может оказать помощь в преодолении и предупреждении
этих трудностей. Но мы должны понимать, что работа с неуспевающими
школьниками требует от нас больших сил, времени, здоровья, профессиональной
компетентности, но также мы должны понимать и то, что без качественной и
систематической работы не будет достигнут положительный результат.
14 Список литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось89", 1997. 224 с.
2. Бабанский, Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб.
статей / под ред. Ю.К. Бабанского. РостовнаДону, 1972. 77 с.
3. Блонский, П.П. Психология младших школьников / П.П. Блонский – М.:
Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 574 с. [5, 77].
4. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С. Волков – М.:
Академ. Проект, 2004. – 144 с.
5. Защиринская О. В. Основные направления психодиагностики
общения школьников/О. В. Защиринская // Вестник СанктПетербургского
университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. СПб.:Издво
СанктПетербургского университета, 2010. т. Вып. 3.С.204 – 212
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе. М., 1979. – 160 с. [95, 96]
Статьи:
1. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении
чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии, № 5, 2000. 7 с.
15 2. Алексеева М.Ю. Совершенствование форм и методов работы со
слабоуспевающими учащимися, предупреждение неуспеваемости учащихся.
2015 г. – 7 с.
16
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Статья "Работа с неуспевающими школьниками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.