Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"
Оценка 4.9

Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
библиотека +1
Взрослым
03.12.2018
Статья "Работа с одаренными детьми в  школьной библиотеке"
В данной статье освещаются :виды способности, личностные особенности, показатели одаренности, принципы работы с одаренными детьми, направление диагностики одаренности детей, задачи библиотеки, система работы школьного библиотекаря с одаренными детьми. Программа работы с одаренными детьми в условиях школьной библиотеки. Статья будет полезна педагогам-библиотекарям.
одаренные дети.docx
» Содержание 1. Работа с одаренными детьми в условиях  школьной библиотеки……………………………….. Работа с одаренными детьми в условиях школьной библиотеки. Виды способности, личностные особенности, показатели  одаренности, принципы работы с одаренными детьми,  направление диагностики одаренности детей, задачи библиотеки,  система работы школьного библиотекаря с одаренными детьми.  Программа работы с одаренными детьми в условиях школьной  библиотеки. Программа работы с одаренными детьми в условиях школьной библиотеки 1. Выявление одаренных детей. 2. Методическая   работа   педкадрами, направленная   на   организацию,   координацию, контроль   и   обобщение   результатов   работы   с одаренными детьми. с   3. Стимулирование   творческой   деятельности   через организацию массовых форм работы. 4. Реализация   личных   творческих   способностей детей   через   организацию   индивидуальных   форм работы. 5. Развитие  общеинтеллектуальных,   научно­исследо­ вательских,   организационных   умений  и  навыков, позволяющих интенсифицировать самостоятельную учебно­познанавательную деятельность обучающихся. 6. Взаимодействие   родителями  целью формирования   у   ребенка   положительной   «Я­ концепции» создания   благоприятного семейного   климата,   способствующего   развитию способностей ребенка. 7. Взаимодействие с общественными организациями  и   с с     для решения различных проблем библиотеки. Проблема   одаренности   детей   волновала   людей всегда. Учителя стремятся, как можно раньше выявить способности у детей. И задача библиотекаря ­  не погасить, а помочь, поддержать   ту   искорку   интереса,   которую   зажег учитель на уроке. А если учесть, что задатки таланта есть в любом ребенке, то очень важно относиться к каждому ребенку как к будущему гению! В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на  людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и  решать новые задачи.     В 1989 году была создана Государственная программа «Дети  России», одним из направлений которой стала забота об одаренных  детях.     Одаренность – это своеобразное сочетание способностей ребенка,  развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих  достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Виды способностей Академические (по отдельным  предметам) Общеинтеллек­  туальные Специальные  (художественные, музыкальные,  психомоторные, Социальные) Все вышеуказанные способности проявляются в следующих  особенностях: и т с о н н е б о с о   е ы н т с о н ч и Л Психофизические особенности ­ Наличие природных способностей к актив­ ному и целостному мировосприятию ­ Природно – обусловленные потребности к  умственному труду ­ Опережение в развитии ­ Интуитивность ­ Развитость воображения Интеллектуальные особенности ­ Познавательный процесс, развитость  учебной мотивации ­ Информационная эрудиция ­ Интенсивность умственного труда Креативные особенности ­ Нестандартность мышления ­ Оригинальность в решении обучающе­ познавательных вопросов ­ Целенаправленность и инициативность в выборе видов деятельности ­ Неординарность подходов Личностные особенности ­ Развитость волевых компонентов  характера ­ Высокий уровень сознательности и  культуры ­ Инициативно – активная ответственность ­ Высокий уровень нравственной рефлек­ сии, самоанализа и контроля и т с о н н е р а д о и л е т а з а к о П     и м ь т е д и м ы н н е р а д о   с   ы т о б а р ы п и ц н и р П   Любознательность и потребность в познании Развития абстрактного мышления и речи Легкость в общении, коммуникабельность Активность Высокая мотивация к учебной деятельности Стихийное стремление к построению целостной картины мира Сохранение одаренности детей для взрослой жизни Никогда не давать детям ничего готового: будить фантазию ребенка, его стремление к творчеству Внедрение новых информационных технологий Столкновение с новым (современные информационные технологии  предоставляют большие возможности в развитии  творческих начал и обучающимся, и педагогам, и,  несомненно, школьным библиотекарям; компакт –  диски дополняют библиотечный фонд библиотеки и Делают его более информативным) ответы;библиотекарь  объясняет,  как   пользоваться   книгой, ее справочным  аппаратом  поиск  становится  более целена­ правленным и организованным. • Защита читательского формуляра. Организуется выставка книг, прочитанных лучшим читателем. • Летняя  практика:  ремонт   книг,   проведение библиотечных мероприятий. • Интеллектуальный смотр. • Предметная педеля. • Интеллектуальные игры. • Литературный спор. • Дискуссия, обмен мнениями. Обсуждаются примеры  для   подражания   из   жизни   детей, книги,   видеофильмы,   произведения   искусства   и   другие материалы, вызывающие интерес у учащихся. 10. Коллективные творческие дела (КТД). • Тематические  подборки   или   создание   альбомов, выдающихся творчеству     посвященных личностей. • Выставка рисунки, журналы, сборники cтихов.  «Творчество   наших   читателей:  поделки,   рефераты,   самодельные • Ведение летописи достижений одаренных  детей. • Оформление  библиотечная   газеты,   рубрики «Проба мера». Заключительный творческий вечер. • У библиотекаря есть уникальный ресурс для взращивания таланта ­ книги.   Они   являются   незаменимыми   помощниками   в   развитии творческого дара ребенка. Постоянное общение с книгой, всматривание в нес делает работу с одаренными детьми в условиях библиотеки более эффективной еще и в том смысле, что сама атмосфера обилия книг настраивает на творчество, попек, па вдохновение.  Независимо   от   того,   какой   вид   одаренности   присущ   ребенку: творческая,   лидерская,   художественная   и   т.д.,   необходима   ее   диаг­ ностика. В   связи   с   этим   появляется   необходимость  взаимодействия   с социологом   и   психологом  школы,   которые   помогут   выявить   по­ тенциальные возможности обучающихся. Творческое  мышление Диагностика  задатков и  склонностей  личности Предпочтите льные виды  деятельности Вы лидер? Сила  интуиции Уровень  самооценки Направления диагностики одаренности детей Доминирование правого и  левого  полушария  мозга Поведенческие  характеристики Современному   обществу   нужны   образованные,   творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие   в   жизни   других   людей   граждане.   Учить   этому   нужно   с детства:   то,   что   заложено   в   детстве,   потом   развивается   и совершенствуется. От состояние культуры детства зависит культура всего общества. Нравственно   ­эстетические   и   духовные   потребности   совре­ менных  детей  и подростков ­ категория изменчивая, что связано с влиянием   СМИ,   компьютерных   технологий,   аудиовидеокультуры. Чтобы их развивать, нужно постоянно их изучать. Педагогов и биб­ лиотекарей всего мира беспокоит отчуждение детей от серьезного чтения, что качественно снижает уровень интеллекта личности, не дает пищи для работы ума и души.    Культуру ребенка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг  ровесников, и, конечно же, книги.    Школьная библиотека ­ место, где любой ученик может получить,  книги и информацию бесплатно, осуществляя свое право на  культурное и творческое развитие личности, право на специализи­ рованную помощь в образовании и приобщении к источникам ми­ ровой культуры. Задачи библиотеки 1. Налаживание контактов с семьями. 2. Налаживание контактов с общественными организациями. 3. Предоставление имеющихся ресурсов и проведение различных мероприятий. 4. Обеспечение   помощи   во   внешкольной   деятельности   и   вы­ полнении   домашней   работы.   Помощь   в   решении   проблем. Поощрение любительских занятий (хобби). 5. Помощь в формировании активной жизненной позиции. 6. Расширение кругозора и приобщение к книге. 7. Ведение летописи достижений одаренных детей. Что вам  нравится? (карта  интересов) Вы считаете  себя гением? Толерантность 5. Групповая работа: олимпиады, конкурсы: чтецов или литературно­ музыкальных композиций, рукописной книги; организация клубов, кружков, литературно­творческих объединений; создание «группы добровольцев», «группы молодых консультантов»; библиотечно­ информационное сопровождение НОУ. научно­исследовательских работ обучающихся (помощь в подборе материалов, составление списков рекомендуемых книг, редактирование). 6. Работа   с   родителями  для   совместной   деятельности представителей   разных   поколений   (так   называемые «межгенерационные   библиотечные   программы»,   ставящие   своей целью организовать общение людей разных поколений: детей, мо­ лодежи, пожилых людей): • • • • создание дискуссионных клубов; занятия   по   обучению   членов   семьи   информационной грамотности; организация группы поддержки и образования родителей; составление   и   рассылка   благодарственных   писем родителям. 7. Контакты   с   общественными   организациями:  клубами,   музеями, музыкальными и художественными школами, студиями и другими учреждениями. 8. Проведение ознакомительных программ для должностных лиц по  ознакомлению с библиотечными ресурсами, обеспечение их  необходимыми материалами. Библиотеки должны активнее  пропагандировать библиотечную деятельность в местном  сообществе, среди властей, доказывая, что библиотеки способны  вместе с ними решать различные проблемы сообщества. 9. Библиотечная   режиссура   ­   мероприятия,   ориентированные   на пробуждение интереса к книге. • Конкурс внимательных и начитанных (цель конкурса ­ получение навыков самостоятельной работы с книгой). В классе вывешиваются вопросы конкурса, и дети ежедневно прибегают  в библиотеку искать нужные им выставки, чтобы в книгах найти Элементы системы Для выполнения этих задач необходима систематическая работа  библиотеки с одаренными детьми. 1 . Диагностика  для   выявления   одаренных   детей   и   планиро­ вания работы с ними. Анкета для обучающихся в 5­9 классах «Предпочтения в чтении» 1. Какие книги ты любишь читать? 1. Если бы ты отправился в кругосветное путешествие, какие  книги взял бы с собой? 2. Есть ли книги, которые ты читал «запоем»? 3. Бывало ли так, что ты плакал над книгой? 4. Может л и  тебе книга исправить плохое настроение или, на­ оборот, испортить его? Бывали ли в твоей жизни такие моменты? Назови эти книги. 5. Волнует ли тебя, что о твоей любимой книге думают люди? 6. Учишься ли ты у героев книг? 7. На кого из героев книг ты хочешь быть похожим? 8. Назови спою любимую книгу. 9. Кто твой любимый литературный герой? 2. Планирование работы  для более эффективной организации работы с одаренными детьми. 3. Информирование  специалистов,   педагогов,   родителей   о методической литературе по данной теме. 4. Индивидуальная работа ­ это и организация рабочего места в библиотеке   для   ребенка,   и   обеспечение   помощи   во внешкольной   деятельности   (выполнении   домашней   работы, решении   различных   проблем),   и   поощрение   любительских занятий (хобби), и библиотечная работа (составление реко­ мендательных списков, планов чтения; беседы с целью рас­ ширения кругозора и приобщения к книге не только как к источнику знаний, но и как к «возбудителю» желания науч­ ного и творческого поиска). Диагностика КТД Библиотечная  режиссура Планирование  работы Информирование специалистов,  педагогов, родителей Система работы ШБ с одаренными детьми Индивидуальная р работа Групповая  работа Работа с  родителями Ознакомительные программы  для должностных лиц Контакты с общественными  организациями

Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в  школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в  школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в  школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в  школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в  школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в  школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в  школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в школьной библиотеке"

Статья "Работа с одаренными детьми в  школьной библиотеке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2018