СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Оценка 4.7

СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
5 кл—11 кл
03.11.2018
СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
В данной статье рассматривается организация групповых форм учебного сотрудничества, которые обеспечивают достижение актуальных образовательных целей путем стимулирования познавательной активности обучающихся, способствования проявлению их самостоятельности, появлению чувства успеха, создания в процессе обучения атмосферы эмоционального комфорта. Именно организация групповых взаимодействий обучающихся на уроке позволяет создать в учебном процессе условия, необходимые для реализации каждым учеником субъектной позиции.
Статья 2 Болотчева Е.В. .docx
Болотчева Е.В., учитель истории и культуры  Санкт­Петербурга и обществознания ГБОУ школа­интернат № 67 Пушкинского района Санкт­Петербурга РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В концепции новых государственных стандартов образовательные результаты понимаются как достижения общекультурного, познавательного и личностного развития обучающегося, именно поэтому ключевой компетенцией считается умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Компетентностный подход в образовании предполагает   внесение   изменений   не   только   в   содержание,   а   в   большей   степени ориентирован на изменение процессуальной стороны обучения и воспитания. В связи с чем первостепенную и абсолютную значимость приобретает вопрос – как учить? О необходимости создавать условия для проявления учеником активности в ходе урока говорят уже давно, однако «не активные» формы и методы в реальной школьной практике,   к   сожалению,   до   сих   пор   преобладают.   До   сих   пор   доминирующие концептуальные основы традиционного «субъект­объектного» обучения и преобладание в учебном   процессе   фронтальной   работы   не   дают   обучающимся   возможности   для проявления их индивидуальности, активности, сотрудничества с другими обучающимися, что   не   позволяет   многим   обучающимся   стать   полноправными   субъектами   обучения. Достижение   актуальных   образовательных   целей   обеспечит   организация   таких   форм учебного сотрудничества, которые стимулируют познавательную активность обучающихся, позволяют им проявлять самостоятельность, вызывают у них чувство успеха, позволяют создавать в процессе обучения атмосферу эмоционального комфорта. Реализации   субъектной   позиции   обучающегося   способствуют   групповые взаимодействия   как   форма   организации   учебной   деятельности   обучающихся, предполагающая   совместное   решение   учебных   задач   при   непосредственном   личном контакте   двух   или   более   обучающихся,   который   сопровождается   их   позитивными взаимными изменениями, возникновением межличностных взаимоотношений между ними и имеет не только личную, но и коллективную значимость. Именно организация групповых взаимодействий обучающихся на уроке позволяет создать   в   учебном   процессе   условия,   необходимые   для   реализации   каждым   учеником субъектной   позиции.   Прежде   всего,   укрепляется   положительная   мотивация   учения, совместный поиск повышает познавательную активность и творческую самостоятельность обучающихся. Данная   форма   организации   учебной   работы   обучающихся   на   уроке   обладает широкими   возможностями   и   для   реализации   индивидуальности   ученика:   учитель   при делении класса на пары и группы может учитывать взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы, вследствие чего, на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе; возрастает объем усваиваемого материала,  глубина  его  понимания;  повышается  уровень  осмысления   материала,  растет число нестандартных решений; в целом повышается результативность и продуктивность учебной деятельности. При   выполнении   заданий,   предназначенных   для   организации   групповой   работы обучающихся, как правило, ориентации на такие познавательные  процессы, как память и внимание становится недостаточно, поэтому выполнение групповых заданий проблемно­ поискового   и   творческого   характера   способствует   более   интенсивному   развитию важнейшего   познавательного   процесса   –   мышления.   Также   групповая   учебная   работа способствует   формированию   плодотворных   межличностных   отношений   в   группе сверстников, ученики получают больше удовольствия от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе, улучшаются кооперативные взаимоотношения как между членами группы, так и между участниками смежных групп. Кроме   того,   меняется   роль   и   образ   учителя   –   регулируя   взаимодействие обучающихся,   он   выражает   заинтересованность   в   успехе   каждого,   вселяет   в   детей уверенность в успехе. Немаловажным является и то, что организация в учебном процессе групповых   взаимодействий   обучающихся   позволяет   обеспечивать   положительно­ эмоциональный фон совместной деятельности, развиваются отношения взаимоподдержки, возрастает   познавательная   активность   и   творческая   самостоятельность   обучающихся, повышается уровень самооценки, а значит, самореализации своего «Я». В   свою   очередь,   целенаправленное   систематическое   включение   обучающихся   в групповые   взаимодействия   требует   пересмотра   содержания   основных   компонентов учебного   процесса:   в   мотивационно­целевой   компонент   включается   задача   по формированию   позитивной   установки   на   участие   в   групповых   взаимодействиях,   в операционно­деятельностный – приемы, связанные с актуализацией у обучающихся опыта межличностного взаимодействия и направленные на формирование умений выстраивания взаимодействия; оценочно­результативный компонент предполагает оценивание не только результатов,   но   и   процесса   совместной   работы.   Это   позволяет   говорить   о   достижении субъектности в обучении не только в формальном аспекте, но и в реальном плане как о проявлении активности, ответственности, индивидуальности. Организация   групповых   взаимодействий   обучающихся   на   уроке   возможна   при грамотном   методическом   сопровождении,   которое   включает   решение   конкретных развивающих   и   воспитательных   задач   с   помощью   подбора   и   использования   на   уроке специальных   заданий   проблемно­поискового   или   творческого   характера   (обсудите, сравните,   сделайте  выводы),   качество   выполнения   которых  при  групповом   обсуждении значительно   повышается.   Подобные   задания   создают   для   обучающихся   определенное познавательное затруднение, предоставляют им возможность для активного использования имеющихся   знаний   и   являются   импульсом   к   активному   использованию   творческого мышления, имеют относительно высокую степень трудности, возможность использования и осмысления   учеником   опыта   взаимодействия   с   природным   и   социальным   окружением, информации, взятой из различных источников. Весьма важными являются вопросы комплектования групп учеников для участия в совместной   работе.   Основополагающим   является   принцип   гетерогенности,   то   есть преимущественно   в   состав   группы   входят   обучающиеся,   имеющие   разный   уровень успешности в обучении, что одновременно позволяет оптимизировать процесс развития групповых взаимодействий и повысить их эффективность за счет того, что обучающиеся с более высоким уровнем успешности могут при групповой работе взять на себя роль лидера. Одним   из   важных   условий   успешности   деятельности   учеников   при   участии   в групповых   взаимодействиях   является   специальная     подготовка   учебного   пространства. Работа   в   группах   более   двух   человек   требует   определенной   организации   пространства взаимодействия,   поэтому   уже   вначале   урока   парты   должны   быть   расставлены   особым образом так, чтобы обучающиеся, образующие тройки/четверки сидели лицом друг к другу. Подобная   организация   пространства   с   начала   урока   создает   у   обучающихся эмоциональную   готовность   включиться   в   групповое   взаимодействие,   что   позволяет сокращать время, необходимое им для переключения от одного режима работы к другому. Успешность  групповых   взаимодействий   обучающихся   во  многом   определяется   и поведением   учителя,   его   умением   создавать   в   классе   эмоционально   благоприятную обстановку, умением отслеживать процесс совместной работы учащихся при групповом взаимодействии, корректно давать группам необходимые рекомендации. Среди   основных   положений   реализации   методического   сопровождения   групповых взаимодействий школьников на уроке можно выделить следующие: 1.   В   ситуациях   взаимодействия   нельзя   требовать   в   классе   полной   тишины,   так   как обучающиеся   должны   обмениваться   мнениями   прежде,   чем   представить   «продукт» совместного труда. 2. На уроке особое значение приобретают этап целеполагания, на котором ученики должны четко   осознать   академическую   и   социально­психологическую   цели   урока,   и заключительный   этап,   на   котором   следует   обратить   внимание   на   оценку   успешности каждого   конкретного   ученика,   так   как   если   реально   учет   индивидуальных   достижений отсутствует,   то   возникает   возможность   при   минимуме   затраченных   усилий   отдельных учеников получить общую для всей группы положительную оценку знаний и умений. 3.   В   ситуации   взаимодействия,   несмотря   на   то,   что   приоритет   отдается   деятельности учеников, важна роль учителя. В подобных ситуациях учитель может выполнять различные роли: – учитель как гарант безопасности (помогает детям преодолевать неуверенность  в новой ситуации; при необходимости учитель может вмешаться в ситуацию); – учитель как репортер (задавая уточняющие вопросы, помогает ученикам понять партнера или себя);  – учитель как эксперт (информирует о нормах и правилах эффективного взаимодействия); – учитель как генератор идей (предлагает на выбор альтернативные варианты поведения, побуждает обучающихся выбирать наиболее конструктивные из них); – учитель как судья (обеспечивает безопасность и эмоциональный комфорт, поддерживает неуверенных, ограничивает свободу детей в рамках социально приемлемого поведения).   из одной роли в другую в соответствии с возникшими условиями. В ситуациях группового взаимодействия обучающихся учитель свободно переходит Подводя   итоги,   можно   сказать,   что   изучение   вопросов   организации   групповых взаимодействий обучающихся на уроке является перспективным направлением развития не только   общей   педагогики,   но   и   предметных   методик,   так   как   требует   разработки специальных приемов их реализации при изучении конкретного предметного содержания, а также при работе с детьми  разных возрастов и с детьми с различными образовательными возможностями.

СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "РАБОТА В ГРУППЕ И ПАРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018