Как воспитать интеллектуалов России? (из опыта работы школы)
Оценка 4.8

Как воспитать интеллектуалов России? (из опыта работы школы)

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
5 кл—11 кл
12.07.2019
Как воспитать интеллектуалов России?                                 (из опыта работы школы)
Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетических детермированных способностей, развить у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации. Откуда ждать первооткрывателей в науке, искусстве, технике, социальных отношениях? Самым активным участником процесса выхода из кризисов является современное образование. Здесь самое первое слово за школой. Именно она призвана помочь обществу преодолеть оковы на интеллект. Помочь научиться познавать. Эта давно стало составной частью в системе задач образования. Сейчас необходимо создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями. Отметим, что сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволяет школьнику учиться всю жизнь. Поэтому важнейшей задачей в образовании является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития. Именно в школе формируются потенциальные возможности самобытного ума человека, которые проявятся в скором будущем. Школа призвана стать подлинным очагом образованности, культуры, умственного наслаждения подрастающего поколения. Школа призвана помочь обществу восстановить, развить и сохранить интеллектуальный потенциал народа. Эта задача гигантская, общегосударственная, общенародная.
Статья как воспитать интеллектуалов России.docx
Как воспитать интеллектуалов России?                                 (из опыта работы школы)  Автор: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ№8 г.о.Октябрьск, руководитель школьного клуба знатоков «Звезда по имени Солнце». Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить  развитие в каждом человеке его генетических детермированных способностей, развить у  людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта  от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.   Откуда ждать первооткрывателей в науке, искусстве, технике, социальных отношениях?  Самым активным участником процесса выхода из кризисов является современное  образование. Здесь самое первое слово за школой. Именно она призвана помочь обществу  преодолеть оковы на интеллект. Помочь научиться познавать. Эта давно стало составной частью в системе задач  образования. Сейчас необходимо создавать условия для развития у учащихся вкуса к  исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями. Отметим,  что сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и  культуры самоорганизации действительно позволяет школьнику учиться всю жизнь.  Поэтому важнейшей задачей в образовании является помощь учащимся в самопознании,  ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.  Именно в школе формируются потенциальные возможности самобытного ума человека,  которые проявятся в скором будущем. Школа призвана стать подлинным очагом  образованности, культуры, умственного наслаждения подрастающего поколения. Школа  призвана помочь обществу восстановить, развить и сохранить  интеллектуальный  потенциал народа. Эта задача гигантская, общегосударственная, общенародная.  Судьба школы – в руках учителя. Учитель является дирижером общества. Для этого нужна величайшая культура ума учителя. Именно поэтому педагогический процесс при  активном сотрудничестве учащегося и учителя должен быть направлен на  формирование и становление творческой личности каждого школьника, на развитие его  высокого интеллектуального потенциала, интеллектуальных способностей. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя,  вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества успешно   формируются в процессе интеллектуальных мероприятий, занятий школьного клуба  знатоков  посредством различных средств и способов: интеллектуальные игры в классах, школе, творческие конкурсы, участие в предметных неделях, тренинги с командами клуба,  участие в школьных и городских научно­практических конференциях, экскурсии в музеи,  на выставки, посещение театров, часы общения, беседы.               На протяжении 13 лет в ГБОУ СОШ№8 г.о. Октябрьск Самарской области   существует школьный  клуб знатоков «Звезда по имени Солнце», в котором эффективно  занимаются учащиеся 5­11 классов по авторской программе руководителя школьного  клуба знатоков, учителя русского языка и литературы Сальковой Л.Ю. Программа предназначена для проведения занятий в клубе интеллектуальных игр и  основывается на игре «Что? Где? Когда?» и сопутствующих ей игр. Теоретическая  программа рассчитана на три учебных года, но пребывание в клубе интеллектуальных игр  этим не ограничивается. После приобретения необходимых теоретических знаний   учащиеся впоследствии развивают практические и игровые навыки. Поэтому программа  последующих годов обучения состоит из практических и игровых занятий. Группа,  занимающаяся по данной программе, может насчитывать от 30­до 42 человек учащихся 12  – 17 лет. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.  Целью данной программы является обучение учащихся приёмам и навыкам игры «ЧГК» (и  смежных с ней игр), а на основе этого – расширение у них интеллектуальных навыков  ,общее развитие эрудиции, логики, фантазии; обучение собранности, умению принимать  решения в критических ситуациях; привитие любви к работе со справочным материалом.  Упор в занятиях делается на игру, как таковую, в процессе которой предусмотрена  наработка необходимых навыков и выполнение поставленных целей. Отсюда преобладание  чисто игровых занятий у учащихся над теоретическими и практическими (где  отрабатывается какой ­ либо конкретный вопрос). В ходе игровых занятий у учащихся есть возможность проявлять приобретённые знания и навыки в комплексе, а у руководителя  замечать и устранять слабые места и недоработки в их подготовке. Кроме того,  конкретные знания, полученные в ходе игры и имеющие эмоциональную окраску, являются  наиболее устойчивыми.  К концу первого года обучения из учащихся формируется 2­3 команды игроков, которые  могут принимать активное участие в различных турнирах и фестивалях на уровне города и  области. Кроме того, учащиеся получают необходимые навыки, чтобы суметь  самостоятельно организовать и провести игру «ЧГК» у себя в классе и так далее. Об эффективности данной работы свидетельствуют результаты. Команды знатоков  школы неоднократно становились победителями городской интеллектуальной игры «С  гордостью о России», городского интеллектуально­ игрового клуба  «Царь горы»,  межмуниципальных  интеллектуальных турниров  «Книга. Молодежь. Интеллект»,   «Архимедовы забавы», «Зачет у Архимеда» «Новоспасский диалог»,  региональных  турниров Всероссийских конкурсов «Битва за Москву», «День Победы», областных  фестивалей  «Созвездие талантов»,  «Интеллект ­63»,  «Знание­ сила», Всероссийских открытых  конкурсов «Интеллект ­ экспресс  Международного конкурса по русскому  языку «Кириллица» и многих различных мероприятий разного уровня и направлений.                     В течение 6 лет в ГБОУ СОШ №8 г.о. Октябрьск Самарской области  реализуется  проект «С ГОРДОСТЬЮ О РОССИИ»,  посвящённый Дням воинской  славы. Цели проекта : интеллектуальное  и патриотическое воспитание учащихся на примерах  героического прошлого  русского народа; гражданское воспитание будущего поколения с  активной жизненной позицией. Задачи проекта : привлечь внимание учащихся к глубокому изучению истории,  литературы, живописи, музыки; расширить кругозор и интеллект их через разные формы  деятельности; научить проявлять смекалку, творческие способности, чувство  коллективизма в  игре. С учётом этих целей и задач разрабатываются и проводятся историко­познавательные  игры среди команд знатоков 8­11классов школы :  в честь 7ноября­Дня освобождения Москвы силами народного ополчения под  руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612); 27  января – Дня снятия блокады города Ленинграда (1944);2 февраля – Дня разгрома  советскими войсками немецко  ­ фашистских войск   в Сталинградской битве(1943);23  февраля­ Дня победы красной армии над кайзеровскими войсками германии(1918)­ Дня  защитника Отечества;9 мая ­ Дня Победы советского народа в великой Отечественной  войне 1941­1945годов (1945). В каждом классе ( 8­11 )формируются команды  знатоков (6­10 человек), которые  заранее готовятся по заявленным темам, 1 раз в неделю проходят тренировочные игры.   Интеллектуально­ познавательные игры, посвящённые Дням воинской славы,  проводятся регулярно в торжественной обстановке в оформленном зале, с музыкальным  сопровождением, показом презентаций и видеороликов, приглашаются компетентные   члены  жюри, почётные люди города.  Победившие команды(1­3место) награждаются  дипломами и подарками.                                   В   ГБОУ СОШ№8 г.о. Октябрьск Самарской области  создано Научное   общество   учащихся   (НОУ)   ­   добровольное   объединение   учащихся,   которые стремятся   к   более   глубокому   познанию   достижений   в   области   литературного   и исторического   краеведения,     к   развитию   творческого   мышления,   интеллектуальной инициативе,   самостоятельности,   аналитическому   подходу   к   собственной   деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. НОУ руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка,   Законом   РФ   «Об   образовании»   и   данным   Положением.   Научное   общество учащихся имеет свое название ­ «Интеллектуалы России». Программа рассчитана на детей 9­11 классов и включает три этапа.  Первый этап ­ формирование   исследовательского   поведения.   Предполагается   формирование   у   ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности,   а   также   формирование   познавательного   интереса   и   выявление   наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.    Второй,  развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет   усовершенствование   научных   методов   познания   и   общеучебных   ЗУН, совершенствование   навыков   научной   организации   труда,   активное   расширение   их кругозора.   Важнейшую   роль   в   развитии   интереса   на   данном   этапе   играет   работа   с первоисточниками,   проектный   метод   является   основным. собственно исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно­исследовательской деятельности,   занимаются   непосредственной   исследовательской   деятельностью,   ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных  проектов.  Третий,  Научно   ­   исследовательская   работа   обучающихся     организуется   в   таких   формах,   как: работа   в   объединении     и   группах   по   интересам;   выполнение   индивидуальных   научно­ исследовательских работ под руководством педагога; участие в   олимпиадах; участие в окружных   и   областных   конференциях   и   конкурсах   научно­исследовательских   работ; подготовка   творческих   работ   и   их   публикация   в   сборниках;    участие   в   Самарской областной  научной программе «Взлет». Таким   образом,  все   примеры   работы   нашей   школы   направлены   на   воспитание интеллектуально   развитых     гражданин   России,   которые   демонстрируют   хорошие знания   на   ОГЭ   И   ЕГЭ,   достигают   своей   цели   в   выборе   профессии,   становясь достойными гражданами России.

Как воспитать интеллектуалов России? (из опыта работы школы)

Как воспитать интеллектуалов России?                                 (из опыта работы школы)

Как воспитать интеллектуалов России? (из опыта работы школы)

Как воспитать интеллектуалов России?                                 (из опыта работы школы)

Как воспитать интеллектуалов России? (из опыта работы школы)

Как воспитать интеллектуалов России?                                 (из опыта работы школы)

Как воспитать интеллектуалов России? (из опыта работы школы)

Как воспитать интеллектуалов России?                                 (из опыта работы школы)

Как воспитать интеллектуалов России? (из опыта работы школы)

Как воспитать интеллектуалов России?                                 (из опыта работы школы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2019