Статья "Разноуровневое обучение в преподавании истории"
Оценка 4.6

Статья "Разноуровневое обучение в преподавании истории"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
история +1
Взрослым
27.01.2019
Статья "Разноуровневое обучение в преподавании истории"
Разноуровневое обучение в преподавании истории уже много лет практикуется в гимназии № 10 ЛИК города Невинномысска. Но даже работая в других учебных заведениях, я также активно использую индивидуальный подход к учащимся с разными интеллектуальными способностями. В статье приводятся примеры разноуровневых заданий на разных этапах истории.
разноуровневое обучение.docx

Доклад на тему «ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗНОУРОВНЕВОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

учителя истории Рябченко Ирины Ивановны

Выучить и воспитать  личность – главная задача образования, Предметы гуманитарного цикла как нельзя лучше связаны с социализацией личности. Дойти до сердца и ума каждого, понять его характер, разбудить ум – задача не из легких. Только добрым словом, поступком героя, фактом, сравнением с другими можно «разбудить» личность.

Сделать это, по-моему, можно только через дифференцированное обучение, в частности, через одно из его направлений – разноуровневый подход. Гуманитарное образование целиком связано с психологией человека, воспитывая у учащихся умение «видеть» человека, понимать слово, констатировать факт, корректировать свои действия и поступки, на мой взгляд, только лишь через этот вид обучения и возможно.

Необходимо одновременно работать с учащимися, различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типами памяти, сформированности умений и навыков, умению учиться ставит учителя в сложные условия, требует от него глубоких знаний, большого мастерства, кропотливой работы. Определение личностных особенностей ученика, уровня его знаний, способа познавательной деятельности начинается уже с сентября 5-го класса. Все учителя, занимаясь вопросом разноуровнего подхода, опираясь на знания возрастной психологии, педагогики, составляют таблицы потенциальных возможностей, Процесс деления на уровни должен проходить так, чтобы не умалять человеческое достоинство ученика. У нас уровни определяют родители и указывают уровни по каждому предмету на каждый учебный год  в заявлении, которое хранится в личном деле ученика. Деление на уровни – условное, динамическое, каждый ученик имеет право изменить свой уровень, повысив или понизив его.

Обобщив весь полученный материал, я корректирую систему преподавания, определяю подход к личности каждого ученика. Разноуровневый подход проходит через все элементы урока, начиная с планирования и кончая домашним заданием. Это позволяет каждому ученику испробовать свои силы, помогает определить уровень своих знаний, почувствовать уверенность в себе.

Что же дает разноуровневый подход? Во-первых, учитель познает каждого ученика, его психологию, умения, навыки. Во-вторых, учащиеся на уроках чувствуют себя комфортно. В-третьих, каждый учитель, зная личностные особенности школьника, ищет и находит индивидуальный подход, формы и методы, стиль обращения, сотрудничества. В-четвертых, при таком подходе ярче проявляются психологические и логические особенности личности, отношения с учащимися ближе, доверительнее. В-пятых, цепочка «учитель-ученик-родитель» крепче, так как у учителя есть глубокие знания личности ребенка, которые помогут и родителям в его воспитании. В-шестых, опираясь на знания, способности, умения и навыки, можно ориентировать школьника на профессию, развивать его лучшие качества, природные данные и помочь освободиться личности от негативных привычек.

В школе уделяется большое внимание гуманитарному образованию. Педагогический коллектив самостоятельно выбирает образовательные программы и учебные пособия по предметам, распределяет содержание материала по классам с учетом базисного учебного плана.

Мои программы разноуровневого обучения в гимназических и профильных классах обсуждаются и утверждаются на заседаниях предметной кафедры гуманитарного образования нашего учебного заведения (прилагается фрагмент программы по курсу «Древний мир», тема из раздела «Древняя Греция»).

Высокое качество образования может обеспечить лишь план, ориентированный на интересы и способности конкретного ученика, учитывающий возможности учебного заведения и реализующий конкретную психолого-педагогическую концепцию. Исходя из этого, отбор и изучение содержания учебного материала происходит по разноуровневой системе. Разработаны критерии уровней и их измерения. Действует механизм получения заказа семьи на обучение. Учащиеся всех уровней обучаются в одном классе и не дифференцируются по этим уровням.

Технологию разноуровневого обучения можно проследить на всех этапах урока, начиная с планирования. Так, при планировании в 6-м классе по теме «Культура Западной Европы в XI-XVвв» учащиеся 1 уровня должны рассказать (пересказать) текст учебника о развитии образования и достижениях науки , о появлении школ и университетов; назвать основные стили в архитектуре; уметь сопоставлять даты изобретений и открытий с именами изобретателей, ученых, мореплавателей, названия памятников архитектуры с именами их создателей.

Учащиеся II уровня должны овладеть понятиями «схоластика, синтез античных и христианских идей,  алхимия, готический стиль, готический собор»; делать выводы о значении технических изобретений и открытий во время расцвета эпохи средневековья; указать причины развития образования и науки в XI-XVвеках; сравнивать обучение в монастырских и церковных школах с обычными школами и университетами; указать на новое в искусстве; давать характеристику особенностей романского и готического соборов; познакомиться с портретной живописью; назвать «Семь свободных искусств».

Ученики III уровня должны уметь объяснить, чем был вызван подъем культуры раннего Средневековья; назвать новые идеи и особенности творческой манеры трубадуров и миннезингеров; использовать в своем рассказе понятия «магистры, школяры, ваганты»; познакомится с готическим письмом и книжной миниатюрой, модой средневековья и сравнивать с модой Древней Греции и Древнего Рима; готовить сообщения о деятелях культуры раннего средневековья (Филипп де Комин и его «Мемуары», Роджер Бэкон, Данте Алигьери – «новая жизнь», «Божественная комедия»), высказывать свое мнение, ставить проблемные вопросы и отвечать на них.

В 9-м классе по теме «Драма после Освобождения» учащиеся I  уровня должны назвать 2 направления в освободительном движении (либеральное и революционно-демократическое), указать 3 направления народничества; сказать об основных событиях внешней политики России в 60-70-е годы; составлять календарь событий русско-турецкой войны; тезисно записать программные требования «Земского союза»; рассказать о революционной ситуации 1880-1881 гг, знать даты основных событий, уметь по карте показывать места сражений, границы государства.

Ученики, обучающиеся на II уровне, должны назвать задачи и цели либерального и революционно-демократического движений; отметить общие черты в идеологии 3-х направлений народничества; указать различия в целях и тактике этих направлений; назвать положительные последствия присоединения Средней Азии к России; назвать причины русско-турецкой войны, цель России в этой войне, рассказать об основных сражениях с показом на карте, знать условия Сан-Стефанского мирного договора; указать сходство и различия программ «Земля и Воля» и «Народной воли»; давать характеристику политике отдельных деятелей (Лорис-Меликов); составлять сравнительные таблицы «Сходство и различия первого и второго этапов освободительного движения».

Ученики, выбравшие для обучения III уровень, должны, используя дополнительную литературу, готовить сообщения о политических деятелях ( Караковский, Лавров, Нечаев, Ткачев, Горчаков, Скобелев и др.), ставить проблемные вопросы и отвечать на них («Почему в революционно-демократическом движении стали брать верх крайние течения?», «Почему народникам не удалось поднять на борьбу крестьянство?» и т.п.), обосновывать свой ответ, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, доказательно «вынести» вердикт по делу Веры Засулич; дать моральную и политическую оценку цареубийства 1 марта 1881 года, характеристику государственной деятельности Александра II по сравнению с Александром I и Николаем I; уметь работать с первоисточниками, делать выводы, сравнивать, обобщать, анализировать.

При проверке домашнего задания также используется разноуровневый подход. Например, в 8-м классе, изучая историю России XVI-XVIII вв., проверяя домашнее задание по параграфу 22 «Разгром шведского вторжения», учащиеся I уровня получают следующие задания:

1)    Двум ученика, представляющих русского воина и шведа, рассказать о Полтавском сражении, используя карту, по плану:

А) предательство Мазепы;

Б) построение войска;

В) ход  битвы

2) составить календарь событий «Северная война»

дата

событие

значение

 

 

 

 

 

 

 

Ученики II уровня получают следующие задания и вопросы:

1.     Сравнить полководческое искусство Карла XII и Петра I в сражении под Полтавой.

2.     Какое значение имело сражение при Лесной для хода войны?

3.     В чем значение Полтавской битвы?

Учащиеся, занимающиеся на III уровне, должны выступить с сообщением на темы: «Карл XII – полководец и политик» и «Петр I полководец и политик в Северной войне”. При подготовке этих сообщений ребята используют дополнительную литературу («Энциклопедический словарь юного историка», «Большую историческую энциклопедию», «Всемирную историю для детей»).

При проверке домашнего задания иногда я использую и фронтальный опрос или беседу. Так, при проверке темы» Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века» провожу опрос с целью раскрытия процесса развития отечественной промышленности:

- для учеников I уровня: какие новые явления появились в экономике нового периода русской истории? Как вы понимаете выражение «начало нового периода русской истории»? Что такое мануфактура? Чем она отличается от ремесленного  производства? Найдите на карте России XVII века районы концентрации мануфактурного производства.

-  для учеников II уровня: сравните мануфактуру и ремесленное производство: что между ними общего и в чем различия? Используя карту, укажите, где появились мануфактуры и почему они появились именно в этих районах? Кто работал на мануфактурах? Каково было положение рабочих? Как отразилось развитие мануфактурного производства на положении крестьян? Какие указы правительства были направлены на развитее мануфактур? Кто такие посессионные крестьяне? Какие крестьяне назывались приписными?  Какие успехи были достигнуты в торговле? Какова была внешняя политика России в первой четверти XVIII века? Что было сделано для внутренней торговли России? Чем русская мануфактура отличается от западноевропейской? Как влияла практика казенных монополий и откупов на конкуренцию в торговле и уровень цен? Чем было вызвано государственное воздействие на экономическую жизнь страны? В чем оно состояло?

- для учеников  III уровня: выпишите на доску данные, характеризующие экономическое развитие России. Какой вывод из них можно сделать? Какие новые явления закрепились в экономическом развитии России? Как переход русских мануфактур на подневольный труд повлиял на развитие промышленного производства? Какие черты российских мануфактур были крепостническими, а какие – капиталистические? Как влияла практика казенных монополий и откупов на конкуренцию в торговле и уровень цен? Каковы важнейшие причины ускоренного развития российской экономики в первой четверти  XVIII века?  Чем было вызвано государственное воздействие на экономическую жизнь страны? В чем оно состояло? Дайте характеристику особенностям российской мануфактуры Петровской эпохи. Как изменилось при Петре I положение различных сословий русского общества? Каковы итоги и последствия петровской экономической политики?

Организуя на уроке самостоятельную работу, даю ученикам вопросы и задания соответствующего уровня. Например, при изучении темы «Крестовые походы» учащиеся I уровня получают следующие вопросы и задания:

1.     Как и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордена? Какую роль они сыграли в государствах?

2.     Составить план пункта «Детские крестовые походы»

3.     Составить хронологическую таблицу:

Дата

событие

результат

 

 

 

 

Учащиеся II уровня получат следующие вопросы  и задания:

1.     Чем было вызвано участие крестьян и феодалов в крестовых походах?  Почему организатором этих походов была католическая церковь?

2.     Какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах?

3.     Докажите, что в четвертом крестовом походе истинные цели крестоносцев обнаружили себя с особой силой.

4.     Почему крестовые походы к концу Х III века прекратились?

5.     По карте сравните владения крестоносцев после первого и третьего походов. Как изменилась территория, которой они владели?

6.     Обычно в те времена, когда усиливался феодальный гнет или становились более частыми неурожаи и голодовки, среди крестьян усиливались религиозные настроения и тяга к участию в крестовых походах. Чем это можно объяснить?

7.     С начала Х III века, после четвертого крестового похода, церковь предписала феодалам и городам в зависимости от их богатства выставлять для участия в крестовом походе определенное количество воинов и снабжать их деньгами на три года. Почему в Х III в. Потребовались такие предписания церкви?

И, наконец, для учеников III уровня даются задания повышенной сложности:

1.     Почему крестьянам не удалось добраться до Иерусалима, а феодалы достигли цели?

2.     Почему в борьбе с крестоносцами мусульмане в Х II добились больших успехов?

3.     Заполнить таблицу Причины и результаты участия в крестовых походах различных слоев населения

Участники походов

Какие  цели  ставили

Чего добились

Католическая церковь

 

 

Короли и крупные феодалы

 

 

Рыцари

 

 

Города

 

 

Крестьяне и бедняки

 

 

 

4.     Вассалы иерусалимского королевства не имели права покидать владения королевства. Они должны были приводить с собой вооруженных людей и служить королю столько времени, сколько потребуется, тогда как в Западной Европе срок службы вассала ограничивался 40 днями в году. Чем объяснить эти различия вассальной службы?

5.     Заполнить таблицу: Последствия крестовых походов

Для народов Западной Европы

Для народов Востока

 

 

 

Объяснение нового материала я даю на самом высоком уровне, заявленном в том или ином классе. При составлении программы указываю научно-популярную, художественную, научную литературу, которой я буду пользоваться при изучении данного курса. В свое работе широко использую «Всемирную историю для детей». М., «Аванта +», Иллюстрированную мировую историю, М., «Росмэн», которые содержат богатый исторический материал и являются моими настольными книгами. При изучении Отечественной истории большой дополнительный материал я нахожу у Н.М. Карамзина «История государства российского», С.М. Соловьева «Исторические портреты», В.С. Ключевского «Собрание сочинений», о.М. Ишимовой «История России в рассказах для детей», А. Рамбо «Живописная история древней и новой России», С.Г. Пушкарева «Обзор русской истории» и др.

Закрепление изученного материала также проводится по уровням. Так, ученикам первого уровня дается задание следующего типа: прослушав объяснение, найти в учебники на такой-то вопрос; показать на карте места сражений и т.п. Ученики II уровня, работая с картой, должны сказать о территориальных изменениях, сделать выводы в отношении промышленного развития страны; слушая объяснение нового материала, составлять конспект; делать выводы по таблицам, заполненным со мной на уроке. И, наконец, ученики III уровня должны проанализировать текст источника и сделать по нему выводы; самостоятельно заполнять таблицу. Подробно расскажу об этом на примере темы «Экономическое развитие России во второй половине Х VIII века”. Ученики I уровня получают задание: определить по карте районы распространения той или иной отрасли производства; кто становился наемным рабочим; используя тест учебника, ответить на вопрос «Как крепостничество в области промышленности влияло на развитие капиталистического производства?»

Ученики II уровня отвечают на следующие  вопросы: выгоден ли был помещикам указ 1775 года? Как сказывалось крепостное право на становлении российской буржуазии? Что позволило России развернуть экспорт хлеба?, проанализировав таблицу «Численность рабочих на мануфактурах обрабатывающей промышленности в ХV III в», сделать вывод: в какой период количество рабочих возрастает быстрее? О чем это свидетельствует? Каковы темпы роста числа принудительных и вольнонаемных рабочих? Какой тип рабочих возрастал быстрее? Дайте характеристику изменений в положении крестьян во второй половине ХV III века. В чем суть противоречий между экономическим развитием страны и крепостническими порядками?

Учащиеся  III уровня по ходу изложения нового материала заполняют таблицу «Начало разложения феодально-крепостнического хозяйства»

Подрыв крепостнического хозяйства

Признаки феодального хозяйства

Развитие капиталистических отношений

 

 

 

 

И отвечают на вопросы: чем характеризовалось промышленное развитие России во второй половине ХV III века? Как возникали капиталистические отношения в российской экономике? В какой части России – черноземной или нечерноземной - получила большее развитие крестьянская мануфактура и почему? Сравнить позицию Екатерины II с экономической политикой Петра I. Объяснить, как изменились экономические взгляды правящих кругов России.

Мой предмет невозможен без домашнего задания. Оно дает возможность самостоятельно поразмыслить о судьбах народов, о влиянии какого-нибудь события на дальнейший  этап развития страны, представить себя наполеоном или «выступить» на суде по делу Веры Засулич. Ученики получают задания разной степени сложности. Учащимся I уровня нужно прочитать текст и пересказать его, выучить даты и понятия. Ученики второго уровня готовят сообщения по историческим деятелям и деятелям культуры, составляют таблицы и конспекты. Ученики  III и I V уровней получают творческие домашние задания: составить родословную греческих богов или родословную династии Романовых, или свою родословную; написать эссе-размышление на тему «Вклад греков в мировую цивилизацию»; рассказать о событии словами очевидца; составить документ в духе данного периода (например, составить письменно челобитную или запись о событиях 40-х гг. Х V II в.от имени дьяка, воеводы, дворянина, ремесленника, крестьянина); подготовиться к творческому уроку-ярмарке «Экономическое развитие России Х V II в.»; сделать рисунки по изученной теме.

В своей работе я широко использую интегративные уроки, на которых также можно проследить разноуровненность обучения.


 

Доклад на тему «ТЕХНОЛОГИЯ

Доклад на тему «ТЕХНОЛОГИЯ

В-третьих, каждый учитель, зная личностные особенности школьника, ищет и находит индивидуальный подход, формы и методы, стиль обращения, сотрудничества

В-третьих, каждый учитель, зная личностные особенности школьника, ищет и находит индивидуальный подход, формы и методы, стиль обращения, сотрудничества

Учащиеся II уровня должны овладеть понятиями «схоластика, синтез античных и христианских идей, алхимия, готический стиль, готический собор»; делать выводы о значении технических изобретений и открытий…

Учащиеся II уровня должны овладеть понятиями «схоластика, синтез античных и христианских идей, алхимия, готический стиль, готический собор»; делать выводы о значении технических изобретений и открытий…

Ученики, выбравшие для обучения

Ученики, выбравшие для обучения

Энциклопедический словарь юного историка», «Большую историческую энциклопедию», «Всемирную историю для детей»)

Энциклопедический словарь юного историка», «Большую историческую энциклопедию», «Всемирную историю для детей»)

Каковы итоги и последствия петровской экономической политики?

Каковы итоги и последствия петровской экономической политики?

Заполнить таблицу Причины и результаты участия в крестовых походах различных слоев населения

Заполнить таблицу Причины и результаты участия в крестовых походах различных слоев населения

Ученики II уровня, работая с картой, должны сказать о территориальных изменениях, сделать выводы в отношении промышленного развития страны; слушая объяснение нового материала, составлять конспект; делать…

Ученики II уровня, работая с картой, должны сказать о территориальных изменениях, сделать выводы в отношении промышленного развития страны; слушая объяснение нового материала, составлять конспект; делать…

И отвечают на вопросы: чем характеризовалось промышленное развитие

И отвечают на вопросы: чем характеризовалось промышленное развитие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019