Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"
Оценка 4.9

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
08.05.2018
Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"
В статье предлагаются формы и методы работы с учащимися начальной школы по развитию эмоционального интеллекта. Рассматривается значимость развития данного вида интеллекта в контексте нравственного воспитания. Кроме того приведены игры, которые можно использовать на различных занятиях и кружках во внеурочной деятельности в начальной школе.
Статья Развитие эмоционалльного интеллекта во внеурочной деятельности.docx
Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности.   «Замечательные,   блестящие   уроки   есть   там,   где   имеется   ещё   что­то замечательное,   кроме   уроков,   где   имеются   и   применяются   самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В.А. Сухомлинский В   своей   статье   мне   бы   хотелось   остановиться   в   основном   на   развитии эмоционального интеллекта у школьников, т.к. его уровень может влиять не только   на   развитие   интеллекта   в   целом,   но   и   на   развитие   нравственных качеств.   Почему   именно   во   внеурочной   деятельности,   потому   что   она   не подчинена алгоритму урока и дети и педагог могут брать на себя различные роли,   не   заботясь   о   том,   что   к   концу   занятия   должен   быть   конкретный результат. В описании данного опыта идёт речь о начальной школе, во­первых, потому что я работаю именно с ней, а во­вторых, то, что закладывается в начальной школе, то и становится фундаментом для средней и старшей школы. Но это не значит,   что   заниматься   развитием   эмоционального   интеллекта   в   более старшем возрасте нельзя, можно и нужно.  В   начале,   хотелось   бы   немного   сказать   о   психологических   особенностях младших школьников в контексте нравственного развития личности. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к   усвоению   нравственных   правил   и   норм.   В   этот   период   наряду   с развивающимся чувством «Я» у ребёнка складывается представление о «Я» других   людей,   которые   отлично   от   собственного.   Поэтому   очень   важно   в воспитательной работе опирается на эмоциональную отзывчивость, чувства. А для этого необходимо развивать эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а так же способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач. Существует пять основных показателей эмоционального интеллекта: 1. Самосознание   –   способность   называть   эмоциональные   состояния, способность   понимать   взаимосвязи   между   эмоциями,   мышлением   и действием,   способность   адекватно   оценивать   свои   сильные     слабые стороны. 2. Саморегуляция – способность контролировать эмоции, умение изменять нежелательное   эмоциональное   состояние,   способность   в   кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса. 3. Мотивация – способность входить в эмоциональные состояния, которые   посредством   использования способствуют   достижению   успеха, глубинных склонностей, проявлять инициативу. 4. Эмпатия – способность читать эмоции других людей, умение ставить себя на их место. 5. Социальные   навыки   –   способность   вступать   в   удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их.  Возможны   два   подхода   к   развитию   эмоционального   интеллекта   у   детей: можно   работать   с   ним   напрямую,   а   можно   опосредованно,   через   развитие связанных   с   ним   качеств.   Сегодня   уже   доказано,   что   на   формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию).   Таким   образом,   развивая   эти   качества   ребенка,   можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Эти   личностные   качества   педагоги   могут   воспитывать   на   занятиях декоративно – прикладного творчества, музыки, ритмики, искусства, а так же на   математике,  литературе   и   других   уроках   или   кружках.  Эмоциональный интеллект   можно   развивать   путём   включения   в   структуру   занятия специальных  игр и упражнений: в начале занятия, в середине или в конце. Дело в том, что игра – это один из самых эффективных методов развития и обучения   детей   младшего   школьного   возраста.   Игра   позволяет   ребёнку почувствовать реальность ситуации, даёт возможность  погрузиться в неё и рассмотреть   с   разных   сторон,   быть   вовлечённым   и   развивать   различные мыслительные операции мышления. Например, можно использовать игры и упражнения из методики ТРИЗ: «Да­нетка»  ­   метод   сужения   поиска   посредством   задавания   вопросов,   на которые   можно   отвечать   «да­нет».   При   этом   идёт   развитие   памяти   и внимания, т.к. необходимо внимательно слушать всех участников игры, чтобы не повторять вопросы и удерживать в памяти уже полученную информацию. Так   же   развивать   умение   саморегуляции,   потому   что   во   время   игры   дети (особенно   младшие   школьники)   становятся   очень   эмоциональными,   что приводит   к   невнимательности   и   проигрышу.   Выигрывает   тот,   кто   умеет контролировать эмоции.  « Причина — Факт — Следствие». Этот   приём   позволяет   определять   причинно   —   следственную   связь осуществлять   мини­исследование.   Данный   приём   эффективен   на   стадии рефлексии,   так   как   он   позволяет   увидеть   перспективы   и   предположить дальнейший   ход   событий.   Для   решения   логической   цепочки   предлагается только один из её компонентов. Дети подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.  Очень интересно проходит упражнение при рассматривании эмоциональных состояний   или   конфликтных   историях.   Здесь   лучше   брать   сказки   или небольшие истории из «Ералаша». Данный   приём   позволяет   осознать,   какие   эмоции   к   чему   приводят   и   тем самым развивают самосознание ребёнка. «Хорошо – плохо» Приём   направлен   на   активизацию   мыслительной   деятельности   детей   на занятии, формирование представления о том, как устроено противоречие. При этом формируются: • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; • умение разрешать противоречия; • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций. Всё выше упомянутое в свою очередь формирует позитивное мышление детей. «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский. Класс   делится   на   две   группы:   «жокеев»   и   «лошадей».   Первые   получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен   найти   свою   «лошадь». Самая   неприятная   особенность   при использовании   приёма   на   уроке   –   это   необходимость   всему   коллективу учащихся   одновременно   ходить   по   классу,   но   при   использовании   во внеурочной   деятельности     ­   это   не   является   препятствием.   Кроме   того, данный приём формирует социальные навыки детей и культуру поведения. Развивать социальные навыки и эмпатию можно при помощи игр со сказками. Итальянский сказочник Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии» предложил   множество   таких   игр.   Эти   игры   интересны   ещё   и   тем,   что   их можно изменять и добавлять новые элементы.  Например, игра «Салат из сказок». Суть игры в том, что берутся герои из разных знакомых сказок и помещаются в   одну   и   дальше   развивается   сюжет   уже   новой   сказки.   Детей   можно объединить   в   подгруппы   и   предложить   вместе   придумать   сказку,   а  потом разыграть её по ролям. Можно из разных сказок вычленить несколько опорных слов и сделать из них наборы, затем из каждого набора взять по 1­2 слова и на их основе придумать новую сказку. Добавив к вычлененным опорным словам слова, не имеющие к сказке отношение, мы получаем ещё один вариант игры.   Привлекая   детей   к   придумыванию   новых   вариантов   игры   мы   тем   самым развиваем   их   фантазию.   Организовывая   участников   игры   в   разные   виды взаимодействия,   мы   развиваем   социальные   навыки.   Создавая   новый   сюжет дети учатся понимать чувства другого человека. Эмоциональный интеллект можно развивать и через проектную деятельность, например   социальный   проект   (сбор   батареек,   макулатуры,   корма   для животных, шефство над первоклассниками) или создание квеста. Например, для первоклассников можно организовать игру­квест «Знакомство со школой» и привлечь детей из средней или старшей школы. Первоклассники при помощи старших детей узнают, где столовая, спортивный зал, актовый зал и т.д., соберут кусочки мозаики и создадут совместную аппликацию. Цель   этой   работы   как   раз   развитие   эмпатии,   терпения,   саморегуляции, воспитание экологической культуры и т.д. Очень хорошо использовать для развития эмоционального интеллекта сказки, мультфильмы, т.к. «наблюдая» за эмоциями героев дети учатся распознавать, сознавать их и как возможно поступить в определённых ситуациях. Эти приёмы, которые были описаны в статье, могут использовать как педагоги во   внеурочной   деятельности,   так   и   педагоги­психологи   при   разработке социально­коммуникативных тренингов для учащихся начальной, средней или старшей школ.  Формирование   «умных»   эмоций,   коррекция   недостатков   эмоциональной сферы   должны   рассматриваться   в   качестве   одной   из   важных   задач воспитания. Список литературы: 1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, «Академия развития»,  1998. 2. Григорьев Д. В.,Степанов П. В.Внеурочная деятельность школьников.  Москва, «Просвещение», 2011.  3. Родари Дж. Грамматика фантазии.  http://www.kharkivosvita.net.ua/files/grammatika­fantazii.pdf 4. Шрагина Л.И. Логика воображения: Учебное пособие. М.: Народное  образование 2001.  5. Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или наука думать для  больших и маленьких. М.: Педагогика­Пресс, 1993 6. http://www.eduneo.ru/priemy­triz­pedagogiki­na­urokax­v­nachalnoj­ shkole/ 7. https://solncesvet.ru 8. https://e­koncept.ru/2015/45128.htm

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"

Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018