Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
08.05.2018
В статье предлагаются формы и методы работы с учащимися начальной школы по развитию эмоционального интеллекта. Рассматривается значимость развития данного вида интеллекта в контексте нравственного воспитания. Кроме того приведены игры, которые можно использовать на различных занятиях и кружках во внеурочной деятельности в начальной школе.
Статья Развитие эмоционалльного интеллекта во внеурочной деятельности.docx
Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности.
«Замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется ещё чтото
замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые
разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В.А. Сухомлинский
В своей статье мне бы хотелось остановиться в основном на развитии
эмоционального интеллекта у школьников, т.к. его уровень может влиять не
только на развитие интеллекта в целом, но и на развитие нравственных
качеств. Почему именно во внеурочной деятельности, потому что она не
подчинена алгоритму урока и дети и педагог могут брать на себя различные
роли, не заботясь о том, что к концу занятия должен быть конкретный
результат.
В описании данного опыта идёт речь о начальной школе, вопервых, потому
что я работаю именно с ней, а вовторых, то, что закладывается в начальной
школе, то и становится фундаментом для средней и старшей школы. Но это не
значит, что заниматься развитием эмоционального интеллекта в более
старшем возрасте нельзя, можно и нужно.
В начале, хотелось бы немного сказать о психологических особенностях
младших школьников в контексте нравственного развития личности.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью
к усвоению нравственных правил и норм. В этот период наряду с
развивающимся чувством «Я» у ребёнка складывается представление о «Я»
других людей, которые отлично от собственного. Поэтому очень важно в
воспитательной работе опирается на эмоциональную отзывчивость, чувства. А
для этого необходимо развивать эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции,
понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные,
а так же способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей
для решения практических задач.
Существует пять основных показателей эмоционального интеллекта:
1. Самосознание – способность называть эмоциональные состояния,
способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные слабые
стороны.
2. Саморегуляция – способность контролировать эмоции, умение изменять
нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие
сроки восстанавливаться после стресса.
3. Мотивация – способность входить в эмоциональные состояния, которые
посредством использования
способствуют достижению успеха,
глубинных склонностей, проявлять инициативу.
4. Эмпатия – способность читать эмоции других людей, умение ставить
себя на их место.
5. Социальные навыки – способность вступать в удовлетворяющие
межличностные отношения и поддерживать их.
Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта у детей:
можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие
связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование
эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как
эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний
локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а
не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к
сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно
повысить уровень его эмоционального интеллекта.
Эти личностные качества педагоги могут воспитывать на занятиях
декоративно – прикладного творчества, музыки, ритмики, искусства, а так же
на математике, литературе и других уроках или кружках. Эмоциональный
интеллект можно развивать путём включения в структуру занятия
специальных игр и упражнений: в начале занятия, в середине или в конце.
Дело в том, что игра – это один из самых эффективных методов развития и
обучения детей младшего школьного возраста. Игра позволяет ребёнку
почувствовать реальность ситуации, даёт возможность погрузиться в неё и
рассмотреть с разных сторон, быть вовлечённым и развивать различные
мыслительные операции мышления.
Например, можно использовать игры и упражнения из методики ТРИЗ:
«Данетка» метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на
которые можно отвечать «данет». При этом идёт развитие памяти и
внимания, т.к. необходимо внимательно слушать всех участников игры, чтобы не повторять вопросы и удерживать в памяти уже полученную информацию.
Так же развивать умение саморегуляции, потому что во время игры дети
(особенно младшие школьники) становятся очень эмоциональными, что
приводит к невнимательности и проигрышу. Выигрывает тот, кто умеет
контролировать эмоции.
« Причина — Факт — Следствие».
Этот приём позволяет определять причинно — следственную связь
осуществлять миниисследование. Данный приём эффективен на стадии
рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить
дальнейший ход событий. Для решения логической цепочки предлагается
только один из её компонентов. Дети подбирают к заданному факту причину
(или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут
факт и вытекающее из него следствие.
Очень интересно проходит упражнение при рассматривании эмоциональных
состояний или конфликтных историях. Здесь лучше брать сказки или
небольшие истории из «Ералаша».
Данный приём позволяет осознать, какие эмоции к чему приводят и тем
самым развивают самосознание ребёнка.
«Хорошо – плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности детей на
занятии, формирование представления о том, как устроено противоречие.
При этом формируются:
• умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте,
ситуации;
• умение разрешать противоречия;
• умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Всё выше упомянутое в свою очередь формирует позитивное мышление детей.
«Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают
карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей»
должен найти свою «лошадь». Самая неприятная особенность при
использовании приёма на уроке – это необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, но при использовании во
внеурочной деятельности это не является препятствием. Кроме того,
данный приём формирует социальные навыки детей и культуру поведения.
Развивать социальные навыки и эмпатию можно при помощи игр со сказками.
Итальянский сказочник Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии»
предложил множество таких игр. Эти игры интересны ещё и тем, что их
можно изменять и добавлять новые элементы.
Например, игра «Салат из сказок».
Суть игры в том, что берутся герои из разных знакомых сказок и помещаются
в одну и дальше развивается сюжет уже новой сказки. Детей можно
объединить в подгруппы и предложить вместе придумать сказку, а потом
разыграть её по ролям. Можно из разных сказок вычленить несколько опорных
слов и сделать из них наборы, затем из каждого набора взять по 12 слова и на
их основе придумать новую сказку. Добавив к вычлененным опорным словам
слова, не имеющие к сказке отношение, мы получаем ещё один вариант игры.
Привлекая детей к придумыванию новых вариантов игры мы тем самым
развиваем их фантазию. Организовывая участников игры в разные виды
взаимодействия, мы развиваем социальные навыки. Создавая новый сюжет
дети учатся понимать чувства другого человека.
Эмоциональный интеллект можно развивать и через проектную деятельность,
например социальный проект (сбор батареек, макулатуры, корма для
животных, шефство над первоклассниками) или создание квеста.
Например, для первоклассников можно организовать игруквест «Знакомство
со школой» и привлечь детей из средней или старшей школы. Первоклассники
при помощи старших детей узнают, где столовая, спортивный зал, актовый зал
и т.д., соберут кусочки мозаики и создадут совместную аппликацию.
Цель этой работы как раз развитие эмпатии, терпения, саморегуляции,
воспитание экологической культуры и т.д.
Очень хорошо использовать для развития эмоционального интеллекта сказки,
мультфильмы, т.к. «наблюдая» за эмоциями героев дети учатся распознавать,
сознавать их и как возможно поступить в определённых ситуациях. Эти приёмы, которые были описаны в статье, могут использовать как педагоги
во внеурочной деятельности, так и педагогипсихологи при разработке
социальнокоммуникативных тренингов для учащихся начальной, средней или
старшей школ.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной
сферы должны рассматриваться в качестве одной из важных задач
воспитания.
Список литературы:
1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, «Академия развития»,
1998.
2. Григорьев Д. В.,Степанов П. В.Внеурочная деятельность школьников.
Москва, «Просвещение», 2011.
3. Родари Дж. Грамматика фантазии.
http://www.kharkivosvita.net.ua/files/grammatikafantazii.pdf
4. Шрагина Л.И. Логика воображения: Учебное пособие. М.: Народное
образование 2001.
5. Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или наука думать для
больших и маленьких. М.: ПедагогикаПресс, 1993
6. http://www.eduneo.ru/priemytrizpedagogikinaurokaxvnachalnoj
shkole/
7. https://solncesvet.ru
8. https://ekoncept.ru/2015/45128.htm
Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"
Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"
Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"
Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"
Статья "Развитие эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.