Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
19.02.2017
В статье сделана попытка раскрыть роль метода проектирования в творческой деятельности детей с умственной отсталостью. В совместном творчестве, работая над одним общим делом, дети не только приобретают новые знания, умения и навыки, но и получают опыт общения друг с другом.Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
В статье сделана попытка раскрыть роль метода проектирования в творческой деятельности детей с умственной отсталостью. В совместном творчестве, работая над одним общим делом, дети не только приобретают новые знания, умения и навыки, но и получают опыт общения друг с другом.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Васина Ирина Васильевна, город Череповец, МБОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида №35, воспитатель группы продлённого дня
Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот
процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как
информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного
переживания и взаимного понимания друг друга. Общение – форма деятельности, необходимая для
реализации других видов деятельности личности. Оно является важнейшей социальной
потребностью, позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, познавать самого себя и
окружающий мир.
Общение осуществляется, в основном, посредством речи. По мнению Л.С. Выготского
ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость
интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы,
которые обуславливают замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у детей с
УО. Дети с нарушением интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным уровнем
интеллекта, испытывают трудности в общении.
Низкий интеллектуальный уровень, грубые нарушения психофизической сферы не всегда
позволяют детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении друг с другом. В то же
время практически все дети любят рисовать, вырезать, чтото мастерить, но творческая атмосфера
порой просто блокируется в следствии того, что дети не умеют взаимодействовать друг с другом в
совместной деятельности, а предпочитают индивидуальные виды деятельности. Поэтому
необходим новый подход, применение в своей работе новых технологий.
Применение метода проектирования и является таким подходом. Опыт использования
метода проектов в практике специальной (коррекционной) школы VIII вида учитывает требования
к организации, содержанию и результатом образования на современном этапе, но имеет ряд
особенностей. Проектирование в школе указанного вида предполагает:
ведущую роль педагога на всех этапах проекта: от подготовки до рефлексии;
оказание помощи детям в организации их деятельности над проектом;
преобладание проектов продолжительностью от недели до месяца (краткосрочные и
среднесрочные);
детальную подготовительную работу к действиям, осуществляемым в проекте;
четкую ориентацию на зону ближайшего развития детей;
обязательное соблюдение принципа доступности в выборе проблемы, способов и средств её
решения.
Начиная работу над проектом, педагог ставит цель:
создание условий для развития коммуникативных навыков детей путём вовлечения их в
совместную творческую деятельность;
задачи:
воспитательные (создать условия для социализации ребёнка в группе; развивать навыки
общения; формировать эмоциональные, нравственные качества личности)
учебные (познакомить детей с различными техниками; развивать интерес к творческой
деятельности)
коррекционноразвивающие (развивать навыки мелкой моторики, глазомер, координацию
движения рук, цветовое восприятие).
Проблема общения между детьми стоит наиболее остро, так как занятия в группе
посещают дети из разных классов. Работа над одним общим делом – проектом сближает детей друг
с другом, положительно влияет на их взаимоотношения, что особенно важно для формирования
детского коллектива. Проект подразумевает включение заданий разных типов, для выполнения которых
необходимы умения рисовать, вырезать, лепить, конструировать, мастерить поделки.
В течение года детьми были подготовлены и осуществлены следующие проекты: коллаж к
Дню матери, оформление класса к новогоднему празднику: стенгазета, украшение елки
самодельными игрушками, изготовления гирлянд, совместное изготовление открыток к 8 Марта,
аппликация к дню Космонавтики, стенгазета к Дню Победы.
В ходе проекта дети работают с различными материалами: пластилином, разными видами
бумаги и картона, природным и бросовым материалом, нитками, салфетками, тканью, крупами и
т.д.
Дети знакомятся с такими техниками, как торцевание, модульное оригами, учатся
оформлению открыток, коллажей, стенгазет. Проектная деятельность предполагает также
взаимодействие детей и их родителей.
При реализации проектной деятельности используются методы: беседа с детьми,
наблюдение за ходом работы, изучение продуктов деятельности, анализ и обобщение работы
отдельных детей, тестирование.
Во время работы над проектом дети чаще общаются друг с другом, обращаются за помощью
к товарищам, сами оказывают помощь, задают вопросы, в результате чего устанавливают более
тесный контакт друг с другом, обогащают свой словарный запас.
Таким образом, работа над совместным проектом способствует развитию коммуникативных
способностей детей с умственной отсталостью.
Литература
1) Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986
2) Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителей
начальных классов. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
3) Матяш Н.В. Хохлова М.В., Творческие проекты для младших школьников. Под редакцией Симоненко В.Д.,
Брянск, 1999
Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.