Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"
Оценка 4.8

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Оценка 4.8
Семинары
doc
история
9 кл
22.01.2018
Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"
Актуальность этой темы связана с большими объемными текстами, которые трудно усвоить простым чтением или рассказом учителя. В этой статье я рекомендую несколько стратегий по развитию критического мышления, которые я сама использую на своих уроках, пути определения критического мышления и какие задачи должен ставить перед собой учитель для развития критического мышления на уроках истории.
Статья Нуртазиной Г.А..doc
Павлодарская область                                           Лебяжинский район                     с.Акку                                         Лебяжинская СОШ                                      Учитель истории                                  Нуртазина Г.А  «Развитие критического  мышления на уроках истории»                ХХI век требует качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Одной из   целей   «Государственной   программы   развития   образования   Республики   Казахстан   на 2011­2020   годы»   является   формирование   в   общеобразовательных   школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. Для дальнейшего своего развития наше государство нуждается в людях, способных воспроизводить   не   только   материальный,   но   и   интеллектуальный   потенциал   страны. Выпускник   школы   должен   самостоятельно   мыслить,   уметь   увидеть   возникающие   в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления.    Задача   школы   и   каждого   педагога   состоит   в   том,   чтобы   создать   условия, позволяющие   личности   ребенка   максимально   самореализоваться,   развить   свои способности, в том числе и интеллектуальные.  Уроки   истории   и   обществознания   способствуют   развитию   мышления,   которое формируется   в   процессе   самостоятельной   умственной   деятельности.   Чтобы   такая деятельность   осуществлялась,   человек   должен   овладеть   определенными   умениями   и навыками познания. Содержание курсов общественно­гуманитарных дисциплин, с одной стороны, даёт богатые возможности   для   развития   таких   интеллектуальных   способностей   (многообразие общественно­политических, социально­экономических явлений, существование различных подходов к изучению одного и того же исторического события и пр.). С другой стороны, остро   нуждается   в   том,   чтобы   школьники,   их   изучающие,   обладали   достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно­следственные связи; рассматривать новые   идеи   и   знания   в   контексте   уже   имеющихся.   Очень   важно   грамотно   работать   с информацией.            Актуальностью выбора темы доклада «Развитие критического мышления на уроках истории»   является   то,   что   школьные   программы   по   истории   содержат   большой   объем информации, который сложно усваивается учащимися.              Современного   ученика   чрезвычайно   трудно   мотивировать   к   познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в   восприятии   учебного   материала   по   всем   школьным   предметам.   Причина   этого   ­   в недостаточно   высоком   уровне   развития   мышления   и,   прежде   всего,   критического. Необходимо   развивать   критическое   мышление   учащихся,   чтобы   они   свободно ориентировались в мире информации.                          Изложение учителем материала не способно обеспечить необходимый уровень мыслительной деятельности учащихся. Но без изложения учителем материала не могут быть созданы необходимые предпосылки развития мышления. Под изложением понимается не   только   обширный   устный   рассказ,   но   и   предъявление   письменного   текста,   краткое изложение   или   объяснение,   комментарии   звукового   кинофильма   и   так   далее,   то   есть всякую   информацию,   воплощенную   в   словах   и   образах.   Такое   изложение   информации может в необходимой мере содействовать развитию мышления, то есть обеспечить начало формирования   познавательных   функций,   одна   из   которых   ­   развитие   критического мышления. Как определить критическое мышление?                Во­первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя.               Во­вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.   Знание   создает   мотивировку,   без   которой   человек   не   может   мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.                             В­третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.                            В­четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.                 В­пятых,   критическое   мышление   есть   мышление   социальное.   Всякая   мысль проверяется   и   оттачивается,   когда   ею   делятся   с   другими.   Когда   мы   спорим,   читаем, обсуждаем,   возражаем   и   обмениваемся   мнениями   с   другими   людьми,   мы   уточняем   и углубляем свою собственную позицию.      Задачей учителя является научить учащихся: выделять причинно­следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; уметь   отличать   факт,   который   всегда   можно   проверить,   от   предположения   и личного мнения; подвергать   сомнению   логическую   непоследовательность   устной   или   письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.  Для развития критического мышления на уроках истории я применяю следующие приемы технологии:  • • • • • • • • • •  Корзина (этот прием эффективен на этапе повторения пройденного): • • 1 э т а п:  Учащимся  предлагается подумать и записать все, что они знают  или думают, что знают по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: • • • 1. Жесткий лимит времени на 1­м этапе 5­7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Как   методический   прием   мозговая   атака   используется   в   технологии   критического мышления с целью активизации имеющихся знаний.   Инсерт (эффективен на этапе изучения нового материала) I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; • • •  ­ знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;  + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что­то неясно, возникло желание узнать больше. II этап:  читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III   этап:  Учащимся   предлагается   систематизировать   информацию,   расположив   ее   в соответствии со своими пометками. IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная   область   использования:    преимущественно   тексты   с   большим   количеством   фактов и сведений. Прием  способствует развитию  аналитического  мышления, является средством отслеживания понимания материала.  Понятийное колесо или игра в ассоциации  (можно использовать на любых этапах урока) Предлагается ключевое слово или словосочетание в середине доски или    листа, учащиеся записывают   вокруг   него   свои   ассоциации,   затем   озвучивают.   Как   методический   прием эффективен в работе с медленными детьми.  Кластеры  1. Посередине   чистого   листа   (классной   доски)   написать   ключевое   слово   или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг   «накидать»   слова   или   предложения,   выражающие   идеи,   факты,   образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В   итоге   получается   структура,   которая   графически   отображает   наши   размышления, определяет информационное поле данной темы.  Синквейн Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Синквейны могут быть полезны в качестве: • • • инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразительности.   Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:  Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание   мыслительных   возможностей   учащихся,   гибкости   мышления,   его переключения с одного типа на другой. Развитие   способности   самостоятельно   конструировать,   строить   понятия   и оперировать ими. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию. • • • • •   Выводы:  Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: • •    находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;  выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя  различные источники информации  • • Актуальность   проблемы   развития   критического   мышления   школьников   обусловлена необходимостью,   поиском   направлений   совершенствования   организации   мыслительной деятельности учащихся.  Развитие критического мышления учащихся ­ это результат целенаправленного обучения творческой   деятельности,   направленной   на   овладение   опытом   познания,   создания, преобразования,   использования   в   новом   качестве   объектов   материальной   и   духовной культуры, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.     Развитие   мышления   ­   совместная   работа   учителей   всей   школы,   особенно учителей гуманитарного цикла. Использованная литература: 1. Н.В. Богатенкова «Технология развития критического мышления на уроках  истории и краеведения»  Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.:  СПбГУПМ, 2001 2. «Применение приемов и методов технологии развития критического мышления  учащихся на уроках истории» // Школьное историческое образование: творческий  опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. 3. О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить  критически», СПб, 2003г., с.156 4. «Технология развития критического мышления на уроке истории» http   ://   history  ­   helpmy    .  blogspot    /2010/04/  blog    .  com     ­  post  _5385.      html

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"

Статья "Развитие критического мышления на уроках истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018