Статья "развитие речи на уроках математики в начальной школе"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
математика
1 кл—4 кл
03.03.2018
Человеческая речь может быть бесцветной , навевая скуку . для педагога она противопоказана . Но , она может быть и исключительно выразительной , может немногими словами нарисовать яркие образы давать представление о сложных процессах , звать на подвиги и оставаться в памяти людей на долгие годы. Поэтому , все члены педагогического коллектива- математики и физики , биологии и лингвисты, историки и географы-обязаны не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения , а одновременно настойчиво приучать учащихся к правильной ,ясной, убедительной, чёткой и краткой , но одновременно насыщенной смыслом, речи . И хотя общепризнанно , что в математике является наиболее трудоёмким учебным предметом, она ,в то же время имеет огромные возможности для воспитания привычки и логически совершенной речи . Почему я решила заняться этой проблемой ? Какие цели преследуют учителя математики, чему он должен научить ребят на своих уроках помимо программного материала :
1) Уметь видеть, наблюдать, сравнивать.
2) Укреплять свою память.
3) Развивать внимание и волю.
4) Правильно читать математическе книги и вести тетради по математике.
5) Развивать фантазию ,творческие способности ,воображение и мышление .
6) И , конечно же, непрерывно совершенствотать свою речь , добивая ее безукоризненной правильностью.
Развитие речи на уроках математики.docx
Статья «Развитие речи на уроках математики в
начальной школе».
Выполнила :
Учитель начальных классов
Ефременко О.В.
ВКК
Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить . именно они
помогли ему стать человеком . я имею в виду две особенности : способность мыслить и
передавать свои мысли другим людям посредством речи . Человеческая речь может быть
бесцветной , навевая скуку . для педагога она противопоказана . Но , она может быть и
исключительно выразительной , может немногими словами нарисовать яркие образы
давать представление о сложных процессах , звать на подвиги и оставаться в памяти
людей на долгие годы. Поэтому , все члены педагогического коллектива математики и
физики , биологии и лингвисты, историки и географыобязаны не просто передавать
знания, которые предусмотрены программой обучения , а одновременно настойчиво
приучать учащихся к правильной ,ясной, убедительной, чёткой и краткой , но
одновременно насыщенной смыслом, речи . И хотя общепризнанно , что в математике
является наиболее трудоёмким учебным предметом, она ,в то же время имеет огромные
возможности для воспитания привычки и логически совершенной речи . Почему я решила
заняться этой проблемой ? Какие цели преследуют учителя математики, чему он должен
научить ребят на своих уроках помимо программного материала :
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Уметь видеть, наблюдать, сравнивать.
Укреплять свою память.
Развивать внимание и волю.
Правильно читать математическе книги и вести тетради по математике.
Развивать фантазию ,творческие способности ,воображение и мышление .
И , конечно же, непрерывно совершенствотать свою речь , добивая ее
безукоризненной правильностью.
Какими способами я стараюсь на своих уроках достичь этих целей и какие
результаты уже видны .
Все правила во время изучения новой темы ,ребята ,выводят ,только сами при
закрытой книге, затем открываем и сравниваем с правилом из учебника, после того ,как я
объяснила новый материал , предлагаю ребятам сделать вывод из всего сказанного.
Сначала выслушиваем несколько различных формулировок,
Причём внимание я стараюсь уделить слабым учащимся ,затем предлагаю
Более сильному ученику откорректировать их , если я одобряю то записываем в
тетрадь , и только после этого открываем текст учебника и сравниваем с ним , например ,
работаем по теме << Модуль числа >>(6 класс)
Ребята составили около восьми различных определений , а один слабый мальчик
даже придумал такую шуточную формулировку <<Модульэто маленький исправительный
домик , в котором отрицательное число становиться положительным , а положительное не
изменяется т.к. оно и так хорошее >> конечно же , мы записали правильное определение
но я думаю что у слабого ученика понятие модуля останется в памяти на долго . Этот прием помогает овладеть такими качествами, как нестандартное мышление ,умение
рассуждать и делать выводы , воображение и к тому же помогает раскрепоститься
слабым , не уверенным в себе детям . здесь же проводим конкурс на лучшее правило и на
лучший вопрос т.к. дети, в основном, не умеют задавать вопросов, они привыкли на них
отвечать, а грамотно заданный вопрос учителю или своему товарищу также способствует
развитию речи, умению оперировать математическими терминами. К тому же
вырабатывается такое необходимое человеческое качество, как умение терпеливо
выслушивать своего товарища. Например при изучении темы «Приведенные квадратные
уравнения», после того как мы выяснили и записали в тетрадь формулировку, ученик
задает мне вопрос такого типа « А если там будет минус, то как тогда? Я отвечаю ему, что
вопрос задан неверно, и требую грамотной формулировки. И тогда, немного подумав, он
задает вопрос иначе: « А если первый коэффициент а будет равным 1, то уравнение будет
считаться приведенным?» К сожалению, на практике, иногда математики не обращают
должного внимания на то, как отвечает ученик, на небрежность его речи, ограничиваются
лишь содержанием ответа, его математической правильностью. Это недопустимо,
математик не должен проявлять безразличие к форме ответа, именно на уроках
математики следует приучать ребят к тому, что даже в обыденной речи следует избегать
пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами.
II. По окончании изучения определенной темы стараюсь придумать для ребят какое
нибудь творческое задание.
Например, по теме «Среднее арифметическое» в 5ом классе было задано на дом
задание сочинить сказку с иллюстрациями, главными героями которой могут стать любые
действующие лица из мультфильмов, из жизни, из природы и т.д. Темы ребята придумали
самые разнообразные: «Сказка про математического медведя и сатану», «Белоснежка и
семь гномов нашли в лесу шоколадную поляну», «Золушка и принц собирали в лесу
золотые орешки», «Про Розочку и Беляночку», «Коза, волк и семеро козлят», «Про
доброго короля и злую королеву» и т.д. Некоторые просили разрешения написать 23
сказки. Написание и совместное обсуждение сказок помогает изгнать из класса скуку,
делает детей чуть добрее и справедливее, помогает
Здесь творческая работа заключается в том, чтобы изобразить в системе координат
любой предмет или любимое животное, внизу записать все координаты. Этот прием
известен многим учителям, но я его дополнила тем, что нужно было устно, у доски,
рассказать что изображено на рисунке, почему я люблю это животное или почему я выбрал
этот предмет. Эта творческая работа помогала ребятам проявить максимум фантазии,
ярко выразить свою индивидуальность закрепить умение правильно находить абсциссу,
ординату точки, и наоборот строить точку по данным координатам.
Также, перед изучением темы «Декартова система координат», я даю учащимся
опережающее заданиевыявить связь данной темы с жизнью и с другими школьными
предметами.
Ребята установили связь с географией параллели, меридианы, с жизньюнахождение
своего места в кинотеатре по номеру ряда и номеру кресла, провели аналогию с игрой
«Морской бой» и т.д. Этот самостоятельный поиск помогает ребятам, помимо развития
фантазии и мышления, отработать навык поиска нужной информации из дополнительной
литературы, который будет необходим при изучении геометрии и физики в старших
классах.
Сравниваем правильный и неправильный способы решения задачи, не стирая с доски
неправильного, рациональный и нерациональный, обсуждаем, делаем выводы, анализируем
ответ товарища, предлагаю ребятам самим поставить оценку однокласснику,
прокомментировав её. Речь ученика будет убедительной, краткой, ясной, если он правильно работает с
текстом книги, с дополнительной литературой. Поэтому часто при окончании изучения
какойлибо темы даю ребятам дополнительное задание в виде отыскания исторических
сведений или описания биографии того или иного математика, теоремой или научным
открытием которого мы пользуемся до сих пор. Часто ученики приносят историю
возникновения шахмат, биографию С.М. Ковалевской.
Часто проводим игру «На урок пришел клоун»это вымышленный персонаж,
который якобы потерял начало задачи, перепутал единицы измерения ил задает каверзные
вопросы (есть макет этого клоуна из яркого картона)
Чтобы преодолеть трудности при изучении геометрии , помимо стихов и
эпиграфов , использую следующие приемы:
1)подбираю геометрические задачи с практическим, жизненным смыслом, например
про ремонт дома, кровлю, клумбы, заборы, чтобы учащиеся могли бы применить эти знания
и в дальнейшей, взрослой жизни.
2)составление кроссвордов силами учащихся.
3)составить текст задачи по готовому чертежу
4)при защите реферата записываю на доске несколько вопросов, на которые класс
должен ответить.
5)пишем математические диктанты, также орфографические диктанты с наиболее
трудными словами.
6)пишем эссе на темы «Математика в твоих будущих профессиях»
«Математика в ремонте дома» , «Математика и природа»
Выполняем проектные работы по наиболее интересным темам –«Логарифмическая
спираль» , «Симметрия».
Применяя эти, в общемто ,несложные математические приемы, я заметила что
меньше стало таких трудностей и проблем, как:
1.страх учащихся ответа у доски перед классом.
2.неумение оперировать математическими терминами.
3.неумение работать с текстом дополнительной литературы.
А главное –мне удается избавить детей от мысли, что математиканевероятно
сложный и скучный предмет, оказать её яркость и красоту, сделать речь наших учеников
более яркой , грамотной, эмоциональной!
Литература:
Журнал «Математика в школе» №6 1995 г.
И. А. Гибш «Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики».
Работа по обобщению педагогического опыта:
Л. П. Околелова «О системе работы учителя математики»
Статья "развитие речи на уроках математики в начальной школе"
Статья "развитие речи на уроках математики в начальной школе"
Статья "развитие речи на уроках математики в начальной школе"
Статья "развитие речи на уроках математики в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.