Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"
Оценка 4.9

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
музыка
Взрослым
01.11.2018
Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"
Урок музыки – это урок искусства. Конечно же, творческим. Этот урок должен способствовать решению следующих задач: - максимально развить гармоничную личность; - приобщить к искусству и осознать неразрывную связь между различными его видами; - выработать ассоциативный вид мышления и воображения; - помочь сформировать положительный духовный опыт; пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.Статья "Пазвитие творческих способностей на уроках музыки"
Урок музыки.docx
Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок? Конечно же,  творческим. Этот урок должен способствовать решению следующих задач: ­ максимально развить гармоничную личность; ­ приобщить к искусству и осознать неразрывную связь между различными его видами; ­ выработать ассоциативный вид мышления и воображения; ­ помочь сформировать положительный духовный опыт; ­ пробудить и развить чувство доброты, сердечности, сопереживания к окружающим. Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это  и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя  развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью. Каждому педагогу известно это мучительное состояние поиска и волнения при  составлении урока. Каким образом соединить воедино музыку, речь, мимику, паузы и  взгляды, различные ассоциации, внутренние переживания и размышления? Как создать  обстановку творческой активности? Что останется в душе ребёнка после очередного  урока? Я заранее определяю замысел урока и конструирую его. Бывает  так, что реальная  встреча с учениками часто вносит свои коррективы в план. И чем больше во мне  творческого поиска, тем ярче и эмоциональнее проходит урок. Под термином  «творчество» подразумеваю «познавательно­поисковую художественную практику» детей,  поскольку на каждом уроке они сами открывают что­то важное, ранее не известно им в  мире искусства. Умение вслушиваться в музыку, вглядываться в картину, чувствовать  истинный смысл слова – это и есть творческая работа души. А всё творчески усвоенное  становится прочным достоянием, и сам процесс познания приобретает развивающий  характер, жизнь ребёнка обогащается новыми чувствами. Важно, чтобы все испытали эту  радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей. Я  стараюсь находить слова поддержки для новых творческих начинаний, избегать критики.  Стараюсь относиться к ученику с пониманием, ведь он стремится творить не только для  себя, но и для тех, кого он любит. Творческое начало проявляется в ребятах уже с первого класса: в своеобразии ответов (а  не только их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только  отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или  иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности. Немыслимо сегодня для меня проводить урок музыки без тесной связи с другими  предметами и видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства  даёт учителю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным. И это  не просто метапредметные связи или интеграция в подаче материала, а синкретизм, когда  музыка, пение, поэзия, танец, театр не отделены друг от друга. А сочетание всех этих  видов деятельности – это и есть искусство. А что такое искусство для ребёнка? Это –  жизнь. А музыка и жизнь – это и есть генеральная тема, сверхзадача школьных занятий. И чем больше будет жизненных связей музыки обнаружено на уроке, тем более прочно будет  музыка входить в сознание ребят. Воображение у ребят, особенно младшего школьного  возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с  удовольствием. Иногда я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а  увидеть музыку в своём воображении. Часто на уроках музыки игровую ситуацию создаёт  неожиданное начало урока: « Сегодня у нас на уроке…весёлый музыкант. Послушайте, на  каких инструментах может играть наш гость». Ответы детей – на скрипочке, балалайке и  барабане. А дальше начинается творчество – изображаем игру на этих инструментах.  Особенно нравится детям играть на балалайке (некоторые притоптывают ножкой, кто­то  даже пускается вприсядку). В начальной школе мы создаём свой шумовой оркестр. В качестве домашнего задания  ребятам предлагается изготовить какой­нибудь музыкальный инструмент. Фантазии и  выдумке ребят стоит только позавидовать. Это и киндер­сюрпризы, наполненные разной  крупой, монетками (от этого и разный тембр звучания их инструмента), и коробочки,  наполненные бисером, металлические крышки, соединённые скотчем и наполненные  горохом. Очень радует, что в изготовлении инструментов помогают родители (а это уже  творчество родителей и детей)­ трещотки, изготовленные папой и расписанные сыном (а  сколько на лице мальчика было радости, когда он играл на них). Конечно, оркестром  руководит дирижёр. И вот взмах дирижёрской палочки и “Камаринская” в исполнении  только что созданного оркестра звучит радостно, искромётно и задорно. Распространено мнение, что музыкальное творчество доступно лишь одарённым детям. На  самом деле это не так. Каждый ребёнок может сочинить свою музыку, пусть даже самую  примитивную, но она ему поможет глубже воспринимать музыку, так как он пропустит её  через себя. На моих уроках задание «сочини» звучит очень часто. Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. Она  пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на  поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании,  вокальная импровизация. Занятия импровизацией могут преследовать  две  взаимосвязанные цели: 1. выработку интонационного и ладового слуха, 2. развитие творческой фантазии. В этом виде деятельности можно использовать такие творческие задания как: ­ продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, чтобы чувствовалось окончание  произведения. ­ прохлопать ритмический рисунок, предложенный учителем, а затем придумать свой. ­ придумать движения к песне, произведению, пластическое интонирование. Часто я практикую рисунки – отклики на музыкальные произведения. В музыке семь нот, в  живописи семь цветов. Занятия музыкальной «живописью» учат детей раскрывать  настроение музыкального произведения с помощью цвета. Рисование заставляет ребёнка  думать и тем самым активизирует мысль, образное видение мира, развивает  пространственное мышление. Школьники могут жить в рисунке, петь в нём, двигаться  бороться, танцевать, плакать и т.д. Всё это – по­настоящему. Рисовать дети очень любят. В  начальной школе, чтобы легче было выучить песню “Дружат дети всей земли” ребята на  отдельных листочках нарисовали сюжет каждой фразы куплета, например: 1 лист – пчёлка  и цветок, 2 лист – лист и мотылёк, 3 лист – реки  и леса, 4 лист – в хоре голоса. И так  содержание в рисунках всех трёх куплетов, причём каждый ребёнок сам выбирал, что он  будет рисовать. Таким образом, текст песни запоминается легче и учащиеся класса видят  творчество в рисунках своих одноклассников. Причём, в параллели несколько классов и  при исполнении песни можно показывать рисунки другого класса. Умение слушать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала  школьных занятий музыкой. Ребята должны понять, что когда звучит музыка, в классе  должна быть полная тишина, так как, только внимательно следя за её звучанием, можно  глубоко воспринимать её и по­ настоящему понять. Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое,  и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием.         Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.             Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных  задач: ∙       обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; ∙       оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; ∙       улучшить условия для развития ребёнка; ∙       учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; ∙       развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей. Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие  задания. На уроках дети сочиняют музыкальную сказку, красиво оформляют её в виде  книжки­малышки, книжки­раскладушки и т.д. Пусть не все сказки с литературной точки  зрения совершенны, но каждая из них – это частица жизни маленького человека, его мечта.  Это творчество детей, их понимание музыки и любовь к ней. А после уроков, посвящённых  Дню Победы, ребята защищают свои проекты, создавая памятники песням военных лет или  выпускают свои песенники с полюбившимися им песнями военной тематики. В работе очень важно использование фольклора. Ведь как вид творческой деятельности он уникален. В пении – прост, в слушании – красочен, в театрализации – доступен, в танце  – лёгок для импровизации. Хочется, чтобы ребята ощущали фольклор не как что­то  стародавнее, а как естественную часть их жизни. Мы вспоминаем, как, играя во дворе в  разные игры, они выбирают “водящего” с помощью считалок, что бывают и музыкальные  считалки. Дома они сочиняют мелодии на знакомые им считалки. Интересным бывает урок, где мы водим хороводы: “Во поле берёза стояла”, “Со вьюном я хожу”, “В хороводе были  мы” и т.д. На одном из таких уроков возникла проблемная ситуация. Почему же многие  народные песни начинают запевалы. Ответы, данные детьми меня не устроили. Тогда я  предложила им спеть одну из песен без моей помощи. Получилось разрозненно, как  говорится «кто в лес, кто по дрова», т.е. на собственном опыте они пришли к пониманию  того, что запевала «настраивает» поющих, задавая тональность, темп, характер звучания. А с какой теплотой девочки исполняют колыбельные песни, убаюкивая их любимых кукол.  Причём многие исполняют те колыбельные, которыми в детстве убаюкивали их, узнав об  этих песнях от бабушек и мам.                   Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках музыки, но и во  внеурочной деятельности. Форма различная: фестивали, конкурсы, музыкальные  путешествия, утренники, смотры. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые  занятия. Процветают вокальные ансамбли «Домисолька» и «Леди». К каждой песне  стараемся подойти творчески: от продумывания костюмов до исполнительского  мастерства.  Заключение.    В своей работе я проанализировала одну из наиболее важных и актуальных тем  современной педагогической теории и практики . В современных подходах к развитию  творческих способностей учащихся в подавляющем большинстве используются средства,  построенные на игровой и музыкальной деятельности. Музыка развивает психологическую  способность эмоционального переживания взаимодействия с миром. Учителю следует лишь правильно и целенаправленно деятельность учащихся через  музыкально­игровую деятельность, творческие задания как на уроках,так и во внеурочной  деятельности.  Целостная система музыкально­игровых заданий, методов и приёмов,  творческих заданий, опирающихся на взаимосвязь восприятия музыкального произведения  и сценического действия, позволит сформировать у учащихся чувство интереса к учению,  внутреннее влечение к активной учебно­познавательной деятельности, эмоциональное  представление, осознать свои чувства и переживания при восприятии музыкального  произведения. Свои умения школьники реализовывали в разнообразных и привлекательных для них видах музыкальной деятельности. Применяемые методы и приёмы развития  эмоциональной отзывчивости способствовали активизации эмоциональных творческих  проявлений у детей.   В результате проведённой работы отмечен возросший уровень проникновения, понимания  учащимися музыки. Музыкальные произведения, звучащие на уроках,  волнуют   моих  учеников, вызывают  у них душевный отклик.  А  человек, глубоко захваченный  восприятием содержания произведения, не может забыть его, невольно думает о нем,  вспоминает  взволновавшие его отдельные места, начинает жить этим произведением, хотя  восприятие закончилось..                        И в заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в  мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2018