Развития УУД на уроках географии через проектную деятельность учащихся
Товмасян Е. В., учитель географии.
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ими её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются у учащихся, главным образом, при выполнении практических работ.
Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Основной принцип моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал: что он делает? как он делает? и для чего он это делает? Для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроке географии применяю довольно большой спектр форм обучения.
Одним из эффективных методов развития УУД на уроках географии, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
В сентябре с учащимися 5-х классов мы начали работу с того, что рассмотрели разные виды проектов.
1. Практико-ориентированный проект. Имеет целью решение социальных задач (например, «Определение сторон света на стадионе школы», «Прогноз погоды по местным признакам»).
2. Информационный проект. Разрабатывается для сбора информации о чём-либо с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории (например, «Растения Красной книги Вологодской области», «Памятники природы Вологодской области», «Европейские путешественники средних веков, внесшие вклад в развитие географии»).
3. Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование (например, «Разработка экологической тропы в микрорайоне школы»).
4. Творческий проект. Предполагает создание альманахов, театральных постановок, фильмов, рисунков и т.п.
5. Ролевой проект. Самый сложный. Учащиеся выбирают для себя географических или исторических персонажей, вживаются в них и с их точки зрения пытаются ответить на проблемные вопросы в дискуссии или монологе.
6. Культурологический проект. Направлен на изучение историко-географических, этнографических событий и процессов и т.п.
7. Игровой проект. Узкоспециализированный, направлен на изучение специфических терминов, профессиональное моделирование в выбранной сфере деятельности.
Исходя из опыта, для учащихся 5 класса легче и интереснее заниматься информационными и творческими проектами.
Этапы работы над проектом следующие:
1. Постановка проблемы, её анализ, выбор темы проекта.
2.Выдвижения вариантов решения проблемы и планирования деятельности по реализации проектов (формирование групп, поэтапное планирование работы).
3.Сбор и структурирование информации.
4.Изготовление и оформление продукта.
5.Выбор формы презентации (электронная версия, плакат, брошюра, инсценировка и т.п.) и её подготовка.
6.Презентация.
7.Рефлексия (оказался самым сложным их этапов)
Работая над проектами, в процессе выполнения заданий у учащихся формировались универсальные учебные действия: личностные (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативные (участие в диалоге), познавательные (отвечали на простые вопросы учителя и учащихся), регулятивные (работа по инструкции, которую сами выработали).
Любое исследование начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема. Именно поэтому проектная деятельность учащихся - это одна из наиболее сложных форм самостоятельной работы. Метод проектной деятельности хорошо реализуется на проблемных уроках и уроках обобщения пройденного материала.
В течение года учащиеся создавали индивидуальные и групповые проекты различной направленности и уровней, например, «Сад моей мечты», «Благоустройство пришкольной территории», «Экологическая тропа», «Благоустройство набережной реки Вологда», «Метеостанция», «Экскурсия по Вологде-реке», «Цветы в интерьере», «Путешествие за горизонт», «Несуществующий остров», «Подземный мир» и другие.
Приведу пример методического паспорта учебного проекта «Сад моей мечты».
Новый учебник географии предполагает работу с проектами. В нём есть задания с пометой «Проектные работы». Например, смоделировать ситуацию, изготовить прибор, нарисовать рисунок по одному из описаний ... Учащимся хорошо удаётся защищать свои рисунки. В таких заданиях, как правило, предлагаются тема и форма проекта. Учащиеся же ищут проблемный вопрос, ставят перед собой цели, определяются с продуктом и его презентацией самостоятельно.
Метод проектной деятельности помогает ученику стать активным участником образовательного процесса, что и отвечает требованиям нового стандарта.
Сложности, с которыми сталкивается педагог при организации учебной деятельности над проектом:
1.Нехватка времени на уроке, большая часть проектов во внеурочное время.
2.Пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами.
3.Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.
4.Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленную цель, не всегда в потоке информации удается отделить главное от второстепенного.
5.Дети этого возраста не всегда могут дать объективную оценку своим достижениям.
6.Значительный объем работы над проектом учителю приходится осуществлять вместе с ребенком, привлекать родителей для работы над индивидуальным проектом.
Современные образовательные результаты проявляются не только в виде системы знаний ученика, но и в освоении способов их получения, в выявлении потребности в новых знаниях, умения быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии, ликвидировать имеющиеся пробелы.
Таким образом, мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Для меня каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения и на своих уроках стараюсь научить учащихся уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.