Статья "Рефлексивные технологии обучения на уроках географии как средство успешной социализации суворовцев".

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье рассматриваются вопросы теории и практики по весьма актуальной на сегодняшний день теме "Рефлексивные технологии обучения на уроках географии как средство успешной социализации суворовцев". Приводятся многочисленные примеры из практики преподавания географии в разных курсах географии, начиная с 6 по 11 класс.
Иконка файла материала статья рефлексия.docx
Корщикова С.Н. Рефлексивные технологии обучения  на уроках географии  как средство успешной социализации суворовцев. Один из принципов развивающего обучения ­ принцип активности и сознательности.  Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его  действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей  среды на уроке является этап рефлексии.  Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.  Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем  внутреннем состоянии, самопознание.  Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её   результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято  считать, но и на любом его этапе.  Рефлексия направлена:   на осознание пройденного пути,  на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.  Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую  цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:  рефлексия настроения и эмоционального состояния  рефлексия деятельности  рефлексия содержания учебного материала Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в  начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Приведу несколько примеров рефлексии настроения и эмоционального состояния, которые я использую на своих уроках. С этого слайда я начинаю урок по теме «Вода.  Гидросфера» в 6 классе. Прошу отгадать тему урока,  прочитав загадку и слушая «звук дождя». Ребята  безошибочно называют тему урока.  Изучение темы «Рельеф Северной Америки»  в 7 классе я  начинаю с разгадывания этого кроссворда. Разгадав его,  ребята называют тему урока.Урок по теме «Погода. Климат. Климатообразующие  факторы»в 6 классе  я начинаю с этого слайда. Звучит  песня»У природы нет плохой погоды». Я прошу ребят  послушать и определить тему урока. Изучение России в 8 классе целесообразно начать с такого  слайда. Это создает определенный эмоциональный настрой и раскрывает  многообразие природы нашей необъятной страны. Вызывает интерес к ее  изучению. начать с эпиграфа, в этой страны. Это изучению страны. Изучение Японии целесообразно  котором отражены основные традиции  вызывает интерес к дальнейшему  В конце урока можно использовать следующие слайды, чтоб определить эмоциональный  настрой и настроение учащихся.Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с  учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности  приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого  вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах  урока. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня  осознания содержания пройденного.Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как  работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей,  свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм  работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс­минус­ интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от  наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В  графу «П» ­ «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для  достижения каких­то целей. В графу «М» ­ «минус» записывается все, что не понравилось на  уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения  жизненных ситуаций. В графу «И» ­ «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о  которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.  Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии  Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области  мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников,  проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее  важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации,  которая может им когда­нибудь пригодиться. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить  самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно  варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое  внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1.На уроке я работал                                   активно  / пассивно            2.Своей работой на уроке я                        доволен  /  недоволен 3.Урок для меня показался                        коротким  / длинным 4.За урок я                                                   не устал  / устал 5.Мое настроение                                       стало лучше  /  хуже 6.Материал урока мне был                        понятен  /  непонятен / интересен / скучен  7.Домашнее задание мне кажется            легким  / трудным  Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из  вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент­похвала, Комплимент деловым качествам,  Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят  друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность  удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Можно использовать  следующие слайды.  Закончить хочется следующим, рефлексия на уроке ­ это совместная деятельность  учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на  личность каждого ученика.