В данной статье рассматриваются вопросы теории и практики по весьма актуальной на сегодняшний день теме "Рефлексивные технологии обучения на уроках географии как средство успешной социализации суворовцев". Приводятся многочисленные примеры из практики преподавания географии в разных курсах географии, начиная с 6 по 11 класс.
Корщикова С.Н.
Рефлексивные технологии обучения на уроках географии как средство успешной
социализации суворовцев.
Один из принципов развивающего обучения принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его
действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей
среды на уроке является этап рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем
внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её
результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято
считать, но и на любом его этапе.
Рефлексия направлена:
на осознание пройденного пути,
на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую
цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в
начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Приведу несколько примеров рефлексии настроения и эмоционального состояния, которые
я использую на своих уроках.
С этого слайда я начинаю урок по теме «Вода.
Гидросфера» в 6 классе. Прошу отгадать тему урока,
прочитав загадку и слушая «звук дождя». Ребята
безошибочно называют тему урока.
Изучение темы «Рельеф Северной Америки» в 7 классе я
начинаю с разгадывания этого кроссворда. Разгадав его,
ребята называют тему урока.Урок по теме «Погода. Климат. Климатообразующие
факторы»в 6 классе я начинаю с этого слайда. Звучит
песня»У природы нет плохой погоды». Я прошу ребят
послушать и определить тему урока.
Изучение России в 8 классе целесообразно начать с такого
слайда. Это создает определенный эмоциональный настрой и раскрывает
многообразие природы нашей необъятной страны. Вызывает интерес к ее
изучению.
начать с эпиграфа, в
этой страны. Это
изучению страны.
Изучение Японии целесообразно
котором отражены основные традиции
вызывает интерес к дальнейшему
В конце урока можно использовать следующие слайды, чтоб определить эмоциональный
настрой и настроение учащихся.Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности
приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого
вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах
урока.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного.Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как
работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей,
свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм
работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюсминус
интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от
наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В
графу «П» «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для
достижения какихто целей. В графу «М» «минус» записывается все, что не понравилось на
уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая,
по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения
жизненных ситуаций. В графу «И» «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о
которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии
Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области
мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников,
проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее
важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации,
которая может им когданибудь пригодиться.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить
самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно
варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое
внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / недоволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / хуже
6.Материал урока мне был понятен / непонятен / интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из
вариантов упражнении «Комплимент» (Комплиментпохвала, Комплимент деловым качествам,
Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят
друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность
удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Можно использовать
следующие слайды.
Закончить хочется следующим, рефлексия на уроке это совместная деятельность
учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на
личность каждого ученика.