Статья «Ресурсы предметов русского языка и литературы в профориентации школьников основного звена»
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
русский язык
7 кл
16.05.2018
Важная роль в формировании профессиональных намерений учащихся отводится профессиональной ориентации как целенаправленной деятельности по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении Перед учителем ставится вполне закономерная задача органичного включения профориентационного материала в процесс обучения. Это позволяет знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету.
Каковы же возможности предметов русского языка и литературы в профориентации школьников, а именно школьников основного звена (5 – 7 классов)?
Балашова Н.П Выступление Профориентация школьниковна уроках русского языка и литературы.doc
Балашова Н.П., учитель
русского языка и литературы
МОУ «Шатковская СШ», 2018г.
Выступление
на тему
Слайд 1. «Ресурсы предметов русского языка и литературы
в профориентации школьников основного звена»
Слайд 2. В мире профессий
Если человек не знает,к какой пристани
он держит путь, для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
В современном мире очень много профессий, необозримо много, и выбрать какуюто одну,
которая станет делом всей жизни, невероятно сложно. Поэтому важная роль в формировании
профессиональных намерений учащихся отводится профессиональной ориентации как
целенаправленной деятельности по оказанию помощи учащимся в профессиональном
самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и
одновременно с социальными потребностями. Перед учителем ставится вполне закономерная
задача органичного включения профориентационного материала в процесс обучения. Это
позволяет знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на
прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету.
Каковы же возможности предметов русского языка и литературы в профориентации
школьников, а именно школьников основного звена (5 – 7 классов)?
Психологи, говоря об уровнях самоопределения учащихся, возраст 12 – 14 лет относят к уровню
зависимого самоопределения. (Этап носит поисковую направленность: у подростков возникают
профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности,
общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе). Поэтому
роль учителя на данном этапе профориентации очень важна.
Для достижения результата при планировании и проведении профориентационной работы на
уроках необходимо соблюдать следующие принципы:
Слайд 3
1. Систематичность и преемственность.
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и
уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных
планах, от уровня успеваемости.
3. Связь профориентации с жизнью.
Слайд 4.
Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать
профориентационный материал с программным.
Так, уже на первых уроках при знакомстве с учебником в профориентационных целях
используются сведения, расположенные на обороте титульного листа: авторсоставитель,
редактор, художественный редактор, технический редактор, компьютерный верстальщик,
корректор, художник. Ученикам предлагается выбрать информацию о профессиях людей,
которые участвовали в создании учебника, подготовить ответ о том, чем занимается редактор,
корректор и т.д., распределив задания по вариантам. Предлагаю построить ответ от первого
лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его
обязанности.
Слайд 5.
На уроках, во внеурочное время знакомлю учащихся с рядом профессий филологического
профиля. Перед нами открывается целый мир интересных и увлекательных специальностей.
Журналист Преподаватель
Логопед
Гувернер
Референт
Редактор
лингвист
Корректор
Артист
Переводчик
Писатель
Экскурсовод
Юрист и др.
Режиссёр
Слайд 6
Материалы учебника позволяют организовать профориентационную работу при выполнении
заданий творческого характера.
Система уроков по развитию речи, направленная на профессиональное самоопределение
учащихся, может быть выстроена следующим образом:
Класс
5 класс
6 класс
7 класс
Тема
Сочинение по картине
Публичное выступление о произведении
народного промысла
Публицистический стиль
публичных
Виды
политических выступлений
Описание действий как вид текста
общественно
Описание архитектурных памятников
Ораторская речь, ее особенности
Рецензия на литературное произведение,
спектакль, кинофильм
8 класс
9 класс
Слайд 7
Профориентационный материал
Художник
(пейзажист,
баталист, анималист)
Художник росписи по дереву,
кружевница, вышивальщица.
Журналистика
направления.
Эколог, социолог, политолог
ее
и
Повар, токарь, швея, слесарь,
тренер, учитель, массажист и
др.
Архитектор
Политик
Рецензент, режиссер, оператор
При изучении «Лексики» мною был разработан и проведён урок русского языкав 6 классе по
теме «Профессионализмы», на котором ученикам предоставилась возможность на практике
почувствовать себя в роли артистов при инсценировке, чтении стихотворения, редактора – при
работе с искажённым текстом, учителя при оценке работы;: социолога при проведении
анкетирования, составителя словаря, дизайнераоформителя во время работы над проектом.
дети знакомились с разными профессиями в форме игры,
Слайд 8
Группой учащихся был представлен проект «От профессионализмов – к профессии»,
Слайд 9
составлен словарь профессиональных слов с приложением «Где этому учат» в форме буклета.
Слайд 10
Также проведена игразнакомство «Путешествие в мир профессий» и конкурс рисунков «Моя
будущая профессия» с кратким её описанием, начата работа по составлению профессиограмм.
Слайд 11 Знакомство с профессиями продолжилось и при изучении темы «Правописание суффикса
существительных чик(щик)» (обозначающий профессии людей) : проведена презентация
профессий, название которых имеет в своём составе данные суффиксы (сварщик, резчик,
переплётчик, барабанщик, переводчик и др.).
Слайд 12
Также был разработан и проведён урок развития речи в 6 классе на тему «Публичное
выступление. ПРОЕКТ «ТВОРЕНИЯ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ»
(в форме защиты проекта о произведении декоративноприкладного искусства и народных
промыслах).
Профориентационный аспект заключался в приобщении школьников к миру труда и профессий.
Им предоставилась возможность на практике почувствовать себя в роли артистов представления
«Ярмарка»,
Слайд 13
художников росписи по дереву, учителя, фотокорреспондента.
Слайд 14
ведущих телепередачи «Творения народных мастеров».
Слайд 15
Особо хочется остановиться на профориентационной работе, которая проводилась в 7 классах
в ходе подготовки к уроку развития речи на тему «Сочинение описание действий и трудовых
процессов в форме репортажа»:
Проведено внеклассное мероприятие «Выбор профессии – выбор будущего!».
Организована работа над индивидуальными минипроектами «Учимся работать».
Проведены экскурсии на предприятия, в учреждения с целью наблюдения над действиями
людей той или иной профессии.
Собраны фото и видеоматериалы, сделанные учащимися в ходе наблюдений за трудовыми
процессами.
Слайд 16
Предварительно проведённые экскурсии на промышленные предприятия, соцкультбыта,
образования, ФОК, торговые центры. дали возможность наблюдения за трудовыми процессами
людей тех профессий, которые интересны для ребят: логопед, тренер по футболу, художник,
массажист, парикмахер, продавец, учитель и др.
Слайд 17
Ученикам предоставлялась возможность на практике почувствовать себя в роли журналиста,
репортёра, фотокорреспондента: брали интервью, делали фото и видеосъёмки, писали
репортажи, статьи в газету.
Слайд 18
Немаловажную роль в профессиональном самоопределении учащихся играют и уроки
литературы, где вопрос «Кем быть?» можно заменить вопросом «Каким быть?». Поиски ответа
на него закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни
профессионала, ни гражданина. Кроме того, литературные произведения («Левша» Н.С.Лескова,
«Ревизор» Н.В.Гоголя и др.), содержащие профориентационный материал, позволяют учащимся
знакомиться с профессиями прошлого, помогают дать ответ, почему на смену этим профессиям
пришли новые. Школьники видят, как зарождались те или иные профессии, понимают
преимущество одних специальностей над другими, что способствует формированию у них
умения самим сделать правильный выбор.
Так, например, при изучении раздела « Русская природа в творчестве поэтов и писателей
ХХ века.«Мир братьев наших меньших в лирике С. Есенина и В. Маяковского» ребята
знакомятся с миром профессий в области «Человекприрода»,: эколог, кинолог, дрессировщик,
орнитолог, ветеринар, грумер, ихтиолог, геолог и др.
Просмотр и анализ отрывков из художественных фильмов, составление киносценария к
фрагменту произведения, инсценировка, съёмка видеофрагмента готовят знакомство с такими профессиями, как режиссер, актер, оператор, художник по костюмам, звукооператор,
гример, монтажер.
А изучение романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» дает возможность сделать вывод, что
человек способен освоить множество профессий, если он хочет и умеет учиться.
Слайд 19
Работа по профессиональной ориентации учащихся осуществляется и через такие формы, как
составление словарных статей, загадок, ребусов, кроссвордов, через проведение игр, викторин,
конкурсов, путешествий, через защиту проектов и
Слайд 20.
написание творческих работ (сказок, стихотворений, сочинений различных жанров), в процессе
использования разнообразных методов и средств: проектной деятельности, деловых игр,
семинаров, круглых столов, конференций, предметных недель и дней, олимпиад, конкурсов
газет, домашних сочинений, театрализованных представлений, игровых ситуаций «Я – учитель»,
литературных вечеров, конкурсов знатоков русского языка и литературы и др.
Как вы, наверное, успели заметить, в своей работе по профориентации школьников я часто
использую метод проекта. Моей основной целью при организации проектноисследовательской
работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление
личности, отвечающей запросам современного общества, готовой быстро осваивать новые
профессии.
Слайд 21
Чтобы выполнить любой классный проект, например, выпустить газету, подготовить
выступление, ребятам необходимо четко сознавать, что для этого необходимо, в том числе и
какую творческую группу надо создать для работы. Каждый ученик берёт на себя определённую
роль:
Менеджер проекта (организует и планирует работу в группе)
Специалист по рекламе
Дизайнер проекта
Художникоформитель
Редактор
Творческий редактор и др.
Справедливо замечено: если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно
надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: Успех в современном
мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:
определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы,
наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.
Итогом проектной деятельности (внешним продуктом) часто являются игра, спектакль.
публикация, справочник, словарь, учебное пособие, журнал, газета, сценарий, праздник и др.
Слайд 22
Так, на заключительном уроке по теме «Устное народное творчество» в 6 классах проведена
реализация проекта по литературе «Праздник осени». Ученики попробовали себя в роли
сценаристов, оформителей, организаторов праздников, ведущих, актёров
.
Слайд 23.
Проект «День памяти А.С.Пушкина» с виртуальной экскурсией по пушкинским местам,
театрализованным представлением.
Слайд 24.
Проект «Школьный сленг» в форме новогоднего представления позволил стать актёрами,
сценаристами,режиссёрамипостановщиками, костюмерами и т.п.
Слайд 25.
В качестве реализации групповых проектов по литературе неоднократно проводились конкурсы
чтецов, которые показали, что ученики ответственно подходят к столь серьёзной теме. Проводилась большая предварительная работа (составляли программу, определяли участников,
членов жюри, критиков, музыкальное сопровождение, оформление и т.д.).
Слайд 26
Ежегодно ребята становятся участниками и победителями конкурсов
чтецов и творческих работ разного уровня. Сотрудничаем с РДК, народным театром «Союз
сердец», центральной библиотекой и др. организациями, где ученики становятся ведущими
праздников, участниками театральных постановок, конкурсов.
Все вышеназванные формы работы имеют следующий ожидаемый результат: активизируется
развиваются умения планировать
процесс профессионального самоопределения,
профессиональную карьеру, расширяется представление о профессиях, развивается навык
самопрезентации, подчёркивается роль русского языка и литературы в получении образования и
овладении оределённой профессией.
Доказательством эффективности проведённой работы являются результаты анкетирования
ребят о роли предметов русского языка и литературы в их профориентации:
Из 20 опрошенных 19 дали утвердительный ответ на вопрос «Помогают ли уроки русского
языка и литературы в вашей профориентации?»
На 2ой вопрос «Удалось ли вам попробовать себя в той или иной профессии? Если да, то в
каких?» все ответили утвердительно и назвали
много профессий. Среди них самым
распространёнными оказались журналист, сценарист, писатель, ведущий праздников,
экскурсовод, социолог, редактор, учитель.
Слайд 27.
Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы позволяет
формировать у учащихся профессиональное самосознание и помогает им в самопределении. А
правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому
и материальному благополучию в будущем.
Недаром К.Д. Ушинский говорил:
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Жижова О. «Перспектива успеха», Изд. Дом «Первое сентября», Москва 2006
2. Романова Е.С. «99 популярных профессий», Петербург, 2006 г.
3. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г
4. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», Москва 2012 г.
5. Блинов В.И. Теория и практика педагогической профориентации старшеклассников после
Великой Отечественной войны: автореф. … канд. пед. наук. — М., 1993. — 22 с.
6. Комплект учебнометодической документации для проведения профессиональных проб /
С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с.
7. Пакалина Е.Н. Отраслевая профориентация: профессиональные пробы. Методические
рекомендации. — Екатеринбург:издво ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2013. — 82 с.
8. Парнов Д.А. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация //
Профессиональное образование. Столица, 2010. – № 5. — С. 19–20.
«Обобщение педагогического опыта "Профориентационная работа на уроках литературы
9.
как составляющая современного урока" » Г.В.Косникова, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатов
Статья «Ресурсы предметов русского языка и литературы в профориентации школьников основного звена»
Статья «Ресурсы предметов русского языка и литературы в профориентации школьников основного звена»
Статья «Ресурсы предметов русского языка и литературы в профориентации школьников основного звена»
Статья «Ресурсы предметов русского языка и литературы в профориентации школьников основного звена»
Статья «Ресурсы предметов русского языка и литературы в профориентации школьников основного звена»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.