Статья "РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ"
Оценка 5
Педсоветы
doc
география
5 кл—8 кл
19.11.2018
Данная статья раскрывает опыт преподавания географии в современной школе с учетом реализации ФГОС. Автор подчеркивает важность географического образования в развитии современной личности обучающихся. Сегодня гуманитарное образование в первую очередь формирует личность учащегося, готовит его к жизни в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.
выступление на МО уч. географии 2.11.18г.doc
РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Главная задача, стоящая перед школой на современном этапе, — не
только обеспечить хорошее, "конкурентоспособное" образование, но и
воспитать человека — творца, созидателя своего "Я", преобразователя
окружающего мира, личность свободную, самоопределяющуюся, способную
самостоятельно адаптироваться в обществе. Сегодня гуманитарное
образование в первую очередь формирует личность учащегося, готовит его к
жизни в меняющемся мире, в грядущем экологоинформационном обществе,
учит человека современным формам общения, развивает способность
осваивать информацию и принимать эффективные решения.
Именно поэтому одним из важнейших условий реализации устойчивого
развития географического образования в общеобразовательных учреждениях
является внедрение современных педагогических технологий, методик
развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы
познавательной деятельности, отработка умений и навыков, необходимых для
социализации личности. Сегодня география стала одной из тех дисциплин,
которые призваны изучать глобальные проблемы человечества и активно
участвовать в их решении. География в условиях обновления содержания
становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную
взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в
целом. В чѐм вижу я своѐ предназначение учителя географии? Мне, как
учителю, важно найти рациональное зерно в каждом ребѐнке, поддержать,
развить "человека в человеке", заложить в нѐм механизмы достижения,
саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, помочь ребѐнку жить в мире и
согласии с цивилизацией, культурой, природой, людьми. Уроки географии
как нельзя лучше подходят для реализации поставленных целей, потому что
именно на них формируются такие качества, как рачительность, заботливое и
бережное отношение к природе. Взяв за основу своей педагогической
деятельности личностно ориентированный подход, при построении уроков я
широко использую в качестве основополагающих идеи и принципы
гуманистической педагогики и психологии: принцип самоактуализации,
принцип индивидуальности, принцип субъективности, принцип выбора,
принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки. Личностно
ориентированный подход в преподавании географии призван подготовить
человека к тому, чтобы он смог не просто жить в современном мире, но и
строить будущее своими руками. Приобретённый теоретический и
практический опыт позволит учащимся в будущем принимать индивидуальные
и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения
качества жизни без угрозы для будущего планеты. Для того, чтобы в реальной жизни воплощать эти идеи, человеку
необходимо:
• знать и понимать основные закономерности существования окружающего
мира, применять эти знания в повседневной жизни;
• уметь взаимодействовать с природным техногенным и социальным
окружением;
• уметь критически осмыслять информацию и делать осознанный выбор;
• принимать ответственные решения и осознавать последствия своих
действий,
• проявлять социальную активность.
Содержание урока избирается в соответствии с образовательной
программой и используется для обогащения субъективного опыта ребѐнка и
осуществления изменений в личности в связи с постижением (обретением)
своего образа.
Организация учебного занятия предполагает:
стимулирование учащихся к осуществлению коллективного и
1. применение педагогических приѐмов для актуализации и обогащения
субъективного опыта ребѐнка;
2. проектирование характера учебного взаимодействия на основе учѐта
личностных особенностей учащихся;
3. использование разнообразных форм общения, особенно диалога и
полилога;
4. создание для учащихся ситуации успеха;
5. проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
6.
индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;
7. избрание приѐмов и методов педагогической поддержки в качестве
приоритетных способов деятельности учителя на уроке;
8. использование учащимися следующих речевых оборотов: "Я полагаю,
что…", "мне кажется, что…", "по моему мнению…", "я думаю…".
Реализация личностно ориентированного подхода в обучении
предоставляет каждому ученику право выбора собственного пути развития
как через классно — урочную систему, так и через использование
альтернативных форм обучения. Часто обращаюсь к методу проектов, работа
над которым основывается на трѐх принципах: свобода, сотрудничество,
самостоятельность. Такие задания дают возможность раскрыть подлинные
возможности каждого ученика и в соответствии с этим выстроить для него
индивидуальную траекторию развития, что разнообразит учебный процесс,
делает его более интенсивным, комфортным, позволяет повысить
эффективность обучения.
В своей работе использую различные приемы, методы и формы
организации учебной деятельности: семинары, урокилекции, уроки —
конференции, урокипутешествия, деловые игры, урокидиспуты, киноуроки,
экскурсии, уроки творчества, а также интерактивные способы обучения, что позволяет создать на уроках совместную деятельность, в которой
обучающиеся не только усваивают новый материал, но и переживают этот
процесс как субъективное открытие еще неизвестного, но значимого. Такая
учебная деятельность развивает познавательную мотивацию и обеспечивает
эмоциональный настрой.
Широко использую информационнокоммуникационные технологии:
аудио, кино, видео и мультимедийные материалы, в том числе
интерактивные карты. При подготовке уроков семинаров, уроков
конференций, на которых учащиеся выступают с докладами и сообщениями
по природным и экономическим вопросам географии, указываю различные
информационные источники, ссылаясь, в том числе и на Интернетресурсы.
Обучая на уроке класс в целом, я постоянно помню, что процесс
Использование
познания у каждого свой,
вышеперечисленных форм и методов дает возможность ученикам разного
уровня мышления в полной мере разобраться в изучаемом материале.
индивидуальный.
Очень важно вовремя обратить внимание на привитие и формирование
таких черт характера, как доброта, дружелюбие, толерантность, открытость к
общению, готовность оказать помощь, умение сочувствовать и сопереживать,
понимать и принимать точку зрения оппонента, уважать позицию противника
в спорах и дискуссиях. Именно такой характер формируется при изучении
географии.
Статья "РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ"
Статья "РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ"
Статья "РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.