Статья САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
информатика
11 кл
02.05.2017
При изучении дисциплин «Информатика» и «Основы информационных технологий» организация самостоятельной работы студентов представляет единство двух взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа студента и аудиторная самостоятельная работа студента, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя на занятиях. В рабочих программах дисциплин «Информатика» и «Основы информационных технологий» прописаны виды самостоятельной работы к каждому разделу, предусмотренные программой: изучение основной и дополнительной литературы; работа с обучающими и контролирующими электронными образовательными ресурсами; подготовка рефератов, докладов, презентаций; работа со сборником тестовых заданий по дисциплинам; составление и решение кроссвордов; составление конспектов, заполнение таблиц и т.д.
Статья Бочаровой по сам.работе.docx
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
А.А. Бочарова
ОБПОУ «Курский электромеханический
техникум», г. Курск
В современном быстро меняющемся обществе человек уже не может научиться один
раз и на всю жизнь. Какими бы глубокими и разносторонними ни были его знания, уже
через десять лет они могут потерять свою актуальность. Единственным возможным
способом преодоления данного кризиса компетентности может и должно стать
самообразование — как форма самостоятельной работы по саморазвитию и
самосовершенствованию, направленная на приобретение новых актуальных знаний.
Задача современного образования заключается в подготовке компетентного
специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к
саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести студента из пассивного
потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, найти
оптимальный путь её решения и доказать обоснованность выбора. В этих условиях
возрастает роль самостоятельной работы студентов.
Одной из важнейших стратегических задач современного СПО является
формирование общих и профессиональных компетентностей будущих специалистов.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов,
создающая условия для формирования у студентов готовности и умения использовать
различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
При изучении дисциплин «Информатика» и «Основы информационных технологий»
организация самостоятельной работы студентов представляет единство двух
взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа студента и аудиторная
самостоятельная работа студента, которая осуществляется под непосредственным
руководством преподавателя на занятиях.
Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту
возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, производить
самостоятельные научные изыскания или получать практические профессиональные
навыки. Всё это ставит студента перед необходимостью самостоятельно «добывать»
информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат.
В рабочих программах дисциплин «Информатика» и «Основы информационных
технологий» прописаны виды самостоятельной работы к каждому разделу,
предусмотренные программой: изучение основной и дополнительной литературы; работа с
обучающими и контролирующими электронными образовательными ресурсами; подготовка
рефератов, докладов, презентаций; работа со сборником тестовых заданий по
дисциплинам; составление и решение кроссвордов; составление конспектов, заполнение
таблиц и т.д.
Например, выполнение самостоятельной работы по теме «Аппаратное и
программное обеспечение современного ПК» предусматривает:
Подготовку реферативных сообщений по следующим темам:
Информационное общество.
Периферийные устройства ПК.
Защита информации.
Составление электронных мультимедийных презентаций по следующим темам:
Средства защиты информации. Программное обеспечение ПК.
Составление конспекта по теме «Аппаратное и программное обеспечение
компьютера».
Эффективным способом организации самостоятельной работы стало создание
презентаций и сайтов, творческих работ по графике, проектная деятельность.
Метод проектов очень перспективен для организации самостоятельной работы
Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль
студентов.
самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты
приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения
постепенно усложняющихся практических заданий проектов.
Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со
сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. Поиск информации
сопровождается работой в Интернете,
с мультимедийными справочниками,
энциклопедиями, видео и аудио документами по различным учебным дисциплинам.
Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения
теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться
приобретением специальных практических умений и навыков.
Проекты студенты могут выполнять как во внеурочное время, так и на
практических занятиях. При этом студенты могут объединяться в группы, каждая из
которых разрабатывает свой проект. Выполненный проект затем рецензируется другой
группой по круговой системе. Данная система организации практических занятий
позволяет вводить в задачи научноисследовательские элементы, упрощать или усложнять
задания.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение
в системе образования.
На этапе формирования новых знаний самостоятельная работа студентов
организуется при работе с электронными учебниками, мультимедийными презентациями,
обучающими программами. Наиболее эффективным при такой работе является
организация поисковой деятельности и дифференцированного подхода. Это позволяет
формировать у каждого студента умения и навыки самостоятельно добывать знания;
развивать организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность; учитывая
индивидуальные особенности каждого студента соответствующие его подготовке и
возможностям, осуществлять степень помощи студенту; создать условия для демонстрации
успеха каждого. В ходе выполнения самостоятельной работы у студентов формируется
самооценка, повышается критичность, рефлективность, обоснованность.
Компетентность это важнейшая характеристика специалиста, который должен
быть так готов к выполнению профессиональной деятельности, чтобы самостоятельно,
ответственно, эффективно выполнять свои трудовые функции. В результате
самостоятельной работы компетентность постепенно трансформируется в
профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое
овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в
процессе обучения информацией.
В основу современных форм и методов активного обучения положен деятельност
ный подход, который предполагает максимально возможное включение обучаемых в
различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему знаний с
помощью специально создаваемых средств обучения.
Это способствует более глубокому и осмысленному усвоению предметов
«Информатика» и «Основы информационных технологий», приобретению умений и
навыков, закладывает тот самый фундамент, на котором будет строиться дальнейший профессиональный рост выпускника среднего учебного заведения как компетентного
специалиста.
Опыт работы показал, что поиск новых знаний по информатике для студентов
действительно вызывает интерес, расширяет их кругозор, раскрывает глубину применений
их в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в будущей
профессиональной деятельности. При этом студенты используют сайты Интернета. Многие
практические занятия по информатике представлены практическими работами, каждая из
которых выполняется индивидуально на занятии и защищается у преподавателя. Студенты
получают индивидуальные задания по темам курса (текстовые и графические редакторы,
электронные таблицы, базы данных и т.д.) содержание которых имеет профессионально
прикладной характер. Многие задания посвящены статистической обработке данных
эксперимента.
Такой традиционный метод контроля дополняется «срезами»,
контрольными работами, выполняемыми на занятии. Они охватывают 34 темы и в отличие
от практических работ позволяют полнее и объективнее судить о степени
подготовленности студента, его самостоятельности при выполнении работ. В завершение
изучения раздела проводится компьютерное тестирование. Причём важно чтобы студенты
знали уровень сложности вопросов итогового теста и его обоснованность в соответствии с
требованиями ФГОС. Использование систем тестового контроля на компьютере
оправдано в случаях возникновения психологического барьера «преподаватель – студент»,
для отказа от системы фиксированных вариантов тестов и эталонов, для повышения
объективности и скорости оценки результатов тестирования.
В обучении информатики на занятиях и во внеурочное время необходимо создавать
атмосферу творческого поиска, помогающую студенту как можно более полно раскрыть
свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего
обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод,
привлекать студентов к самостоятельной научноисследовательской деятельности.
Сочетание нескольких технологий, применяемых преподавателем на уроке, позволяет
сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в
обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и
познавательную активность студентов.
Список литературы:
1. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению
внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебнометодического
объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской
Федерации по профессиональнопедагогическому образованию. Екатеринбург: Издво
Росс. гос. проф.пед. унта, 2014. – № 1 (39). – С. 112125.
2. Проектирование оценочных средств компетентностоориентированных
основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально
педагогического образования: метод. пособие для организаторов проектных работ и
профессорскопреподавательских коллективов вузов / авт.сост. И.В. Осипова, О.В.
Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.пед. унт». –
2010. – 72 с.
3. Гойдина Н.А. – «Организация самостоятельной аудиторной работы
студентов» М: ЭксмоПресс, 2013 г.
4. Ведерникова Е.Г. – «Развитие познавательной активности студентов в
процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления» М.:
Эксмо, 2012 5. Лесик И.С. – «Организация самостоятельной работы студентов как одно из
условий усвоения профессиональных компетенций» М: ПРИОР, 2013 г.
6. Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» М.:
ЭксмоПресс, 2010 г.
7. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное
пособие для педвузов /Н.А. Морева.2е изд. М., 2011.
8. http://nsportal.ru/npospo/obrazovaniei
pedagogika/library/2012/04/19/metodicheskierekomendatsiipoorganizatsiii
9. http://www.informio.ru/publications/id663/Sistemnyipodhodkprobleme
organizaciisamostojatelnoirabotystudentovvramkahrealizaciiFGOSSPO
10. http://vmk1.ru/assets/files/files/vebinar/veb_5.pdf
Статья САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Статья САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Статья САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Статья САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.