В.В. Мединская,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г. Воркуты
Семейные традиции как основа духовно-нравственного развития личности ребёнка
В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье, посредствам семейных традиций.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, семейные традиции, семейные ценности.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает.
Массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении с родными, друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. К тому же Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности, потере духовных и нравственных ориентиров. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Поэтому общество нуждается не только в широко образованных людях, обладающих знаниями, но и в высоко нравственных, с прекрасными личностными качествами. Воспитание таких людей малоэффективно без опоры на семью, её ценностные ориентиры.
В последнее время я наблюдаю, что родители всё чаще отстраняются от процесса воспитания своих детей, ссылаясь на занятость, не компетентность, перекладывая всё на плечи школы, педагогов. Как же повернуть родителей и детей лицом друг к другу, к школе? Ведь именно семья является главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Поэтому, общение с родителями своих первоклашек начинаю с темы «Семейные традиции». Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.
Если мы произнесём слово «детство» и закроем при этом глаза, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только нашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в нашем доме? Наверняка те, которые запомнились нам в детстве.
Вот что о семейных традициях рассказывают мои ученики. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Из праздников, которые бывают дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.
На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, в кафе. Единицы сказали, что любят ходить в театр, в поход, кататься на лыжах.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?
Хорошая традиция по вечерам с ребенком вести задушевные беседы. За чашкой чая рассказать друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии. Если с детьми складываются доверительные отношения, у ребенка развивается самоуважение, чувство собственного достоинства, усиливается чувство безопасности, защищенности, эмоционального контроля.
Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием. Дети доверяют своим родителям. Если ребёнок сейчас рассказывает свои тайны – следует ценить это, не высмеивать, помнить и понимать – для него это важно! Из доверительных отношений рождается и духовная общность членов семьи, прививаются нравственные качества ребёнку. Кроме доверительного общения, для полноценного развития ребёнку, как воздух, необходим праздник. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К.Д. Ушинский. Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. А как праздники помогают в воспитании ребенка? Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически? И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Почему я коснулась этих вопросов? От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться.
Продолжению семейных традиций может послужить интересная и современная форма работы родителей и детей: создание семейного портфолио. Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода.
Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, учат соблюдать правила, позволяют проявить заботу.
Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к его деятельности. Многое зависит от умения поделиться интересом и его пробудить.
Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность. Чем разнообразнее, насыщеннее складываются взаимоотношения ребенка в семье и за ее пределами, тем более сложные формы эмоциональной жизни возникают.
Традиции поощрения и наказания. Надо сказать, что уже к началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за поведением. Возникает чувство стыда. Все зависит от опыта ребенка и позиции родителей. Если дети часто сталкиваются с помехами при достижении цели (выполнении требований взрослых), а при этом родитель продолжает настаивать на своем, то закрепляется: вялость, безразличие, безынициативность, либо агрессивность, зависть, озлобленность.
Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».
В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Учитывая все эти факты, в своей работе по формированию духовно-нравственных качеств, я опираюсь на организацию совместных (ребёнок-родители, ребёнок-школа, родители-школа, родители-ребёнок-школа) дел детей взрослых.
Формы совместной деятельности семьи и школы
Формы работы с родителями |
Формы работы с детьми |
Совместная деятельность детей и взрослых |
- Родительское собрание «Семейные традиции». - Помощь в подготовке творческих рассказов «Моя семья». |
- Беседы: «Мы разные», «Моя семья». |
-Рассматривание семейных фотографий. -Оформление страницы в портфолио учащихся «Моя семья». |
Анкетирование «Обязанности в семье» Родительский всеобуч «Права и обязанности родителей», «Права и обязанности детей». |
- Анкетирование «Я - помощник» Классный час: «Что стоит за словами «Мой дом»?» |
Сочинение, написанное с помощью родителей «Я - помощник». |
Организация фотовыставки. |
Подбор фотографий для выставки Чтение художественной литературы на тему «Семья». |
Фотовыставка «Любимые занятия нашей семьи». |
Организация выставок. |
- Изготовление подарков к праздникам: День матери, День защитника Отечества, 8 Марта. - Рисунки детей на семейную тематику. |
Поздравление родителей с праздниками: День матери, День защитника Отечества, 8 Марта. |
Помощь в составлении презентаций « Мое родословное древо». |
-Защита индивидуальных проектов «Моё родословное древо». |
-Участие в защите индивидуальных проектов «Моё родословное древо». -Создание семейного портфолио. |
Личности родителей играют главную роль в жизни каждого человека. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание, семейные традиции.
***
1.Болдырева Н. Г., Зверева Л. А., Рябинина С. И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 753-755.
2.Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 192-197.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.