Статья "Система педагогической помощи и поддержки ребёнка при формировании статуса в школьном коллективе" (Воспитательная работа)
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
11.02.2017
Статья содержит теоретический материал и практические советы из опыта работы по оказанию педагогической помощи и поддержки ребёнка при формировании его статуса в классном коллективе; описывает отдельные воспитательные технологии для достижения сплоённого классного коллектива, которые должны работать в системе и взаимодействии.статья
Система педагогической помощи и поддержки ребёнка при формировании статуса в коллективе.docx
Система педагогической помощи и поддержки
ребёнка при формировании статуса в классном
коллективе.
Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из
ключевых. Как сложатся отношения личности и коллектива,
зависит и от качеств самой личности, и от коллектива. Каждый
человек, и уж тем более ребёнок, с большей или меньшей
энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому,
чтобы занять в нём благоприятное положение не только для
себя, но и для коллектива. И поэтому на классного руководителя
возлагается очень важная, на мой взгляд, профессиональная
миссия – педагогическое сопровождение, помощь и поддержка
процесса индивидуального становления школьника, развития его
личности и формирования статуса в классном коллективе. Уже
давно известно, что в школе ученик не только получает основы
знаний, но и учится взаимодействовать с одноклассниками, с
учениками из параллельных классов, с учителями. И данный путь
к совершенным взаимодействиям часто бывает длинным и
тернистым. Класс становится коллективом не сразу. Он
превращается в него по мере того, как накапливается опыт
совместной деятельности, создаётся и растёт актив,
складываются положительные традиции, растут и крепнут
товарищеские связи, устанавливаются правильные
взаимоотношения с общешкольным коллективом. Каждый класс
развивается уникально. Классному руководителю и педагогам и
важно помнить, что каждый ученик должен комфортно
чувствовать себя в классном коллективе. А для этого очень
важно знать, как относятся друг к другу все члены детского
коллектива. Обязательным условием развития личности ребёнка
в коллективе является эмоциональное благополучие,
потребность в общении. Каждый ребёнок должен найти своё
место в классном коллективе и стать участником различных
внеклассных мероприятиях. В коллективе детям будет
комфортно тогда, когда каждый ребёнок станет ценностью для
всех.
Коллектив нынешнего 6 – В класса, мои ученики, продолжают
длительный путь становления коллектива и своего статуса в нём.
Ёщё в самом начале учебного пути была выявлена проблема в
формировании и развитии ученического коллектива.Это
объяснялось тем, что многие дети(8 человек) пришли в школу,
минуя детский садик, многие посещали разные д/с, были
разными по темпераменту, имели разный уровень подготовки к
школе. На протяжении периода начальной школы менялся
количественный состав - одни уходили, другие детки
приходили. В 4-м классе имела место замена учителя. Классный
руководитель начальной школы говорил о несформированности
коллектива, родители этого класса – о нежелании детей ходить в школу и о конфликтах внутри коллектива, учителя утверждали
о трудностях работы в классе. Психологом и учителями
старательно велась работа по устранению данных проблем. На
протяжении начального периода обучения не прекращалась
коррекционно-развивающая работа с учащимися данного класса.
По результатам этой кропотливой работы было выявлено, что на
конец учебного года в 4-В классе все же происходит развитие
коллектива, формируется благоприятный психологический
климат, но, вместе с тем, класс ещё сильно нуждается в
дальнейшей работе по развитию и сплочению коллектива,
формированию правильного статуса детей в нём,
совершенствованию психологического климата.
Получив детей как классный руководитель в 5 классе, я увидела
в классе следующее: была сформирована основная группа
учащихся, но группа эта в некоторой мере являлась подвижной.
3 девочки отличались преувеличенным желанием подчинить
себе основную группу со всеми вытекающими последствиями
(наговоры друг на друга, разного рода конфликтные ситуации).
А два человека, Серов А. и Дубина А., были совершенно
изолированными и игнорированными. Естественно, такое
положение в классе меня как классного руководителя не
устраивало. Мне очень хотелось, чтобы все дети моего 5-В класса
раскрылись передо мной, каждый из всех был востребован в
общении, нужен друг другу как одноклассник. Я чётко понимала,
что в данной ситуации нужна система воспитания, в основе
которой лежит формирование здорового, сплочённого
классного коллектива, в котором каждый займёт своё место и
будет гармонично дополнять других. Мною была поставлена
цель: смоделировать и построить воспитательную систему,
направленную на развитие и раскрытие индивидуальности
ребёнка, который умеет жить в классном коллективе и строить со
своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Далее были выдвинуты задачи, распределённые по уровням:
коллективный;
индивидуальный.
групповой;
Задачи коллективного уровня:
помочь учащимся адаптироваться к новым условиям
обучения в среднем звене, построить доброжелательные,
доверительные отношения с учителями предметниками;
продолжить работу по сплочению и развитию коллектива;
воспитывать чувства товарищества, доброжелательного
отношения друг к другу; развивать культуру
человеческого общения;
Задачи группового уровня: организовать деятельность микрогрупп в классе, помочь им
в распределении и чередовании творческих поручений;
учить умению работать в группах, коллективно решать
творческие задачи, уважать мнение каждого, вести спор;
Задачи индивидуального уровня:
учить рационально организовывать учебный труд дома и в
школе;
через участие в классных и школьных мероприятиях учить
правильно вести себя в игре;
в индивидуальных беседах помогать правильно
организовывать выполнения поручений, правильно строить
свои отношения с товарищами и взрослыми, учить избегать
конфликтов.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных
задач я в своей работе с классом использую следующие
воспитательные технологии:
технология духовного объединения – создания в коллективе
чувства «МЫ», которую реализую через:
конкурсные программы классного и школьного уровня
( посвящение в пятиклассники, спортивный конкурс
для 5-6 классов «Лелеченя», конкурс строевой песни,
фестиваль «Мы молоды, красивы, здоровы»);
подготовку и проведение классных и школьных
праздников календаря (праздник осени, Новый год,
23 Февраля, 8 Марта, Масленица);
технология будничных дней – уважение к будничным
трудовым делам и повседневной реальности, которую
воплощаю через:
участие в трудовых буднях школы (оформление
стендов, участие в выставках, уборка класса, работа
на субботниках;
технология развития сотрудничества – умение общаться не
только со своими одноклассниками, но и с ребятами их
других классов и параллелей, которую внедряю через:
активное вовлечение учащихся в классные и
школьные мероприятия параллельно с другими
классами (сборные команды, общие конкурсные
номера);
организацию совместных поездок (поход на Казацкую
заставу вместе с 5-А и 5-Б, поход на ставок вместе с 5-
А, посещение театра с 6 – А,Б и 5-ми классами);
классные часы на темы «Я и Мы», «Один за всех и все
за одного» и т.п.;
интерактивные игры на классных часах и уроках этике
(Давайте поздороваемся,
совместное планирование воспитательной работы в
классе( в конце 5-го и в начале 6-го класса); технология развития эмоциональной сферы, которую
осуществляю через:
вовлечение в художественную самодеятельность;
классные часы эстетического направления («В мире
книг», «Прекрасное вокруг нас»);
посещение театра;
обсуждение (на уроках этики) притч В.А.
Сухомлинского, Св.Копыловой.
Немаловажную роль в решении вопроса сплочённости
коллектива играет взаимодействие классного руководителя с
учителями-предметниками, работающими в классе. В данном
звене системы приходилось совместно разрабатывать единые
требования и подходы к детям, особенно к так называемым
проблемным, решали и продолжаем решать вопросы
организации и участия в предметных неделях, конкурсах,
подготовке предметных газет.
Важной составляющей системы поддержки ребёнка и
формирования коллектива вижу работу с родителями, которая
направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка,
формирование общих подходов к воспитанию, совместное
изучение личности ребенка, его особенностей, выработку
близких по сути требований, организацию помощи в обучении,
физическом и духовном развитии обучающегося. По мере
возможности стараюсь привлекать родителей к участию в
что способствует созданию
воспитательном процессе,
благоприятного климата в семье,
психологического и
эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Провожу тематические родительские собрания, анкетирования
родителей.
На сегодняшний день мы находимся в процессе работы, много
планов в работе с родителями. Но уже сейчас могу с
уверенностью сказать о положительных тенденциях в развитии
коллектива 6-В класса. Сегодня можно сделать вывод, что в 6-В
классе интенсивно происходит развитие коллектива,
сформирован благоприятный психологический климат, так как:
коллектив имеет достаточно оптимальную статусную
структуру, межличностные отношения налаживаются;
школьная мотивация на достаточном уровне, нет учеников
с негативным отношением к школе;
дети стремятся к общению и могут это делать;
почти все ученики посещают кружки и секции, занимаются
любимым делом.
большинство детей умеют распределять между собой
работу, встречаются затруднения при согласовании
действий, но они быстро устраняются. Для меня мой класс - самый лучший, любимый, конечно же,
доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем
неповторимый и уникальный. Перечислить все творческие дела,
которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе,
сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок
рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно
видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и
победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих
товарищей. И я верю в то, что мои ребята станут дружными,
добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим
теплом.
Статья "Система педагогической помощи и поддержки ребёнка при формировании статуса в школьном коллективе" (Воспитательная работа)
Статья "Система педагогической помощи и поддержки ребёнка при формировании статуса в школьном коллективе" (Воспитательная работа)
Статья "Система педагогической помощи и поддержки ребёнка при формировании статуса в школьном коллективе" (Воспитательная работа)
Статья "Система педагогической помощи и поддержки ребёнка при формировании статуса в школьном коллективе" (Воспитательная работа)
Статья "Система педагогической помощи и поддержки ребёнка при формировании статуса в школьном коллективе" (Воспитательная работа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.