Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год
Оценка 5

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.08.2018
Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА хореографического кружка «Топотушки» Направленность – Программа реализуется в художественно - эстетической деятельности и направлена на развитие у воспитанников творческого объединения дополнительного образования хореографический кружок «Топотушки» творческих способностей и исполнительского мастерства. Сведения об авторе, контактный телефон: Дидыченко С.В., к/т. 89290018997 Аннотация программы: 1. Возраст обучающихся: 9-17 лет. 2. Программа рассчитана на 3 учебных года: 2017 – 2020гг. 3.Цель программы: создание условий для творческого развития способностей школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности и нравственного становления детей школьного возраста посредством вовлечения их в хореографический кружок (от его организации до концертных выступлений), формирование музыкально-эстетических навыков и основ сценического поведения детей с ОВЗ. 4. Краткие сведения о кружке. Состав группы постоянный на весь учебный год. В младшую группу входят учащиеся 2-4 классов, в старшую - учащиеся 5- 11 классов. Набор в группу свободный, по желанию учащихся. Форма занятий – групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного танца, могу участвовать учащиеся разных классов в зависимости от необходимости. Продолжительность занятия – 2 раза в неделю по 1ч и 1,5 ч. соответственно. 5. Год разработки программы: 2017.
Моя рабочая программа кружка.docx
Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Корочанская школа­интернат» г. Короча «Согласовано» Заместитель  директора  по  ВР ГБОУ «Корочанская  школа­интернат» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Корочанская  школа­интернат» ___________Бережная Т. А..  _______________ Н. Д.Сухова  Приказ №___ от «___»_____________2017 г. «Рассмотрено» Руководитель МО  воспитателей ГБОУ  «Корочанская школа­ интернат» ______________Бойко А.  П. протокол №___ от   «__» _________2017 г. «____»____________2017 г. Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017­ 2018 учебный год Составитель: Светлана Валерьевна Дидыченко  учитель музыки и логоритмики ГБОУ «Корочанская школа­интернат» г. Короча г. Короча, 2017г. образовательной программы дополнительного образования учащихся. Информационная карта Творческое объединение – хореографический кружок «Топотушки». Название программы ­  «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  хореографического  кружка «Топотушки» Направленность  – Программа   реализуется в художественно ­ эстетической деятельности   и   направлена   на   развитие   у   воспитанников     творческого объединения   дополнительного   образования   хореографический   кружок «Топотушки» творческих способностей и исполнительского мастерства. Сведения об авторе, контактный телефон: Дидыченко С.В., к/т. 89290018997 Аннотация программы: 1. Возраст обучающихся: 9­17 лет. 2. Программа рассчитана на 3  учебных года: 2017 – 2020гг. 3.Цель программы: создание  условий для творческого развития способностей школьников   в   процессе     и нравственного становления детей школьного возраста посредством вовлечения их   в   хореографический   кружок   (от   его   организации   до   концертных выступлений),  формирование   музыкально­эстетических   навыков   и   основ   сценического поведения детей с ОВЗ.    4.  Краткие сведения о кружке. Состав группы  постоянный на весь учебный год. В младшую   группу входят учащиеся 2­4 классов, в  старшую ­  учащиеся  5­ 11 классов.  Набор в группу свободный,   по   желанию   учащихся.   Форма   занятий   –   групповые   и индивидуальные   занятия,   со   всей   группой   одновременно   и   с   участниками конкретного танца, могу участвовать учащиеся разных классов в зависимости от необходимости.  Продолжительность занятия – 2 раза в неделю  по 1ч и 1,5 ч. соответственно. 5. Год разработки программы: 2017.   музыкально­ритмической   деятельности   СОДЕРЖАНИЕ программы.  Пояснительная записка.  Структура занятий  хореографией.  Организация и проведение занятий. Учебный план Использование ИКТ  Оценка результативности освоения программы.    ПРИЛОЖЕНИЕ:   Календарно ­ тематическое планирование на учебный год Литература. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.             Танцевальное искусство ­ это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами   дети   развивают   слуховую,   зрительную,   мышечную   память,   учатся благородным   манерам.   Воспитанник   познает   многообразие   танца: классического,   народного,   современного   и   др.   Танцевальное   искусство воспитывает   коммуникабельность,   трудолюбие,   умение   добиваться   цели, формирует   эмоциональную   культуру   общения.   Кроме   того,   оно   развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Новизна настоящей программы  заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, которые даются детям в игровой форме и адаптированы   как для младших,   так   и   старших   школьников.   Ее   отличительными   особенностями является:  активное   использование   игровой   деятельности   для   организации творческого процесса  значительная часть практических занятий интеграция нескольких видов хореографии  Рабочая   программа   хореографического   кружка   «Топотушки»     разработана   с учетом   основных   принципов,   требований   к   организации   и   содержанию   к внеучебной деятельности в школе, возрастных особенностях детей. Программа реализуется   посредством   технологий   по   ритмической   пластике   для   детей «Ритмическая   мозаика»   А.И.   Бурениной,   дополнительной   парциальной программой   по   хореографии   для   детей       школьного   возраста   «Са   –   Фи   ­ Дансе»  /Танцевально­игровая   гимнастика   для   детей/   Ж.   Е.   Фирилевой,   Е.Г. Сайкиной   и   авторской     программы   педагога     дополнительного   образования ЗОУО г. Москвы  Копынёвой А.В.                      Программа   направлена   на   создание   условий   для   развития   артистичности   и внутренней   свободы   ребенка   средствами   музыкально­ритмических   и танцевальных движений. Причинами создания этой программы явились высокий интерес   детей   к   танцевальной   деятельности,   возможность   раскрытия творческого   потенциала   каждого   ребенка   в   процессе   д   занятий   танцами. Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка. Танец рассматривается   как   способ   развития   основных   познавательных   процессов личности ребенка и его эмоционально­волевой сферы. Педагогическая   целесообразность.  На   различных   этапах   своего   развития человечество   постоянно   обращалось   к   хореографии   как   к   универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармонизации воспитания личности.  В  настоящее   время  к   организации   обучения   и  воспитания  детей   в школе предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть школьника   полноценным,   всесторонне   развитым.   Современная   система образования призвана формировать у детей осознанную мотивацию к получению знаний   и   пониманию   ценности   красоты   духовного   и   физического   здоровья. Каждый ребёнок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его собственного маршрута,  цель которого – формирование   здорового   человека,   способно   долго   и   счастливо   жить   в обществе. Влияя на развитие эмоциональной  сферы личности, совершенствуя тело   человека   физически,   воспитывая   через   музыку   духовно,   хореография помогает   обрести   уверенность   в   собственных   силах,   даёт   толчок   к самосовершенствованию   и   постоянному   развитию.   Именно     танцевальные движения дают возможность  обучать детей свободно управлять своим телом через   работу   всех   мышц.     Педагогическая   целесообразность   программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. В объединении могут успешно заниматься дети, имеющие лишний вес, задержку физического развития и др.  Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он   ощутит   тогда,  когда   научится   свободно,  легко   двигаться   в  пространстве. Такая   форма   занятий,   где   пластика   тела   и   музыка   соединяются   в   целое, помогает   раскрыть   потенциальные   способности   ребенка,   создает разностороннюю творческую личность.   Цель кружка:   ритмической деятельности.  развитой, творческой личности средствами танцевального искусства. Формирование   духовно   богатой,   гуманистически   ориентированной, Развитие творческих способностей школьников в процессе   музыкально­ Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку; Развивать танцевальную выразительность, координацию движений,  Развивать  творческие и созидательные способности школьников,  Воспитывать художественный вкус, интерес к занятиям, к танцевальному  Укреплять  здоровье учащихся.  Воспитывать чувство коллективизма, строить отношения с участниками  Дать всем обучающимся первоначальную хореографическую подготовку; Познакомить детей с хореографическими терминами и понятиями; Научить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музграмоты.  Обучение   школьников     владению     выразительными   средствами   танца, способствовать   их   физическому   развитию,   совершенствованию   общей   и эстетической культуры Задачи: обучающие:    развивающие:   ориентировку в пространстве, точность движений,  пластичность,  музыкальный  вкус  и  кругозор.  развивать фантазию, способность к импровизации.  Совершенствовать  психомоторные функции. воспитательные:  искусству разных народов;   объединения на основе взаимопомощи и сотворчества. Ожидаемые результаты Умение подчинять свои интересы интересам коллектива. Формирование терминологических знаний,  определяющих:    Выступление  на   торжественных   и   тематических   школьных   праздниках   и линейках, участие в школьных, классных мероприятиях, городских и районных конкурсах. Учебный план. Настоящая программа рассчитана  на 34 учебные недели по 2,5 часа на каждую  группу  в неделю.  Каждая тема состоит из теоретической и практической части.  Теоретическая   часть  включает   в   себя   объяснение   педагогом   необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов танца, объяснение принципа движения,   беседу   с   учащимися,   просмотр   видеоматериалов.  Практическая часть  включает   разминку,   отработку   движений   учащимися,   составление вариаций из изученных движений и их исполнение. В конце каждого занятия учащиеся   под   руководством   педагога   анализируют   свою   работу,   используя метод взаимооценки.   характер музыки; основные  положения  рук,  ног,  корпуса; музыкальные  движения,  этюды, миниатюры,  которые  исполняют. Музыкально­ритмические навыки.  Музыкально – пространственные упражнения: повороты на месте  (строевые) и т.д. Элементы народного танца. Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений.  Характерные положения рук в сольном, групповом танце в хороводах,  рисунки хороводов. Тематический план. № Название темы работы) (вид Теория Практика 1. Организационная работа 2. Элементы музыкальной 1 занятие 2 занятия 4 занятия 4 занятия 6 часов 10 часов 8 часов грамоты Танцевальная азбука 3. 4. Спортивно – трюковая азбука. (Тренировочные упражнения). 5. Постановочная репетиционная работа. Итого: и 4 занятия 29 часов 15 занятий 53 часа КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2017 – 2018 учебный год хореографического кружка «Топотушки» №занятия 1 цикл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 цикл 10 11 Тематическое содержание Часы Введение. Беседа о танце. Основные понятия в хореографии. Ритмика. Партерная гимнастика. Разучивание танцевальной комбинации. Освоение комплекса статических поз. Постановка массовых танцев. Разучивание танцевальных комбинаций. Ритмика. Музыкальные игры Ритмическая гимнастика Ритмика. Отработка танцевальных комбинаций 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 12 13 14 15 3 цикл 16 17 18 19­20 4 цикл 21 22 23­24 25­26 27 5 цикл 28 29 30­31 6 цикл 32 33 34 Партерная гимнастика. Постановка танца. Основы современной пластики. Отработка новых  комбинаций. Музыкальные игры.  Проверочный урок. Новые  движения в системе занятий. Комплекс статических поз. Современная пластика. «Новогодние этюды». Отработка танцевальных номеров. Импровизация. Пластические этюды.  Партерная гимнастика. Музыкальные игры. Элементы народного танца. Отработка техники и выразительности исполнения. Музыкальные игры. «Дорога к танцу». Беседы по хореографии. Партерная гимнастика. Элементы народного танца. Новые комбинации. «Новый век и современные танцы». Партерная гимнастика. Музыкальная импровизация. Самостоятельное составление комбинаций.                                                        Всего за год СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 85 часов  Разучивание   танцевального   приветствия   (поклон),   построение   по Вводное занятие. Теория.  Знакомство   с   обучающимися.   Введение   в   образовательную   программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях. Практика. линиям, игра «Знакомство». 1. Теория.  Беседа   об   основных   понятиях   и   их   разъяснение:   музыкальный   размер, направления движения, степени поворота.  Практика.  Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание   различных   ритмов   и   мелодий,   хлопки   под   музыку,   игра   «Найди музыкальную фразу». 1. Теория. Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4.  Азбука музыкального движения. Развитие ритмического восприятия. Развитие музыкальности.  Практика.  Система   упражнений,   направленная   на   развитие   чувства   ритма   и музыкального   слуха:   прослушивание   различных   ритмов   и   мелодий,   хлопки   под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки   (на   сильную   долю)   становятся   громче   и   увеличивается   размах   рук,   и, наоборот,   со   снижением   темпа   все   стихает.   Упражнения   по   всем   уровням выполняются   по   заданию   преподавателя.   Усложнённые   варианты   и   комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой. 2. Теория.  Музыкальные жанры:  песня, танец, марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально­ выразительных   средствах   помогает   развивать   логическое   мышление   ребенка   и поднимать уровень его общего культурного развития.  Практика. Игра «Найди свой путь», движение по залу со сменой направлений под музыку. Музыкально­пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт». Музыкально­ритмические упражнения   на   практическое   усвоение   понятий:   «Темп»,   «Ритм»,   «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент». Оформление урока музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Детям предлагается вразброс танец, марш, песню, которые следуют друг за другом, внезапно обрываясь. Дети должны быстро перестроиться и исполнять   заданные   движения,   меняя   их   в   соответствии   со   сменой   звучания музыкального жанра. Например, под марш они начинают маршировать, под песню берут микрофон и открывают рот, словно поют, под танец выполняют танцевальные движения. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые   варианты   и   комбинации   складываются   из   простых   изученных элементов путем комбинации их между собой. 3. Теория. Виды музыкальных размеров танцев.  Практика. Игра «Сделал ­ остановись».  Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Шаги, выполненные через выпад вправо­влево, вперед­назад. 2. Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений Практика.  Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме.  1. Теория.  Терминология,   основные   понятия   и   принципы   исполнения   движений. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Практика. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, Паузы в движении и их использование.  Развитие пластики тела. Упражнения на осанку. Упражнения на растяжку.  потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение системы упражнений,   направленной   на   укрепление   и   развитие   мышц   спины:   сжатие   и растяжение   мышц   грудного   отдела,   «джазовый   квадрат»,   растягивание   и скручивание мышц поясничного отдела позвоночника. Упражнения по всем уровням выполняются   по   заданию   преподавателя.   Усложнённые   варианты   и   комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой. 2. Теория.  Терминология,   основные   понятия   и  принципы   исполнения   движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Понятие о мышечном тонусе. Разнонаправленное растяжение. Практика.  Основы   гимнастики   на   полу,   игровой   стретчинг.   Развитие   навыков растяжения   и   расслабления.   Освоение   системы   упражнений,   направленной   на развитие подвижности суставных сочленений: вращения в суставах (стопа, колено, бедро);   укрепление   и   развитие   мышц   ног:   работа   стопы   (пятка,   носок,   плоская стопа),   различные   виды   приседаний,   прыжки.   Упражнения   по   всем   уровням выполняются   по   заданию   преподавателя.   Усложнённые   варианты   и   комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой. Упражнения на пластику.  3. Теория.  Терминология,  основные   понятия   и   принципы   исполнения   движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Практика.  Работа   по   классическому   экзерсису   на   полу   (система   движений «пapтер» на полу). Эта система помогает сделать тело подвижным, послушным, прекрасным.  Здесь  пол   служит   как   бы  инструментом,  помогающим   выпрямлять, вытягивать   разворачивать,   развивать   в   нужном   направлении   костно­мышечный скелет ребенка, исправлять физические недостатки. На занятиях дети пользуются специальными   гимнастическими   ковриками.   Для   обучения   сознательному управлению   своими   мышцами   применяются   упражнения   на   напряжение   и расслабление   мышц   тела.   Эти   упражнения   также   способствуют   растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы. Упражнения   по   всем   уровням   выполняются   по   заданию   преподавателя. Усложнённые   варианты   и   комбинации   складываются   из   простых   изученных элементов путем комбинации их между собой. 3. Теория.  Беседа   об   основных   понятиях   и   их   разъяснение:   музыкальный   размер, направления движения, степени поворота.  ПРАКТИКА. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме. 1. Теория.  Необходимость   предварительного   разогрева   мышц,   знакомство   с основными   группами   мышц.   Основные   группы   мышц   верхнего   плечевого   пояса. Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как залог формирования мышечного Танцевально­ритмическая гимнастика. Обще развивающие упражнения. Виды шага, бега, прыжков.  Изучение позиций.  корсета. Различные отделы позвоночника и их специфика. Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их работы. Основные группы мышц ног. Практика.  Общеукрепляющие   и   развивающие   упражнения   под   музыку   по специальной   системе   подготовки   начинающих   танцоров   Прыжки:   маленькие   и большие прыжки; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию   преподавателя.   Усложнённые   варианты   и   комбинации   складываются   из простых изученных элементов путем комбинации их между собой. 2. Теория.  Названия основных видов шагов, прыжков, понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям.  Практика.  Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте   и   в   продвижении,   на   полупальцах   с   вытянутыми   коленями,   со   сменой положения рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением. Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения   по   всем   уровням   выполняются   по   заданию   преподавателя. Усложнённые   варианты   и   комбинации   складываются   из   простых   изученных элементов путем комбинации их между собой Приложение 1, 2. 3. Теория.  Основные   степени   поворотов   на   месте   и   в   движении:   целый   поворот, половина поворота, поворот по четвертям и восьмым долям.  Практика. Постановка рук – подготовительная, 1, 2, 3 позиции. Позиции ног ­ 1, 2, 3. Plie – складывание, сгибание, приседание. Изучается demi plie по 1,3 позициям. Музыкальный   размер   ­   3/4   или   4/4,   темп   ­   andante.   Battement   tendu   simple   – движения,   вырабатывающие   натянутость   всей   ноги   в   колене,   подъёме,   пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается по 1 позиции вначале в сторону, вперёд,   затем   назад).   Музыкальный   размер   ­   2/4,   темп   –   moderato   .   Тренинг. Упражнения   по   всем   уровням   выполняются   по   заданию   преподавателя. Усложнённые   варианты   и   комбинации   складываются   из   простых   изученных элементов   путем   комбинации   их   между   собой,   включения   шагов   в   различных направлениях, plie и подключения к работе других уровней. Исходная позиция (если не указывается специально) – ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу. 4. Теория. музыкальный размер.  Практика.  Изучение   ритмически   простых   линейных   и   парных   диско­танцев. Подготовка танцевальных номеров для праздничных мероприятий, для участия в конкурсах.  Итоговое занятие. практика.  В конце учебного года проводится концерт для родителей. Показ всех изученных танцев.          Диско­танцы  Беседа   об   основных   понятиях   и   их   разъяснение:   диско­музыка, Требования к учащимся . В конце  обучения учащиеся умеют  определять музыкальные жанры (танец, марш, песня),   виды   ритмики   (танец,   игра,   упражнение).   Понимать   простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно­громкая, тихая музыка и т.д.). Получают  навыки в формировании   красивой  осанки, выразительности   пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях. Умение держатся на сцене, работать перед зрителем. МОДЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основные компоненты творческих способностей 1.Мотивационно­ценностный Диагностические признаки 2.Образное мышление 3.Эстетический вкус 4.Познавательный интерес 5.Хореографические умения и  навыки как компонент  возможности 1.Интерес к хореографической деятельности. 2.Ценностное отношение к занятиям по  хореографии. 3.Стремление овладеть искусством танца. 1.Способность самому вникать в музыкально­ хореографический образ произведения. 2.Способность чувствовать красоту движения,  пластики и связь с музыкой. 3.Способность самому создавать художественный образ. 1.Способность к эмоциональному переживанию.  2.Способность оценивать эстетический уровень  исполнения. 1.Желание  познавать историю танца, развития  его видов. 2.Пытливость, побуждение к приобретению  новых специальных знаний. 1.Музыкально­ритмические навыки: партерная  гимнастика,  элементы народного, бального и  современного танца. 2.Навыки выразительного движения:  комбинирование выразительных средств и  приёмов (динамических, ритмических, 6.Качество личности пластических.)   трудолюбие, Доминантные: целеустремлённость, сила воли.   настойчивость, Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности. предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком  личностные результаты ­ активное включение в общение и взаимодействие со  Данная программа ориентирована на формирование гармонически развитой  личности средствами кружка «Ритмика и танец».  К числу планируемых результатов отнесены:  сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и  сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими  эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в  достижении целей  межпредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных  заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов  собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение  красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное  выполнение двигательных действий  уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия,  представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение. Межпредметные связи Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное  эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление  и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной  жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит  материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений и  танцевальных композиций. Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по  строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию  в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок  имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой,  создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление  движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в  пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления  создает тесную взаимосвязь с изучением математики.   Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические  корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного  танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у  какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи,  характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец,  учащиеся узнают о тех или иных народах, странах. Формы обучения:      учебное занятие домашнее задание учебно­игровые мероприятия открытые уроки ­концертные выступления          Методы обучения:    словесные наглядные практический показ Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей: ­ проведение открытых уроков для родителей; ­ организация танцевальных конкурсов; ­ участие в праздничных программах, концертах; ­ проведение итогового занятия в конце учебного года. Требования к учащимся.  К концу года школьник  может овладеть рядом знаний и навыков: умение красиво держать   осанку,  различные   танцевальные   шаги,  подскоки,  прыжки,  топотушки   и хлопушки. Ученик должен уметь тактировать руками музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. При двух   тактовом   вступлении   вовремя   начать   движение   и   закончить.   Чувствовать характер   марша   (спортивного,   строевого,   походного,   героического)   и   уметь передать его в шаге. Иметь навыки актёрской выразительности. Уметь изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца… Выразить образ в разном эмоциональном   состоянии—веселья,   грустная   грусти   (весёлый   котёнок, птица).Распознавать характер старинной музыки. Уметь исполнить элементы своего национального танца. Уметь исполнять перестроения.                                        Требования к учащимся.          В конце  обучения учащиеся умеют  определять музыкальные жанры (танец, марш, песня),   виды   ритмики   (танец,   игра,   упражнение).   Понимать   простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно­громкая, тихая музыка и т.д.). Получают  навыки в формировании   красивой  осанки, выразительности   пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях. Умение держатся на сцене, работать перед зрителем. Организационные условия реализации программы:  Программа рассчитана на детей – 7­9 лет.  Общее количество часов – 35 часа.  Периодичность проведения занятий – 1 раза в неделю.  Продолжительность одного занятия – 1 час (40 мин.).  Нормы наполнения групп – от 5 человек.  Форма организации учебно­воспитательного процесса: групповая.       Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к  организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях  детей. Программа реализуется посредством Основной общеобразовательной  программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой/, технологией по ритмической пластике для детей  «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной парциальной программой  по хореографии для детей дошкольного возраста «Са – Фи ­ Дансе» /Танцевально­ игровая гимнастика для детей/ Ж. Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной.    Программа направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы   ребенка   средствами   музыкально­ритмических   и   танцевальных   движений. Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности,   возможность   раскрытия   творческого   потенциала   каждого   ребенка   в процессе д занятий танцами. Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу   строится   с   учетом   индивидуальных   и   психофизиологических   особенностей каждого   ребенка.   Танец   рассматривается   как   способ   развития   основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально­волевой сферы. До начала реализации данной программы проведена большая предварительная работа:  Изучение и отбор нормативной, методической, обучающей литературы;  Ознакомление с аналогичным опытом работы других дошкольных учреждений;  Анализ имеющихся возможностей (материальных, организационных, кадровых);  Оценка   состояния   физического   развития   и   здоровья   воспитанников, формирование группы;  Отбор и составление музыкальной фонотеки;  Составление и утверждение рабочей программы.            Данная программа сориентирована на работу с детьми 4­6 лет, независимо от наличия   у   них   специальных   физических   данных,   на   воспитание   хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.  Программа предполагает:  освоение   азов   ритмики,   изучение   танцевальных   элементов   современных   и народных   танцев,   исполнение   детских   танцев   и   воспитание   способности   к танцевально­музыкальной импровизации:  развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);  формирование   осмысленной   моторики,   которое   предполагает   развитие координации   ребёнка   и   способность   на   определённом   этапе   изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;  формирование   у   детей   способностей   к   взаимодействию   в   паре   и   в   группе, навыкам   выступления,   умению   понимать   друг   друга   в   процессе   исполнения танца;  формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления. программы –   всестороннее   развитие   ребенка,  Цель    формирование разнообразных умений, способностей, физических качеств личности и творческих способностей через развитие музыкально­ритмических и танцевальных движений и приобщение детей к танцевальному искусству.  Цель кружковых занятий ­ формирование у дошкольников основ танцевального  творчества и приобщение детей к танцевальному искусству. Задачи: Образовательные: Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о   танцах.  Формировать навыки основных танцевальных движений. Формировать   умение   слушать   музыку,   понимать   ее   настроение,   характер, передавать их танцевальными движениями. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Побуждение к импровизации  под музыку, сочинению собственных композиций из   знакомых   движений,   придумыванию   своих   оригинальных   движений   в импровизации. Развивать чувство ритма, темпа, координации и свободы движений. Воспитательные:  Развивать   у   детей   активность   и   самостоятельность,   коммуникативные способности.  Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.  Формировать нравственно­эстетические отношения между детьми и взрослыми,   воспитывать умения работать в паре, коллективе. Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве. Воспитывать у детей интерес к занятиям хореографией путем создания  положительного эмоционального настроя       Развивающие: Развивать творческие способности детей. Развивать музыкальный слух и чувство ритма. Развивать воображение, фантазию, умения самостоятельно находить свои  оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству. Развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность  движений; умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером  музыки, динамикой. Оздоровительные:  Координация и укрепление опорно­двигательного аппарата.   Укрепление здоровья детей.  психологическое раскрепощение ребенка; Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками  возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения. Принципы и методы обучения. Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при  реализации учебно­воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь,  развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на  следующих принципах: Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных  особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий.  Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей  ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое­либо  упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует  освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям. – Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед  ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном  увеличении объема и интенсивности нагрузок.  Принцип   систематичности   непрерывность   и   регулярность   занятий. Систематические   занятия   способствуют   не   только   достижению   эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на  сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для  этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему  именно так, а не иначе. Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении  вырабатываемых двигательных навыков. Программным материалом предусмотрено  многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного  стереотипа. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям  необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или  предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения. Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в  природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и  понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;  создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка,  его самореализации и самоутверждения; Принцип наглядности.  На начальной стадии разучивания упражнения главенствует  зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ  движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное  движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые  двигательные представления. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. Данные   принципы   удачно   реализуются   и   способствуют   эффективности образовательного   процесса   только   во   взаимосвязи.   При   организации   занятий используются   методические   приемы,   активизирующие   у   детей   желание   творчества: наглядный метод, практический метод, словесный метод, метод аналогий, импровизационный метод, игровой метод.  Игровой   метод. Основным   методом   обучения   хореографии   детей   дошкольного возраста   является игра,   так   как   игра   –   это   основная   деятельность,   естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы   пронизывать   занятие   игровым   началом,   сделать   игру   его   органическим компонентом.   Каждая   ритмическая   игра   имеет   в   своей   основе   определенную   цель, какое­либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой. Метод аналогий. В программе широко используется метод аналогий с животным и растительным   миром   (образ,   поза,   двигательная   имитация),   где   педагог­режиссер, используя   игровую   атрибутику,   образ,   активизирует   работу   правого   полушария головного   мозга   ребенка,   его   пространственно­образное   мышление,   способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,  объяснение методики исполнения движений, оценка. Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного  музыкально­ритмического движения. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с  усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Один и  тот же учебный материал для различного возраста обучаемых и на разных годах  обучения может использоваться в различных пропорциях. 1 год обучения: 4­5лет 2 год обучения: 5­6 лет СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Программа рассчитана на три  учебных года. Этот период можно определить, как  первый этап в освоении азов ритмики, азбуки классического, русского и современного  танцев. Долгосрочность освоения программы определяется: постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для  освоения и в связи с этим постепенное усложнение программы; процессами психического развития школьника; групповым характером освоения программы.    Занятия в танцевальном кружке проводятся с сентября по май, 8 занятий в месяц, 85 занятий в год. Содержание Примерный учебный план. Количество занятий Примерное распределение материала на учебный год. Репертуар Количество занятий ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ          У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно она популярна в молодежной и детской среде. Хореография ­ это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то   есть   мир   волшебного   искусства.   Особенно   привлекателен   и   интересен   этот   мир детям.   Танец   обладает   скрытыми   резервами   для   развития   и   воспитания   детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную   сферу,   координацию,   музыкальность   и   артистичность,   делают   его движения   естественными   и   красивыми.   На   занятиях   хореографией   дети   развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует   эмоциональную   культуру   общения.   Кроме   того,   она   развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.                       Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные   природой.     Музыкально­ритмическое   творчество   может   успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны  педагога, а правильная  организация  и  проведение  данного  вида   творчества     помогут  ребенку развить свои творческие способности.                   В   нашем   учреждении   было   проведено   анкетирование   среди   родителей   по организации платных образовательных услуг и   результаты показали –70% родителей хотели, чтобы их дети занимались хореографией.        Вывод: учитывая влияние занятий хореографии на детский организм и   имея   все необходимые условия для проведения занятий по указанному       направлению,     мы сочли возможным внедрить данную программу в      дошкольном         учреждении. Обучение   детей   по   данной   рабочей   программе,   предполагающей   изучение   основ танцевальной   культуры,   умение   красиво   и   пластично   двигаться   под   различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей. Если образовательное учреждение может предоставить   своим   воспитанникам   возможность   приобщения   к   прекрасному   миру танца,   то   детство,   обогащённое   соприкосновением   с   этим   светлым   и   радостным искусством, позволит детям расти и развиваться не только физически, но и духовно. Актуальность хореографического образования Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного   эстетического   совершенствования   ребенка,   для   его   гармоничного духовного   и   физического   развития.   Танец   является   богатейшим   источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Танец   органично   сочетает   в   себе   различные   виды   искусства,   в   частности,   музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический,   духовный   мир   людей   различного   возраста.   Что   же   касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. Синкретичность   танцевального   искусства   подразумевает   развитие   чувства   ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать   и   тренировать   мышечную   силу   корпуса   и   ног,   пластику   рук,   грацию   и выразительность.   Занятия   танцем   дают   организму   физическую   нагрузку,   равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Искусство   танца   –   это   синтез   эстетического   и   физического   развития   человека. Общеразвивающие   упражнения,   упражнения   партерной   гимнастики,   элементы   танца исполняются   под   музыкальное   сопровождение.   Образность,   различный   характер музыки,   многообразие   её   жанров   повышает   эмоциональность   детей,   питает воображение.   Увлекательно,   в   процессе   игры,   выполняя   различные   движения   и упражнения,   укрепляется   опорно­двигательный   аппарат,   формируется   правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать   развивать   у   дошкольников   музыкально­ритмические   и   танцевальные движения,   заложенные   природой,   т.к.   музыкально­ритмическое   творчество   может успешно   развиться   только   при   условии   целенаправленного   руководства   со   стороны педагога, а  правильная  организация  и  проведение данного  вида  творчества  помогут ребенку развить свои творческие способности. Музыкально­ритмическая   деятельность   привлекает   детей   своей   эмоциональностью, возможностью   активно   выразить   свое   отношение   к   музыке   в   движении.   Учитывая возрастные   особенности   детей,   их   запросы   и   интересы   занятия   хореографией проводятся   в   игровой   форме,   большое   внимание   уделяется   музыкальным   играм, импровизации.   В   музыкальных   играх,   создавая   тот   или   иной   образ,   дети   слышат   в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально­ритмических   навыков   и  навыков   выразительного   движения   при   условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований Программы. Танец имеет огромное значение как средство воспитания нравственного самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом   заключены   основы   национального   характера,   этнической   самобытности,   выра­ ботанные в течение многих веков. Предлагаемая Программа сориентирует педагогов на работу с детьми, независимо от наличия   у   них   специальных   физических   данных,   на   воспитание   хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Акцентирование внимания на индивидуальности и оригинальности движений поощряет детей к поиску новых возможностей, что полезно для развития креативного мышления (что   переносится   и   во   все   другие   сферы   деятельности:   общение,   рисование, конструирование и т.д.).  Использование различных материалов и предметов (например, воздушных шаров, мячей, скакалок) позволяет совершенствовать ловкость, точность, выразительность   движений. Музыкально­ритмические   движения,   танцы   —   один   из самых любимых видов детской деятельности, поскольку дети получают возможность выразить   себя   в   движении.   В   данном   виде   деятельности   развиваются   не   только музыкальные,   осваиваются   умения ориентироваться в пространстве («на себе», «от себя» и «от предмета или объекта»).     и   двигательные   способности   ребенка, СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и  начинается с поклона. Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера,  воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Третья часть занятия — музыкально­ ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения,  творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и  перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные  образы. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в  основной части занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые  по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе;  постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению  нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается. Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни  из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп –  умеренный. Основные задачи Основные средства Методические  Строевые  упражнения;  различные формы  ходьбы и бега;  несложные прыжки;  короткие  танцевальные  комбинации,  состоящие из  освоенных ранее  элементов;  Упражнения на силу,  растягивание и  расслабление;  хореографические  упражнения;  элементы  особенности Продолжительность  подготовительной части  определяется задачами и  содержанием занятия,  составом занимающихся и  уровнем их подготовки.  На эту часть отводится  примерно 10­15% общего  времени занятия. На данную часть занятия  отводится примерно 75­ 85% общего времени.  Порядок решения  двигательных задач в этой  части строится с учетом  Основные  части Подготовите льная Организация группы;  повышение внимания и  эмоционального  состояния; умеренное  разогревание организма  Основная Развитие и  совершенствование  основных физических качеств;  формирование  правильной осанки; воспитание творческой  активности; изучение, и  совершенствование  движений танцев и его  элементов; отработка  композиций современного  ритмического танца;  танцевальные  композиции;  постановочная  работа. Заключительн ая Постепенное снижение  нагрузки; краткий  анализ работы,  подведение итогов. Спокойные  танцевальные шаги и  движения;  упражнения на  расслабление;  плавные движения  руками; знакомые  танцы, исполнение  которых доставляет  детям радость.  динамики  работоспособности детей.  Разучивание и  корректировка новых  движений происходит в  начале основной части, в  конце – отработка  знакомого материала. На эту часть отводится 5­ 10% общего времени.  Проводится краткий  анализ достигнутых на  занятии успехов в  выполнении движений,  что создает у детей   чувство удовлетворения и вызывает желание  совершенствоваться  Советы по поводу  недостаточно освоенных  движений помогает  сосредоточить на них  внимание на следующем  занятии.   Предлагают повтор движений или комбинаций не менее 3­4 раз. Занятия хореографией делятся на несколько видов. Основная часть занятия изменяется в зависимости от методов решения поставленных задач. Обучающие занятия. На обучающих занятиях детально разбирается движение.  Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений, танцевального па в  медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. Закрепляющие занятия.   Первые повторы исполняются вместе с педагогом. Затем идет повтор движения  каждым ребенком, по очереди (диагональ), начинают дети, выполняющие движения  правильно. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь  выполнять все заученные ими движения и танцевальные композиции. Постановочные занятия.   эмоционально передавать характер танца. Импровизационные занятия. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими  вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают  фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать  свое видение образа.  Для всех видов занятий обязательными являются вышеперечисленные структурные  части занятия.   На занятии разучивается рисунок танца, дети учатся № п/пСодержание обучения на занятии 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Поклон Разминка Партерный экзерсис Дыхательная гимнастика Разучивание танцевальных движений,  синхронность исполнения Диагональ, разучивание кружений,  вращений Игра Поклон Время (средняя и старшая  группа) 1мин. 4мин. 5мин. 1мин. 6мин. Время (подготовит.  группа) 1мин. 4мин. 5мин. 1мин. 9мин. 5мин. 2 мин. 1мин. 7мин. 2 мин. 1мин.         На занятиях по хореографии ни одно движение не выполняется как механический  разогрев мышц. Занятия проводятся в игровой форме. Давая тематическое название  занятиям, мы предусматриваем определенный сюжет, но в ходе занятия педагог  импровизирует сам и предоставляет возможность импровизировать детям.                                      ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.            Особенностью программы является синтез всех видов деятельности, как строевые  упражнения, подвижные игры, гимнастические упражнения, танцы, дыхательные  упражнения, релаксация. Это позволяет детям дошкольного возраста в наиболее  доступной, яркой, эмоциональной форме получить первые эстетические впечатления,  помогающие формировать личность ребенка. А подготовка детей к занятиям, поэтапное разучивание движений, чёткий показ    руководителя   с согласованными комментариями, учёт принципов  систематичности  и  последовательности, помогают  детям лучше научиться ориентироваться в  окружающем пространстве,  повышается   естественная  активность,   движения    становятся   более   точными,   динамичными. Музыкально – ритмические  движения  учат ребенка  владеть  своим телом,  согласовывать свои движения  с движениями  других  детей,  укрепляет  основные   виды  движений, способствует освоению элементов плясок и танцев. Диагностические периоды – октябрь, май. ОБОРУДОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙ. ЗАЛ Музыкальное оснащение Зеркала Скакалки Мячи Ленты Обручи Элементы костюмов Костюмы Реквизит к танцам Спортивная форма Балетки или чешки            Руководитель   кружка   использует   в   своей   работе:  музыкальный   центр,   с   записями ритмичной   музыки   для   сопровождения   занятий;   видеозаписи   разнообразных танцевальных движений, а также мультимедийную систему. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа: Начальный этап — обучению упражнению (отдельному движению); Этап углубленного разучивания упражнения; Этап закрепления и совершенствования упражнения. Начальный   этап обучения   характеризуется   созданием   предварительного представления   об   упражнении.   На   этом   этапе   обучения   педагог   рассказывает, объясняет   и   демонстрирует   упражнения,   а   дети   пытаются   воссоздать   увиденное, опробывают упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение   техники   исполнения   упражнения   дополняет   ту   информацию,   которую ребенок   получил   при   просмотре.   Первые   попытки   опробования   упражнения   имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой,   туловищем,   простейшие   прыжки   и   др.)   начальный   этап   обучения   может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера)   педагог   должен   выбрать   наиболее   рациональные   методы   и   приемы дальнейшего   формирования   представления   о   технической   основе   упражнения.   Если упражнение   можно   разделить   на   составные   части,   целесообразно   применять расчлененный   метод.   Например,   изучить   сначала   движение   только   ногами,   затем руками,   далее   соединить   эти   движения   вместе   и   только   после   этого   продолжить дальнейшее обучение упражнению. Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем. Этап   углубленного   разучивания упражнения   характеризуется   уточнением   и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к   уточнению   двигательных   действий,   пониманию   закономерностей   движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным   условием   на   этом   этапе   является   целостное   выполнение   упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений   по   показу   педагога   и   запоминают   несколько   композиций.   Все   это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение   которых   можно   было   бы   использовать   в   комбинации   с   другими упражнениями. На   этом   этапе   необходимо   совершенствовать   качество   исполнения   упражнений   и формировать у детей индивидуальный стиль. Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах. На   занятиях   хореографией   подбор   упражнений   соответствует   возможности   и подготовленности детей. В   процессе   изучения   курса   дети   знакомятся   с   основами   танцевального   искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах. Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей. Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и  навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально­танцевальные и общие  способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей. ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ   ХОРЕОГРАФИЕЙ Основное   положительное   влияние   музыки   проявляется   в   улучшении   двигательной реакции.   Также   музыка   активизирует   волевые   усилия,   вызывает   эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Она должна быть ритмичной, жизнерадостной, побуждать   к   движениям.   Как   показывают   исследования,   мелодии,   доставляющие человеку   удовольствие,   создающие   приятное   настроение,   замедляют   пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды, положительно влияют на работу мышц. И, наоборот, когда музыка раздражает ­ пульс   учащается,   сила   сердечных   сокращений   становится   слабее   и   работа   мышц снижается.   Танец   в   сочетании   с   игрой   помогает   переработать   напряжение   чувств,   а   музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы хорошо знаем, что именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое   настроение, укрепляют  жизненный   тонус. Дети «вживаются» в  разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно­познавательный смысл, необходимый для личностного и   общественного   развития   школьников.   Такое   включение   ребенка   в   активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт. Связь   музыки   с   движением   является   важнейшей   составной   частью   музыкального образования. Движение под музыку, танец и ритмика являются поэтому неотъемлемой частью физического развития и тесно связано с ним. Занятия музыкальным движением и танцами формирует правильную осанку, укрепляет весь опорнодвигательный аппарат, развивает такие физические качества, как ловкость, координацию движений, мягкость и пластичность.   Известно много фактов об эффективном влиянии музыки на психофизический тонус человека, его внутреннюю силу, что, безусловно, является основой здоровья. Главным возбудителем   фантазии   ребенка   является   музыка.   Поэтому   музыкальный   материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:     соответствие возрасту; художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их  образов; моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям; разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на  примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки  из мультфильмов. На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар. Музыкальное   сопровождение  на   занятиях   хореографией  должно   быть   непрерывным, ритмичным и состоять из популярных мелодий.   Главная задача педагога создать у школьников  эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:   правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным  движением; художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом  Ритм – временная организация музыкальных звуком, основанная на чередовании слабых и сильных ударений. Благодаря музыкальным средствам, ритм отмечается акцентами. В инструментальной музыке количество акцентов выделяют с помощью ударных  инструментов. Подсчитав количество акцентированных звуков за единицу времени,  можно определить темп, от которого зависти скорость выполнения упражнений.           С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и  движением. Они должны понять и уяснить простые правила:  Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она  руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе;   Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться;   Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.                                                ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ          Актуальность использования ИКТ на занятиях продиктована самим временем.  Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и  использованию информационно ­ коммуникационных технологий в работе со  школьниками. При подготовке и проведении занятий, руководителем кружка  используются средства ИКТ  в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной  программы школьного образования: Знакомство   детей с   танцами народов мира;   Осуществляет просмотр в записи выполненных упражнений и анализ  собственных ошибок;  Просмотр новых упражнений и техники их выполнения; ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Практика показывает, что регулярный курс занятий хореографией эффективен для  профилактики нарушения осанки и её коррекции у детей среднего и старшего  дошкольного возраста, способствует раскрытию творческих способностей детей.  Первичные результаты отслеживаются в октябре. Оценка эффективности усвоения  программного материала происходит на итоговых занятиях в мае.   В конце учебного года дети средней группы должны уметь: согласуют   движения   с   метроритмом   и   формой   музыкального   произведения. исполняют разнообразные ритмические движения,  могут   исполнять   различные   элементы   народных   и   современных   танцев (например, «Ковырялочка», «Присядка», «Приставной шаг», и др.).  выполняют   движения   с   различными   атрибутами:   цветами,   платочками, игрушками, шарфами, лентами, зонтиками, обручами.  выполнять   несложные   перестроения   в   пространстве   по   показу   взрослого   и самостоятельно, а также ориентируясь на схему танца (построение в кругу, в колонну парами и по одному, парами по кругу, врассыпную) выражать   в   свободном   движении   свое   переживание   музыки   разных   стилей   – народной, классической, современной.         В конце учебного года дети старшего дошкольного возраста должны уметь:  Выразительно исполнять движения под музыку; Самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной  выразительности;  Уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими  детьми;  Импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений; Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей  (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического  воздействия  Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в  условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных  заданий. Критерии уровня развития чувства ритма:      1. Движение.  1) передача в движении характера знакомого музыкального    произведения (3­х частная форма):  высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену    движений, движения  соответствуют характеру музыки;  средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей),  движения соответствуют характеру музыки;   низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют  характеру музыки.  2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения  (фрагмента) после предварительного прослушивания:  высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение  движений;  средний ­  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная  эмоциональность при выполнении движений;  низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.  3) соответствие ритма движений ритму музыки:  высокий – чёткое выполнение движений;  средний – выполнение движений с ошибками;  низкий – движение выполняется не ритмично.  4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):        высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;        средний – допускает 1­2 ошибки;        низкий – не справляется с заданием.      2. Воспроизведение ритма.  1) воспроизведение ритма песни шагами:  высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;  средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте; низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.  2) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках   высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;   средний – допускает 2­3 ошибки;   низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.    3. Творчество.   1) сочинение ритмических рисунков:        высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;        средний – использует стандартные ритмические рисунки;        низкий – не справляется с заданием.  2)  танцевальное:  высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении;  самостоятельно использует знакомые движения    или  придумывает свои; движения  выразительны;  средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за  другими   движения  соответствуют характеру музыки; низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют  музыке           При определении уровня подготовленности детей в зависимости от выполнения  различных элементов используем оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное  выполнение оценивается в 3 балла­ высокий уровень; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла –средний уровень;  неверное, симметричное – 1балл –низкий уровень. Результаты заносятся в таблицу.            Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной  программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца; праздничные выступления;    фольклорные праздники («Масленица» и т.д.);    развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке» и др.); отчётные концерты; участие в смотрах, конкурсах; За два года реализации программы, можно сделать первоначальный вывод о её  эффективности:  Наблюдается гармоничность телосложения, улучшение физического здоровья.   Совершеннее стали нервно­психические процессы. Дети обогатились не только двигательным опытом, но и эстетическим,  эмоциональным, танцевальным, волевым. Раскрылись творческие способности у детей.  Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   целенаправленная   организация образовательной   работы   по хореографии   в   детском   саду является   необходимым фактором   воспитательных   возможностей   в   общей   системе   образования,   обладает огромными   возможностями   для   эстетического   совершенствования   ребенка,   его гармоничного духовного и физического развития. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва,  2000 год. 2 Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г. 3 Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.­Пб, 2002. 4 Детский фитнес. М., 2006. 5 Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981. 6 Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988. 7 Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999. 8 Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы.  М., 1997. 9 Пособие по ритмике для  музыкальной школы. М., 2005. 10 Библиографический список. 11 журналы: «Молодежная эстрада». 12 «Музыка и движения». Бекина С.М. и др. 13 14 Технические средства. 15 Музыкальный центр 16 Компьютер 17 Видеозаписи 18 19 20 Примерные программы начального общего образования. Официальный  сайт    Министерства образования РФ 21 Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам  начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ 22 Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном  процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных  программ. /Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. 23 Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск  шестой. М., 1981. 24 Ротерс Т. Музыкально­ритмическое воспитание и художественная  гимнастика. М., 1986. 25 Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  начального   общего образования. Приказ Министерства образования РФ  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования» от 5 марта 2004 г № 1089. 26 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 27    1.Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей     дошкольного и младшего школьного возраста, СПб, 1997, «Ритмическая  мозаика». 28 2. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду, Москва, 1985. 29 3. «Ритмика для детей: учебно­методическое пособие, Москва,  Владос,   2008. 30 4. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са­фи­Дансе.  Танцевально­игровая    31    гимнастика для детей: учебно­методическое пособие, СПб, Детство­   32   пресс,  2001. 33 5. Барышникова Т. Азбука хореографии, Москва: Айрис Пресс, 1999. 34

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа хореографического кружка «Топотушки» на 2017-2018 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018