УДК 159.9.078
О. А. МЕЛЬНИК, заведующий аспирантурой
Государственное учреждение образования
«Академия последипломного образования», г.Минск, Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ
В данной статье будет раскрыта сущность таких понятий, как поликультурность, поликультурное образование, поликультурная компетентность, а также рассмотрены различные научные подходы к понимаю обозначенных проблем. Представлено содержание понятия «поликультурная компетентность специалистов образования», выявлена необходимость подготовки педагогов к работе с участниками образовательного процесса.
Система образования стремительно интегрируется в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями, которые приводят к пониманию необходимости выработки новой стратегии системы образования в контексте глобализации. Межкультурная коммуникация в настоящее время может быть также названа императивом системы образования. Прежде всего, потому, что образовательное пространство не может быть монокультурным.
В современном мире в контексте процессов глобализации усиливается взаимопроникновение и взаимовлияние культур. В процессе миграции, вследствие трудовой, социальной или академической мобильности, люди оказываются в чужой стране в поле действия иной культуры, делая при этом выбор: сохранять свою национальную культуру или
ассимилироваться в новой. При этом современная ситуация, связанная с интернационализацией рынка труда, образовательного и социального пространства неизбежно ведет к сосуществованию и взаимодействию разнообразных культур на территории отдельных стран, регионов, континентов, т.е. к поликультурности жизненного пространства.
Глобальное образование приобретает особую значимость в настоящий период, когда межнациональные отношения являются одним из решающих факторов, определяющих условия существования человека. Толерантность к другим взглядам, обычаям, умение видеть особенности своей культуры в контексте других, воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей, когда нарушение одной из них может привести к катастрофе, - это характеристики глобального образования, свидетельствующие об актуальности данной педагогической концепции для современной Беларуси.
Ученые отмечают тот факт, что существенные изменения, которые происходят в современном обществе и системе образования, вызванные усилением взаимовлияния этнокультурных групп, трансформацией группового и индивидуального сознания личностей многонационального, полилингвального и поликультурного общества, в конечном итоге приведут к неизбежной цивилизационной унификации мира.
Таким образом, конечной целью образования становится воспитание человека мира, «диалогической личности» [4; с.5], способной воспринимать и создавать мир в гармонии его многообразия.
В контексте анализа феноменов поликультурности, поликультурной компетентности, следует заметить, что наряду с этими понятиями в научной литературе встречаются различные термины, трактуемые схожим образом, образующие единое семантическое поле.
В исследованиях последних десятилетий разрабатываются такие понятия, как культура межнационального общения, поликультурное воспитание, поликультурное образование (А.Н.Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, С.У. Наушабаева, Л.Л. Супрунова и др.), межкультурная коммуникация, поликультурное образовательное пространство (Гукаленко), полиязыковая культура (Е.А. Соколов, Н.Е. Буланкина), мультикультурное образование (Международная энциклопедия), межнациональное взаимодействие и другие. Эти понятия во многом схожи, они подразумевают одинаковые задачи, и хотя акцент в них делается на разных содержательных компонентах, все они входят в одно смысловое поле, которое условно может быть определено как поликультурализм в образовании.
Ряд ученых в своих работах рассматривают данное направление науки как ключевое в условиях современного общества. Так, в своих работах Т.А. Якадина выдвигает поликультурное образование в ранг стратегических направлений общегосударственной культурно-образовательной политики [10].
Рассмотрев исследования ученых, посвященные данной проблематике, поликультурность понимается как многообразие жизненных стилей (в основе которых лежат ценностные ориентации, установки, виды деятельности, язык, особенности взаимоотношений и т.д.), характерных для различных социальных групп: этнических и религиозных, возрастных и гендерных, профессиональных и др. Задача системы образования, таким образом, заключается в подготовке человека к эффективной деятельности и общению в поликультурной среде, что связано, прежде всего, с осознанием такого культурного многообразия, толерантным отношением к нему и способностью к культуросообразному поведению (в соответствии с конкретными культурными условиями).
При разработке методологических основ исследуемого процесса нам необходимо обратиться к рассмотрению компетентностного подхода в современном образовательном процессе, определяющем сегодня основные направления повышения качества образования и подготовки специалистов образования.
В теории образования возникает понятие «компетентностный подход в обучении», который сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь научиться самостоятельно решать различные профессиональные задачи в незнакомых условиях.
Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетенции, но сами по себе еще не делают человека компетентным.
Необходимо также развести понятия «компетенция» и «компетентность». Английский термин «competence» имеет значение «способность, умения»; другой термин «competent» – компетентность – в словаре иностранных слов определяется как «соответствующий, способный»; обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области.
В последние годы многие отечественные педагоги и методисты (Н.И. Алмазова, Н.А.
Ломакина, А.В. Хуторской, Т.В. Шамардина) стали разводить эти два понятия. Так, Н.И. Алмазова рассматривает компетенцию, которая, «обогащаясь за счет соответствующих знаний, умений и навыков в процессе учебно-профессиональной деятельности», «превращается» в компетентность как интегративное качество личности» [3; с.31]. А.И. Сурыгин предлагает схожие определения вышеупомянутых понятий, понимая под компетентностью «способность личности к выполнению какой-либо деятельности, каких-либо действий», а под компетенцией «содержание образования, которое, будучи усвоено учащимся, формирует его компетентность в какой-либо области деятельности» [7; с.20]. А.В. Хуторской также рассматривает эти понятия как нетождественные, определяя компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним», а компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [9; с.1].
Как показало изучение данного вопроса, трактовка понятия «компетентность» подразумевает, во-первых, личностно и социально интегрированный результат образования, во-вторых, наличие общих понятий, составляющих ее содержание (знание, умение, навык, опыт, качества личности); в-третьих, обусловленность содержания и структуры компетентности характером выполняемой деятельности (В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, А.В.
Хуторской).
В отличие от понятия «компетентность», компетенция – это, во-первых, знания («информация, присвоенная человеком»), во-вторых, умения («подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта»), в-третьих, навыки («действия, выполняемые автоматически»), а также элементы функциональной грамотности («присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным ситуации»). Как видно, компетенция, предполагая умения создавать новый продукт в нестандартных условиях, не включает в свое содержание мировоззренческий и ценностный аспекты, что отличает ее от компетентности.
Таким образом, под понятием компетенция подразумевается объединение знаний, умений и навыков обучаемого в некий комплекс, единство, которые характеризуют способность человека действовать творчески, решать проблемы в новых ситуациях. В свою очередь, понятие «компетентность» позволяет говорить о сложном интегративном личностном свойстве, включающем, помимо знаний, умений и навыков, мировоззренческий, ценностный результат обучения, который будет свидетельствовать о способности и готовности личности находить новые решения возникающей проблемы, основываясь на имеющейся компетенции и собственном жизненном, социальном и духовном опыте.
Нет единого подхода и к определению понятия поликультурная компетентность. Так же как и поликультурное образование, это понятие имеет синонимы-аналоги в научной литературе. Среди них: межкультурная компетентность (Быстрай Е.Б.); культура межнационального общения (Коновалова Р.А.); межкультурная коммуникативная компетенция (Плужник И.Л.); лингвосоциокультурная компетенция (Шиханян Н.Б.); транскультурные коммуникативные умения (Коновалова Р.А.) и др.
Многообразие мнений и подходов к определению данного понятия распространяется и на его наполнение. Так, в описании элементов, составляющих конструкт поликультурной компетентности, ученые придерживаются различных точек зрения.
Большинство зарубежных исследователей экстраполируют проблему сущности поликультурной компетентности в плоскость общения представителей различных культур, занимающихся экономикой, бизнесом, торговлей, а также различного рода промышленной деятельностью.
Так, например, Б. Рубен, американский ученый, употребляет в своих трудах термин «межкультурная коммуникативная компетентность», делая тем самым акцент на значимости коммуникативных способностей лиц, вступающих в межкультурное взаимодействие [1; с.15].
Другой западный ученый, П. Педерсен, склоняется к большей значимости психологического аспекта, выделяя способности участников общения воспринимать друг друга
[1; с.17].
Рассматривая проблему определения структуры поликультурной компетентности отечественными учеными, необходимо отметить, что разные исследователи в качестве составляющих ее элементов называют знания, умения, навыки, способности, мотивы, ценности, убеждения, опыт, личностные качества и т.д. Причем, одни делают акцент на компетентности как интегральном, личностном качестве человека, другие - на описании составляющих его деятельности, которые позволяют ему успешно справляться с решением проблем.
Так, Г.Б. Минибаева представляет поликультурную компетентность как некую совокупность компетенций, которая является, в свою очередь, частью системы основных компетенций, формирующихся у студентов в процессе образования [5; с.63].
Поддерживая и продолжая идеи Г.Б. Минибаевой, И.В. Песков подчеркивает, что поликультурная компетентность – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений, навыков, способностей, опыта, личных качеств, составляющих единое целое. Данная система, по мнению ученого, должна рассматриваться как открытая к изменениям и развитию, а также к иным компетентностным системам.
Перечисленные направления взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга.
Знания об особенностях поликультурной среды определяют виды и формы деятельности. Высокая эмоциональная культура и положительная мотивация при вступлении в диалог культур позволяют преодолевать возможные негативные последствия взаимодействия. Способности к самоизменению и саморазвитию являются необходимым условием личностной мобильности и возможности найти пути конструктивного взаимодействия [6; с.3].
Проведенный анализ отечественных и зарубежных научно-педагогических источников позволяет сделать вывод о том, что поликультурная компетентность личности рассматривается исследователями, как минимум, в трех контекстах:
– как цель и результат поликультурного образования;
– как компонент профессиональной компетентности специалистов; – как составляющая базовых/ключевых европейских компетенций.
Таким образом, поликультурная компетентность относится к области общесоциальных компетентностей, имеющих надпрофессиональный характер и характеризующих личность образованного человека современного общества. Она во многом обеспечивает активную жизненную позицию человека, способность ориентироваться и адекватно воспринимать различные сферы социальной действительности, выводит личность на более высокий социальный уровень и гармонизирует ее отношения с окружающим миром.
Однако, для специалистов образования данное качество имеет и профессиональное значение. Как справедливо отмечает Г.Д. Дмитриев, именно будущим учителям особенно важно «уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе» [2, с.116]. Поэтому содержание поликультурной компетентности специалистов образования должно быть шире, чем у иных граждан: специалисты данной сферы должны не только уметь жить в поликультурной среде, взаимодействовать с ее представителями, но и быть активными «проводниками» идей культурного плюрализма, осуществлять поликультурное воспитание учащихся.
Профессиональное содержание поликультурной компетентности специалистов образования связано с такими аспектами, как:
– осознание поликультурных особенностей профессионального окружения, в том числе, ученического коллектива, связанных с национально-религиозной, возрастной, гендерной и иной принадлежностью, уважительное отношение к ним;
– умение действовать сообразно культурным особенностям субъектов педагогической деятельности, сохраняя при этом собственную культурную идентичность;
– способность организовать конструктивное межкультурное взаимодействие в коллективе и использовать межкультурные различия для обогащения личного культурного опыта субъектов взаимодействия;
– знание и учет психологических особенностей восприятия и поведения личности, обусловленных ее культурной принадлежностью;
– способность обеспечивать поликультурную направленность учебно-воспитательного процесса, прогнозировать, предупреждать и разрешать межкультурные конфликты в коллективе.
Исходя из всего сказанного, можно определить поликультурную компетентность специалистов образования как интегративное личностно-профессиональное качество, обусловливающее его способность эффективно участвовать в социальных процессах поликультурного общества, осуществлять межкультурное взаимодействие, учитывать поликультурный состав субъектов профессиональной деятельности и использовать его характеристики и особенности для решения педагогических задач, а также осуществлять поликультурное воспитание учащихся [8].
Модель поликультурной компетентности в контексте задачи достижения успеха в современном межкультурном образовательном пространстве предполагает наличие у специалистов образования целого ряда специальных знаний, умений, ценностей (отношений), личностных качеств и способов поведения (табл.1)
Описание поликультурной компетентности специалистов образования
Знания
|
Знание культурных предпосылок восприятия, интерпретаций и поведения представителей разных культурных традиций. Осознание культурных предпосылок собственного восприятия и поведения. Знание факторов эффективности взаимодействия при реализации учебно-исследовательской, проектной и образовательной деятельностей в поликультурных условиях. Знания в области особенностей мировосприятия и доминирующих интересов, характерных для представителей определенного пола и возраста, а также представителей разных этносов и субкультур. Знание международных стандартов академического письма. Знание норм и правил подготовки заявок в международные фонды. Знание специфики образовательных систем разных стран. Знание возможностей использования информационных технологий в профессиональной коммуникации на международном уровне. |
Умения и навыки
|
Умение строить межличностные отношения в поликультурном профессиональном педагогическом коллективе, с учетом культурных особенностей участников взаимодействия. Навыки конструктивного разрешения конфликтов между представителями образовательных сообществ разных культур. Умение организовать учебное взаимодействие в поликультурной группе учащихся. Умение организовать научно-исследовательскую и проектную деятельности в поликультурном коллективе, а также успешно управлять ею. Умение рассматривать изучаемую проблему с точек зрения научных школ разных культур. Умение вести профессиональный диалог с представителями иных культур. Умение презентировать результаты своей деятельности на международном уровне, в том числе посредством научных текстов, представляющих результаты совместной деятельности. Владение иностранными языками на уровне, позволяющем участвовать в международных дискуссиях по профессиональной проблематике. |
Отношение
|
Готовность к коммуникации с представителями иных культур в процессе совместной деятельности (отсутствие страха коммуникации на иностранном языке с ошибками). Стремление к достижению эффективного сотрудничества с коллегами, представляющими иные культуры. Желание предупредить и преодолеть возникающие межкультурные противоречия в рамках исследовательской, проектной и образовательной деятельностей. Отсутствие негативных стереотипов в восприятии точек зрения на предмет и результат исследовательской, проектной и образовательной деятельностей представителей иных культур. Ценностное отношение к поликультурности профессионального окружения, восприятие поликультурности как фактора взаимообогащения профессионального и личностного культурного опыта. Интерес к особенностям мировосприятия представителей иных культур, направленность на их анализ. Положительное отношение к аут-группам. Низкая потребность в безопасности (способность идти на риск). |
|
Мобильность и готовность к постоянному повышению квалификации в сфере профессиональной деятельности и т.д. |
Личностные качества
|
Концептуальное мышление, определяющее низкую социальную дистанцию от людей, воспринимающихся как „другие”. Высокий уровень толерантности к неопределенности. Эмпатия и терпимость. Широкая категоризация, определяющая лучшую адаптацию к новой среде. Высокая самооценка, позволяющая не видеть угрозу в людях, воспринимающихся как „другие”. Социальная направленность (способность устанавливать новые межкультурные взаимоотношения). Чувство юмора Межкультурная чувствительность. |
Поведение
|
Участие в обмене профессиональным опытом с представителями иных культур, имеющих разный опыт работы, придерживающимися разных научных концепций, реализующими разные научные, исследовательские и образовательные методы и технологии. Организация конструктивного взаимодействия и сотрудничества в рамках исследовательской, проектной и образовательной деятельностей с учетом национальной, возрастной, гендерной, статусной, профессиональной принадлежности участников взаимодействия. Реализация профессиональной коммуникации в процессе разработки международных проектов, проведения исследований с использованием информационных технологий. |
Однако представленный перечень поликультурных компетенций является незаконченным, так как в зависимости от педагогических ситуаций, целей, содержания поликультурного образования он может расширяться.
В данной статье представлена попытка описания поликультурной компетентности специалистов образования, необходимость конструирования которой продиктована изменяющимися требованиями к профессионализму современного специалиста образования. Полноценное освоение педагогами всей совокупности общесоциальных и профессиональноориентированных поликультурных знаний и умений, ценностей и мотивов поведения, стратегий поведения и деятельности будет свидетельствовать о сформированности у них поликультурной компетентности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Геворкян, М.М. Культура межнационального общения в поликультурной среде / М.М. Геворкян. – Воронеж, 2008. – 115с.
2. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование [Текст] / Г. Д. Дмитриев. – М., 1999
3. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования / Отв. ред. Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования. – 2008. – 195с. 4. Костикова, Л. П. Современное образование с позиций диалогового подхода / Л.П. Костикова // Образование и наука. Известия уральского отделения российской академии образования. – 2008, №4(52). – С.3-13
5. Минибаева, Г.Б. Формирование поликультурной компетенции у студентов вузов в процессе изучения иностранного языка и литературы / Г.Б. Минибаева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. – 2010. – №5. – С.62-65.
6. Песков, И.В. Теоретические основы разработки системы поликультурных компетенций / И.В. Песков // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). –
Ноябрь,2008. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2008/1287.htm
7. Сурыгин, А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов / А.И. Сурыгин. – СПб: Златоуст, 2001. – 128 с.
8. Хупсарокова, А. М. Содержание поликультурной компетентности педагога [Электронный ресурс] / А. М. Хупсарокова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html, свободный. (0,5 п.л.)
9. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторский // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
10. Якадина, Т.А. Поликультурное образование и воспитание учителя-словесника средствами мировой художественной литературы: Учебное пособие / Т.А. Якадина. – Самара, 2004. – 205 с.
Head of the postgraduate department
State Institution of Education
«Academy of Postdiploma Education», Minsk, Belarus
CONTENTS AND THEORETICAL ASPECTS TO THE CONCEPT "POLYCULTURAL
COMPETENCE"
Summary
In this article the essence of such concepts as polylevel of culture, polycultural education, polycultural competence will be disclosed, and also different scientific approaches are considered of understanding the designated problems. The maintenance of the concept "polycultural competence of specialists of education" is provided, need of training of teachers for work with participants of educational process is revealed.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.