Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала.
Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Учителям физической культуры предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют выполнять большинство физически трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.
Соревновательноигровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет
через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед;
обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в
возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что
позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением
объема усваиваемого материала.
Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения
отношения к нему. Учителям физической культуры предоставляется широкая возможность
более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют выполнять
большинство физически трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым
преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и
однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных
занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом
воспитании – соревновательноигровой. Он многогранен и является проверенным
средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на
занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения
эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность
введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в
неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательноигрового метода в
учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких
показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с
общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать
более интересными.
Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю
двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без
принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его
характерная особенность – обязательное присутствие соревновательноигровой
деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления
максимальных психологических и физических усилий, стремления учащихся добиться
победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку
приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические
качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот
метод помогает ребенку полностью раскрыться.
Соревновательно – игровой метод можно применять в каждой части урока.
В подготовительной части урока дети соревнуются на выполнение большего
количества общеукрепляющих упражнений за определенный промежуток времени.
Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают
сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения.
Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество
повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее
выполнение». Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро
найдет ошибку, общую или индивидуальную.
В основной части урока идет решение главной задачи – обучение какомулибо
двигательному действию или его совершенствованию. Овладев необходимыми умениями и
навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике.
Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра,
то с изучением правил и исправлением ошибок.
В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, дети могут
соревноваться в теоретических знаниях.
Гимнастика
1Играть и соревноваться в гимнастике можно так же успешно, как и в других видах
физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе
соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения
как отдельных учащихся, так и команд.
Строевые упражнения и команды. Класс делится на отдельные команды, которые
соревнуются на лучшее выполнение упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг
друга. Соревнование проводится в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием
участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, или без выбывания, но с
получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или
соревнования.
Общеразвивающие упражнения. При выполнении общеразвивающих упражнений
команды соревнуются в количестве упражнений за определенный промежуток времени на
месте и в движении. Общеразвивающие упражнения включаются в эстафеты.
Комплексы акробатических упражнений. При выполнении комплексов соревнование
проводится как по качеству выполнения, так и по синхронности. К судейству
привлекаются сами учащиеся. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются
не только в исполнении самих упражнений, но также оценивается подход к снаряду и
отход от него.
Легкая атлетика
Легкая атлетика как средство физического воспитания способствует всестороннему
физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения,
наряду с гимнастическими, являются ведущими в физическом воспитании. Однако
легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, они состоят из
монотонных движений, в результате чего притупляется интерес учащихся к занятиям.
Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательноигровой метод, цель
которого – повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных
упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных
игровых заданий позволяет скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать
увлекательной и интересной. На уроке с учащимся проводятся разнообразные эстафеты.
При тестировании ученики соревнуются в том, кто покажет лучший результат. После
тестирования обязательно результаты обрабатываются и выявляются победители по
каждому тесту отдельно.
Спортивные игры
На первый взгляд может показаться, что роль соревновательноигрового метода в
освоении спортивных игр незначительна и его использование малоэффективно, так как
спортивные игры очень эмоциональны и содействуют физическому развитию учащихся
сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в
совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств.
Для этого включаются элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные
упражнения, подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание
в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняются. Меняются игры: «Не
давай мяч водящему», «Борьба за мяч» и т.д. Также к каждому уроку по обучению техники
той или иной спортивной игры подбираются соревновательноигровые задания,
способствующие развитию определенных умений и навыков.
Применение соревновательноигрового метода в учебном процессе по физическому
воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и
подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными и эмоциональными . Он
помогает оживить уроки, а самое главное – решить основную проблему двигательной
активности учащихся любого возраста и пола.
2