Статья: Соревновательные технологии на уроках физкультуры

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала. Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Учителям физической культуры предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют выполнять большинство физически трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.
Иконка файла материала конспект.docx
Соревновательно­игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает   постепенное   развитие   волевых   качеств,   личной   ответственности,   веру   в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет   ученику   последовательно   продвигаться   в   учении,   работать   с   увеличением объема усваиваемого материала. Обновление   физического   воспитания   немыслимо   без   коренного   изменения отношения к нему. Учителям физической культуры предоставляется широкая возможность более   разнообразно   использовать   средства   и   методы,   которые   позволяют   выполнять большинство физически трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается   монотонность   занятий,   присутствие   которой   делает   скучным   и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях   в  спортивных   секциях   я  применяю   самый   эффективный   метод   в  физическом воспитании   –   соревновательно­игровой.   Он   многогранен   и   является   проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях   по   физической   подготовке   (тренировочных   занятиях)   за   счет   подключения эмоций   учащихся.   Важным   достоинством   данного   метода   является   также   возможность введения   его   во   все   виды   учебной   программы   и   применение   с   одинаковым   успехом   в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно­игрового метода в учебном  процессе  по  физическому   воспитанию   позволяет   мне   добиться  более  высоких показателей   в   физическом   развитии   и   подготовке   учащихся   по   сравнению   с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными. Форма   контроля   этого   метода   –   новый   подход   к   успеваемости   (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения,   что   я   считаю   немаловажным   в   физическом   воспитании   учащихся.   Его характерная   особенность   –   обязательное   присутствие   соревновательно­игровой деятельности   двух   противоборствующих   сторон,   что   требует   от   детей   проявления максимальных   психологических   и   физических   усилий,   стремления   учащихся   добиться победы   при   соблюдении   оговоренных   правил   игры   или   соревнования.   Порой   ребенку приходится   победить   самого   себя,   т.е.   проявить   те   лучшие   физические   и   психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться. Соревновательно – игровой метод можно применять в каждой части урока. В   подготовительной   части   урока   дети   соревнуются   на   выполнение   большего количества   общеукрепляющих   упражнений   за   определенный   промежуток   времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами.   При   выполнении   любых   комплексов   ребята   соревнуются  в   качестве   выполнения. Здесь   показ   учителем   обязателен.   Затем   выполняют   незначительное   количество повторений,   идет   исправление   ошибок,   после   чего   следуют   соревнование   «на   лучшее выполнение». Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку, общую или индивидуальную. В   основной   части   урока   идет   решение   главной   задачи   –   обучение   какому­либо двигательному действию или его совершенствованию. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок. В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, дети могут соревноваться в теоретических знаниях. Гимнастика 1Играть   и   соревноваться   в   гимнастике   можно   так   же   успешно,   как   и   в   других   видах физической   подготовки.   Суть   метода   –   прежде   всего   сопоставление   сил   в   процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения как отдельных учащихся, так и команд. Строевые упражнения и команды. Класс делится на отдельные команды, которые соревнуются на лучшее выполнение упражнений, а учащиеся при этом оценивают  друг друга. Соревнование проводится в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников,   нарушивших   строй   или   допустивших   ошибки,   или   без   выбывания,   но   с получением   штрафных   очков,   которые   в   итоге   определят   победителя   игры   или соревнования. Общеразвивающие   упражнения.   При   выполнении   общеразвивающих   упражнений команды соревнуются в количестве упражнений за определенный промежуток времени на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения включаются в эстафеты. Комплексы акробатических упражнений. При выполнении комплексов соревнование проводится   как   по   качеству   выполнения,   так   и   по   синхронности.   К   судейству привлекаются сами учащиеся. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются не только в исполнении самих упражнений, но также оценивается подход к снаряду и отход от него. Легкая атлетика Легкая атлетика как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду   с   гимнастическими,   являются   ведущими   в   физическом   воспитании.   Однако легкоатлетическим   упражнениям   присуща   циклическая   деятельность,   они   состоят   из монотонных   движений,   в   результате   чего   притупляется   интерес   учащихся   к   занятиям. Нарушить   эту   монотонность   можно,   используя   соревновательно­игровой   метод,   цель которого   –   повысить   заинтересованность   учащихся   в   выполнении   однообразных упражнений.   Разнообразное   применение   соревновательных   упражнений   и   различных игровых   заданий   позволяет   скучную   монотонную   работу   в   легкой   атлетике   сделать увлекательной и интересной. На уроке с учащимся проводятся разнообразные эстафеты. При   тестировании   ученики   соревнуются   в   том,   кто   покажет   лучший   результат.   После тестирования   обязательно   результаты   обрабатываются   и   выявляются   победители   по каждому тесту отдельно. Спортивные игры На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно­игрового метода в освоении спортивных игр незначительна и его использование малоэффективно, так как спортивные   игры   очень   эмоциональны   и   содействуют   физическому   развитию   учащихся сами   по   себе.   Но   это   не   так,   потому   что   для   овладения   умениями   и   навыками   игр   в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для   этого   включаются   элементы   изучаемой   спортивной   игры   в   соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняются. Меняются игры: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч» и т.д. Также к каждому уроку по обучению техники той   или   иной   спортивной   игры   подбираются   соревновательно­игровые   задания, способствующие развитию определенных умений и навыков. Применение соревновательно­игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию   позволяет   добиться   более   высоких   показателей   в   физическом   развитии   и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными и эмоциональными   . Он помогает   оживить   уроки,   а   самое   главное   –   решить   основную   проблему   двигательной активности учащихся любого возраста и пола. 2