Социальная адаптация детей и подростков в условиях коррекционно – развивающего обучения.
В 2014 году я начала свою педагогическую деятельность в коррекционной школе и столкнулась с рядом вопросов, ответить на которые для меня стало возможным, обратившись к специальной литературе. По этой причине я определили для себя тему по самообразованию « Проблемы социальной адаптации детей и подростков в условиях коррекционно – развивающего обучения». В течение первого года работы я изучала теоретические аспекты данной проблемы и освещаю наиболее важные из них в данном докладе.
Сущность процесса социализации. Факторы социализации.
Превращение человеческого индивида в личность происходит в процессе социализации. Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни знания, умения и навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями как «воспитание, обучение, развитие личности». Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы факторами: целенаправленное обучение, воспитание и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных социально желательных стереотипов поведения, качеств личности. Случайные социальные воздействия также имеют место в социальной ситуации.
Ребенок социализируется не пассивно, принимая различные воздействия, а переходя постепенно от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен только в том случае, когда у него сформированы и существуют потребности. Если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществят свою воспитательную деятельность, то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.
Активность ребенка будет либо полностью подавлена и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться делать скрытно и т.п.)
В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции»(НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). Если ребенок не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский Л.С. показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. ВПФ – речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.
Развитие психики осуществляется посредством двух процессов:
социализации; - саморазвития, саморазвертывания личности. Личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы которых могут противоречить друг другу (принятые нормы, правила). У человека может быть несколько референтных групп, и если ценности, принятые в этих группах сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. Когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, но могут, тем не менее, быть отдельные противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения – это может стать причиной того, что человек задумывается, «переживает», рефлексирует по поводу какой-то своей личной проблемы. Такое переживание способно привести к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.
Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни: стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует.
Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией, которая является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, проходящей в 3-х основных сферах:
Деятельности – расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Общения – расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.
Сознания – формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки
Социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков в условиях коррекционно – развивающего обучения.
Специальные образовательные школы являются одним из звеньев общей системы образования. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей.
В коррекционных школах руководствуются девятью дидактическими принципами: воспитывающая и развивающая направленность обучения; научность и доступность обучения; систематичность и последовательность обучения; связь обучения с жизнью; принцип коррекции в обучении; принцип наглядности; принцип сознательности и активности; индивидуальный и дифференцированный подход; принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков.
Адаптация ребенка, его здоровье и развитие зависит не только от правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта, индивидуального подхода к ребёнку с учётом его психологических, личностных особенностей. Психологический дискомфорт возникает в результате неудовлетворённости жизненно важных потребностей ребёнка - в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Педагог чаще всего первый, кто сталкивается с дезадаптированным ребёнком. И от того, какую педагогическую позицию он займёт, во многом зависит процесс адаптации ребёнка к обучению, к жизни в школе . Необходимы и умения для успешной адаптации:
- умение осознать требования педагогов и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса
- умение общения и достойного поведения с одноклассниками.
Многие умения не присущи умственно-отсталому ребёнку. Личностные и деловые отношения между детьми и педагогами складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива. Умственно-отсталым трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы т.к. бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации, формируются отрицательные черты характера. Во вспомогательной школе в связи с известными особенностями развития личности умственно-отсталого школьника, в частности, такими как снижение инициативы, самостоятельности, нарушение иерархии потребностей и интересов, осознания общественно значимых мотивов деятельности, объективно возрастает необходимость усиления педагогического руководства поведением и деятельностью учащихся. Адаптировать ребёнка к условиям жизни в школе педагогу поможет индивидуальный подход к каждому из них. Оказание доверия ученику, положительная оценка извне, поощрение - сильный воспитательный приём во вспомогательной школе. Эти мероприятия следует проводить так, чтобы у школьников воспитывалось умение оценивать ситуацию, определять нужного собеседника, вступать с ним в беседу, правильно формулировать вопросы и ответы, находить выход из затруднительных положений.
Итак, умственная отсталость нарушает адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга и в значительной степени изменяет социальное поведение человека.
«Психологические аномалии, - утверждает В.В. Королёв - являются не прямой причиной социально-психологической деформации личности, а лишь почвой, которая благоприятствует её возникновению. Они оказывают лишь опосредованное влияние, нарушая контакты ребёнка со своими сверстниками и воспитателями, затрудняя нормальную трудовую и учебную деятельность, что в конечном итоге вызывает противопоставление индивидуума окружающим, содействует становлению у него антиобщественных взглядов и установок». Неумение разобраться в ситуациях, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной агрессии, тревожности, нарушения поведения умственно-отсталых детей. Известно, что умственно-отсталые дети характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимость сопротивления ему. Поэтому необходимо адаптировать ребёнка к благоприятной среде в школе, к нормам поведения и т.п. Необходимо помнить, что неадаптированные к особенностям умственно-отсталого ребёнка средовые влияния вызывают постоянные неудачи и связанные с ним отрицательные переживания.
В работе с умственно-отсталыми школьниками следует учитывать, что у части из них наблюдается психопатопадобное поведение, проявляющееся в выраженной аффективности, расторможенности влечений, что вызвано не только действием средовых факторов, но и биологическими причинами.
Современные данные и результаты исследования показывают, что в условиях сиротства формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни. Изучение личностного потенциала детей, воспитанных вне семьи с задержкой психического развития позволило составить усреднённый психологический портрет ребёнка-сироты, в котором вырисовывается определённая специфика интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер: замедление, снижение уровня интеллектуального развития, негативные эмоционально-личностные проявления, несформированность полового самосознания. Ценностные ориентации сироты с умственными отклонениями существенно отличаются от таких ориентаций ребёнка из семьи. Наиболее важными для себя он считает материальные ценности. Понимание ряда наиболее распространённых нравственных категорий характеризуется низкой глубиной и осмысленностью. Особенно это касается таких ценностей как совесть, порядочность, долг, ответственность. Личностные особенности умственно-отсталых детей, детей-сирот не могут не отразиться на их адаптационном механизме. Низкая работоспособность и развивающееся утомление в процессе учебной деятельности, снижающее качество последней, указывают на напряжённость либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов, что и влечёт истощение внутренних резервов, а в конечном итоге школьную дезадаптацию, соматическую ослабленность и хронические болезни. Предполагается что дети, выросшие в ситуации семейного неблагополучия, в которых биологические и социальные потребности полностью не удовлетворяются, отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию и низкими функциональными возможностями организма, определяющими его уровни толерантности, резитентности и адаптации в целом.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что анализ природы дезадаптации умственно-отсталых детей, позволяет заключить, что она носит патогенный и социальный характер, связанный в первом случае с нарушениями в функционировании организма, во втором- с деформацией механизма внутренней поведенческой регуляции и состоящей в нарушениях норм социального поведения. Для прогнозирования и выявления возможных трудностей приспособления к учебной и трудовой деятельности умственно-отсталых детей важен психологический мониторинг состояния их здоровья, позволяющий своевременно осуществлять комплекс превентивных и восстановительных мероприятий.
Литература:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. — М., 2000.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. — М., 1994.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М., 1995
4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; под ред. Б.П. Пузанова. -- 3-е изд., доп. -М., 2001.
5. Рычкова Н.А. Дезатаптивное поведение детей. — М., 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.