Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата.Сoциaльное пaртнёрствo - это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства.
Статья Социальное партнёрство в образовании.docx
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №68»
Статья.
Тема «Социальное партнёрство в образовании».
Подготовила:
Учитель иностранного языка
БОУг.Омска «СОШ№68»
Талалаева Юлия Рихартовна Содержание:
1.Основные характеристики и принципы социального партнерства.
2.Социальное партнерство как средство повышения качества образования.
3.Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.
Сoциaльное пaртнёрствo это трудовые отношения, характеризующиеся
общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда,
работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства
учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к
интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций (1).
Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие
двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе
подписанного на определенное время соглашения в целях решения
конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чемлибо не
удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать
путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.)
и организационных усилий до достижения желаемого результата.
Социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственно
экономической деятельности от организации (а также филиала,
представительства, иного обособленного структурного подразделения) до
государственного уровня. Расширение договорных начал в сфере
регулирования трудовых отношений, повышение роли местных и локальных
актов являются результатом реализации новой политики государства в этой
области. Осуществляется переход от директивного регулирования к
договорному, к поиску взаимовыгодных условий совместной работы, к
социальному партнерству.
Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в
сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об
образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об
общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от
31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации
социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные
законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а
также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в
развитие указанных федеральных законов.
Результат социального партнёрства создание благоприятных условий для
самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех
сторон, участвующих в процессе воспитания. Таким образом, целью является
воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий
для социализации подростков.
Социальное партнерство в школах осуществляется в целях:
обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и
стратегии развития школы;
организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов
(пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного
стандарта и др.);
обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских
и школьных комплексных программ;
взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;
повышения квалификации педагогов школы;
формирования эффективных решений, направленных на повышение
экономической самостоятельности образовательного учреждения,
привлечения инвестиций, спонсорских средств;
организации медицинского, психологического, информационно
аналитического, инженернотехнического и программнометодического
обеспечения образовательного процесса.
Задачи социального партнёрства:
1. привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы 2. помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной
деятельности любого образовательного учреждения, его общественной
самоорганизации и самоуправления
3. помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного
сообщества, так и его партнеров
4. способно эффективно координировать совместную деятельность с
пониманием степени ответственности каждого партнера
5. позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества
Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно
сформулировать следующим образом.
Вопервых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Вовторых,
партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая
официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к
ответственности
Втретьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь
четкие временные рамки,
Вчетвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях
решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее
решать путем объединения ресурсов
Впятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если
достигнут намеченный обеими сторонами результат.
Основные принципы социального партнёрства:
1. Уважение и учет интересов участников соглашения.
2.заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных
отношениях.
3. соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных
актов.
4. наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их
представителей.
5. равноправие и доверие сторон.
6. невмешательство во внутренние дела друг друга. 7. добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе
взаимного согласования.
8. регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам,
входящим в сферу социального партнерства.
9. обязательность исполнения достигнутых договоренностей.
10. систематичность контроля за выполнением принятых в рамках
социального партнерства соглашений, договоров и решений.
11. ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых
обязательств, соглашения, договоров.
Социальное партнерство выстраивается школой на принципах:
координации деятельности всех субъектов образовательного процесса;
кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения
актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов
населения;
взаимодействия с общественными организациями;
экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда,
перспектив его развития;
учета исторически сложившихся культурных связей и традиций
населения.
Условия, необходимые для реализации успешного социального
партнёрства:
1. развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских
отношений
2. эффективная система контроля, в том числе в области финансирования
3. широкое информационное обеспечение деятельности
4. .функционирование механизма саморазвития партнерских организаций
5. сформированная стратегия организаций, предполагающая именно
партнерские взаимоотношения
К субъектам социального партнерства относят: образовательные учреждения различного типа;
органы управления образованием;
общественные, коммерческие, государственные организации;
обучающихся;
родителей (2).
Родители один из самых важных социальных партнеров школы. Партнерские
отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в
образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка. Отношения
позволяют повысить психологопедагогическую грамотность родителей и
влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с
содержанием образования школьников, включить в содержание образования
совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт
взрослых в образование учащихся. Современная родительская
общественность готова сотрудничать и взаимодействовать со школой, т.к.
озабочена средой проживания детей, каждого конкретного ребенка.
Образовательные учреждения, включенные в систему социального
партнерства, своевременно реагируют на изменение требований общества,
обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации учащихся.
Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом
организации учебного процесса в образовательном учреждении.
Проводит работу по выявлению:
учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально
опасном положении;
несовершеннолетних, не посещающих или систематически
пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном
учреждении;
учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям
противоправной направленности;
принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных
групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на
учащихся со стороны членов группы; участвует в организации и проведении профилактических рейдов,
операций и других профилактических мероприятий, направленных на
выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в
социально опасном положении;
принимает участие в заседаниях совета профилактики,
попечительского совета, педагогического совета, иных органов
самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его
компетенции;
проводит совместно с администрацией образовательного учреждения
мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетноролевые игры и
др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств,
патриотических чувств, здорового образа жизни;
участвует в разработке и внедрении в практику работы
образовательного учреждения программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения учащихся;
вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной
профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их
родителями.
В своей работе педагогическому коллективу следует учитывать особенности
социальной среды и выступать как культурнопросветительный и
образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в
целом.
Составляющие компоненты стратегии социального партнёрства:
1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное
отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение
выстраивать социальные отношения.
2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках
совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый
должен делать то, что он делает лучше других.
3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения
синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне
партнерства.
4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства.
Формирование системы социального партнерства в современных социально
экономических условиях достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния
экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов
власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений).
Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными
партнерами определяется степенью реализации своих интересов,
заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных
специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной
социальной функции.
Социальное партнерство в профессиональном образовании это особый тип
взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами
рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными
организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов
всех участников этого процесса. Достижение высокого качества образования
предполагает органичное сочетание образовательных традиций и
инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной
практике, творчески осмысленное относительно отечественной
педагогической реальности и стратегических целей социокультурного
развития общества.
Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой
характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.
На основе охвата субъектов (по масштабности):
Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного
учреждения.
Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами
общественногосударственного управления.
Как партнерство с другими социальными институтами – от органов
исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до
представителей малого и среднего бизнеса.
На основе развития отношений:
Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с
целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой
специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект
конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум
рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации. Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при
решении определенных проблем образования совместными усилиями.
Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная
совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и
взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.
Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну
структуру, в которую входят содержание и стиль взаимодействия
партнеров.
Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие.
Полнота содержания социальнопедагогического партнерства определяется
целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и
стратегией его развития.
Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры.
Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и
опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны
партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.
На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы
и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности.
Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности
для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.
Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии
интересов другой стороны.
Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов
взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными
отношениями.
Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности.
На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и
повышается взаимная ответственность за результаты совместной
деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка,
характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного
психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в
процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с
учетом согласования позиций обеих сторон. Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество.
Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно
переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как
повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование
субъектов, находящихся во взаимодействии.
Подходы к развитию социального партнёрства в сфере образования:
1.Партнёрство как система определённых взаимоотношений между семьёй и
образовательным учреждением –партнёрство школы с семьёй.
2. Партнёрство как уровень отношений между образовательным учреждением
и внешними социальными структурами.
3. Партнёрство в тред юнионистском смысле как определённые нормативно
правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами
и работниками.
Формы социального партнёрства в сфере образования:
1. Попечительский совет.
2. Совет партнёров образовательного учреждения.
3. Ресурсный центр социального партнёрства на базе
общеобразовательного учреждения.
4. Территориальный межведомственный координационный совет.
5. Рефлексивный семинар и др.
Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования
партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или
личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном
сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных
социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере
образования. Литература:
1. Лексикон социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М.
Кибардина, Т.А. Поярова. Вологда: Русь, 2005. 540 с.
2. Шнейдер О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы //
Педагогическое обозрение. 2008. № 4 (79). С.
3. Сафонова О.Д. Антикризисные меры российского законодательства в
сфере социальнотрудового партнерства // Вестник Санкт
Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология.
Политология. Право. Международные отношения. 2010. N 3. С. 69
76.
4. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества
в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. Практическое пособие / Под ред. А.Е. Шадрина,
заместителя директора Департамента стратегического управления
(программ) и бюджетирования Минэкономразвития России М.:
Агентство социальной информации, 2008. 488 с.
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Статья "Социальное партнёрство в образовании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.