Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
Детсад
05.11.2019
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении.docx
ПРИЛОЖЕНИЕ №
СТАТЬЯ
Тема: «Современные формы работы с родителями
в дошкольном учреждении»
Составила:
воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154»
Музычак Ольга Ивановна
город Магнитогорск 2016 год
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и
демократизации в нем обусловили необходимость активизации
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение
психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку,
безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи
для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка это ещё и источник общественного опыта. Здесь он
находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное
рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то
должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья,
общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться
новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе
ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители,
а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять
их воспитательную деятельность.
Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников
При организации совместной работы дошкольного образовательного
учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать
основные принципы:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю
обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и
развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей
единые подходы к развитию личности в семье и детском
коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и
воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально
помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и
обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение обязанностей и ответственности между
родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между
разными поколениями в семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных
традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и
уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной
микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и
психологопедагогической компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям
воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и
формирование умений и навыков практической работы с детьми; использование с родителями различных форм
исходя из
сотрудничества и совместного творчества,
индивидуальнодифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного
взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте
родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных
особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и
характера семейных отношений и др.;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить,
придерживаясь
следующих этапов.
1.Продумывание содержания и форм работы с родителями.
Проведение экспрессопроса с целью изучения их потребностей. Важно
не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его
ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо
учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с
ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового
общения своего сына или дочки. Полученные данные следует
использовать для дальнейшей работы.
2.Установление между воспитателями и родителями
доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое
сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой,
которую предполагается с ними проводить, сформировать у них
положительный образ ребенка.
3.Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и
правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые
оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть
информация о некоторых особенностях общения ребенка со
сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных
видах деятельности.
4.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые
играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи
воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах,
отрицательном в поведении ребенка.
5.Совместное с взрослыми исследование и формирование личности
ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы,
выбираются формы сотрудничества.
Все формы с родителями подразделяются на:
•
коллективные
(массовые,
индивидуальные и наглядно
информационные;
• традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или
большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия
педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены
для
дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядноинформационные играют роль опосредованного общения
между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с
семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура,
содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.
просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
таким формам можно отнести педагогическое
К
• внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников
данного ДОУ;
• работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить
подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того,
посещают их дети детский сад или нет.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются
на
нетрадиционные формы
установление неформальных контактов с родителями, привлечение их
направлены
общения.
Они
внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку
видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных
форм взаимодействия с родителями (табл. 1).
Таблица 1
Наименование
Цель использования
Информационно
аналитические
Выявление интересов,
потребностей, запросов
родителей, уровня их
педагогической грамотности.
Познавательные
Ознакомление родителей с
возрастными
и
психологическими
детей
особенностями
дошкольного
возраста.
Формирование у родителей
практических
навыков
воспитания детей.
Формы проведения
общения
Проведение
социологических срезов,
опросов
«Почтовый ящик»
Индивидуальные
блокноты
Семинарыпрактикумы
Тренинги
Проведение собраний,
в
консультаций
нетрадиционной форме
Минисобрания
Педагогический брифинг
Педагогическая гостиная
Устные педагогические
журналы
Игры с педагогическим
содержанием
Педагогическая
библиотека
родителей
для Наглядно
информационные:
информационно
ознакомительные;
информационно
просветительские
Ознакомление родителей с
работой
дошкольного
учреждения, особенностями
воспитания
детей.
Формирование у родителей
знаний о воспитании и
развитии детей.
Исследовательско
проектные,
ролевые,
имитационные и деловые
игры.
Информационные
проспекты для родителей
Альманахи
Журналы и газеты,
издаваемые ДОУ для
родителей
Дни (недели) открытых
Досуговые
Установление
эмоционального контакта
между
педагогами,
родителями, детьми.
дверей
Открытые
просмотры
занятий и других видов
деятельности детей
Выпуск стенгазет
Организация
библиотек.
Совместные
праздники
Выставки
мини
досуги,
работ
родителей и детей
Кружки и секции
Клубы отцов, бабушек,
семинары,
дедушек,
практикумы.
Рассмотрим описанные выше группы форм взаимодействия педагогов и
родителей подробнее.
Информационноаналитические формы организации взаимодействия с
родителями.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики,
который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи,
выяснения образовательных потребностей родителей, установления
контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий
на ребенка.
На основе анкетных данных можно разработать критерии
«включенности» родителей в образовательный процесс. Он может
отражать количественные показатели присутствия родителей на
групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и
консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;
участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение
помощь родителей в оснащении
«Дня открытых дверей»;
педагогического процесса. А также качественные показатели:
инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам
совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет
выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в
воспитательнообразовательном процессе, видят ценность любой работы
детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии
значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия
родителей как участников образовательного процесса привело к
изменению понимания типов семей:
активные участники
педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью
специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали
так же».
Все это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к
родителям во время проведения совместных мероприятий.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей
по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их
интересует в воспитании детей.
Познавательные формы взаимодействия с родителями.
Общее родительское собрание. Его цель координация действий
родительской общественности и педагогического коллектива по
вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития
воспитанников.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному
осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета
индивидуальных потребностей.
Родительская конференция одна из форм повышения педагогической
культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней
участвуют не только родители, но и общественность.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все
вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается
трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами
по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности
у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др.
Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных
авторов (Е. П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями
можно и нужно использовать данную форму. Она помогает лучше и
глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя
оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей
есть желание чтото изменить в сложившейся ситуации).
Групповые собрания родителей
При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома,
до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка,
открытки и т. д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали
участие дети.
Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание
должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
Подготовка конкурсов, выставок.
Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного
момента).
Подготовка плакатов по теме собрания и т. д.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные
проблемы воспитания.
Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа
чтобы
которая регулярно собирается для того,
родителей,
воспитателям группы в
содействовать администрации ДОУ,
совершенствовании условий для осуществления образовательного
процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития
личности; участвовать в организации и проведении совместных
мероприятий.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят
со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно
включить в занятие элементы беседы с родителями.
«Дни открытых дверей». «Дни открытых дверей» дают родителям
возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим
«включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в
соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма
рекламы.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает
установление между педагогами и родителями доверительных
отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании
ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им
помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Минисобрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт
воспитания. Далее она приглашает к себе дветри семьи, разделяющие
ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу
обсуждается интересующая всех тема.
Исследовательскопроектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные
знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе
обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое
решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме»,
«Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей
группе, ДОУ ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании
предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет
налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений
между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы,
необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое
посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т. д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т. д.)
К группе познавательных относятся и индивидуальные формы
взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с
родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с
родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с
детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути
совместного взаимодействия с ребенком.
Педагогические беседы с родителями.
Оказание родителям
своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это
одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа
может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в
сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание,
посещение семьи.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру
близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и
родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей,
педагог стремится дать квалифицированный совет.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для
наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в
спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать
транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые
помещения и пр.
Досуговые формы взаимодействия с родителями.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К
данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных
учреждений традиционных совместных праздников и досугов т. д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие
выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной
деятельности родителей и детей.
Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности
имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые
учатся не только принимать подарки, но и делать.
Наглядноинформационные формы взаимодействия с родителями.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без
красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем
размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня
группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и
справочные материалыпособия для родителей
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель демонстрируя родителям
важных разделов программы или успехов детей по освоению программы
(рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т. д.).
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую
информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т. д. Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного
(грамотного) по выполнению какихлибо действий
Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы
наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка
дается во временное пользование родителям. Когда родители
ознакомятся с содержанием папкипередвижки, с ними следует
побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы,
выслушать предложения и т. д.
Письменные формы взаимодействия с родителями.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде.
Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую
информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде.
Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы
постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях,
изменениях в программе и др.
Еженедельные записки.
Еженедельная записка,
адресованная
непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении,
поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую
информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком
короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом
достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить
семью за оказанную помощь.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать
между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что
происходит дома и в ДОУ.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который
информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться
своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм
общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы
она не заменяла личных контактов.
Эффективное взаимодействие с родителями детей дошкольного
возраста повышает родительскую ответственность за воспитание в семье,
Создание благоприятной
развивает педагогическую компетентность.
эмоциональной атмосферы в отношениях между родителями и педагогами
обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации
детей раннего возраста, а значит, и успех дошкольного учреждения в целом.
Взаимодействуя с родителями важно стремится к тому, чтобы детям в
группе было интересно и уютно. Благодаря этому, все дела проходят с
большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы
своего труда, умения, творчества. В итоге выпуская детей в школу, вы
останетесь для родителей добрыми коллегамидрузьями. Для обеспечения
благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ
полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие
тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.