Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Оценка 4.6

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
Детсад
05.11.2019
Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении.docx
ПРИЛОЖЕНИЕ №   СТАТЬЯ Тема: «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении» Составила:  воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154»                                                                      Музычак Ольга Ивановна                             город Магнитогорск 2016 год Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации   в   нем   обусловили   необходимость   активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья   –   уникальный   первичный   социум,   дающий   ребенку   ощущение психологической   защищенности,   «эмоционального   тыла»,   поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка ­ это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит   примеры   для   подражания,   здесь   происходит   его   социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны   решать   эту   проблему   «всем   миром»:   детский   сад,   семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Особенности   организации   взаимодействия   ДОУ   с   семьями воспитанников При   организации   совместной   работы   дошкольного   образовательного учреждения  с  семьями  в  рамках   новой   философии  необходимо  соблюдать основные принципы:  открытость   детского   сада   для   семьи   (каждому   родителю обеспечивается   возможность   знать   и   видеть,   как   живет   и развивается его ребенок);  сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;  создание   активной   развивающей   среды,   обеспечивающей единые   подходы   к   развитию   личности   в   семье   и   детском коллективе;  диагностика   общих   и   частных   проблем   в   развитии   и воспитании ребенка. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:  развитие интересов и потребностей ребенка;  распределение   обязанностей   и   ответственности   между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;  поддержка   открытости   во   взаимоотношениях   между разными поколениями в семье;  выработка   образа   жизни   семьи,   формирование   семейных традиций;  понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. Данная цель реализуется через следующие задачи:  воспитание уважения к детству и родительству;  взаимодействие   с   родителями   для   изучения   их   семейной микросреды;  повышение   и   содействие   общей   культуры   семьи   и психолого­педагогической компетентности родителей;  оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников   через   трансляцию   основ   теоретических   знаний   и формирование умений и навыков практической работы с детьми;  использование   с   родителями   различных   форм   исходя   из сотрудничества   и   совместного   творчества, индивидуально­дифференцированного подхода к семьям. Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:  изучение   семей   воспитанников:   учет   различий   в   возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;  открытость детского сада семье;  ориентация педагога на работу с детьми и родителями. Работу   с   родителями   следует   строить,   придерживаясь следующих этапов. 1.Продумывание   содержания   и   форм   работы   с   родителями. Проведение экспресс­опроса с целью изучения их потребностей. Важно не   только   сообщить   родителю   о   том,   что   ДОУ   хочет   делать   с   его ребенком,   но   и   узнать,   чего   он   ждет   от   ДОУ.   При   этом   необходимо учитывать,   что   некоторые   родители   предпочитают   сами   заниматься   с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения   своего   сына   или   дочки.   Полученные   данные   следует использовать для дальнейшей работы. 2.Установление   между   воспитателями   и   родителями доброжелательных   отношений   с   установкой   на   будущее   деловое сотрудничество.   Необходимо   заинтересовать   родителей   той   работой, которую   предполагается   с   ними   проводить,   сформировать   у   них положительный образ ребенка. 3.Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного   его   восприятия   посредством   сообщения   им   знаний, информации,   которые   невозможно   получить   в   семье   и   которые оказываются   неожиданными   и   интересными   для   них.   Это   может   быть информация   о   некоторых   особенностях   общения   ребенка   со сверстниками,   его   отношении   к   труду,   достижениях   в   продуктивных видах деятельности. 4.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют   здесь   активную   роль,   рассказывая   во   время   посещения   семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка. 5.Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества. Все формы с родителями подразделяются на: •   коллективные   (массовые,   индивидуальные   и   наглядно­ информационные; • традиционные и нетрадиционные. Коллективные (массовые) формы   подразумевают   работу со   всем   или большим   составом родителей   ДОУ (группы).   Это   совместные   мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены   для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно­информационные ­   играют   роль   опосредованного   общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы   работы, проверенные   временем.   Их   классификация,   структура, содержание,   эффективность   описаны   во   многих   научных   и   методических источниках. просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: таким формам можно   отнести   педагогическое   К   • внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ; • работа   с   родителями   за   пределами   ДОУ.   Ее   цель   –   охватить подавляющее   большинство родителей дошкольников   независимо   от   того, посещают их дети детский сад или нет. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются на нетрадиционные формы установление неформальных   контактов   с   родителями,   привлечение   их направлены общения.   Они       внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Т.В.   Кротова   предлагает   следующую   классификацию   нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (табл. 1). Таблица 1 Наименование Цель использования Информационно­ аналитические Выявление интересов,  потребностей, запросов  родителей, уровня их  педагогической грамотности. Познавательные   Ознакомление   родителей   с возрастными и психологическими детей особенностями дошкольного возраста. Формирование   у   родителей практических навыков   воспитания детей.     Формы проведения общения  Проведение  социологических срезов,  опросов  «Почтовый ящик»  Индивидуальные  блокноты  Семинары­практикумы  Тренинги  Проведение   собраний, в консультаций нетрадиционной форме  Мини­собрания  Педагогический брифинг  Педагогическая гостиная  Устные   педагогические   журналы  Игры   с   педагогическим содержанием  Педагогическая библиотека родителей   для Наглядно­ информационные: информационно­ ознакомительные; информационно­ просветительские   Ознакомление   родителей   с работой дошкольного учреждения,   особенностями воспитания детей. Формирование   у   родителей знаний   о   воспитании   и развитии детей.    Исследовательско­   проектные, ролевые, имитационные   и   деловые игры.  Информационные проспекты для родителей  Альманахи  Журналы   и   газеты, издаваемые   ДОУ   для родителей  Дни   (недели)   открытых Досуговые Установление эмоционального   контакта между педагогами, родителями, детьми.   дверей  Открытые   просмотры занятий   и   других   видов деятельности детей  Выпуск стенгазет  Организация   библиотек.  Совместные праздники  Выставки     мини­ досуги, работ родителей и детей  Кружки и секции  Клубы   отцов,   бабушек, семинары, дедушек,   практикумы. Рассмотрим   описанные   выше   группы   форм   взаимодействия   педагогов   и родителей подробнее. Информационно­аналитические   формы   организации   взаимодействия   с родителями.  Анкетирование.   Один   из   распространенных   методов   диагностики, который   используется   работниками   ДОУ   с   целью   изучения   семьи, выяснения   образовательных   потребностей   родителей,   установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. На   основе   анкетных   данных   можно   разработать   критерии «включенности»   родителей   в   образовательный   процесс.   Он   может отражать   количественные   показатели   присутствия   родителей   на групповых   мероприятиях:   посещение   родительских   собраний   и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение   помощь   родителей   в   оснащении «Дня   открытых   дверей»; педагогического   процесса.   А   также   качественные   показатели: инициативность,   ответственность,   отношение   родителей   к   продуктам совместной   деятельности   детей   и   взрослых.   Такой   анализ   позволяет выделить три группы родителей. Родители – лидеры,  которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно­образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители   –   исполнители,  которые   принимают   участие   при   условии значимой мотивации. Родители   –   критические   наблюдатели.  Изменение   восприятия родителей   как   участников   образовательного   процесса   привело   к изменению   понимания   типов   семей:   активные   участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные,   но   желающие   решить   проблемы   с   помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Все   это   поможет   воспитателю   найти   дифференцированный   подход   к родителям во время проведения совместных мероприятий.  Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по   разным   видам   деятельности,   родители   могут   помечать,   что   их интересует в воспитании детей. Познавательные формы взаимодействия с родителями.  Общее   родительское   собрание.   Его   цель   ­   координация   действий родительской   общественности   и   педагогического   коллектива   по вопросам   образования,   воспитания,   оздоровления   и   развития воспитанников.  Педагогический   совет   с   участием   родителей.   Целью   данной   формы работы   с   семьей   является   привлечение   родителей   к   активному осмыслению   проблем   воспитания   детей   в   семье   на   основе   учета индивидуальных потребностей.  Родительская конференция ­ одна из форм повышения педагогической культуры   родителей.   Ценность   этого   вида   работы   в   том,   что   в   ней участвуют не только родители, но и общественность.  Тематические   консультации   организуются   с   целью   ответить   на   все вопросы,   интересующие   родителей.   Часть   консультации   посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др.  Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е. П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно   и  нужно   использовать   данную   форму.  Она   помогает   лучше   и глубже   понять   состояние   отношений   в   конкретной   семье,   вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что­то изменить в сложившейся ситуации).  Групповые собрания родителей При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:  Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.  Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т. д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.  Изготовление памяток  с  советами на тему  собрания. Их  содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.  Подготовка конкурсов, выставок.  Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.  Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).  Подготовка плакатов по теме собрания и т. д.  «Круглый   стол».   В   нетрадиционной   обстановке   с   обязательным участием   специалистов   обсуждаются   с   родителями   актуальные проблемы воспитания.  Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа   чтобы   которая   регулярно   собирается   для   того, родителей,   воспитателям   группы   в содействовать   администрации   ДОУ, совершенствовании   условий   для   осуществления   образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности;   участвовать   в   организации   и   проведении   совместных мероприятий.  Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со   структурой   и   спецификой   проведения   занятий   в   ДОУ.   Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.  «Дни   открытых   дверей».   «Дни   открытых   дверей»   дают   родителям возможность   увидеть   стиль   общения   педагогов   с   детьми,   самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.  Презентация   дошкольного   учреждения.   Это   осовремененная   в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы.  Клубы   для   родителей.   Данная   форма   общения   предполагает установление   между   педагогами   и   родителями   доверительных отношений,   осознание   педагогами   значимости   семьи   в   воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.  Мини­собрания.   Выявляется   интересная   семья,   изучается   ее   опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две­три семьи, разделяющие ее   позиции   в   семейном   воспитании.   Таким   образом,   в   узком   кругу обсуждается интересующая всех тема.  Исследовательско­проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения   участники   игры   с   помощью   специалистов   пытаются проанализировать   ситуацию   со   всех   сторон   и   найти   приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»  Дни   добрых   дел.   Дни   добровольной   посильной   помощи   родителей группе, ДОУ ­ ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно   –   развивающей   среды   в   группе.   Такая   форма   позволяет налаживать   атмосферу   теплых,   доброжелательных   взаимоотношений между   воспитателем   и  родителями.  В  зависимости   от   плана   работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т. д. Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т. д.) К   группе   познавательных   ­   относятся   и   индивидуальные   формы взаимодействия   с   родителями.   Преимущество   такой   формы   работы   с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми,   как   в   группе,   так   и   дома,   педагоги   намечают   конкретные   пути совместного взаимодействия с ребенком.  Педагогические   беседы   с   родителями.   Оказание   родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может   быть,   как   самостоятельной   формой,   так   и   применяться   в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.  Индивидуальные   консультации.   Консультации   по   своему   характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя,   а   проводя   консультацию,   отвечая   на   вопросы   родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.  Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.  Доброволец.   У   родителей   и   детей   могут   быть   общие   интересы   или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях,   помогать   в   организации   мероприятий,   обеспечивать транспортом,   помогать   убирать,   обустраивать   и   украшать   групповые помещения и пр.  Досуговые формы взаимодействия с родителями.  Праздники,   утренники,   мероприятия   (концерты,   соревнования).   К данной   группе   форм   относятся   проведение   педагогами   дошкольных учреждений традиционных совместных праздников и досугов т. д.  Выставки   работ   родителей   и   детей,   семейные   вернисажи.   Такие выставки,   как   правило,   демонстрируют   результаты   совместной деятельности родителей и детей.  Благотворительный   акции.   Такая   форма   совместной   деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Наглядно­информационные формы взаимодействия с родителями.  Уголок   для   родителей.   Невозможно   представить   детский   сад   без красиво   и   оригинально   оформленного   родительского   уголка.   В   нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы,   расписание   занятий,   ежедневное   меню,   полезные   статьи   и справочные материалы­пособия для родителей  Выставки, вернисажи детских работ. Их цель ­ демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т. д.).  Информационные   листы.   Они   могут   нести   в   себе   следующую информацию: • информацию о дополнительных занятиях с детьми • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; • просьбы о помощи; • благодарность добровольным помощникам и т. д.  Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких­либо действий  Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается   во   временное   пользование   родителям.   Когда   родители ознакомятся   с   содержанием   папки­передвижки,   с   ними   следует побеседовать   о   прочитанном,   ответить   на   возникшие   вопросы, выслушать предложения и т. д. Письменные формы взаимодействия с родителями.  Брошюры.   Брошюры   помогают   родителям   узнать   о   детском   саде. Брошюры   могут   описать   концепцию   детского   сада   и   дать   общую информацию о нем.  Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.  Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.  Еженедельные   записки.   Еженедельная   записка,   адресованная непосредственно   родителям,  сообщает   семье   о   здоровье,  настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.  Неформальные   записки.   Воспитатели   могут   посылать   с   ребенком короткие   записки   домой,   чтобы   информировать   семью   о   новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь.  Личные   блокноты.   Такие   блокноты   могут   каждый   день   курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в ДОУ.  Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.  Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.  Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов. Эффективное   взаимодействие   с   родителями   детей   дошкольного возраста   повышает   родительскую   ответственность   за   воспитание   в   семье,   Создание   благоприятной развивает   педагогическую   компетентность. эмоциональной   атмосферы   в   отношениях   между   родителями   и   педагогами обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех дошкольного учреждения в целом. Взаимодействуя с родителями важно стремится к тому, чтобы детям в группе   было   интересно   и   уютно.   Благодаря   этому,   все   дела   проходят   с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего   труда,   умения,   творчества.   В   итоге   выпуская   детей   в   школу,   вы останетесь   для   родителей   добрыми   коллегами­друзьями.   Для   обеспечения благоприятных  условий  жизни  и  воспитания ребёнка,  формирования основ полноценной,   гармоничной   личности   необходимо   укрепление   и   развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Статья «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2019