Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"
Оценка 4.7

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Оценка 4.7
Документация
doc
информатика +1
Взрослым
05.06.2019
Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"
Современные разработки в области компьютерной техники затронули все сферы нашей жизни. Не прошли они стороной и сферу обучения и образования. Сегодня даже самые закоренелые приверженцы традиционных методов обучения вынуждены признать, что гаджеты расширяют границы процесса обучения и позволяют использовать в образовательных учреждениях новые методики, которые совсем недавно казались научной фантастикой, но с развитием современных компьютерных технологий стали реальностью.
Статья Современные информационные технологии.doc
Легарева Т.В., учитель информатики  МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска Новикова А.И. учитель математики  МБОУ Шиловичская ОШ Духовщинского р­на Смоленской обл.  Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»? Еще в 1985 году основатель Apple Стив Джобс говорил: «Компьютер ­ это самый   невероятный   инструмент,   который   мы   когда­либо   видели.   Его   можно использовать в качестве текстового процессора, центра коммуникаций, супер­ калькулятора,   планировщика,   художественного   инструмента   и   так   далее.   Ни один   предмет   не  обладает   мощью  и   универсальностью   компьютера....  Сейчас компьютеры   делают   нашу   жизнь   проще.   Они   обрабатывают   данные   за   доли секунды, а у нас это бы заняло множество часов. Они повышают качество жизни и расширяют наши возможности. С каждым годом они будут делать для нас все больше и больше». И, действительно, его слова оказались пророческими. Современные разработки в области компьютерной техники затронули все сферы нашей жизни. Не прошли они стороной и сферу обучения и образования. Сегодня даже самые закоренелые приверженцы традиционных методов обучения вынуждены   признать,   что   гаджеты   расширяют   границы   процесса   обучения   и позволяют   использовать   в   образовательных   учреждениях   новые   методики, которые   совсем   недавно   казались   научной   фантастикой,   но   с   развитием современных компьютерных технологий стали реальностью.  Телефон, КПК, нетбук, ноутбук, планшет, электронная книга – это далеко не весь список гаджетов, которые могут оказать неоценимую помощь в обучении любому предмету. Сегодня   во   многих   образовательных   учреждениях   вовсю   используются интерактивные   доски,   которые   уже   доказали   свою   высокую   эффективность. Кроме   этого,   появилась   возможность   использования   различных   интернет­ сервисов. Это большое подспорье в изучении школьных предметов. Существуют компьютерные программы, которые работают как индивидуальный репетитор по математике,   учитывающий   особенности   каждого   учащегося.   Компьютерные разработки   и   в   сфере   гуманитарных   наук   не   менее   полезны.   Гаджеты­ переводчики  переведут  текст  любой  сложности с любого  интересующего  вас языка. Электронная  книга  также  поможет  в изучении   языков,  поскольку   это приспособление, с помощью которого можно не только читать произведения, но и делать заметки, слушать и создавать аудиозаписи. Для школьников появилась бесплатная онлайн ­ библиотека аудиокниг, где российские школьники могут бесплатно   прослушать   и   скачать   аудиокниги   из   школьной   программы   в исполнении   известных   российских   артистов   на   новом   интернет   ­   ресурсе "Аудиохрестоматия.рф". Тысячи обучающих курсов по разнообразным темам существуют в режиме онлайн,   позволяя   человеку   получить   обширные   знания,   сидя   за   экраном компьютера.   Кроме   всего   прочего,   новые   технологии   позволяют   молодому поколению оперативно получать самую новую, самую «свежую» информацию о том, что происходит в мире. Интернет ­ самый популярный источник получения информации среди прочих у молодого поколения.  Повезло нам или нет, но мы живем в XXI веке – веке информационных технологий. С каждым годом на свет появляется бессчетное количество новых высокотехнологичных   устройств,   компьютерный   рынок   становится   все   более разнообразным. Темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Компьютер,   интернет   и   другие   информационные   технологии   позволяют человеку,   не   выходя   из   дома,   общаться   с   друзьями,   обучаться,   работать, путешествовать.   Персональные   компьютеры   становятся   все   компактнее,   что позволяет человеку не расставаться с ними, где бы он ни был.  Несомненны плюсы использования компьютерной техники подрастающим поколением.   Компьютер   содействует   интеллектуальному   развитию   детей, улучшает внимание, развивает память, формирует познавательные мотивации, улучшает     Учит   анализировать, классифицировать,   находить   выход   из   нестандартных   ситуаций.   Ребёнок, который   с   детства   хорошо   ориентируется   в   компьютере,   обретает   большую уверенность,   и   учится   добиваться   своей   цели.   Но,   к   сожалению,   не   все   так радужно и беспроблемно.  зрительно­моторную   координацию. Иногда трудно оторвать ребёнка от занимательной игры, и переключить его внимание на что­то другое. Ребёнка начинают интересовать игры, новости it­ технологий и интернета  больше, чем  что бы то  ни  было. Тогда  электронная машина   превращается   из   помощника   во   врага.   В   школах   сегодня   детям разрешается   пользоваться   гаджетами   на   переменах.   Но   если   ребенок   всю перемену играл в электронные игрушки на телефоне или в планшете, или сидел в социальных сетях и интернете, где совершенно нет фильтра информации, то не удивительно, что учителя не могут привлечь внимание школьника на уроке. В   учебных   заведениях   на   использование   техники   накладывают ограничения, но делать это все сложнее, потому что мобильный телефон в наше неспокойное   время   –   вещь   необходимая,   и   родители   нуждаются   в   связи   с ребенком.   Во   время   урока   запрещено   включать   звук,   но   это   не   удерживает школьников от тайных попыток зайти в Интернет.  Известно,  что   и  взрослые,  слишком  увлекающиеся   Интернетом,  теряют коммуникативные навыки. Но дети не успевают их даже развить! Своё негативное отношение к компьютеру высказывают и медики, приводя следующие доводы: неблагоприятное воздействие электромагнитных излучений, неправильное   формирование   осанки,   появление   ухудшение   зрения, эмоциональных стрессов, вследствие нервного перенапряжения, частичная или полная зависимость от компьютера По мнению многих педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по­другому» и пр. Учителя, психологи и родители   в   один   голос   твердят:   «современные   дети   совершенно   не   такие, какими были мы!». Большинство   родителей   винит   во   всех   возникающих   трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Психологи считают, что винить ни тех, ни других нельзя, поскольку   в   случившемся   виновен   весь   современный   мир,   вся   наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация. Одно   из   главных   отличай   в   познании   мира   современными   детьми   –   в доступности   информации.   Скорость   физиологического   взросления   детей осталась   прежней,   но   поток   информации   и   количество   каналов   воздействия выросли в разы.  Например, сегодня в английском языке около 540.000 слов. Это примерно в 5  раз больше,  чем во  времена  Шекспира.  В  выпуске  какой­либо современной   газеты   за   одну   неделю   содержится   больше   информации,   чем человек  18  века получал   за  всю  жизнь. Вся   информационная  пища, которую ребенок не в состоянии переварить, выливается из него обратно.  Этот процесс проявляется в виде эмоциональных выпадов, хамства и плохого поведения.  У нынешнего поколения есть проблемы с разрешением конфликтов. Если мы в детстве четко знали, как надо себя вести, чтобы кого­то не обидеть, могли помириться   и   найти   компромисс,   то   сейчас   дети   плохо   ориентируются   в подобных   вещах.   Если   ребенок   застрял   на   компьютере,   то   у   него   большие проблемы с коммуникацией. В сети можно не отвечать на комментарий, перейти на другой сайт – то есть уйти от конфликта. А еще наши дети застенчивы, потому что компьютер не учит преодолевать этот комплекс, это возможно только при личном общении. Современные дети менее   романтичны   и   более   прагматичны.   Их   мир   заполнен   материальными ценностями. И что еще отличает современных детей от нас – это талант. У них больше возможностей   развивать   свои   способности.   Они   могут   найти   любую информацию в любое время. Современный мир ­ это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений. Наши дети быстрее нас осваивают новинки бытовой техники, «с пеленок» могут   пользоваться   компьютером   и   пультом   от   телевизора.   Современный ребенок   живет   в   мире   электронной   культуры.   Они   привыкли   к   общению посредством технологий не только со сверстниками, но и с родителями. Ведь сегодня   на   любой   вопрос   своего   чада   родителям   легче   всего   ответить: «Посмотри в интернете!». Помните, как пелось в песне из фильма "Приключения Электроника" уже  более 30 лет назад: До чего дошёл прогресс! Труд физический исчез, Да и умственный заменит Механический процесс. Так   может   в  скором  времени  учителя   заменит  робот,  а  дистанционное образование полностью заменит традиционные методы обучения? Тем более, что опыт преподавания предметов роботами насчитывает уже не один год в мировой практике. Так, например, уже 5 октября 2016 года в Казани школьный робот­ учитель EVA впервые провел урок информатики в 7 классе IТ­лицея. Робот EVA,   разработанный   российской   компанией   «Андроидная   техника»,   внешне напоминает   одноименную   героиню   мультфильма   «Валл­И».   Он   может перемещаться   по   классу   на   колесной   платформе,   распознавать   лица   и   речь, отвечать   на   вопросы   учеников,   поддерживать   диалог.   Ева   умеет   шутить. Например, она цитирует фразу из "Звездных войн": "Да пребудет с тобой сила", что веселит школьников.  Может   ли робот заменить   учителя? Вопрос,   скажем   прямо,   не   новый. Размышления, дискуссии и гипотезы на эту тему звучат достаточно часто. И несмотря на то, что Мода — дама капризная, и с ее легкой руки, популярными могут стать любые способы обучения, мы все же думаем, что никакой робот, никакое   дистанционное   обучение   не заменят   живого   общения   человека с человеком.  Самый  важный   навык,  неподвластный роботу, ­  критическое   мышление. Машинам неподвластно   так   же   творчество,     потому   что   творческий   процесс невозможно   автоматизировать.   А   значит,   совместное   творчество   учителя   и обучающихся останется процессом взаимодействия людей, а не людей и машин. Невозможно запрограммировать артистизм, любопытство, воображение ­ вот   качества,   которые   присущи   только   человеку,   важные   составляющие образовательного процесса. Коммуникационные навыки, в том числе, навыки качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать, для развития ребенка не менее важны. И этому способны научить люди, а не роботы. И нужно заметить, что учитель ­   это еще и друг, и психолог для детей, поэтому он всегда будет востребован. Учитель – человек, который способен поддержать   и   посочувствовать,   порадоваться   за   своего   ученика   и   испытать чувство гордости за каждое его достижение. Естественно,   что   в современных   условиях   роль   учителя   меняется:   единственного   и потому   непререкаемо из распространителя   знаний, авторитетного   источника   информации,   учитель   превращается   в помощника, наставника, организатора процесса получения знаний. А значит, современному учителю   необходимо   владеть   современными   методиками   и   новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"

Статья "Современные информационные технологии – благо прогресса или «неизбежное зло»?"
Скачать файл