Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»
Оценка 4.8

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Оценка 4.8
Лекции
doc
биология
Взрослым
29.08.2017
Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»
Данная статья посвящена проблеме сохранения здоровья школьников в условиях реализации образовательной политики РФ. В статье говорится об основных направлениях работы учителя биологии в организации образовательного процесса, способствующего профилактики заболеваемости обучающихся. Автор затрагивает проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе, организации современного урока в условиях сохранения здоровья ребенка, привлечения родителей в формировании здоровьесберегающих умений и навыков у детей.Данная статья посвящена проблеме сохранения здоровья школьников в условиях реализации образовательной политики РФ. В статье говорится об основных направлениях работы учителя биологии в организации образовательного процесса, способствующего профилактики заболеваемости обучающихся. Автор затрагивает проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе, организации современного урока в условиях сохранения здоровья ребенка, привлечения родителей в формировании здоровьесберегающих умений и навыков у детей.
статья.doc
Название статьи: «Современные подходы к сохранению здоровья школьников  в реализации образовательной политики России» Автор: Аширбекова Екатерина Ивановна, учитель биологии МОБУ «СОШ№6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Всеволожска, высшая  квалификационная категория, ashir Написана для сборника статей IX междисциплинарной научно­практической   .  ru тел 8­960­263­84­56    58@   mail   конференции «Здоровье и образование» Данная статья посвящена проблеме сохранения здоровья школьников в  условиях реализации образовательной политики РФ. В статье говорится об  основных направлениях работы учителя биологии  в организации  образовательного процесса, способствующего профилактики заболеваемости  обучающихся. Автор затрагивает проблемы создания здоровьесберегающей  среды в школе, организации современного урока в условиях сохранения  здоровья ребенка, привлечения родителей в формировании  здоровьесберегающих умений и навыков у детей. Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России Забота о здоровье  ­ это важнейший труд воспитателя.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,  вера в свои силы. В.А. Сухомлинский. Проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья школьников   исключительно   значима   и   актуальна,   поскольку   от   состояния здоровья   человека   зависит   уровень   экономики,   качество   жизни   людей, национальная безопасность. Нашей стране нужны физически и нравственно здоровые люди. Об этом говорится в Федеральном законе «Об Образовании», где   указывается   необходимость   воспитания   тех   людей,   которые   смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей на пути их достижения.[1]    Именно   поэтому   перед   школой   стоит   задача   подготовки   учащихся   по   вопросам   укрепления   физического   и   психического   здоровья,  овладения каждым из них определенным минимумом знаний и умений, необходимых для оптимизации личного здоровья и гармоничного развития. Очевидно, что от сформированности  у учащихся в рамках учебно­образовательного процесса модели   поведения   будет   зависеть   последующая   их   деятельность   по преобразованию личного здоровья, сохранению его потенциала.[2]  Ухудшение здоровья  школьников в основном связано с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением взаимоотношений «учитель­ученик» и межличностных отношений в классе, а так же снижением двигательной   активности,   неправильным   питанием,   возрастанием   доли учащихся с пагубными привычками [3].  Перед   современной   школой   стоит   множество   задач,   которые   зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее ухудшение здоровья   детей;   с   одной   стороны   –   возросший   поток   информации, современные   компьютерные   технологии,   с   другой   –   нежелание   учиться, низкая   успеваемость.   Как   привести   в   соответствие   поставленные   задачи   с объективной   реальностью?   Мы   –   учителя   современной   школы   ­   призваны искать ответы на эти вопросы. У меня как у учителя биологии есть прекрасная возможность на своих уроках пропагандировать  здоровый образ жизни, говорить о ценности   здоровья и объяснять, что может стать со здоровым человеком, если он не заботится о себе.   Биология   является   основным   предметом   в   образовательном   поле   по вопросам   формирования   здорового   образа   жизни,   поскольку   обеспечивает необходимый объём знаний об организме человека, закономерностях его роста и   развития,   анатомо­физиологических   особенностях   репродуктивной системы,   медико­гигиенических   аспектах   проблемы.   Важно   научить   детей понимать, что наш организм – биологическая система, живущая по законам Вселенной. Каждый урок биологии – это урок здоровья, в каждой теме можно выделить вопросы, ориентированные на здоровье: ­ Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика   заболеваний,   вызываемых   бактериями.   Использование бактерий в биотехнологиях. ­Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.   Грибы­паразиты,   вызывающие   болезни   растений,   человека. Использование грибов в биотехнологиях. ­  Соблюдение правил гигиены при употреблении сырой воды.   ­   Использование   пчел   в   народной   медицине.   Лекарственные   свойства продуктов пчеловодства. В   ходе   преподавания   биологии   я   постоянно   использую   активные   формы обучения:   деловые   игры,   пресс­конференции,   дискуссии,   спектакли, экскурсии. Например, на уроках по  теме «Питание и здоровье»,  учащиеся знакомятся   с   заболеваниями   (гастрит,   ожирение,   диабет,   гипертония, злокачественные   опухоли   и.т.п.),   которые   во   многом   обусловлены неправильным   питанием.   Мы   говорим   о   значении   употребления   в   пищу продуктов   с   низким   и   высоким   содержанием   жиров,   сахара,   соли;   о голодании,   важности   врачебного   контроля   в   этот   период   и   возможных негативных последствиях. Школьники учатся составлять ежедневные рационы питания.    Проводятся дискуссии по темам: «Значение включения овощей и фруктов в рацион   питания»,   «Соль   и   ее   влияние   на   организм».   Были   организованы конференции: «Рациональное питание и здоровье человека», «Искусственная пища: за и против». В настоящее время актуальна тема о пищевых добавках и поэтому включаю урок по теме «Пищевые добавки». Цель урока – раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства для   пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья, изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска их употребления.  При изучении раздела «Генетика» решаем задачи, где практически доказываем передачу наследственных болезней от родителей к потомству. Ребята делают для   себя   выводы   о   том,   что,   зная   свою   родословную,   можно   избежать нежелательных последствий. Формирование   культуры   здоровья   школьников   –   это   не   столько   обучение основным   вопросам   личной   гигиены   и   профилактики   инфекционных заболеваний, сколько воспитание осознанной потребности ведения здорового образа   жизни,   формирование   психологической   устойчивости   к   обрастанию вредными   привычками.   Ролевые   игры,   разработанные   мною   ко   многим урокам, способствуют формированию и развитию данных навыков, например: «Вы – доктор» Учитель: Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам дается только один организм, и заменить его невозможно. И поэтому свое здоровье, свой организм нужно беречь уже с детства. Предположим, что вам предложили   выступить   перед   учащимися   младших   классов   и   рассказать   о профилактике заболеваний органов дыхания и вреде курения. Что бы вы им сказали?     Важную   роль   в   воспитании   здорового   образа   жизни   играют практические   занятия   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности,   выполняя которые подросток выявляет факторы, разрушающие его здоровье. Анкетирование учащихся на тему «Что пьем? Что едим?», анализ их пищевых предпочтений   и   сравнение   с   рекомендациями   диетологов,   а   также   выпуск информационного бюллетеня по итогам проведенной работы и рекомендации по здоровому питанию школьников. Необходимо   отслеживание   момента   снижения   учебной   активности школьников как показатель наступления их утомления, который определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательной активности и пассивных отвлечений   детей   в   процессе   учебной   работы.   А   так   же   определять   и фиксировать   психологический   климат   на   уроке,   наличие   эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы и ее соответствия виду работы в течение урока [4].   Для того, чтобы снизить утомляемость ребят на уроке и повысить интерес и мотивацию   к   предмету,   на   начало   урока   тщательно   подбираю   творческий материал: стихи, песни, сказки проблемные и неожиданные вопросы.   9 класс тема «Взаимодействие генов» начинается словами «родила царица в ночь не то сына, не то дочь…» ­ возможно ли такое в жизни?  Жизненно   необходимыми   для   всех   детей   любого   школьного   возраста являются   двигательные   паузы.   Однообразная   умственная   работа   связана   с возбуждением   отдельных   участков   мозга,   которое   затем   сменяется внутренним   торможением,   вследствие   чего   внимание   детей   ослабевает. Провожу кратковременные упражнения под музыку, танцевальные минутки, минутки   для   шутки,   что   вызывает   возбуждение   других   отделов   мозга, усиливает кровообращение и создаются благоприятные условия для отдыха ранее   возбуждённых   отделов.   После   такого   короткого   активного   отдыха внимание детей повышается и улучшается восприятие учебного материала. Такие  упражнения провожу  стоя  и  сидя.  В  них задействованы   все  группы мышц как шейного отдела, плечевого, так и спины, рук, ног.   Очень важно, чтобы школьники осознали оздоровляющее влияние природных компонентов   растений,   рекреационных   ресурсов,   соблюдение   режима питания,   занятия   спортом,   закаливания   организма,   соблюдение   личной гигиены, вред курения, алкоголя, наркомании и т.д. Таким образом, основной задачей является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения и во внеурочное время. Внеклассная деятельность направлена на проведение таких мероприятий как:   «Обменяй сигареты на конфеты», «Веселые старты», «Я против наркотиков», «Здоровый   образ   жизни»,   «День   здоровья»,   «Правила   питания»,   «Вода   и здоровье человека», «Пища как фактор здоровья». Акция «Нет   сигарете!» была проведена в микрорайоне, вывешены плакаты с призывами к взрослым обратить внимание на проблему­ курение детей, продажу сигарет подросткам, обращение   детей   к   родителям­курильшикам.       Организованна   школьная агитбригада «  Мы ­   за  здоровый  образ жизни!»  из  учеников 7­9 классов. Традицией   стали   ежегодные   экскурсии  6­8  классов   в   музей   Гигиены, 9­11 классы   в   Военно­Медицинскую   Академию   имени   Кирова,   организуются встречи девушек старшеклассниц с гинекологом и совместная работа школы с наркологом   по   профилактике   заболеваний,   возникающих   вследствие несоблюдения правил контрацепции и употребления наркотических веществ и алкоголя. Несмотря на то, что ежегодно ведется мониторинг уровня здоровья учащихся, диагностика   заболеваний,   считаю,   необходимо   информировать   всех участников образовательного процесса  о современном подходе к вопросам здоровья, изменить отношения к вопросам ЗОЖ самих учащихся, родителей и педагогов.   На   родительские   собрания   предлагаются   следующие   темы   для обсуждения: «Учить детей быть здоровыми», «Что нужно знать родителям о физиологии детей», «Береги себя для жизни».   Как классный руководитель провела   анкетирования   на   тему   «Режим   дня   в   жизни   вашего   ребёнка», «Компьютер и здоровье вашего ребенка». Показателем здоровья и хорошей физической формы моих воспитанников является их разноплановая досуговая занятость (бокс – 5 чел., волейбол – 4 чел., футбол – 5 чел., танцевальный кружок   –   5   чел.,   музыкальная   школа   –   4   чел.,   )   и   участие   в   спортивных соревнованиях различного уровня.  В заключении, следует отметить, что современная школа должна создавать благоприятные   условия   для   обучения   школьников.   Образовательная   среда должна   быть   здоровьесберегающей   и   объединяющей   как   учебную,   так   и   в неучебную   деятельность   учащихся,   семью   и   образовательное   учреждение. Необходимо   совершенствовать   процесс   подготовки   и   переподготовки педагогических   кадров,   формировать   их   готовность   работать   в   условиях личностно­ориентированного   обучения.   Одной   из   задач   российской педагогики   является   усиление   пропаганды   идеи   сохранения   и   укрепления здоровья детей, которая должна стать национальной идеей и объединить все слои общества. Список литературы: 1. Федеральный закон «Об Образовании»: статьи 1, 2, 8. Любое издание 2. Мамитова   Галина   Александровна   «Педагогические   условия формирования   индивидуального   стиля   здорового   образа   жизни учащихся в процессе изучения биологии кандидат педагогических наук» Научная   библиотека   диссертаций   и   авторефератов   disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie­usloviya­formirovaniya­ individualnogo­stilya­zdorovogo­obraza­zhizni­uchashc#ixzz28FdBrs00 3. Лопаева,   Н.С.   Воспитательная   среда   вуза   в   формировании здоровьесберагающих   компетенций   //   Вестник   ЧГПУ.   ­2010.   ­№10 [электронный   http://www.cspu.ru/uchenomu/vestnik.html ресурс] ­     Режим   доступа.   ­ 4. Радченко, М. П. Здоровьесберегающая компетентность как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения [электронный ресурс]/ М. П.Радченко, И. В.Плющ. Режим   доступа:   http://www.sibuch.ru/_OLD/article.php?no=623.­   Дата обращение: 23.11.2011

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»

Статья. «Современные подходы к сохранению здоровья школьников в реализации образовательной политики России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2017